ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-794/17 от 16.10.2017 Нижнегорского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-794/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2017 года пгт.Нижнегорский

Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Беляковой В.Н.

при секретаре - Ушаковой М.В.,

истца - ФИО1,

представителей истца - ФИО2, ФИО3,

представителей ответчиков - ФИО4, ФИО5,

- ФИО6,

помощников прокуроров - Терещенко Е.В., ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда п.Нижнегорский гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым, Управлению образования Администрации Нижнегорского района Республики Крым, Администрации Нижнегорского района Республики Крым о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации (возмещения) морального вреда

УСТАНОВИЛ:

18.09.2017 года истец обратился в суд с иском о восстановлении его на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации (возмещения) морального вреда.

Иск мотивирован тем, что истец был принят на работу 01.09.2015 года методистом Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым, что подтверждается записью в его трудовой книжке. Принятие на работу методистом также подтверждается приказом о приеме на работу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым №41-к от 01.09.2015 года и трудовым договором №33 от 01.09.2015 года. Приказ №41-к от 01.09.2015 года издан на основании Постановления администрации Нижнегорского района Республики Крым от 11.08.2015 года №402 «О реорганизации муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым.

05.09.2017 года истец, согласно приказу №40-к от 24.08.2017 года был уволен из Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации и ст.178 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Приказ № 40-к от 24.08.2017 года издан на основании постановления администрации Нижнегорского района Республики Крым от 03.07.2017 года № 226 «О внесении изменений в Постановление Администрации Нижнегорского района №212 от 19.06.2017 года и структуру Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым.

Постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым от 03.07.2017 года №226 изменена структура Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым. В частности исключены 8,5 штатных единиц должностей методистов, о чем свидетельствует приложение №2 к вышеуказанному постановлению. Если в приложении №1 к вышеуказанному постановлению о структуре Центра детского и юношеского творчества Нижнегорского района Республики Крым имеется 9,5 штатных единиц должностей методист, то в приложении №2, вводимом с 05.09.2017 года есть только одна штатная единица должности «методист». Таким образом, истец считает, что он был уволен из-за изменения Администрацией Нижнегорского района Республики Крым структуры Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым. Однако, Администрация Нижнегорского района Республики Крым не обладает полномочиями по изменению структуры либо установления штатного состава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым. Об отсутствии таких полномочий у Администрации Нижнегорского района Республики Крым сообщается в письме Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым от 31.08.2017 года №КО-28/164/2. Действия ответчиков, в результате которых к нему применено незаконное увольнение, привели к сильным душевным переживаниям, моральным страданиям в связи с утратой любимой работы и источников средств, к существованию.

В связи с вышеизложенным просит: признать незаконным и отменить приказ №40-к от 24.08.2017 года Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым «Об увольнении»; восстановить истца на работе методиста Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 06.09.2017 года по день принятия решения суда; взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым в его пользу моральный вред в размере 15000(пятнадцати) тысяч рублей; взыскать с Администрации Нижнегорского района Республики Крым в его пользу моральный вред в размере 15000(пятнадцати) тысяч рублей; взыскать с Управления образования Администрации Нижнегорского района Республики Крым в его пользу моральный вред в размере 15000 (пятнадцати) тысяч рублей.

28.09.2017 года на данное исковое заявление ответчиком – Администрацией Нижнегорского района Республики Крым поданы возражения, в которых ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований истца.

Возражения ответчика мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 1.6 Устава МБОУ «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым утвержденного постановлением администрации Нижнегорского района № 402 от 11.08.2015 года администрация Нижнегорского района является учредителем ЦДЮТ. Статьей 6 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также утверждения их уставов и внесения в них изменений, утвержденного решением № 3 13-й внеочередной сессии Нижнегорского районного совета от 22.01.2015 года определено, что «органы местного самоуправления Нижнегорского района в порядке определяемом законодательством РФ, нормативно-правовыми актами Нижнегорского районного совета и администрации Нижнегорского района решают вопросы создания, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, определяю цели, условия и порядок их деятельности, назначают и увольняют их руководителей, устанавливают структуру, компетенцию, порядок формирования и срок полномочий органов управления предприятий и учреждений, порядок и условия использования закрепленного за ними муниципального имущества, а также решают иные вопросы, предусмотренные законодательством Российской Федерации». Таким образом, администрация Нижнегорского района обладает правами учредителя, по отношению к ЦДЮТ, а также правами по установлению структуры созданных учреждений. Администрация в рамках своих полномочий, путем издания распорядительного документа – в данном случае постановления №226 от 03.07.2017 года установила структуру ЦДЮТ, следует обратить внимание, что администрацией установлена только структура, а не штатное расписание, как утверждает в своем исковом заявлении истец. Кроме этого, указывают на то, что в администрацию не поступало каких-либо предложений Директора ЦДЮТ по корректировке структуры, в том числе и после принятия постановления №226 от 03.07.2017 года.

В судебном заседании истец и его представители поддержали иск, сославшись на изложенные в нем мотивы. При этом истец пояснил, что ему была предложена аналогичная должность с теми же должностными обязанностями в МБУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений Нижнегорского района РК». Однако аналогичных должностей в МБУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений Нижнегорского района РК» нет, нет должности «методист» (есть специалист) и соответственно занимая в настоящее время должность специалиста отдела информационно-методического сопровождения истец получает заработную плату ниже той, которую получал, работая в должности методиста, ему не учитывается выслуга лет при начислении заработной платы, не имеет категории, рабочий день увеличен на 1 час и отсутствуют льготы по оплате коммунальных услуг. Кроме этого, истец и его представители считают, что ответчик - Администрация Нижнегорского района не имела полномочий на изменение структуры муниципальной образовательной организации либо установления ее штатного состава у администрации отсутствуют (это отмечено и в письме Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 31.08.2017 года № КО-28/1864/2). Указанное по их мнению является нарушение порядка увольнения. Более того они так же пояснили, что истец является членом профсоюзного комитета, однако в нарушение норм Трудового законодательства РФ, работодатель не уведомил профсоюзную организацию за три месяца как это указано в коллективном договоре о предстоящем сокращении численности и штата предприятия.

Ответчик – Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым ФИО4 возражала против признания незаконным и отмене приказа №40-к от 24.08.2017 года Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым «Об увольнении», поскольку данный приказ был издан во исполнение требований администрации о внесении изменения в структуру МБОУ ДО «ЦДЮТ», при этом возражений о взыскании морального вреда и среднего заработка, в случае удовлетворения иска, не имела. Кроме того пояснила, что на оставшуюся штатную единицу методиста был оставлен работник, ранее занимавший эту должность, то есть еще до изменения структуры учреждения в 2015г, который на тот момент и в настоящее время находится на больничном, а также воспитывает ребенка-инвалида, не достигшего 18-летнего возраста. Так же она пояснила, что действительно в коллективном договоре прописана необходимость сообщать выборному органу первичной профсоюзной организации в письменной форме не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, о сокращении численности или штата работников и о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, однако она на это не имела возможности, поскольку получила постановление администрации о внесении изменений в структуру предприятия только в июле 2017 года.

Ответчик – Управления образования Администрации Нижнегорского района Республики Крым ФИО5 судебном заседании против удовлетворения иска в части взыскания морального вреда с Управления образования возражала, пояснив, что против удовлетворения иска в остальной части они не возражают. Так же она пояснила, что они обращались в финансовое управление с устным запросом о доведении финансирования до установленного законодательством уровня, однако им в устной форме был дан ответ об отсутствии необходимых средств.

Представитель ответчика – Администрации Нижнегорского района Республики Крым ФИО6 против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что администрация Нижнегорского района обладает правами учредителя, по отношению к ЦДЮТ, а так же правами по установлению структуры созданных им учреждений, а потому администрация в рамках своих полномочий, путем издания распорядительного документа – постановления №212 от 19 июня 2017 года и № 226 от 03 июля 2017 года установила структуру ЦДЮТ в связи с необходимостью увеличения финансирования труда педагогических работников, однако администрацией установлена только структура, а не штатное расписание, как утверждает в своем исковом заявлении истица. Указала, что поскольку определение целей, условий и порядка деятельности муниципальных учреждений относятся к полномочиям администрации соответственно и структура устанавливается администрацией, а штатное расписание определяется непосредственно руководителем учреждения. Процедура увольнения данного работника осуществлялась директором ЦДЮТ и по их мнению была соблюдена. Также пояснила, что в рамках реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, рекомендуемой и для муниципальных учреждений, предусмотрено увеличение расходов на оплату труда педагогическим работникам дополнительного образования, а ЦДЮТ содержится за счет средств бюджета муниципального образования Нижнегорский район, в связи с тем, что бюджет района является дотационным, с целью сохранения ставок преподавателей, в рамках оптимизации подведомственных учреждений принято решение о сокращении численности и штата ЦДЮТ, путем сокращения ставок методистов и педагога психолога. Так же она пояснила, что работники ЦДЮТ, в том числе истица были уволены, в связи с отсутствием денег на финансирование.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8, пояснила, что она является председателем профсоюзного комитета МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым. 04.07.2017 года в профсоюзную организацию обратилась директор Центра детского и юношеского творчества ФИО4 с просьбой о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со ст.373 Трудового кодекса Российской Федерации по проекту приказа о внесении изменений в структуру Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования» Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым, а также проект приказа «Об увольнении». В этот же день профсоюзный комитет дал негативное заключение о возможности увольнения ФИО1. Кроме этого, 05.07.2017 года от ее имени и имени директора ЦДЮТ было направлено обращение Председателю Нижнегорской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации ФИО3, с просьбой оказать содействие в вопросе сохранения численности и штата работников учреждения. 26.07.2017 года она, директор и методисты обратились к начальнику Инспекции по труду Республики Крым с просьбой разъяснить правомочность принятия решения администрацией Нижнегорского района о внесении изменений в структуру ЦДЮТ, путем сокращения численности и штата работников. Ответ на это обращение был получен 05.09.2017 года за подписью министра образования, науки и молодежи РК, в котором было сказано. Что администрация не имеет полномочий на внесение изменений в структуру муниципального образовательной организации. 28.07.2017 года они обратились в прокуратуру Нижнегорского района с той же просьбой. Ответ получили 29.08.2017 года, в котором было сказано, что нарушений действующего законодательства в действиях должностных лиц администрации Нижнегорского района не установлено. Вместе с тем свидетель пояснила, что порядок увольнения истца был соблюден.

Выслушав участников процесса, проанализировав показания свидетеля, заключение помощника прокурора, полагавшего, что увольнение произведено законно и в иске следует отказать, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

Право на справедливое рассмотрение дела судом гарантировано и пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите права человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Из смысла этой нормы следует, что посредством судебного решения должны достигаться правовые ценности и, следовательно, само судебное решение должно соответствовать системе правовых ценностей, в том числе таких, как справедливость.

Составной частью провозглашённой в статье 37 Конституции Российской Федерации свободы труда является основанное на законе прекращение трудовых отношений.

Из этого конституционного положения, во взаимосвязи с нормами Трудового кодекса Российской Федерации следует, что законность увольнения предполагает увольнение по основанию, указанному в законе, и с соблюдением установленной законом процедуры.

Статьей 15 ТК РФ установлено, что трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Частью 1 статьи 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с постановлением администрации Нижнегорского района № 402 от 11 августа 2015 года «О реорганизации муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым, реорганизовано МБОУ ДО «ЦДЮТ» путем включения в его состав методического кабинета Управления образования администрации Нижнегорского района, межшкольного учебно-производственного комбината профессиональной подготовки «Тракторист-машинист» категории «А» на базе МБОУ «Чкаловская СОШ имени И.Т.Неровича»; утвержден Устав МБОУ ДО «ЦДЮТ».(л.д.64)

Приказом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым от 01 сентября 2015 года № 34 «Об утверждении штатного расписания МБОУ ДО «ЦДЮТ», утверждено штатное расписание учреждения на 01 сентября 2015 года, в соответствии с которым, количество штатных единиц методистов – 10,5; методист 1 единица.(л.д.93)

Согласно приказа Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым № 41-к от 01 сентября 2015 года, ФИО1 принят на должность методиста МБОУ ДО «ЦДЮТ» с 01 сентября 2015 года, которую занимал до 05.09.2017 года. Данный факт так же подтверждается копией трудового договора №33 от 01 сентября 2015 года.(л.д.14)

Согласно п.1 приказа № 40-к от 24 августа 2017 года Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым, истец ФИО1 методист Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым в соответствии с п.2 ч.1 ст.81,178 ТК РФ, уволен 05 сентября 2017 года; п.2 приказа предусмотрена выплата компенсации в размере среднемесячного заработка, согласно законодательству РФ.(л.д.19)

Согласно приказа № 65-лс от 14.09.2017 года ФИО1 принят на работу в отдел информационно-методического сопровождения на должность специалиста по его заявлению от 06.09.2017 года и согласно трудового договора №91 от 14.09.2017 года с Муниципальным бюджетным учреждением «Центр по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений Нижнегорского района Республики Крым с 14 сентября 2017 года с испытательным сроком 2 месяца.(л.д.50,148)

Как следует из копии постановления Администрации Нижнегорского района Республики Крым №69 от 04 апреля 2016 года, в структуру МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым внесены изменения согласно приложения к постановлению и она введена в действие с 01 апреля 2016 года.(л.д.113)

В соответствии с постановлением Администрации Нижнегорского района Республики Крым №10 от 16 января 2017 года, внесены изменения в структуру МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым согласно приложению к данному постановлению.(л.д.115)

В соответствии с постановлением Администрации Нижнегорского района Республики Крым №318 от 01 декабря 2016 года, внесены изменения в структуру МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым, изложив ее в новой редакции согласно приложению 1.(л.д.114)

Согласно письма Управления образования администрации Нижнегорского района Республики Крым № 01-13/901 от 29 мая 2017 года, Управление образования администрации Нижнегорского района Республики Крым просит решить вопрос о выводе методистов из МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым в связи с тем, что состоят в штате образовательной организации, но фактически не осуществляют педагогическую деятельность при этом пользуются льготами и доплатами и компенсациями, положенными педагогическим работникам.(л.д.25)

В соответствии с постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым №212 от 19 июня 2017 года, рассмотрев обращение начальника управления образования от 29 мая 2017 года № 01-13/901, в структуру МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым внесены изменения согласно приложения, и директору вышеуказанного учреждения, необходимо уведомить работников о предстоящем изменении структуры учреждения. Так же указано что данное постановление вступает в законную силу с 01 сентября 2017 года.

Постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым от 03 июля 2017 г. №226 «О внесении изменений в постановление администрации Нижнегорского района № 212 от 19 июня 2017 года и структуру Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым», рассмотрев обращение начальника управления образования от 29 мая 2017 года № 01-13/901, внесены изменения в пункт 1 постановления администрации Нижнегорского района № 212 от 19 июня 2017 года и структуру МБОУ ДО «ЦДЮТ», утверждена структура МБОУ ДО «ЦДЮТ» в новой редакции с 19 августа 2017 года и с 05 сентября 2017 года, так в соответствии со структурой учреждения вводимой в действие с 05 сентября 2017 года в учреждении сокращено 8,5 единиц методистов.(л.д.20-21)

Согласно приказа директора МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым № 179 от 04 июля 2017 года, внесены изменения в структуру данного учреждения с 19 августа 2017 года и с 05 сентября 2017 года и штатное расписание с 19 августа 201 7 года и с 06 сентября 2017 года, специалисту по кадрам уведомить работников о предстоящем изменении структуры учреждения, сокращении численности и штата работников до 05 июля 2017 года предоставить в ТО ГКУ «Центр занятости населения» информацию о запланированном увольнении работников в связи с сокращением численности и штата до 05 июля 2017 года.

Постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым №295 от 31 августа 2017 года внесены изменения в п.1.2 постановления администрации Нижнегорского района №226 от 03 июля 2017 года «О внесении изменений в постановление администрации №212 от 19 июня 2017 года и структуру «МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым изложив приложение 2 к указанному постановлению в новой редакции, фактически в структуру вышеуказанного учреждения добавлена 1 штатная единица методиста.

В соответствии с положениями ст. 82 ТК РФ, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (часть вторая статьи 82 ТК РФ).

Положениями ч.1 ст.373 ТК РФ предусмотрено, что при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п.п.2,3 или 5 ч.1 ст.81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

В соответствии с подпунктом а) пункта 24 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 при увольнении работника по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации) работодатель должен, в частности, предоставить доказательства того, что были соблюдены сроки уведомления, установленные частью первой статьи 82 ТК РФ выборного органа первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении численности или штата работников организации, а также обязательная письменная форма такого уведомления.

Кроме того, согласно подпункту в) пункта 24 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 в случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ работодатель должен доказать, что проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, направлялись в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации; работодатель провел дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в тех случаях, когда выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника; был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (статья 373 ТК РФ).

Судом установлено, что ФИО1 является членом профсоюза, в профсоюзный комитет было направлено обращение от 04.07.2017г. № 149 о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со ст.373 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, обращение о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем сокращении работодателем направлено в первичную организацию профсоюза работников в установленные законом сроки - за два месяца до сокращения, а именно: 04.07.2017 года с приложением проекта приказа о внесении изменений в структуру Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым и копиями документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Председателем профсоюзного комитета 09.08.2017 года выдано мотивированное мнение о несогласии с предполагаемым увольнением ФИО1, что подтверждается выпиской № 3 из протокола № 11 заседания профсоюзного комитета МБОУДО «ЦДЮТ» от 09.08.2017 года.

Указанные факты обращений в профком подтверждены пояснениями в судебном заседании председателя профкома ФИО8 и сторонами не оспаривались.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось соблюдение преимущественного права на оставление на работе и истцу при принятии решения о сокращении численности и штата работников организации, истцу были предложены все имеющиеся вакансии, на что он дал свое согласие, путем написания заявления о принятии его на должность специалиста отдела информационно-методического сопровождения и согласно приказа 65-лс от 14.09.2017 года был принят на работу(трудовой договор №91 от 14.09.2017 года)

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст.34, ч.1; ст. 35, ч.2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст.37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Рассматривая требования работника об оспаривании законности увольнения по рассматриваемому основанию, суд обязан проверить соблюдение работодателем гарантий, предусмотренных статьями 82, 179, 180 и 373 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сокращение численности или штата работников является правомерным при соблюдении следующих условий: сокращение численности или штата должно быть реальным (действительным); соблюдено преимущественное право на оставление на работе; работник заранее, не менее чем за 2 месяца до

увольнения, был предупрежден о предстоящем увольнении; в рассмотрении данного вопроса участвовал выборный профсоюзный орган; работник отказался от предложенной ему работы или в организации не было соответствующей работы.

Проверяя наличие оснований и соблюдение работодателем порядка увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, судом установлено, что увольнение истца произведено в связи с реальным сокращением штата работников, оптимизация не носила адресного характера и не была направлена на расторжение трудового договора с конкретным сотрудником, процедура сокращения штата работников не нарушена, требования части 3 статьи 81 и части 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающие работодателя предлагать работнику все имеющиеся вакансии, соблюдены.

Обязанность доказать, что сокращение численности работников или штата действительно (реально) имеет место, лежит на работодателе. Это обстоятельство должно быть подтверждено приказом о сокращении численности или штата работников и новым штатным расписанием. При этом новое штатное расписание должно быть утверждено до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников организации.

Как усматривается из представленных материалов и объяснений сторон в судебных заседаниях, 04.07.2017 года был издан приказ №179 от 04.07.2017 года о сокращении численности и штата работников, с которым истец был ознакомлен под роспись, в связи с чем в штатное расписание были внесены соответствующие изменения.

Доводы представителей истца о том, что истец является членом профсоюзного комитета, однако в нарушение норм Трудового законодательства РФ, работодатель не уведомил профсоюзную организацию за три месяца как это указано в коллективном договоре о предстоящем сокращении численности и штата предприятия суд считает несостоятельными, исходя из следующего.

Согласно п.2.2.7 Коллективного договора между работодателем и работниками Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым на 2015-2018 гг. работодатель обязуется сообщать выборному органу первичной профсоюзной организации в письменной форме не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, о сокращении численности штата работников и о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Из пояснений руководителя МБОУ ДО «ЦДЮТ» ФИО4 следует, что постановление администрации Нижнегорского района Республики Крым № 226 от 03.07.2017 года «О внесении изменений в Постановление Администрации Нижнегорского района № 212 от 19.06.2017 года и структуру Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым она получила в июле месяце 2017 года и в этот же день сообщила выборному органу первичной профсоюзной организации о сокращении численности и штата работников.

Таким образом, только лишь нарушение срока, указанного в п.2.2.7 коллективного договора сообщения выборному органу первичной профсоюзной организации не является безусловным основанием для восстановления истца на работе, поскольку судом было установлено, что работодателем был соблюден установленный законом срок сообщения выборному органу о сокращении численности и штата работников.

Суд также не может согласится с доводами представителей истца о том, что ответчик - Администрация Нижнегорского района не имела полномочий на принятие вышеуказанных решений по структуре МБОУ ДО «ЦДЮТ», несмотря на то, что истцу и его представителям неоднократно разъяснялись их права, в том числе на изменение, уточнение и увеличение исковых требований, истец и его представители в судебном заседании пояснили, что каких либо документов, подтверждающих установление данных фактов у них не имеется, как и не заявили каких либо требований к администрации Нижнегорского района Республики Крым в указанной части, т.е. не оспорили в установленном законом порядке вышеуказанные решения (действия) ответчика.

В соответствии с п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» увольнение является незаконным, если работник, уволен без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения.

Таким образом, судом установлено, что предусмотренные Законом основания и порядок увольнения истца ответчиком соблюдены (как в части, указанной истцом, так и в целом).

Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения требований истца ФИО1 о восстановлении на работе, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,59,67,195,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым, Управлению образования Администрации Нижнегорского района Республики Крым, Администрации Нижнегорского района Республики Крым о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации (возмещения) морального вреда - отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путём подачи апелляционной жалобы через Нижнегорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.

Председательствующий: