РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2016 года г. Венёв Тульской области
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Корпачевой Е.С.,
при секретаре Затуливете И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по заявлению администрации муниципального образования Веневский район о признании права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
администрация муниципального образования Веневский район (далее по тексту – АМО Веневский район) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что 12.07.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области приняты на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества следующие объекты недвижимого имущества:
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 88 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 49 м, расположенный по адресу: <адрес>
27.07.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области приняты на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества следующие объекты недвижимого имущества:
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 59 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 41 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 109 м, расположенный по адресу: <адрес>
29.07.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области приняты на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества следующие объекты недвижимого имущества:
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 16 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 12 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 91 м, расположенный по адресу: <адрес>
6.10.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области приняты на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества следующие объекты недвижимого имущества:
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 248 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 713 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 1657 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 958 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 9 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 355 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 473 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 63 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 103 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 58 м, расположенный по адресу: <адрес>
В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество.
По сведениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области данные объекты недвижимого имущества в реестре федерального имущества Тульской области не числятся.
С учетом изложенного и со ссылкой на положения ст.ст. 125, 215, 225 ГК РФ, ст.ст. 22, 262 ГПК РФ, заявитель просил суд признать право муниципальной собственности муниципального образования Веневский район на:
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 88 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 49 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 59 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 41 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 109 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 16 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 12 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 91 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 248 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 713 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 1657 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 958 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером № протяженностью 9 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 355 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 473 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 63 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 103 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 58 м, расположенный по адресу: <адрес>
В судебное заседание представитель заявитель АМО Венеский район по доверенности ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил, об отложении судебного разбирательства по делу не просил.
В соответствии со ст.ст. 167, 292 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ч.1 ст.130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
При этом, в силу положений ст.133 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту.
Частью 3 ст. 218 ГК РФ предусмотрено возникновение права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
17.09.2003 года постановлением Правительства РФ № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 4 указанного постановления, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.ст. 225, 236 ГКРФ.
В соответствии с п. 5 постановления, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно ч. 1ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в РФ представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 7, 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; организация благоустройства территории поселения.
В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ, в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность включения в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества, в том числе наружного газопровода.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, что на территории муниципального образования Веневский район находится бесхозяйное имущество:
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 88 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 49 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 59 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 41 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 109 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 16 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 12 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 91 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 248 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 713 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 1657 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 958 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером № протяженностью 9 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 355 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 473 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 63 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 103 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 58 м, расположенный по адресу: <адрес>
Управлением Росреестра по Тульской области, на основании заявлений АМО Веневский район, внесены записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество о принятии на учет спорного бесхозяйного имущества.
12.07.2015 года, 27.07.2015 года, 29.07.2015 года и 6.10.2015 года указанное имущество было поставлено на учет в Управлении Росреестра по Тульской области в качестве безхозяйного более одного года назад.
По сообщениям Министерства экономического развития Тульской области от 26.05.2015 года №, от 08.06.2015 года №, от 24.06.2015 года №, от 18.09.2015 года № сведений о вышеуказанных объектах недвижимого имущества в реестре имущества Тульской области не значатся.
Из писем Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 27.05.2015 года №№, от 15.06.2015 года №№, от 19.06.2015 года №, от 20.08.2015 года № усматривается, что спорные объекты наружного газопровода в реестре федерального имущества Тульской области не числятся.
Проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу, что объекты недвижимого имущества, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Законодательством предусмотрена обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года №122-ФЗ - т.е. после 31.01.1998 года (п. 2 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество вытекает и из ст. 131 ГКРФ.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ № 122-ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии сост. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела право собственности на спорные объекты недвижимости за кем-либо в установленном законом порядке не зарегистрировано, своих прав на данное имущество кто-либо в течение года не заявил, следовательно, спора о правах не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также установленных по делу обстоятельств и исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления АМО Веневский район о признании права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Приходя к данному выводу, суд исходил из того, что совокупность доказательств, представленных заявителем, подтверждает, что указанное в заявлении имущество принято на учет в установленном порядке, данный объект недвижимости не имеет собственника. Годичный срок со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, истек, в связи с чем, в силу вышеприведенных требований закона, у АМО Веневский район возникли основания для приобретения в собственность бесхозяйного имущества.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление администрации муниципального образования Веневский район о признании права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Веневский район на следующее бесхозяйное недвижимое имущество:
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 88 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 49 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 59 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 41 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 109 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 16 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 12 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 91 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 248 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 713 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 1657 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 958 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером № протяженностью 9 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 355 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 473 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 63 м, расположенный по адресу: <адрес>;
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 84 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 103 м, расположенный по адресу: <адрес>
- наружный газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 58 м, расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий (<данные изъяты>