ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-796/18 от 03.10.2018 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

КОПИЯ

Дело № 2-796/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 03 октября 2018 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

при секретаре Заруба Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что она на основании трудового договора № 4 от 27 марта 2014 года состояла с Управлением образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» в трудовых отношениях в должности директора некоммерческой организации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный лагерь «Буревестник». Ее заработная плата состояла из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад был установлен в размере 5217 рублей 00 копеек. Ей производились выплаты компенсационного характера: за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50 %, районный коэффициент в размере 20 %, и установлен коэффициент кратности должностного оклада в размере - 2. Приказом № 41/л/с от 10 августа 2017 года она уволена с должности директора муниципального автономного учреждения детский оздоровительный лагерь «Буревестник» (далее по тексту – МАУ ДОЛ «Буревестник») с 11 августа 2017 года. Постановлением главы МО «Плесецкий район» № 928 от 18 июня 2010 года утверждено Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении управления образования администрации МО «Плесецкий район», в соответствии с разделом V которого заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, доплат компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к среднему размеру окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников, которые относятся к основному персоналу, возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанного среднего размера окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников. Согласно условиям трудового договора, приказу начальника управления образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» от 07.10.2011 г. № 213 «Об утверждении Порядка определения коэффициента кратности должностного оклада руководителей муниципальных образовательных учреждений Плесецкого района» ей установлен коэффициент кратности – 2. Из расчетов размеров средней заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя МАУ ДОЛ «Буревестник» за 2014, 2015, 2016 годы, следует, что ее должностной оклад с учетом коэффициента кратности 2 должен был составлять в 2015 году 15023,92 рублей, в 2016 году – 13363,38 рублей, в 2017 году 17159,49 рублей. Таким образом, заработная плата была ей выплачена не в полном объеме. Размер невыплаченной заработной платы составляет за 2015 год – 44304 рублей 15 копеек, за 2016 год – 21200 рублей, за 2017 год – 105633 рублей 15 копеек. Поскольку ответчиком нарушен установленный срок выплаты заработной платы, с ответчика на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ подлежит взысканию денежная компенсация в следующих размерах: за 2015 год – 23018 рублей 75 копеек, за 2016 год – 7026 рублей 85 копеек, за 2017 год – 19887 рублей 76 копеек. Своими действиями ответчик ограничил права истца на своевременное получение заработной платы, тем самым причинив нравственные страдания. Истец просил взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по заработной плате в размере 171137 рублей 63 копейки за период с 2015 по 2017 годы, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 49933 рублей 36 копеек, компенсацию морального вреда 10000 рублей 00 копеек.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования уменьшил, просил взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате за июль 2017 года в размере 15803 рубля 63 копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 3394 рубля 10 копеек и компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей 00 копеек. На иске с учетом уточненных исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что должностной оклад ФИО1 в 2017 году составлял 13363 рубля 38 копеек. При этом, согласно расчету размера средней заработной платы основного персонала МАУ ДОЛ «Буревестник» в 2016 году для определения размера должностного оклада руководителя учреждения, должностной оклад руководителя учреждения с учетом коэффициента кратности 2 должен был составлять 17159 рублей 49 копеек. Данный расчет был составлен главным бухгалтером учреждения, поэтому является обоснованным. Поскольку должностной оклад истца был установлен в меньшем размере, чем предусмотрено Примерным положением о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении управления образования администрации МО «Плесецкий район», ФИО1 за июль 2017 года не была выплачена заработная плата в размере 15803 рубля 63 копейки.

Представитель ответчика Управления образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что разделом V Примерного положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении управления образования администрации МО «Плесецкий район», установлено, что должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к среднему размеру окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников, которые относятся к основному персоналу, возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанного среднего размера окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников. Согласно условиям трудового договора и в соответствии с положениями Порядка определения коэффициента кратности должностного оклада руководителей муниципальных образовательных учреждений Плесецкого района, утвержденного приказом от 07 октября 2011 года № 213, ФИО1 был установлен коэффициент кратности – 2. Приказом начальника управления образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» от 23 мая 2016 года утвержден Порядок исчисления размера средней заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя муниципального автономного учреждения. Согласно указанному Порядку расчет по определению среднего размера заработной платы основного персонала производится самим учреждением за предыдущий финансовый год, в период до 15 апреля текущего года предоставляется для согласования в управление образования и утверждается приказом начальника управления образования. После этого, руководителю образования устанавливается должностной оклад на текущий год. ФИО1 приказом от 17 марта 2016 года с 01 марта 2016 года был установлен должностной оклад с учетом коэффициента кратности в размере 13363 рубля 38 копеек. Между тем, расчет по определению среднего размера заработной платы основного персонала в 2016 году с целью установления ФИО1 должностного оклада на 2017 год, учреждением, которым руководила сама ФИО1, в управление образования в нарушение вышеуказанных положений направлен не был, в связи с чем должностной оклад ФИО1 в 2017 году не увеличивался и начислялся на основании приказа от 17 марта 2016 года в размере 13363 рубля 38 копеек. Полагает иск не подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась по аналогичным основаниям.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 129 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

На основании ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В силу ст. 145 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ состояла с Управлением образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» в трудовых отношениях в должности директора некоммерческой организации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный лагерь «Буревестник».

Должностной оклад ФИО1 был установлен трудовым договором в размере 5217 рублей 00 копеек. Также ей производились выплаты компенсационного характера: за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50%, районный коэффициент в размере 20%.

Кроме того, ФИО1 был установлен коэффициент кратности должностного оклада в размере – 2, стимулирующая выплата в размере 60%, надбавка за работу в сельской местности в размере 25%.

На основании приказа начальника Управления образования администрации МО «Плесецкий район» от 17 марта 2016 года № 42 и согласно соглашению о внесении изменений в трудовой договор от 17 марта 2016 года ФИО1 с 01 марта 2016 года был установлен должностной оклад с учетом коэффициента кратности в размере 13363 рубля 38 копеек.

Приказом № 41/л/с от 10 августа 2017 года ФИО1 уволена с должности директора муниципального автономного учреждения детский оздоровительный лагерь «Буревестник» (далее по тексту – МАУ ДОЛ «Буревестник») с 11 августа 2017 года.

Согласно Уставу МАУ ДОЛ «Буревестник» указанное учреждение является некоммерческой организацией, его учредителем является администрация МО «Плесецкий муниципальный район» в лице Управления образования администрации МО «Плесецкий муниципальный район».

Постановлением главы МО «Плесецкий район» № 928 от 18 июня 2010 года утверждено Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении управления образования администрации МО «Плесецкий район».

В соответствии с разделом V указанного Примерного положения заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, доплат компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к среднему размеру окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников, которые относятся к основному персоналу, возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанного среднего размера окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников.

Согласно п. 4 Примерного положения, оно является примерным. На его основе учреждения разрабатывают локальные нормативные акты по оплате труда в порядке, установленном трудовым законодательством.

Приказом начальника Управления образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» от 07 октября 2011 года № 213 утвержден Порядок определения коэффициента кратности должностного оклада руководителей муниципальных образовательных учреждений Плесецкого района.

Кроме того, приказом начальника Управления образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» от 23 мая 2016 года № 78 утвержден Порядок исчисления размера средней заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя муниципального автономного учреждения.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в Плесецком районе Архангельской области функционирует лишь одно муниципальное автономное учреждение – МАУ ДОЛ «Буревестник». Какой-либо локальный акт по оплате труда, определяющий порядок выплаты и размеры должностного оклада руководителя учреждения, в МАУ ДОЛ «Буревестник» не утвержден.

Как следует из п. 5 Порядка исчисления размера средней заработной платы основного персонала, расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за предыдущий финансовый год.

В силу п. 9 указанного порядка, расчеты по определению среднего размера заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя муниципального автономного учреждения предоставляются для согласования в управление образования в период до 15 апреля текущего года и утверждаются приказом начальника управления образования.

Согласно пояснениям представителя ответчика, расчет по определению среднего размера заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя муниципального автономного учреждения за 2016 год в 2017 году в адрес Управления образования на согласование из МАУ ДОЛ «Буревестник» не поступал.

Доказательств обратного истцом суду не представлено.

Имеющийся в материалах дела расчет размера средней заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя учреждения в 2016 году не подписан главным бухгалтером ФИО5, от имени которого он составлен, а также не содержит подписи специалиста Управления образования, в связи с чем не может быть оценен судом в качестве надлежащего доказательства.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец ФИО1, являясь руководителем МАУ ДОЛ «Буревестник», не выполнила возложенную на нее Порядком исчисления размера средней заработной платы, утвержденным приказом от 23 мая 2016 года № 78, обязанность предоставить такой расчет в управление образования в период до 15 апреля 2017 года, в связи с чем должностной оклад в 2017 году, в том числе в июле 2017 года, ей обоснованно начислялся на основании приказа от 17 марта 2016 года № 42 и на основании дополнительного соглашения к трудовому договору в размере 13363 рубля 38 копеек.

Предусмотренных вышеуказанными Примерным положением и Порядками оснований для перерасчета размера должностного оклада ФИО1 в 2017 году у Управления образования администрации МО «Плесецкий район» не имелось в связи с отсутствием расчета средней заработной платы основного персонала МАУ ДОЛ «Буревестник» за 2016 год.

Из расчетного листка следует, что заработная плата ФИО1 в июле 2017 года соответствовала условиям трудового договора.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за июль 2017 года не имеется.

Исковые требования о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда являются производными и также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению образования администрации муниципального образования «Плесецкий район» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2018 года.

Председательствующий Р.А. Куйкин

Копия верна. Р.А. Куйкин