ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-78/2023 от 29.12.2023 Даниловского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023г.

Дело №2-78/2023

УИД 76RS0004-01-2022-001018-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 г. г.Данилов Ярославской области

Даниловский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Т.Ю.Грачевой

при секретаре Королевой Е.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быстрова Дмитрия Викторовича, Колывановой Наталии Ивановны, Мгдесян Ирины Викторовны к ООО «Газпром межрегионгаз» об установлении платы за ограниченное пользование земельными участками (сервитута),

установил:

Быстров Д.В., Колыванова Н.И., Мгдесян И.В. обратились в Даниловский районный суд с исковым заявлением к ООО «Газпром межрегионгаз» об установлении платы за ограниченное пользование земельными участками (сервитута).

В обоснование заявленных требований указали, что Быстрову Д.В., Колывановой Н.И. и Мгдесян И.В. принадлежат на собственности следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства:

1) площадью 397 987 кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>

2) площадью 2 014 469 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, д<адрес>

3) площадью 767 956 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

4) площадью 442 108 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Постановлением администрации Даниловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении частей каждого указанных земельных участков был установлен публичный сервитут в интересах ООО "Газпром межрегионгаз" в целях размещения линейного объекта газоснабжения "Газопровод межпоселковый <адрес>". Сведения о границах публичного сервитута были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11.11.2021 г.

В частности, из земельного участка с кадастровым номером сервитут установлен в отношении части площадью 13090 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером - 25308 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером - 19855 кв.м. и из земельного участка с кадастровым номером - 9 448 кв.м..

Письмами от 28.01.2022 г. №№АГ-15/01/214, АГ-15/01/215 и АГ-15/01/216 ответчик направил в адрес каждого из истцов проект соглашения об осуществлении сервитута. Истцами условия приняты не были в связи с несогласием с размером платы за сервитут.

Письмом от 16.03.2022 г. истцы предложили ответчику установить плату за сервитут в размере, определенном отчетом об установлении рыночной стоимости ООО СБК "Партнер" №0703-22 от 16.03.2022 г.. По заключению независимого оценщика, обоснованный и справедливый размер платы за ограниченное пользование земельными участками в течение 10 лет составляет 867 548 руб., в т.ч.: 167 740 руб. за часть площадью 13 090 кв.м. участка с кадастровым номером ; 324 308 руб. за часть площадью 25 308 кв.м. участка с кадастровым номером ; 254 430 руб. за часть площадью 19 855 кв.м. участка с кадастровым номером и 121 070 руб. за часть площадью 9 448 кв.м. участка с кадастровым номером . Указанный отчет был направлен истцами ответчику, однако, письмом от 24.03.2022 г. №АГ-15/01/772 ответчик сообщил о своем отказе от принятия условий истцов.

Таким образом, между истцами и ответчиком не достигнуто и не заключено соглашение относительно размера платы за ограниченное пользование частями принадлежащих истцам земельных участков.

Размер платы за сервитут, установленный заключением независимого оценщика №0703-22 от 16.03.2022 г., в полной мере отвечает критериям, определенным в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 года, а именно: учитывает ограниченную сервитутом долю каждого земельного участка в его общей площади; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком, и, в итоге, компенсирует разумные затраты истцов в связи с ограничением их права собственности на земельные участки.

Исходя из характера ограничений пользования участками, целью его предоставления и объем сервитута наибольшему соблюдению баланса интересов истцов и ответчика будет отвечать установление единовременного платежа за ограниченное право пользование земельными участками за 10 лет.

На основании ст.ст. 23, 39.46 Земельного Кодекса, ст. 274 ГК РФ просят суд установить плату за ограниченное пользование земельными участками (сервитут) за 10 лет считая с 11.11.2021 г. в размере 867 548 руб., в т.ч. за:

часть земельного участка площадью 13090 кв.м. с кадастровым номером - 167 740 руб.;

часть земельного участка площадью 25308 кв.м. с кадастровым номером - 324 308 руб.;

часть земельного участка площадью 19855 кв.м. с кадастровым номером - 254 430 руб.;

часть земельного участка площадью 9448 кв.м. с кадастровым номером - 121 070 руб.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" плату за ограниченное пользование земельными участками (сервитут) за 10 лет считая с 11.11.2021 г. в размере 867 548 руб., в т.ч. в пользу Быстрова Д.В. - 492 048 руб., в пользу Колывановой Н.И. - 254 430 руб., в пользу Мгдесян И.В. - 121 070 руб.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" расходы по уплате госплшлины в сумме 13075,48 руб., в т.ч. в пользу Быстрова Д.В. – 7335,43 руб., в пользу Колывановой Н.И. – 3785,78 руб., в пользу Мгдесян И.В. – 1957,27 руб.

В судебном заседании истцы Быстров Д.В., Колыванова Н.И., Мгдесян И.В. не присутствовали, уведомлены должным образом, просили рассмотреть дело без их участия, с участием представителя Смирнова А.Е.

Представитель истцов по доверенности Смирнов А.Е. исковые требования уточнил согласно заключения судебной экспертизы. Ответчиком на депозит нотариуса Карповой Н.Л. были внесены денежные средства в декабре 2022 года. Эти суммы были внесены в оплату той версии стоимости сервитута, которую придерживается ответчик. Установить плату за ограниченное пользование земельными участками (сервитут) за 10 лет считая с 11.11.2021 г. в размере 1 059 858,30 руб., в т.ч. за:

часть земельного участка площадью 13 090 кв.м. с кадастровым номером - 209 507,20 руб.;

часть земельного участка площадью 25 308 кв.м. с кадастровым номером - 380 734,20 руб.;

часть земельного участка площадью 19 855 кв.м. с кадастровым номером - 318 233,30 руб.;

часть земельного участка площадью 9 448 кв.м. с кадастровым номером - 151 383,60 руб.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" плату за ограниченное пользование земельными участками (сервитут) за 10 лет считая с 11.11.2021 г. в размере 987 209,92 руб., в т.ч. в пользу Быстрова Д.В. - 550 812,04 руб., в пользу Колывановой Н.И. - 295 052,60 руб., в пользу Мгдесян И.В. - 141 345,28 руб.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" расходы по уплате госпошлины в сумме 13 072 руб. 10 коп., в т.ч. в пользу Быстрова Д.В. - 7 293,55 руб. 84 коп., в пользу Колывановой Н.И. - 3 906,93 руб., в пользу Мгдесян И.В. - 1 871 руб. 62 коп.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" в пользу Быстрова Д.В. расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 60 000 руб. Требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что закон предоставляет правообладателям на земельные участки два инструмента защиты собственных прав, это передача разногласий при рассмотрении соглашения на рассмотрение суда и обращение с иском об установлении платы за публичный сервитут. Избрали второй способ защиты, который ни как не ограничивает по срокам обращения в суд. Если принять во внимание довод ответчика о соблюдении сроков, то ответчик не верно указывает на март 2022 года, как на месяц, от которого следует исчислять 6-ти месячный срок для обращения в суд. Из представленных документов видно, что разногласия по соглашению продолжали рассматриваться сторонами до 25.05.2022 года.

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Газпром» по доверенности Голубева А.С. исковые требования не признала, поддержала позицию изложенную в письменном отзыве ( том 2 л.д.179-186), дополнительно пояснила, что истцы пропустили срок обращения в суд с настоящим иском. Между сторонами имеется спор об осуществлении публичного сервитута. Публичный сервитут установлен на земельные участки, он не кем не был оспорен, он является действующим. При заключении соглашения и его осуществлении возникли разногласия между сторонами, которые истцы пытались урегулировать в соответствии со ст. 445 ГК РФ. Стороны не пришли к соглашению. Истцы в исковом заявлении указывают, что он 16.03.2022 года в адрес ответчика направили предложение по соглашению. В указанную дату у сторон возникли разногласия по заключению соглашения в части платы за публичный сервитут. Истцы предложили установить в рамках их расчета, на что 24.03.2022 года ответчик им направил письмо об отклонении предложения. Данное письмо получено истцами 25.03.2022 года, о чем имеется отметка. Срок обращения в суд в соответствии с п. 2 ст.446 ГК РФ начал течь с 16.03.2022 года. Они не обратились в суд в установленный законом срок. Соглашение об осуществлении публичного сервитута оно является обязательным для заключения, это не просто частный сервитут установленный в пользу юридического лица, это публичный сервитут, который установлен в целях строительства газопровода, для нужд будущих абонентов. ООО «Газпром межрегионгаз» является обладателем публичного сервитута и лицо, которое имеет право строительства на данных земельных участках.

Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Ярославль» в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, уважительных причин не явки не представили, следует рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по ЯО в судебное заседание не явились, о слушании дела уведомлены должным образом, просили дело рассмотреть без их участия, имеется письменный отзыв.

Представители третьего лица администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, администрации Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, уважительных причин не явки не представили, следует рассмотреть дело без их участия.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Быстрову Д.В., Колывановой Н.И. и Мгдесян И.В. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства:

1) Быстрову Дмитрию Викторовичу - площадью 397 987 кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

2) Быстрову Дмитрию Викторовичу - площадью 2 014 469 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

3) Колывановой Наталии Ивановне - площадью 767 956 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

4) Мгдесян Ирине Викторовне - площадью 442 108 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, д<адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 28.09.2022г. (том 1 л.д. 32-44)

Постановлением администрации Даниловского муниципального района Ярославской области №0765 от 5.10.2021 г. «Об установлении публичного сервитута» в отношении частей каждого указанных земельных участков был установлен публичный сервитут в интересах ООО «Газпром межрегионгаз» в целях размещения линейного объекта газоснабжения «Газопровод межпоселковый <адрес>» (код стройки 76/1382-2) общей площадью 245469 кв.м. Сведения о границах публичного сервитута были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11.11.2021 г.(том 1 л.д. 14-32, 44-50)

28.01.2022г общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегиогаз», в ходе реализации проекта строительства объекта «Газопровод межпоселковый <адрес>», направило в адрес истцов подписанные обладателем публичного сервитута проекты соглашения об осуществлении публичного сервитута, письмом от 28.01.2022 № АГ-15/01/214 в адрес Быстрова Д.В. письмом от 28.01.2022 № АГ-15/01/216 в адрес Колывановой Н.И, письмом от 15.04.2022 № АГ-15/01/412 в адрес Мгдесян И.В. Данные письма получены Быстровым Д.В. 11.03.2022г.

В материалах дела имеются проекты соглашения об осуществлении публичного сервитута:

от 15.04.2022г. с Быстровым Д.В. на часть земельного участка площадью 13 090 кв.м. с кадастровым номером ; часть земельного участка площадью 25 308 кв.м. с кадастровым номером В п.3.1. соглашения установлен размер платы за публичный сервитут в год: 1 756,66 рублей, включая НДФЛ, за пользование частью земельного участка с кадастровым номером ; 775,48 рублей, включая НДФЛ, за пользование частью земельного участка с кадастровым номером . Из суммы, выплачиваемой Правообладателю платы за публичный сервитут, Обладатель публичного сервитута удерживает налог на доходы физических лиц (п.4 ст.226 Налогового Кодекса Российской Федерации) по ставке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уплачивает его по месту своего учета в налоговом органе. Сведения о доходе Правообладателя сообщаются в налоговый орган в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Размер платы за публичный сервитут установлен на основании отчета об оценке от «20» января 2022 № 185-60/2021, подготовленного на дату оценки «20» января 2022, выполненного ООО «Стройэкспертсервис».(том 5 л.д.62-249)

От 18.04.2022г. с Колывановой Н.И. на часть земельного участка площадью 19 855 кв.м. с кадастровым номером . В п.3.1. соглашения установлен размер платы за публичный сервитут в год составляет 2664,47 рублей, включая НДФЛ. Из суммы выплачиваемой Правообладателю платы за публичный сервитут, Обладателе публичного сервитута удерживает налог на доходы физических лиц (п.4 ст.22) Налогового Кодекса Российской Федерации) по ставке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уплачивает его по месту своего учета в налоговом органе. Сведения о доходе Правообладателя сообщаются в налоговый орган в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Размер платы за публичный сервитут установлен на основании отчета о оценке от «20» января 2022 № 184-60/2021, подготовленного на дату оценки «20» января 2022, выполненного ООО «Стройэкспертсервис». (том 4 л.д. 1-129)

От 18.04.2022г. с Мгдесян И.В. на часть земельного участка площадью 9 448 кв.м. с кадастровым номером . В п.3.1. соглашения установлен размер платы за публичный сервитут в год составляет 1153,83 рубля, включая НДФЛ. Из суммы, выплачиваемой Правообладателю платы за публичный сервитут, Обладатель публичного сервитута удерживает налог на доходы физических лиц (п.4 ст.226 Налогового Кодекса Российской Федерации) по ставке в соответствии с действующим законодательство^ Российской Федерации и уплачивает его по месту своего учета в налоговом органе Сведения о доходе Правообладателя сообщаются в налоговый орган в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Размер платы за публичный сервитут установлен на основании отчета об оценке от «20» января 2022 № 181-60/2021, подготовленного на дату оценку «20» января 2022, выполненного ООО «Стройэкспертсервис».(том 6 л.д. 128-245)

Всего 6350,44 руб. в год.

16.03.2022г. Быстров Д.В., Колыванова Н.И. и Мгдесян И.В. предложили в ООО «Газпром межрегионгаз» заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута на иных условиях и за цену, указанных в отчете № 0703-22, выполненным СБК «Партнер», а также предложили заключить соглашение об оплате стоимости биологической рекультивации участков.

Согласно отчета ООО СБК «Партнер» № 0703-22 от 30.03.2022г. об определении платы за публичный сервитут, размер платы за ограниченное пользование земельными участками в течение 10 лет составляет 867 548 руб., в т.ч.: 167 740 руб. за часть площадью 13 090 кв.м. участка с кадастровым номером 308 руб. за часть площадью 25 308 кв.м. участка с кадастровым номером ; 254 430 руб. за часть площадью 19 855 кв.м. участка с кадастровым номером и 121 070 руб. за часть площадью 9 448 кв.м. участка с кадастровым номером

Всего 867548руб.

24.03.2022г. ООО «Газпром межрегионгаз» отклонили предложение Быстрова Д.В., Колывановой Н.И. и Мгдесян И.В. заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута на иных условиях и за цену, указанных в отчете № 0703-22, выполненным ООО СБК «Партнер».

В ответ на уведомление об отклонении предложения 24.05.2022г. ООО СБК «Партнер» направило ООО «Газпром межрегионгаз» возражения.

24.05.2022г. Быстров Д.В. ответил ООО «Газпром межрегионгаз» о том, что в письме от 23.05.2022г. предлагалось подписать соглашение на условиях, направленных ранее, направил ответ ООО СБК «Партнер» об отсутствии каких-либо нарушений при определении стоимости платы за публичный сервитут. Предложил заключить соглашение на условиях, содержащихся в Отчете № 0703-22, выполненным ООО СБК «Партнер».

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон.

В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.

В соответствии с пунктом 12 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута.

Статьей 446 ГК РФ установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются (пункт 3 статьи 23 ЗК РФ).

В силу пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться, в том числе, для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ГК РФ может быть установлен решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Бесплатное пользование земельным участком не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.46 ЗК РФ обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Соглашение об осуществлении публичного сервитута должно содержать сведения о размере платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения (пункт 1 статьи 39.47 ЗК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 39.47 ЗК РФ, соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях (п. 9. ст. 39.47 ЗК РФ).Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения (ч. 10 ст. 39.47 ЗК РФ).

Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в п. 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения (ч. 11 ст. 39.47 ЗК РФ).

Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с п. 9 ст. 39.46 или п. п. 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за публичный сервитут.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что на частях принадлежащих истцам земельных участков с кадастровыми номерами установлен публичный сервитут, обладателем которого является ответчик.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами оспаривается определенный ответчиком в соглашениях размер платы за сервитут, ответчик не согласен с размером платы, предложенным истцом.

По ходатайству истцов определением суда от 19 июля 2023 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной величины платы за публичный сервитут, проведение которой поручено экспертам ООО «Эксперт Инвест»

Согласно выводов эксперта ООО «Эксперт Инвест» (заключение № 01-се/07/23 от 30 августа 2023 г.), размер платы за публичный сервитут за 10 лет считая с 11.11.2021г., установлен постановлением администрации Даниловского муниципального района Ярославской области 5.10.2021г. в интересах ООО «Газпром межрегионгаз» в целях размещения линейного газоснабжения «Газопровод межпоселковый <адрес>» в отношении:

- 13 090 кв.м. земельного участка площадью 397 987 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет: 209507,20 рублей;

- 25 308 кв.м. земельного участка площадью 2 014 469 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет: 380734,20 рубля;

- 19 855 кв.м. земельного участка площадью 767 956 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет: 318233,30 рубля;

- 9 448 кв.м. земельного участка площадью 442 108 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет: 151383,60 руб.

Всего 1059858,30руб.

Определяя плату за публичный сервитут, суд считает необходимым установить его согласно заключению судебной экспертизы ООО «Эксперт Инвест» в размере 1 059 858,30руб. руб.

Изложенные в экспертном заключении ООО «Эксперт Инвест» данные объективно и достоверно отражают характер и ход исследования. В качестве эксперта привлечено лицо, обладающее специальными познаниями, которые были необходимы для дачи заключения по поставленным судом вопросам, экспертом дана подписка о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; экспертное заключение по форме и содержанию соответствует требованиям части 1 и 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заключение экспертизы выполнено полно, не содержит неточности и неясности в ответе на поставленные вопросы, выводы эксперта являются однозначными, не носят вероятностного характера, экспертом проведен подробный необходимый анализ в обоснование выводов.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, доказательства наличия в заключении противоречивых или неясных выводов, в материалов дела не имеется; несогласие одной из сторон с выводами эксперта либо с выбранной экспертом методикой не является основанием для назначения повторной экспертизы.

Доводы ответчика о том, что эксперт проигнорировал Методические рекомендациями по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных гражданам и юридическим лицам», утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2019г. № 321. и избранная им методика определения размера платы за публичный сервитут не является общепринятой, что привело к нарушению положения п.7 чт. 39.36 ЗК РФ, не состоятельны. Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2019 г. N 321 при определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой разницу между рыночной стоимостью земельного участка (находящегося в частной собственности) до установления публичного сервитута и после его установления.

Метод, использованный экспертом для расчета, также определяет рыночную стоимость участка представляющего собой разницу между стоимостью рыночной стоимостью земельного участка находящегося в частной собственности до установления публичного сервитута и после его установления.

Экспертом не проведен осмотр земельных участков по основаниям, указанном в заключении, в виду нецелесообразности по состоянию на 11.11.2021г. установить состояние объектов исследования невозможно.

Исходя из приведенных ответчиком при рассмотрении дела доводов, все его сомнения основываются на несогласии с выводами экспертного заключения, с примененным экспертом методом исследования, тогда как выбор метода исследования всегда остается на усмотрение эксперта.

Представленные отчеты об оценке от «20» января 2022 № 181-60/2021, № 185-60/2021, 184-60/2021 ООО «Стройэкспертсервис» отклоняется судом, данное заключение противоречит общепринятым методам оценки, выполнен с нарушениями Методические рекомендациями по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных гражданам и юридическим лицам», утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2019г. № 321.

Вопреки доводам ответчика, то обстоятельство, что размер платы, указанный в заключении судебной экспертизы, превышает размер платы, определенный на основании отчета об оценке ООО «Стройэкспертсервис», не свидетельствует о том, что заключение ООО «Эксперт Инвест» является недостоверным и необоснованным, напротив, в представленных стороной истца заключениях о рыночной стоимости величины платы за публичный сервитут оценщика ООО СБК «Партнер» и заключении судебной экспертизы ООО «Эксперт Инвест» указаны сходные величины оплаты.

Заключение ООО СБК «Партнер» № 0703-22 от 30.03.2022г выполнено в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности, в т.ч. руководствуясь «Методическими рекомендациями по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных гражданам и юридическим лицам», утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2019г. № 321.

Оснований ставить под сомнение выводы судебной экспертизы не установлено.

Отклоняя доводы стороны ответчика, суд исходит из того, что собственник земли имеет право на получение соразмерной платы, которую обязан выплачивать обладатель публичного сервитута, при этом истцы выступают по соглашению как физические лица, а ответчик - как субъект предпринимательской деятельности.

Срок для обращения в суд с настоящим иском истцами не пропущен, доводы ответчика о том, что срок начинает течь с 16.03.2022г. не состоятельны разногласия по соглашению об установлении платы за публичный сервитут обсуждались сторонами до 24.05.2022г., кроме того в материалах дела имеются проекты соглашения, составленные ответчиком от 15 и 18 апреля 2022г. С иском истцы обратились 04.10.2022г.

Кроме того, суд считает, что фактически имело место уклонение ответчика от заключения договора, а не преддоговорной спор как таковой с рассмотрением разногласий между сторонами (п. п. 1, 2 ст. 446 ГК РФ). Поэтому в данном случае применяются положения п. 4 ст. 445 ГК РФ.

Кроме того, суд полагает возможным учесть, что отсутствие соглашения не лишило возможности ответчика использовать земельные участки, положив деньги – плату за публичный сервитут на депозит нотариуса в декабре 2022г. (часть 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного следует удовлетворить требования истцов в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Быстрова Дмитрия Викторовича (паспорт ), Колывановой Наталии Ивановны (паспорт ), Мгдесян Ирины Викторовны (паспорт ) к ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН 5003021311 ОГРН 1025000653930) об установлении платы за ограниченное пользование земельными участками (сервитута), удовлетворить.

Установить плату за ограниченное пользование земельными участками (сервитут) за 10 лет считая с 11.11.2021 г. в размере 1 059 858,30 руб., в т.ч. за:

часть земельного участка площадью 13 090 кв.м. с кадастровым номером - 209 507,20 руб.;

часть земельного участка площадью 25 308 кв.м. с кадастровым номером - 380 734,20 руб.;

часть земельного участка площадью 19 855 кв.м. с кадастровым номером - 318 233,30 руб.;

часть земельного участка площадью 9 448 кв.м. с кадастровым номером - 151 383,60 руб.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" плату за ограниченное пользование земельными участками (сервитут) за 10 лет считая с 11.11.2021 г. в размере 987 209,92 руб., в т.ч. в пользу Быстрова Дмитрия Викторовича - 550 812,04 руб., в пользу Колывановой Наталии Ивановны - 295 052,60 руб., в пользу Мгдесян Ирины Викторовны - 141 345,28 руб.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" расходы по уплате госпошлины в сумме 13072 руб. 10 коп., в т.ч. в пользу Быстрова Дмитрия Викторовича - 7 293,55 руб. 84 коп., в пользу Колывановой Наталии Ивановны - 3 906,93 руб., в пользу Мгдесян Ирины Викторовны - 1 871 руб. 62 коп.

Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз" в пользу Быстрова Дмитрия Викторовича расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 60000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья Т.Ю.Грачева