ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-790/2017 от 27.03.2017 Анапского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2-790/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Анапа 27 марта 2017 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Холодовой Н.В.,

при секретаре Богаченко К.Ю.,

с участием представителя Администрации МО (...), по доверенностиМежлумяна Л.Г., ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковомузаявлению администрации МО (...) к ФИО1 о понуждении кисполнению Постановления администрации МО (...) от 01 июля 2016 года 000,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО (...) обратилась в суд с иском к ФИО1 о понуждении к исполнению Постановления администрации МО (...) от 01 июля 2016 года 000, согласно которого 00.00.0000 управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Анапа. В ходе проведенной проверки осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский крац, (...) с кадастровым номером 000, площадью 1284 кв.м., с видом разрешенного использования - под жилую застройку индивидуальную, принадлежит на праве собственности ФИО1 Муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией муниципального образования (...) через свои специально уполномоченные отраслевые, функциональные органы. Специально уполномоченными отраслевыми функциональным органами администрации муниципального образования город-курорт Анапа, осуществляющими муниципальный земельный контроль, являются управление муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа и управление сельского хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Анапа. Вместе с тем, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью, границы определены в соответствии с действующим законодательством. На земельный участок зарегистрировано ограничение (обременение) в виде публичного сервитута сроком с 29 августа 2016 года по 06 августа 2021 года. Основание регистрации публичного сервитута - Постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа 000 от 01 июля 2016 года. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости ширина публичного сервитута со стороны (...) составляет 5,36 кв.м., ширина противоположной стороны составляет 6,33 кв.м., общая площадь публичного сервитута составляет 145 кв.м. Однако, в результате проведенного обмера по установленным ограждениям, с применением лазерного дальномера LeicaDistoА5 (свидетельство о поверке 000 от 19 июля 2016 года) установлено, что собственником земельного участка, территория установленного публичного сервитута частично огорожена. Ответчиком от ограждения освобождена часть земельного участка площадью 45 кв.м., шириной 1,8м. Таким образом, в действиях Д.С.ИБ. усматриваются признаки нарушения требований земельного законодательства, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие территории публичного сервитута площадью 118 кв.м.). Акт проверкисоблюденияземельногозаконодательствадляпривлечения к административной ответственности направлен в Анапский отдел Управления Росреестра по КК. Понятие сервитута определено статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости)вправетребоватьотсобственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнегоучастка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. В силу статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимодляобеспеченияинтересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, как и в данном случае. Вместе с тем, необходимо отметить, что Постановлением от 01 июля 2016 года 000 установлен постоянный публичный сервитут на частьземельного участка, указанного выше, что отражено в единомгосударственном реестре прав, о чем сделана запись регистрации 000 от 29 августа 2016 года. В том числе необходимо отметить, что Постановление Администрации от 01 июля 2016 года 000 не отменено, никем не оспорено, а соответственно, подлежит исполнению (соблюдению) правообладателем земельного участка с кадастровым номером 000 кв.м. Вместе с тем, согласно положениям статьи 23 ЗК Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъектаРоссийскойФедерации,нормативнымправовымактом органа местного самоуправлениявслучаях,еслиэтонеобходимодляобеспечения интересов государства,местногосамоуправленияилиместногонаселения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. В соответствии с п. 1ч.3 ст. 23 ЗК Российской Федерации, публичныесервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда черезземельныйучасток, в том числе в целях обеспечения свободного доступагражданкводному объекту общего пользования и его береговой полосе.В виду того, что собственником земельного участка,территорияустановленного публичного сервитута огорожена забором, доступ ограничен,в виду чего, администрация вынуждена обратиться в суд с искомовозложении обязанности на ответчика по освобождению части земельногоучастка с кадастровым номером 000 кв. м, обремененногосервитутом от ограждения, что в свою очередь противоречитцелямустановления публичного сервитута, а также препятствует проходу и проезду через земельный участок. Просят суд: признать незаконными действия ФИО1 выразившиеся в чинении препятствий к фактическому исполнениюПостановления администрации муниципального образования город-курортАнапа от 01 июля 2016 года 000 «Об установлении постоянногопубличного сервитута на часть земельного участка, расположенногопоадресу: (...), с/о Супсехский, (...) (000), в целях обеспечения прохода и проездачерезземельныйучасток», путем возведения ограждения на части земельного участка, обремененного публичным сервитутом; обязать ФИО1 устранить препятствия кисполнению Постановления администрации муниципального образованиягород-курорт Анапа от 01 июля 2016 года 000,обеспечив при этом использование части земельного участка площадью 145кв.м., расположенного по адресу: (...), с/оСупсехский, (...), с кадастровым номером 000, площадью1284 кв.м., в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 01 июля 2016 года 000, путем демонтажа (сноса) ограждения, освободив 145 кв.м, площадиустановленного публичного сервитута, из которых 5,36 кв.м, ширинапубличного сервитута со стороны (...) в (...),и6,33кв.м,с противоположной стороны.

В судебном заседании истец представитель Администрации МО (...), по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления администрации МО (...), при этом суду пояснил, что с исковыми требованиями он не согласен, так как освобождение части территории принадлежащего ему земельного участка обремененной публичным сервитутом, от временного, некапитального ограждения, во исполнении постановления администрации муниципального образования (...)000 от 01 июня 2016 года, будет представлять угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, ввиду расположенного за вышеуказанным ограждением обрыва глубиной около 4 (четырех) метров, что подтверждается прилагаемыми фотоматериалами. Принимая во внимание вышеизложенное просит отметить, что истец (администрация муниципального образования город-курорт Анапа), в свою очередь не представил предложений о не представляющем угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, варианте реализации демонтажа некапитального временного ограждения, каковым огорожена часть земельного участка, обремененного указанным публичным сервитутом, площадью 100 кв. м. Просит суд: отказать истцу в удовлетворении требований об обязании устранить препятствия к исполнению Постановления администрациимуниципального образования (...) от 01 июля 2016 года 000, обеспечив при этом использованиечастиземельногоучасткаплощадью 145 кв.м., расположенного по адресу: (...) в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 01 июля 2016 года № 2623, путем демонтажа (сноса) ограждения, освободив 145 кв.м,площади установленного публичного сервитута.

Заслушав стороны, суд находит заявленные исковые требования не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 000 от 04 октября 2016 годаДаыденко С.И. является собственником земельного участка расположенного по адресу: (...), с кадастровым номером 000, площадью 1284 кв.м., с видом разрешенного использования - под жилую застройку индивидуальную.

Постановлением главы (...) края от 01 июля 2016 года000 установлен постоянный публичный сервитут площадью 145 кв.м. на часть земельного участка, расположенного по адресу: (...)000 категория земель- «земли населенных пунктов», вид разрешённого использования земельного участка- «под индивидуальную жилую застройку», в целях обеспечения прохода и проезда через земельный участок.

Согласно акта 000 В\П от 05 декабря 2016 года установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: (...), с кадастровым номером 000, видом разрешённого использования земельного участка- «под индивидуальную жилую застройку», принадлежит на праве собственности ФИО1 На земельный участок зарегистрировано ограничение (обременение) в виде публичного сервитута сроком с 29 августа 2016 года по 06 августа 2021года. Однако, в результате проведенного обмера по установленным ограждениям, с применением лазерного дальномера LeicaDistoА5 (свидетельство о поверке 000 от 19 июля 2016 года) установлено, что собственником земельного участка, территория установленного публичного сервитута частично огорожена. Ответчиком от ограждения освобождена часть земельного участка площадью 45 кв.м., шириной 1,8м.

Письмом от 09 декабря 2016 года в адрес начальника Анапскогоотдела Управления Росреестра по КК направлен Акт проверки соблюдения земельного законодательствадляпривлечения к административной ответственности.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российская Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.

Из смысла данной нормы следует, что истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Порядок установления сервитутов регулируется нормами ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ, ст.ст. 16.1-16.3 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05 ноября 2002 года 000-КЗ.

Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В соответствии с требованиями ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При этом согласно ст.ст. 4, 45, 46, 47, 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания лежит на сторонах, третьих лицах, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на прокуроре, органах, организациях и гражданах, подавших заявление в защиту иных лиц. Частью 1 ст. 57 ГПК РФ предусмотрено право суда предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Истцом в обоснование своих требований не представлены сведения из ГКН, подтверждающих конфигурацию земельного участка, площадью 1284 кв.м., расположенного по адресу: (...), с кадастровым номером 000, длины линий.

Ответчик ФИО1 в доказательствах своих возражений сослался на то, чтоосвобождениечаститерритории принадлежащего его земельного участка обремененногопубличным сервитутом, от временного, некапитального ограждения воисполнении постановления администрации муниципального образованиягород-курорт Анапа 000 от 01 июня 2016 года, будет представлять угрозужизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в виду расположенного завышеуказанным ограждением обрыва глубиной около 4 (четырех) метров и приложил к данным возражениям фото, подтверждающие данные сведения. На что представитель администрации МО г-к Анапа не представил никаких возражений.

При этом бремя доказывания факта не исполнения ответчиком Постановленияадминистрации МО (...) от 01 июля 2016 года 000 возлагается на истца.

Истцом не представлены варианты пользования данным сервитутом, исходя из того, что имеется обрыв глубиной около 4 (четырех) метров.

Учитывая изложенные обстоятельства, требования закона, анализируя каждое из представленных доказательств, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд не находит оснований для удовлетворения требований администрации МО (...) кФИО1 о понуждении к исполнению Постановленияадминистрации МО г. Анапа от 01 июля 2016 года 000.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных исковых требований администрации МО (...) кФИО1 о понуждении к исполнению Постановленияадминистрации МО (...) от 00.00.0000000 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяцачерез Анапский районный суд, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Анапского районного судаН.В. Холодова