Гражданское дело № 2-76/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Нерчинский Завод 04 февраля 2014 года
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Былковой В.А.,
при секретаре судебного заседания Олехник О.Н.,
с участием помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Ярославцева Р.С.,
представителя Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края о понуждении устранить нарушения действующего бюджетного законодательства РФ и Законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования путем создания контрольно-счетного органа муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в порядке, установленном Федеральным законом 06.10.2011 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Уставом муниципального района «Нерчинско-Заводский район»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нерчинско-Заводского района обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением к Совету МР «Нерчинско-Заводский район», мотивируя следующим.
В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выявлены нарушения в деятельности Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в части создания юридического лица - контрольно-счетного органа муниципального района «Нерчинско-Заводский район», что противоречит требованиям Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», БК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Просит возложить на Совет муниципального района «Нерчинско-Заводский район» обязанность устранить нарушения действующего бюджетного законодательства РФ и Законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования путем создания контрольно-счетного органа муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в порядке, установленном Федеральным законом 06.10.2011 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Уставом муниципального района «Нерчинско-Заводский район».
В судебном заседании помощник прокурора Ярославцев Р.С. исковое требование поддержал полностью.
Представитель ответчика Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» ФИО1, выступающая на основании прав по должности, в судебном заседании выразила согласие с исковыми требованиями прокурора и пояснила, что в МР «Нерчинско-Заводский район» создан орган внешнего финансового контроля-контрольно-счетный орган, который статусом юридического лица не обладает, сформирован в составе представительного органа муниципального образования.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»-контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования;
контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно;
контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица; контрольно-счетные органы имеют гербовую печать и бланки со своими наименованием и изображением герба субъекта РФ или муниципального образования.
Из ст. 5 ФЗ от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» следует, что контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа;
структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;
в состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.
Согласно Положению «О контрольно-счетной палате муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от ДД.ММ.ГГГГ № № контрольно-счетная палата муниципального района «Нерчинско-Заводский район» является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом муниципального района «Нерчинско-Заводский район» и ему подотчетна;
контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно;
деятельность Контрольно-счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район».
В соответствии с п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в его действующей редакции (далее - Закон N 131-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 38 вышеназванного Федерального закона N 131-ФЗ, контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), Законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Выступая в качестве нормативных правовых актов прямого действия, Федеральные законы N 6-ФЗ и N 131-ФЗ направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы апелляционного представления о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Законом N 6-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что в Советом МР «Нерчинско-Заводский район» в нарушение требований ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", предусматривающих создание контрольно-счетного органа муниципального образования, который является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, создан орган внешнего финансового контроля-контрольно-счетный орган, который статусом юридического лица не обладает, так как он сформирован в составе представительного органа муниципального образования.
Таким образом, Советом муниципального района «Нерчинско-Заводский район» требование федерального законодательства по созданию органа внешнего финансового контроля-контрольно-счетного органа обладающего статусом юридического лица, наделенного самостоятельными полномочиями органа внешнего муниципального контроля не соблюдается, что влечет за собой нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края о понуждении устранить нарушения действующего бюджетного законодательства РФ и Законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования путем создания контрольно-счетного органа муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в порядке, установленном Федеральным законом 06.10.2011 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Уставом муниципального района «Нерчинско-Заводский район», удовлетворить.
Возложить на Совет муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края обязанность устранить нарушения действующего бюджетного законодательства РФ и Законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования путем создания контрольно-счетного органа муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в порядке, установленном Федеральным законом 06.10.2011 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Уставом муниципального района «Нерчинско-Заводский район, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его оглашения с подачей апелляционной жалобы, представления через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья В.А. Былкова