ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-78/2014 от 21.03.2014 Родинского районного суда (Алтайский край)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 марта 2014 года с. Родино

 Родинский районный суд Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи В.В. Круглова,

 с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,

 при секретаре Угненко Т.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Фалеевой Л.С. к КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Фалеевой Л.С. к КГБУЗ «ЦРБ с.Родино» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25.

 В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Родинского района Алтайского края по заявлению Фалеевой Л.С. проведена проверка исполнения трудового законодательства по оплате труда КГБУЗ «ЦРБ с. Родино», в ходе которой было установлено, что Фалеева Л.С. работает в КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» на основании трудового договора санитаркой.

 Согласно ст. ст. 129, 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата, состоящая из должностного оклада (тарифной ставки), компенсационных и стимулирующих доплат, работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

 Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года в сумме 5 205 рублей в месяц.

 В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

 Согласно ст.ст. 315, 316 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

 Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 «О повышении
районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях
Алтайского края» с 01 января 1998 г. на территории Родинского района
Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате в
  размере 1,25.

 При этом данным постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 прямо предусмотрено, что расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

 Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностям, она должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных местностях.

 Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях по гражданским делам от 24.06.2011, 07.10.2011,21.12.2012.

 Следовательно, за период с 01.01.2013 заработная плата работникам КГБУЗ «ЦРБ с.Родино» должна быть начислена в размере не менее 6506,25 рублей в месяц (т.е. 5202 рубля - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, + 1301,25 рублей (районный коэффициент 1,25).

 В ходе проверки выявлено, что требования вышеуказанного законодательства КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» при начислении и выплате заработной платы работникам КГБУЗ «ЦРБ с. Родино», в том числе Фалеевой Л.С., не соблюдались, а именно размер районного коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда. Кроме того, районный коэффициент начислялся в размере не 1,25, а 1,20, что также противоречит требованиям названного законодательства.

 Данные обстоятельства подтверждаются документами, представленными КГБУЗ «ЦРБ с.Родино», в том числе расчетно-платежными ведомостями.

 Прокурор Родинского района просил суд признать за Фалеевой Л.С. право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с 1 января 2013 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; обязать КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» установить заработную плату Фалеевой Л.С. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» произвести перерасчет с 01 января 2013 года заработной платы Фалеевой Л.С. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, в размере 1,25.

 Заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме и привела доводы, аналогичные изложенные в исковом заявлении.

 В судебном заседании истица Фалеева Л.С. на удовлетворении исковых требований настаивала, привела доводы, аналогичные доводам заместителя прокурора. Также истица пояснила, что заработная плата за отработанный месяц выплачивается в следующем месяце, первый платеж производится в начале месяца, а второй платеж в конце месяца. Таким образом, о размере заработной платы за отработанный месяц она имеет возможность узнать лишь в конце следующего месяца, одновременно со вторым платежом выдается также и расчетный лист по заработной плате. Заработная плата перечисляется на карточный счет в банке.

 Представитель ответчика КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» Соколова О.Г. иск не признала, полагала, что Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 года №1631, на которое ссылается истец, носит рекомендательный характер, а органами исполнительной власти Алтайского края нормативный правовой акт об установлении районного коэффициента 1,25% не принят. Таким образом, обязанность дополнительно выплачивать 0,05 районного коэффициента у медицинского учреждения, отсутствует. В соответствии с перечнем районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. №1029) к районам Крайнего севера и местностям, приравненных к районам Крайнего севера районы Алтайского края не относятся.

 В соответствии с федеральным законом от 03.12.2012 №232-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» был установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2013 года в сумме 5205 рублей в месяц. И затем в связи с вновь внесенными изменениями в данный Федеральный закон с 01.01.2014 года минимальный размер оплаты труда был увеличен и составил 5554 рубля в месяц. На основании вышеизложенного просит отказать в исковых требованиях в полном объеме.

 Также Соколова О.Г. пояснила, что истицей пропущен установленный для данной категории споров срок исковой давности и просит применить последствия пропуска срока исковой давности.

 Представитель третьего лица - комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия вышеуказанного представителя.

 Однако согласно представленного в адрес суда возражения на исковое заявление прокурора указал, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно части 1 статьи 392 Трудового Кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Из материалов дела следует, что заработная плата Фалеевой Л.С. выплачивалась своевременно, в связи с чем она располагала реальной возможностью оспорить в установленном законом порядке методику исчисления заработной платы и ее размер, но Фалеева Л.С. обратилась с заявлением о взыскании невыплаченной заработной платы лишь в феврале 2014 года. Таким образом, истицей пропущен срок для обращения в суд.

 2. Прокурор мотивирует свои требования правилами установления оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также соответствующей судебной практикой.

 Согласно статьи 313 Трудового Кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 Статья 2 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривает, что Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливаются Правительством РФ.

 Указанный перечень утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029. В соответствии с названным перечнем Алтайский край не входит в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, что подтверждается необоснованностью выводов прокурора о начислении районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

 3. В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в понятие и состав заработной платы (оплаты труда работника) входит в том числе и компенсационные выплаты (  доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера). Районный коэффициент, применяемый для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относится к государственным гарантиям и компенсациям (статья 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1).

 Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 Согласно абзацу 1 статьи 316 ТК РФ и статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов (абзац 2 статьи 316 ТК РФ).

 Правительство Российской Федерации постановлением от 27.12.1997 № 1631 приняло предложение   Администрация Алтайского края о повышении с 1 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории в том числе Родинского района Алтайского края. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате, как того требует статья 316 ТК РФ, необходимо осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

 Указанное постановление не носит императивных предписаний, то есть не устанавливает обязательный для применения в расчете заработной платы районный коэффициент. По своему содержанию правовые предписания в рассматриваемом постановлении имеют диспозитивный характер, то есть их наличие создаёт правовые границы, в рамках которых субъект правоприменения полномочен совершить определенные действия (принять правовой акт об увеличении районного коэффициента до 1,25) или, наоборот, воздержаться от их совершения. Указанное в полной мере согласуется с конституционной нормой об обязательности исполнения постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 115 Конституции РФ), поскольку выбор одной из возможных моделей поведения, в том числе и в форме бездействия, свидетельствует о реализации диспозитивной нормы и исполнении правового акта, в которой она содержится. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 Представитель третьего лица – Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть данное дело без участия вышеуказанного представителя.

 Однако согласно представленного в адрес суда возражения на исковое заявление прокурора указал, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 1. Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 Частью 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

 В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата состоит из окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

 Согласно ст. 129 ТК РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010 была высказана позиция о том, что размер окладов определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не может быть ниже МРОТ без учета выплаты компенсационного, стимулирующего характера, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Однако в последующем постановлением Президиума Верховного суда от 16.06.2010 данное в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2009 года разъяснение было отозвано.

 Таким образом, в оклад Истицы не включены выплаты компенсационного, стимулирующего и социального характера, а тот факт, что должностной оклад Истицы ниже размера МРОТ для трудоспособного населения, сам по себе не свидетельствует об установлении работнику несправедливого размера заработной платы и как следствие о нарушение его прав в области оплаты труда. Данное утверждение также содержится в определении СК по административным делам ВС РФ от 14.08.2013 № 83-АПГ13-9, а также в определении Верховного Суда от 29.07.2011 №48-В 11-16.

 Согласно статье 144 ТК РФ система оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Заработная плата работников государственных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

 В связи с этим 26.10.2011 Администрацией Алтайского края принято постановление № 607 «Об утверждении Отраслевого положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности», которым установлены минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам, размеры повышающих коэффициентов к окладам, условия осуществления и порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 18.03.2011 № 128 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также работников учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета» перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера и критериями их установления (п. 1.3. постановления Администрации Алтайского края от 26.10.2011 № 607).

 Таким образом, в совокупности (оклад + повышающий коэффициент + выплаты компенсационного и стимулирующего характера) размер месячной заработной платы Истца превышает МРОТ (5554 рублей), установленный Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

 Кроме этого, доводы изложенные в обоснование заявленных требований о необходимости осуществления выплаты заработной платы сотруднику КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» в соответствии с правилами выплат установленных для работников районов Крайнего севера и местностям приравненных к ним, а именно, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях не может быть принята, поскольку данные правила установлены для работников занятых на работах в районах Крайнего севера и местностях приравненных к ним, перечень которых установлен постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (с последующими изменениями и дополнениями). Родинский район Алтайского края, как и Алтайский край в целом не содержится в нем. Таким образом, вышеуказанный порядок осуществления выплаты заработной платы не может быть применим в данном случае.

 2. Помимо вышеизложенного, требования прокурора о необходимости произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2013, путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности, приравненной к району Крайнего севера в размере 1,25 не могут быть удовлетворены судом поскольку, как отмечалось выше с. Родино Родинского района Алтайского края не относится к местностям приравненных к районам Крайнего севера, для которых установлены правила оплаты труда исходя из установления величины заработной платы не менее МРОТ и последующего начисления сверх него районного коэффициента и надбавки за стаж работы (определения ВС РФ от 07.10.2011 №3-1311-31, от 29.07.2011 №56-В11-10, от 24.06.2011 № 3-В11-16, от 08.04.2011 № 3-В11-4).

 А также в связи с тем, что ст. 392 ТК РФ, а также постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 При этом для признания правоотношений длящимися, в соответствии с п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 необходимо, что бы заработная плата была начислена, но не выплачена.

 Истец знала о том, что ей не осуществляется надлежащим образом начисление и выплата заработанной платы, поскольку ежемесячно всем сотрудникам КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» вручаются расчетные листы заработанной платы, в которых содержится указание на ее составные части и их размер. Таким образом, получая заработанную плату ежемесячно и в производимых работодателем расчетах по ее начислению истец не могла не знать о нарушении своих прав в связи с чем, срок исковой давности для разрешения судом индивидуальных трудовых споров является пропущенным без уважительных причин и основания для удовлетворения исковых требований отсутвуют. Указанной позиции придерживается Верховный суд РФ в своем определении от 16.11.2012 № 72-КП2-2.

 Кроме вышеизложенного отмечаем, что аналогичные исковые требования были предметом рассмотрения дела Троицким районным судом Алтайского края, согласно решения которого в удовлетворении требования о необходимости установления размера должностного оклада на уровне не менее МРОТ были оставлены без удовлетворения. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 При таких обстоятельствах, суд полагает возможным провести судебное заседание без участия указанного представителя.

 Суд, выслушав пояснения истицы, прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

 Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

 Согласно статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

 В соответствии со статьей 129 настоящего Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

 Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

 Статьей 133 Трудового кодекса РФ установлено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

 В соответствии со ст. 146 и ст. 148 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

 Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 Согласно ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

 При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

 Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

 Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

 Как установлено в судебном заседании КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» является юридическим лицом – краевым государственным бюджетным учреждением, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и уставом (л.д.19, 12-18).

 Истица Фалеева Л.С. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «ЦРБ с.Родино» с ДД.ММ.ГГГГ в качестве санитарки в лаборатории на 1 ставке, что подтверждается копиями выписки из приказа о принятии на работу, трудовым договором, дополнительными соглашениями к трудовому договору (л.д. 7-10).

 Согласно трудового договора и дополнительного соглашения к нему, расчетных листов по заработной плате заработная плата истице начисляется исходя из 1 оклада по должности санитарки на 01.01.2013 года в размере <данные изъяты>, с 01 октября 2013 года в размере <данные изъяты>, затем к окладу начисляется надбавка за стаж непрерывной работы в размере 30 процентов месячного оклада, районный коэффициент 20 процентов и доплата до МРОТ. В целом за указанные периоды заработная плата не превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законом. При полностью отработанной истицей норме рабочего времени ее заработная плата составляет <данные изъяты>, а с 1 января 2014 года - <данные изъяты>, что подтверждается объяснениями сторон и информацией, содержащейся выписке о перечислении заработной плате, расчетных листах по заработной плате, табелями учета рабочего время (л.д. 9, 50-67).

 В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

 ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за № 325/24 17 августа 1971г. было принято постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

 Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972г. № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Родинского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Родинского района. Расходы, согласно постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 районный коэффициент к заработной плате на территории Родинского района определен в размере 1,25.

 В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное постановление подлежит применению как соответствующее нормам Трудового кодекса.

 Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 Постановление от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.

 Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края, о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска о применении районного коэффициента в размере 1.25, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

 Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года №82-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда составляет 5205 рублей в месяц, с 1 января 2014 года – 5554 рубля.

 Согласно Регионального соглашения между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», заключенного 14 февраля 2013 года, размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики установлен в соответствии с Федеральным законом от 19.06. 2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

 Таким образом, исходя из приведенных выше норм действующего трудового законодательства, размер ежемесячной заработной платы истицы с 01 января 2013 года должен был быть не менее 6506,25 рублей, а с 1 января 2014 года – 6942, 50 рублей (5554*25%)+5554=6942,5).

 В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ. Таким образом, размер должностного оклада истицы не может быть ниже установленного федеральным законом на основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимального размера оплаты труда.

 Представитель ответчика и третьего лица - комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике просили суд применить последствия пропуска истицей срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ для обращения работника в суд с требованиями о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25 с 1 января 2013 года.

 Согласно ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 Пропуск срока, установленного законодателем для обращения работников в суд за защитой трудовых прав, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

 В п.56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» указано, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен в полном объеме.

 Спор о праве на начисление и получение заработной платы или ее части является индивидуальным трудовым спором с работодателем, в связи с чем срок для обращения работника в суд по такому спору в соответствии со ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации составляет 3 месяца со дня, когда работнику стало известно или должно было стать известно о нарушении его права.

 Также Пленум Верховного Суда указал, что приведенное разъяснение расширительному толкованию не подлежит и неприменимо в случаях, когда заработная плата работнику не начислялась и не выплачивалась в связи с наличием между работником и работодателем спора о праве на те или иные выплаты, являющиеся составной частью заработной платы работника.

 Для признания нарушения трудовых прав длящимися необходимо соблюдение определенного условия, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Таким образом, работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы, и такие правоотношения носят длящийся характер.

 Как усматривается из представленных в настоящем деле материалов, истица знала о нарушении своего трудового права, получая расчетные листки по начисленной и выплаченной заработной плате, следовательно, она имела возможность проверить правильность начисления и выплаты заработной платы, а в случае несогласия с ее размером могла обратиться за разрешением индивидуального трудового спора.

 Кроме того, неосведомленность истицы о правилах начисления заработной платы, сроках и порядке ее выплаты, равно как и неосведомленность о сроках и порядке обращения в суд за защитой своих прав, не являются основанием для восстановления пропущенного срока обращения в суд, поскольку не свидетельствуют об уважительности причин его пропуска.

 Каких-либо иных доказательств уважительности причин пропуска установленного законодателем срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора истица суду не представила.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для восстановления истице установленного Трудовым кодексом РФ срока для обращения в суд по настоящему гражданскому делу не имеется.

 Заработная плата за сентябрь 2013 года перечислена Фалеевой Л.С. 24 октября 2013 года, согласно выписки о перечисленной заработной плате (л.д.49). Узнав 24 октября 2013 года о нарушении своего права, истица была вправе обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы за сентябрь 2013 года до 24 января 2014 года, а фактически прокурор обратился с иском в ее интересах 22 января 2014 года.

 Таким образом, учитывая, что прокурор Родинского района Алтайского края в защиту интересов Фалеевой Л.С. обратился в суд 22 января 2014 года, а окончательно заработная плата за предыдущий месяц фактически выплачивается в следующем месяце, что следует из объяснений сторон, выписки из реестров о перечислении денежных средств, требования прокурора о признании за истицей права на получение заработной платы с районным коэффициентом 1,25, и о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы истицы подлежат удовлетворению за период с 1 сентября 2013 года.

 Кроме того, учитывая приведенные выше нормы закона, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить заработную плату истице не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в него районного коэффициента за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,25 в период с 01 сентября 2013 года.

 Довод ответчика о том, что районный коэффициент в размере 1,25 не начисляется и не выплачивается в связи с отсутствием финансирования, является несостоятельным, поскольку он не основан на законе, так как отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа истцу в оплате его труда в полном объеме.

 В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» государственная пошлина в размере <данные изъяты>

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Фалеевой Л.С. к КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» Родинского района Алтайского края о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25 удовлетворить частично.

 Признать за Фалеевой Л.С. право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с 1 сентября 2013 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».

 Обязать КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» Родинского района Алтайского края с 01 сентября 2013 года установить заработную плату Фалеевой Л.С. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату.

 Обязать КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» произвести перерасчет с 01 сентября 2013 года заработной платы Фалеевой Л.С. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, в размере 1,25.

 В остальной части иска прокурора Родинского района в интересах Фалеевой ФИО23 отказать.

 Взыскать с КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2014 года.

 Председательствующий В.В. Круглов