Александровский городской суд Владимирской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Александровский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-786/2011 г. ****
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александров «01» сентября 2011 г.
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Максимовой Н.Н.
при секретаре Шашиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Следнево» об обязании получить лицензию на пользование недрами и о приостановлении деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Следнево» об обязании получить лицензию на пользование недрами.
В обоснование иска указал, что в хозяйственном ведении ООО «Следнево» находятся **** артезианских скважин, **** из которых находятся в рабочем состоянии. Скважины располагаются на территории Следневского сельского поселения Александровского района, а именно д. **** и эксплуатируются постоянно в целях оказания услуг водоснабжения. В период с *** года по *** года скважины эксплуатировались на основании договора аренды, заключенного между КУМИ администрации Александровского района и ООО «Следнево». В нарушение требований Закона РФ «О недрах» ООО «Следнево» самовольно осуществляет пользование подземными водными объектами - **** артезианскими скважинами без оформления лицензии на пользование недрами. Должностное лицо ООО «Следнево» привлекалось к административной ответственности за нарушения природоохранного законодательства. Владимирским природоохранным прокурором вносилось представление в адрес ООО «Следнево» об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены и лицензия на пользование недрами ООО «Следнево» не получена.
В ходе рассмотрения дела Владимирский природоохранный прокурор в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ уточнил ранее заявленные требования и просил обязать ООО «Следнево» получить лицензию на право пользования недрами- **** артезианскими скважинами, расположенными на территории Следневского сельского поселения Александровского района, в срок до *** года и приостановить деятельность ООО «Следнево» по эксплуатации **** артезианских скважин, расположенных на территории Следневского сельского поселения Александровского района, в отсутствие лицензии на право пользование недрами с *** года до получения лицензии.
В судебном заседании *** года участвующий в деле помощник Владимирского природоохранного прокурора Курысева О.К. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в **** году из артезианских скважин ООО «Следнево» забрано **** куб.м воды. Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Представитель ответчика - директор ООО «Следнево» ФИО1 иск не признала и пояснила, что действительно ООО «Следнево» с *** года и по настоящее время эксплуатирует артезианские скважины, расположенные на территории Следневского сельского поселения Александровского района, для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения Следневского сельского поселения без оформления соответствующих документов, в том числе в отсутствие лицензии на пользование недрами. Поскольку в настоящее время не проведен конкурс на право пользования данными артезианскими скважинами, соответственно у ООО «Следнево» отсутствуют необходимые документы, на основании которых ООО «Следнево» предоставлено право пользования данными объектами, и следовательно, у ООО «Следнево» отсутствует обязанность по получению лицензии на пользование недрами.
Представитель третьего лица администрации Следневского сельского поселения ФИО2, действующий на основании доверенности, оставил рассмотрение спора по существу на усмотрение суда.
Третьи лица КУМИ администрации Александровского района и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, представив заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц КУМИ администрации Александровского района и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области.
Ранее участвуя в судебных заседаниях, представители третьего лица КУМИ администрации Александровского района ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения иска и пояснили, что в настоящее время ведется оформление документации на находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Александровский район артезианские скважины, в том числе расположенные на территории Следневского сельского поселения. После оформления необходимой документации будет подготовлен и проведен конкурс (аукцион) на право пользования участками недр, в том числе расположенными на территории Следневского сельского поселения. Лицо, которому будет предоставлено право пользования артезианскими скважинами на территории Следневского сельского поселения, может быть определено только по результатам конкурса (аукциона).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
В силу п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В статье 1 Водного кодекса РФ содержит понятие водопользователя, которым является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Согласно ч. ч. 5, 6 ст. 5 Водного кодекса РФ к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
На основании ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 года № 2395-1 (с последующими изменениями и дополнениями)недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 9 Закона РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со ст. 13.1 Закона РФ «О недрах» принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством Российской Федерации относительно участков недр федерального значения; органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения; федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр.
Как следует из смысла ст. 13.1 Закона «О недрах» предоставление права пользования участками недр осуществляется преимущественно на конкурсной основе.
Согласно ст. 23 Закона РФ «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр является, в числе прочих соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
На л.д. 6, 70 имеются копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе *** года юридического лица ООО «Следнево» и свидетельства о внесении *** года в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений в устав юридического лица ООО «Следнево».
На основании п.п. 3.1, 3.3 устава ООО «Следнево» основными видами деятельности ООО «Следнево» являются, в числе прочих управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов; оказание услуг собственникам жилых помещений по управлению многоквартирными домами; организация оказания жилищно-коммунальных услуг населению.
На л.д. 25, 26 имеется копия договора аренды от *** года, заключенного между КУМИ администрации Александровского района и ООО «Следнево» сроком до *** года, на основании которого в краткосрочную аренду ООО «Следнево» переданы **** артезианских скважин, расположенных на территории Следневского сельского поселения.
В материалах дела имеются сведения об использовании воды ООО «Следнево» за **** год (отчет формы № 2 - тп (водхоз)), согласно которому, забор воды из скважин составил в **** году - **** куб.м (л.д. 102, 103).
Согласно сведениям по внесению в бюджет Владимирской области платежей за пользование водными объектами за **** год ООО «Следнево» оплатило **** руб. (л.д. 104).
На л.д. 29-31 имеется копия постановления Владимирского природоохранного прокурора от *** года о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Следнево» ФИО1
Согласно постановлению о назначении административного наказания от *** года, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области, на директора ООО «Следнево» ФИО1 наложен административный штраф (л.д. 32-35).
В материалах дела также имеется представление Владимирского природоохранного прокурора об устранении нарушений законодательства о недропользовании от *** года в адрес ООО «Следнево» (л.д. 36, 37).
На л.д. 38 имеется копия сообщения директора ООО «Следнево» ФИО1, направленного *** года в адрес Владимирского природоохранного прокурора, на представление об устранении нарушений законодательства о недропользовании от *** года.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выданным *** года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, **** артезианские скважины, расположенные в **** Александровского района Владимирской области, находятся в муниципальной собственности муниципального образования Александровский район (л.д. 81, 82).
На основании исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что ООО «Следнево» с момента создания - *** года осуществляет пользование **** артезианскими скважинами без получения соответствующих документов на право пользования данными объектами недр, за исключением периода с *** года по *** года, в который осуществляло пользование в соответствии с краткосрочным договором аренды.
Ссылка Владимирского природоохранного прокурора на то, что эксплуатируемые ООО «Следнево» артезианские скважины принадлежат ООО «Следнево» на праве хозяйственного ведения, является несостоятельной.
Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Основанием же возникновения права пользования подземными водными объектами является решение комиссии, которое принимается по результатам конкурса или аукциона на право пользования участком недр.
Поскольку у ООО «Следнево» отсутствуют предусмотренные законом основания возникновения права пользования артезианскими скважинами, то вопрос о возложении на ООО «Следнево» обязанности по получению лицензии на пользование недрами - **** артезианскими скважинами является преждевременным, так как обязанность получить лицензию на пользование недрами возникнет у ООО «Следнево» только после предоставления в установленном законом порядке права пользования недрами на основании решения комиссии.
Дополнительно заявленное требование Владимирского природоохранного прокурора о приостановлении в будущем с **** года деятельности ООО «Следнево» по эксплуатации **** артезианских скважин является необоснованным.
На основании изложенного исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Владимирского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Следнево» об обязании получить лицензию на пользование недрами - **** артезианскими скважинами, расположенными на территории Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области, и о приостановлении деятельности по эксплуатации **** артезианских скважин, расположенных на территории Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области, отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Максимова
Копия верна. Судья:
Секретарь:
Решение не вступило в законную силу.