Дело № 2-775/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Железноводский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Саматова М.И.,
при секретаре судебного заседания Щеголькове П.В.,
с участием прокурора Барсуковой В.А.
представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2014 года в городе Железноводске гражданское дело по иску
прокурора г. Железноводска
к
администрации города-курорта Железноводска
о признании незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в неосуществлении межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, и постановке их на Государственный земельный кадастровый учет,
установил:
прокурор г. Железноводска обратился в суд с иском администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в неосуществлении межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, и постановке их на Государственный земельный кадастровый учет, утверждая, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 3-6, 84 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией города-курорта Железноводска не приняты меры по организации межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесамии, и постановке их на Государственный земельный кадастровый учет.
Неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российском Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом «г» пункта 3 части 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территорий городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения (пункт 19 части 1 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации) от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст.ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса РФ.
Согласно статье 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (2); установление ставок платы за единицу объема древесины (3); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (6).
В соответствии со ст. 98 Лесного кодекса РФ, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ X" 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 1.1. ст. 84 Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства закреплен в ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, и определен «Лесоустроительном инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ „NL" 516. которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровым учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведении о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом XL> 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимого имущества, кадастровую деятельность, государственную кадастровую оценку, организацию единой системы государственною кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержании необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесом, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (ст. 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве»),
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, в числе прочих являются необходимыми для внесения в Единый государственный peecтp прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, ст. 91 Лесного кодекса РФ, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесною реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства».
В государственном лесном реестре содержится документированная информация (ч.2 ст. 91 Лесного кодекса РФ): о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выдел ах: о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов: об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией города-курорта Железноводска не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности на данные участки, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет участки занятые муниципальными лесами не поставлены.
Невыполнение администрацией города-курорта Железноводска обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ I 3 1-Ф Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государем пенном кадастре недвижимости», выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угроз потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов: организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц администрации города-курорта Железноводска oт решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительском дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.
Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в неосуществлении межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, и постановке их на Государственный земельный кадастровый учет.
Обязать ответчика принять необходимые меры по организации межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, по постановке их на Государственный земельный кадастровый учет.
В судебном заседании прокурор Барсукова В.А. просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города-курорта Железноводска
ФИО1 просила в иске отказать и пояснила, что земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, согласно п. 35 ст. 81 Лесного кодекса РФ, относится установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра.
Ведение реестра осуществляется в отношении лесничеств и лесопарков. При этом, ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации (п. 8 Порядка ведения государственного лесного реестра, утв. Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № 194). Право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № на землях населенного пункта города-курорта Железноводска, занятых городскими лесами, установлены границы Железноводского городского лесничества без деления его территории на участковые лесничества.
Межеванием территории Бештаугорского заказника занимается Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. Вплоть до принятия решения о государственном кадастровом учете границ указанной территории установить границы городских лесов не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города-курорта Железноводска от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края поступил проект границ государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», в том числе расположенного на территории города-курорта Железноводска на согласование (вхд. № от 05.05.2014). Однако, в связи с тем, что в проекте границ имелись нарушения, согласовать не представилось возможным (исх. № от 20.05.2014).
Выслушав прокурора, представителя ответчика. исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, в том числе могут быть отнесены иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли (не предусмотренные абз. 2, 3, 4 и 5 п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-Ф3).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 101 ЗК к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, согласно п. 35 ст. 81 Лесного кодекса РФ, относится установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра.
Ведение реестра осуществляется в отношении лесничеств и лесопарков. При этом, ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации (п. 8 Порядка ведения государственного лесного реестра, утв. Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № 194).
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
При этом, согласно п.п. 1, 5 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Согласно приведенным нормам земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных статей Земельного кодекса и Лесного кодекса, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса (ст. 67 - лесоустройство, ст. 69 - проектирование лесных участков, ст. 92 - государственный кадастровый учет лесных участков).
В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 84 Лесного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как указано выше в решении, земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № на землях населенного пункта города-курорта Железноводска, занятых городскими лесами, установлены границы Железноводского городского лесничества без деления его территории на участковые лесничества. В состав Железноводского городского лесничества входит 3 лесничества - Железноводское (20-73 лесные кварталы), Бештаугорское (30-38, 41-59, 62-74, 79-91, 93 лесные кварталы), Машукское (1-5 лесные кварталы).
Лесничества входят в Бештаугорский лесхоз. Границы городских лесов, необходимые для межевания, неустановленны. Границы городских лесов ориентировочно на 80% совпадают с границами Бештаугорского заказника в той его части, которая располагается на территории г. Железноводска, соответственно произвести межевание земель населенных пунктов, занятых городскими лесами с последующей постановкой их на Государственный земельный кадастровый учет не представляется возможным. Зарегистрировать право муниципальной собственности на участки также не представляется возможным по указанным причинам.
Межеванием территории Бештаугорского заказника занимается Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. До принятия решения о государственном кадастровом учете границ указанной территории, установить границы городских лесов не представляется возможным.
Согласно документам, представленными ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города-курорта Железноводска от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края поступил проект границ государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», в том числе расположенного на территории города-курорта Железноводска на согласование (вхд. № от 05.05.2014). В связи с тем, что в проекте границ имелись нарушения, проект не согласован (исх. № от 20.05.2014).
Таким образом, исходя из норм земельного и лесного законодательства, учитывая предпринимаемые администрацией города-курорта Железноводска меры, суд приходит к выводу, что признаков бездействия со стороны ответчика нет.
Пока уполномоченным исполнительным органом власти Ставропольского края - Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не будут определены границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», от определения которых зависит межевание (определение) границ городских лесов, Администрация города-курорта Железноводска не может провести работы по организации межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесамии, и постановке их на Государственный земельный кадастровый учет.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ,
решил:
В иске прокурору г. Железноводска к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в неосуществлении межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, и постановке их на Государственный земельный кадастровый учет, обязании ответчика принять необходимые меры по организации межевания земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, и постановке их на Государственный земельный кадастровый учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Железноводский суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий, судья М.И. Саматов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ