Дело № 2-78-2021
УИД 21RS0017-01-2020-001202-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 г. г.Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
В составе:
Председательствующего Сливницыной Н.В.
При секретаре Нефедовой О.С.
С участием:
Старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Родионова Р.Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Шумерлинский лесхоз» и Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о взыскании солидарно 13 319 620 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в доход бюджета муниципального образования Шумерлинского района Чувашской Республики,
У С Т А Н О В И Л :
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований федерального законодательства на территории государственного лесного фонда.
Установлено, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 № 134 утвержден лесохозяйственный регламент казенного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, срок действия которого установлен с даты его утверждения по 31.12.2018.
"___" ___________ г. между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) и ООО «Шумерлинский лесхоз» (далее - Общество) заключен договор аренды лесного участка, подписан акт приема - передачи лесного участка в аренду площадью _____________ га для заготовки древесины в кварталах 1 - 92 (за исключением лесных участков, расположенных в выделах 4, 5, 11 квартала 3, выделах 8, 9, 11 квартала 13, выделах 10, 11, 12, 18 квартала 15, выделах 12, 13 квартала 16, выделе 5 квартала 25, выделе 17 квартала 40, выделе 10 квартал 46, выделах 4, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 18, 19 квартал 66) _____________ участкового лесничества с условным кадастровым номером № ___________. Срок действия договора установлен с 06.12.2012 по 05.12.2022.
Приказом Министерства от 15.10.2013 №692 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, этим же приказом утвержден проект освоения лесов по использованию лесного участка, срок действия проекта установлен до 09.09.2019.
На основании заявления Общества от "___" ___________ г. Министерством приказом от "___" ___________ г.№ ___________ правомерно утверждены изменения в проект освоения лесов, согласно которым срок действия проекта установлен по 31.12.2018, т.е. на срок действия лесохозяйственного регламента _____________ лесничества, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 № 134.
Таким образом, Обществу достоверно было известно о внесении изменений в проект освоения лесов в части установления срока его действия по "___" ___________ г., т.к. именно по его заявлению были внесены изменения в проект освоения лесов.
Приказом Министерства от 25.12.2017 № 1267 утвержден лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества (опубликован в издании «Вести Чувашии» № 4 от 03.02.2018), срок действия которого установлен с даты его утверждения по 31.12.2026.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 № 134, которым утвержден лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества, действующий до 31.12.2018, признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2018 № 88.
Обществом изменения в проект освоения лесов в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента Шумерлинского лесничества не вносились, новый проект освоения лесов не разрабатывался, соответственно срок действия проекта освоение лесов Общества истек 31.12.2018, т.е. Общество имело право на рубку лесных насаждений только до 31.12.2018.
Вместе с тем, Министерством 13.02.2019 согласована (принята) лесная декларация Общества на использование лесного участка в целях заготовки древесины на вышеуказанной территории государственного лесного фонда, на период с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.
Пунктами 3, 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утв. приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Из пункта 6 Порядка заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утв. приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17, следует, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Таким образом, Министерством незаконно согласована (принята) лесная декларация Общества на использование лесного участка в целях заготовки древесины на вышеуказанной территории государственного лесного фонда на период с 17.02.2019 по 09.10.2019, т.к. срок действия проекта освоение лесов Общества истек 31.12.2018.
На основании незаконно согласованной лесной декларации Общество, достоверно зная об отсутствии действующего проекта освоения лесов, утвержденного в установленном порядке, в 2019 году на территории Торханского участкового лесничества Шумерлинского лесничества - квартал 51 выдел 22 номер лесосеки 1; квартал 51 выдел 23 номер лесосеки 2; квартал 83 выдел 15 номер лесосеки 1; квартал 17 выдел 1 номер лесосеки 1; квартал 17 выдел 2 номер лесосеки 2; квартал 29 выдел 8 номер лесосеки 1; квартал 88 выдел 6; квартал 47 выдел 3 номер лесосеки 2; квартал 61 выдел 11 номер лесосеки 1 в 2019 году на площади 53 га осуществлена рубка лесных насаждений в объеме 3415, 81 куб.м.
"___" ___________ г. Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу рассчитан возможный вред вследствие незаконной рубки лесных насаждений в 2019 году, который с учетом осмотров вышеуказанной территории государственного лесного фонда в период с 07 по "___" ___________ г., составил 13 319 620 рублей.
В силу пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
По выявленным нарушениям прокуратурой в адрес Общества "___" ___________ г., Министерства "___" ___________ г. внесены представления, однако в нарушение статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не принято, причиненный окружающей среде вред не возмещен.
На основании постановлений межрайпрокуратуры в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ следственным управлением Следственного комитета РФ по Чувашской Республике "___" ___________ г. возбуждено уголовное дело в отношении заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО4 по признакам преступления; предусмотренного ч. 1.1 ст. 293 УК РФ по факту необоснованно согласованной лесной декларации, "___" ___________ г. - в отношении неустановленных лиц из числа руководителей Общества по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ по факту незаконной рубки лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее -возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Согласно части 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно статье 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В связи с изложенным, на основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45, 39, 220, 221 ГПК РФ,
Просит:
Взыскать солидарно с ООО «Шумерлинский лесхоз» и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики 13 319 620 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в доход бюджета муниципального образования Шумерлинского района Чувашской Республики по следующим реквизитам.
Представитель истца – старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Родионов Р.Р. - в судебном заседании свои требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении и вновь привел их суду.
Ответчики:
Представитель ООО «Шумерлинский лесхоз» - Данилов С.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора не признал.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – в судебное заседание не явился, ранее заявлял, что иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора не признает. Данная позиция также отражена в мотивированном отзыве, который приобщен к материалам дела.
Третьи лица:
Представитель администрации Шумерлинского района – Макарова Н.А. в судебном заседании пояснила, что согласна с требованиями природоохранного прокурора.
Представитель БУ ЧР «Шумерлинское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – Александров А.Н. в судебном заседании пояснил, что разработка рассматриваемой лесосеки производилась согласно проекта освоения лесов и лесной декларации, считает, что ущерба нет.
Представитель Деспартамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу – в судебное заседание не явился.
Представитель КУ «Лесная охрана» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения сторон, третьих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Основанием для использования лесов в целях заготовки древесины являются договор аренды лесного участка, проект освоения лесов, лесная декларация, которую арендатор обязан подавать ежегодно (статьи 9, 26, 29, 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 4, 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Пунктом 33 указанных выше Правил установлено, что заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 г. № 134 утвержден лесохозяйственный регламент казенного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинское лесничество» Министерства природных ресурсов и. экологии Чувашской Республики, срок действия которого установлен с даты его утверждения по 31.12.2018 г.
"___" ___________ г. между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) и ООО «_____________ лесхоз» (далее - Общество) заключен договор аренды лесного участка, подписан акт приема - передачи лесного участка в аренду Площадью 9988,38 га для заготовки древесины в кварталах 1 - 92 (за исключением лесных участков, расположенных в выделах 4, 5, 11 квартала 3, выделах 8, 9, 11 квартала 13, выделах 10, 11, 12, 18 квартала 15, выделах 12, 13 квартала 16, выделе 5 квартала 25, выделе 17 квартала 40, выделе 10 квартал 46, выделах 4, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 18, 19 квартал 66) _____________ участкового лесничества с условным кадастровым номером № ___________. Срок действия договора установлен с "___" ___________ г. по "___" ___________ г.
Приказом Министерства от 15.10.2013 г. №692 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, этим же приказом утвержден проект освоения лесов по использованию лесного участка, срок действия проекта установлен до 09.09.2019 г.
На основании заявления Общества от 12.10.2015 г. приказом Министерства от 06.11.2015 № 1043 утверждены изменения в проект освоения лесов, согласно которым срок действия проекта установлен по 31.12.2018 г., т.е. на срок действия лесохозяйственного регламента Шумерлинского лесничества, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 г. № 134.
Таким образом, судом установлено, что Обществу достоверно было известно о внесении изменений в проект освоения лесов в части установления срока его действия по "___" ___________ г., т.к. именно по его заявлению были внесены изменения в проект освоения лесов.
Приказом Министерства от "___" ___________ г.№ ___________ утвержден лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества (опубликован в издании «Вести Чувашии» № ___________ от "___" ___________ г.), срок действия которого установлен с даты его утверждения по "___" ___________ г.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________, которым утвержден лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества, действующий до "___" ___________ г., признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________.
Обществом изменения в проект освоения лесов в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента Шумерлинского лесничества не вносились, новый проект освоения лесов не разрабатывался, соответственно срок действия проекта освоения лесов Общества истек "___" ___________ г., т.е. Общество имело право на рубку лесных насаждений только до "___" ___________ г..
Вместе с тем, Министерством "___" ___________ г. согласована (принята) лесная декларация Общества на использование лесного участка в целях заготовки древесины на вышеуказанной территории государственного лесного фонда, на период с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..
Таким образом, Министерством незаконно согласована лесная декларация Общества на использование лесного участка в целях заготовки древесины на вышеуказанной территории государственного лесного фонда на период с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., т.к. срок действия проекта освоения лесов Общества истек "___" ___________ г..
На основании незаконно согласованной лесной декларации Общество, достоверно зная об отсутствии действующего проекта освоения лесов, утвержденного в установленном порядке, в 2019 году на территории Торханского участкового лесничества Шумерлинского лесничества - квартал 51 выдел 22 номер лесосеки 1; квартал 51 выдел 23 номер лесосеки 2; квартал 83 выдел 15 номер лесосеки 1; квартал 17 выдел 1 номер лесосеки 1; квартал 17 выдел 2 номер лесосеки 2; квартал 29 выдел 8 номер лесосеки 1; квартал 88 выдел 6; квартал 47 выдел 3 номер лесосеки 2; квартал 61 выдел 11 номер лесосеки 1, на общей площади 53 га, осуществлена рубка лесных насаждений в объеме 3415, 81 куб.м.
Таким образом, с учетом изложенного суд приходит к выводу, что осуществление ответчиком рубки лесных насаждений в период, когда истек срок действия проекта освоения лесов Общества, является незаконным и причиняет ущерб лесному фонду.
Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу вред вследствие незаконной рубки лесных насаждений в 2019 году, который, с учетом осмотров вышеуказанной территории государственного лесного фонда в период с 07 по "___" ___________ г., составил 13 319 620 рублей.
Размер ущерба рассчитан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1730 от 29.12.2018 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объемов лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящиеся в Федеральной собственности".
Произведенный расчет ущерба основан на данных, указанных в актах натурного обследования лесных участков на территории Торханского участкового лесничества, суд признает его верным.
Установленный размер ущерба не оспорен ответчиками в ходе судебного разбирательства. Доказательств ущерба в ином размере суду не представлено.
Правом на представление доказательств в опровержение размера ущерба, в т.ч. и применительно к заявлению ходатайства о назначении экспертизы, ответчик не воспользовался.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 21) разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума ВС РФ N 21, незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Вопреки доводам ответчиков, допустимых доказательств отсутствия вины в незаконной рубке суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что сам по себе факт прекращения уголовных дел: по факту рубки ООО «Шумерлинский лесхоз» лесных насаждений в период с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в связи отсутствием события преступления и в отношении ФИО4 – в связи с отсутствием состава преступления, является доказательством отсутствия вины ответчиков и ущерба окружающей среде, суд считает несостоятельным, исходя из следующего.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 49), не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде; равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
При таких обстоятельствах не привлечение ответчиков к уголовной ответственности за рубку насаждений с нарушением требований законодательства не исключает возможности предъявления и удовлетворения иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарная обязанность или требование предусмотрены договором или установлены законом, в частности, при неделимости предмета обязательства.
Таким образом, солидарная ответственность может применяться только в случаях, прямо установленных законом или договором, в частности, при неделимости предмета неисполненного обязательства или при совместном причинении внедоговорного вреда в соответствии с п. 1 ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
По смыслу приведенных выше норм юридически значимым обстоятельством для возложения солидарной ответственности является совместное причинение вреда, то есть совместное участие (совместные действия) в причинении вреда.
О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. При отсутствии такого характера поведения причинителей вреда каждый из нарушителей несет самостоятельную ответственность.
Судом установлено, что действия по организации рубки на территории Торханского участкового лесничества были совершены ответчиками совместно, скоординированы и направлены на достижение одного результата в виде организации указанной рубки, следовательно, имеются основания для солидарного взыскания убытков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать солидарно с ООО «Шумерлинский лесхоз» и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики 13 319 620 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в доход бюджета муниципального образования Шумерлинского района Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Н.В.Сливницына
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..