ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-772/19 от 27.01.2019 Кежемского районного суда (Красноярский край)

№ 2-772/2019 г. 24RS0027-01-2019-000565-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(копия)

г. Кодинск 25 июля 2019 года

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Плаховой С.А.,

при секретаре Гусевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кежемская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кежемская районная больница» (далее – КГБУЗ «Кежемская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы с июля 2018 года по август 2018 года в сумме 9738,25 рублей. Свои требования мотивировала тем, что работает администратором регистратуры в организации ответчика. Нормы действующего трудового законодательства РФ допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с 01.05.2018 года не менее 23422,30 руб., при условии отработки нормы рабочего времени в месяц. В нарушение трудового законодательства заработная плата истца по основному месту работы составляла за исковой период менее МРОТ.

Истец ФИО1 в зал суда не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика КГБУЗ «Кежемская районная больница» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, однако с расчетом исковых требований на сумму 9738,25 руб. согласилась.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерство здравоохранения Красноярского края в зал суда не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил возражение на исковое заявление о взыскании заработной платы, просил дело рассмотреть по существу в отсутствии представителя министерства здравоохранения Красноярского края.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

С учетом положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица на стороне ответчика.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 7, 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Ч.3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148ст.ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 N 41-ФЗ) с 1 мая 2018 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере в сумме 11163 рублей в месяц.

В соответствии с перечнем районов крайнего севера и местностей приравненных к районам крайнего севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 – Кежемский район относится к местности приравненной к районам крайнего севера.

В соответствии с п.16 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" Процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:

в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка…

Процентная надбавка в Кежемском районе Красноярского края (применительно к истцу установлена в размере 50%).

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 установлен районный коэффициент для Кежемского района. На основании решения исполнительного комитета Красноярского краевого совета народных депутатов № 151-П от 09.07.1991 года в Кежемском районе установлен районный коэффициент - 1,6 к заработной плате.

Согласно ч. 5 ст. 133.1 ТК РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Судом установлено: КГБУЗ «Кежемская районная больница» является юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ, что подтверждается представленными документами.

Истец ФИО1 работала в исковой период июль - август 2018 года в должности «администратор регистратуры» на 1 ставке в КГБУЗ «Кежемская районная больница» при 5-ти дневной 36 часовой рабочей неделе, с окладом с 01.01.2018 года в размере 2971,00 руб., с районным коэффициентом в размере 60 % и процентной надбавкой в размере 50 %, что подтверждается: приказом о переводе на другую работу № 27/2 от 22.01.2018 года, дополнительным соглашением от 01.01.2018 года к трудовому договору № 15 от 25.01.1988 года, дополнительным соглашением от 22.01.2018 года к трудовому договору № 15 от 25.01.1988 года, расчетными листами, табелями учета рабочего времени за исковой период.

24.05.2019 года истец ФИО1 обратилась с заявлением в Кежемский районный суд пояснив, что ей недоплачивают заработную плату.

Исходя из положений приведенного трудового законодательства, заработная плата истца должна быть определена работодателем с 1 мая 2018 года не менее 23442,30 руб. (11163 х 2.1) в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. При этом в указанные начисления не должны входить суммы, начисленные за совместительство должностей, а также за сверхурочную работу.

Между тем, согласно представленным сведениям о начислении истцу заработной платы, последней, с учетом установленной ей доплаты в виде компенсационных выплат (60% - районный коэффициент, 50% - северная надбавка) в указанный в исковом заявлении период выплачивалась ежемесячно заработная плата, размер которой, при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, был ниже гарантированного минимума.

Исследуя расчетные листы, табеля учета рабочего времени истца за исковой период июль - август 2018 года, суд установил, что расчет истца подробно мотивирован, судом проверен, признается верным на сумму 9738,25 руб., ответчиком не оспорен. Согласно представленному расчету по должности «администратор регистратуры» на 1 ставку:

за июль 2018 года недоплата до МРОТ составляет 5934,74 руб.,

за август 2018 года недоплата до МРОТ составляет 3803,51 руб.,

Всего недоплата до МРОТ за исковой период июль–август 2018 года составила 9738,25 руб.

Представитель ответчика КГБУЗ «Кежемская районная больница» расчет истца ФИО1 о взыскании недоначисленной заработной платы за период июль – август 2018 года признал верным на сумму 9738,25 рублей.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно поданному Министерством здравоохранения Красноярского края возражению на исковое заявление о взыскании заработной платы, им (Министерством) исковое заявление ФИО1 рассмотрено, даны пояснения о формировании заработной платы сотрудников КГБУЗ «Кежемская районная больница», об установлении в соответствии с законом Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» с 01.01.2018г. уровня минимальной заработной платы не менее 11016 руб., с 01.05.2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ составляет 11163 руб.. 07.12.2017 г. принято Постановление Конституционного суда РФ № 38-П, в соответствии с которым в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и северная надбавка. Формирование заработной платы сотрудников КГБУЗ «Кежемская РБ» осуществляется на основании положения об оплате труда.

Довод представителя третьего лица на стороне ответчика Министерством здравоохранения Красноярского края о том, что для работников не должны дополнительно начисляться районный и северный коэффициенты на МРОТ, основан на неверном толковании закона.

В соответствии с ч.3 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Так, в соответствии с ч. 7 ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно положениям ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 316 ТК РФ предусмотрен порядок установления размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Приведенными нормами закреплена гарантированная государством обязанность производить в повышенном размере оплату труда работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следовательно, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах, должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Иное толкование положений ст. ст. 129, 133, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым.

Таким образом, для работников, осуществляющих трудовую деятельность в особых климатических условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда (МРОТ), но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента и процентной надбавки. Поэтому заработная плата работников должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.

Суд полагает удовлетворить исковые требования истца ФИО1 в полном объеме, взыскав с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за исковой период июль - август 2018 года в размере 9738,25 руб..

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 1 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

Расчет госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кежемский район будет следующим: согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина уплачивается в размере 9738,25 х 4 %, но не менее 400,00 рублей.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кежемский район подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кежемская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кежемская районная больница» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за период июль - август 2018 года в размере 9738 рублей 25 копеек.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кежемская районная больница» в доход местного бюджета Кежемского района государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Кежемский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись С.А. Плахова

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2019 года.

Копия верна

Судья