ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-796/2013 от 07.10.2013 Зареченского городского суда (Пензенская область)

Дело №2-796/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2013 года                              г.Заречный       

Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Каштановой И.В., при секретаре Темарцевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Пензенской области о взыскании ущерба, причиненного бездействием органа государственной власти,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству финансов Пензенской области и финансовому управлению г.Заречного Пензенской области и просил взыскать с каждого из них, соответственно, денежные средства в сумме 65712, 50 руб. и 28 162, 50 руб.

В предварительном судебном заседании истец отказался от иска к ответчику - финансовому управлению г.Заречного Пензенской области и отказ от иска принят судом.

В дальнейшем истец уточнил требования и просил взыскать с Министерства финансов Пензенской области денежную сумму 22 674,97 руб.

В обоснование иска ФИО1 указал, что он является сиротой. Его мать- Щ.Л.А. была лишена родительских прав решением суда города Заречного от (Дата), отец - Щ.Р.В. лишен родительских прав решением суда города Заречного от (Дата). Постановлением Главы Администрации города Заречного от (Дата) он был направлен в Детский дом (Номер). (Дата) его перевели в ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом (данные изъяты), где он находился на полном государственном обеспечении с (Дата) по (Дата). Истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: (Адрес) вместе с матерью, он и моя мать являлись собственниками долей в квартире по месту регистрации (по 19/100 долей у каждого). (Дата) его мать - Щ.Л.А. умерла, что следует из свидетельства о смерти (Номер) повторно выданного отделом ЗАГС Администрации города Заречного. После смерти матери ФИО1 был один зарегистрирован по месту жительства, но фактически до своего совершеннолетия проживал в Детском доме (данные изъяты). Его мать при жизни вела асоциальный образ жизни, злоупотребляла спиртными напитками, в квартире после ее смерти продолжали находиться посторонние лица, за коммунальные услуги она не платила, в результате чего образовалась задолженность. Так, за период с (Дата) по (Дата), когда истец находился на полном государственном обеспечении в Детском доме (Номер) г.Пенза, ООО «ЕРКЦ» г.Заречный был сделан перерасчет начисленных сумм, после чего у истца осталась задолженность за содержание жилья и задолженность его матери, общая сумма составила 95 619, 16 рублей. Из них доля его долга за содержание жилья составила 22 674,97 рублей. Так как (Дата) истец вступил в права наследства на долю матери, то он принял на себя и долговые обязательства матери по уплате коммунальных платежей.

ФИО1 считает что его долг по квартплате, образовавшийся за время нахождения на государственном обеспечении в Детском доме должно оплачивать государство, а именно Пензенская область в лице Министерства Финансов, поскольку согласно п. 8 ст. 8 ФЗ-159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,-оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В силу ст. 2 Закона Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пензенской области. Указал, что поскольку в Законе Пензенской области №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» такая форма поддержки отсутствует, исходя из смысла федерального законодательства, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на субъекте Российской Федерации - Пензенской области.

В связи с изложенным, истец просил взыскать с субъекта Российской Федерации - ответчика – Министерства финансов Пензенской области денежную сумму -22 674,97 руб. в качестве долга, образовавшегося за содержание находящейся в его собственности доли жилого помещения в период нахождения его в Детском доме.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, на иске настаивал.

Ответчик - Министерство финансов Пензенской области иск не признал.

В письменном отзыве на иск Министерство финансов Пензенской области указало, что Министерство финансов, являясь финансовым органом, выступает от имени казны Пензенской области и в ее интересах в соответствии со статьей 125 ГК РФ лишь в случаях, предусмотренных законодательством. А именно, Министерство за счет средств казны Пензенской области возмещает ущерб, причиненный незаконными действиями органов государственной власти Пензенской области или должностными лицами этих органов, финансируемых из бюджета, в порядке статьи 1069 ГК РФ. Для возмещения ущерба в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда о признании незаконными действий органа государственной власти. В связи с чем, Министерство финансов Пензенской области не может выступать ответчиком по данному делу. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В числе указанных выше мер социальной поддержки статьей 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение, которые относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение, предусмотренные Законом № 159-ФЗ, помимо прочего, включают в себя лишь осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Оплата коммунальных услуг в силу Закона № 159-ФЗ к дополнительным гарантиям по социальной поддержке указанных в законе категорий лиц не относится.

Отношения по предоставлению дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области, регламентированы Законом Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» (с последующими изменениями) (далее - Закон № 1098-ЗПО).В силу статьи 2 Закона № 1098-ЗПО расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот производятся за счет средств бюджета Пензенской области. Статья 5 Закона № 1098-ЗПО дублирует меры по реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, предусмотренные статьей 8 Закона № 159-ФЗ.

Ответчик в письменном отзыве особо обратил внимание суда на то, что ни федеральными законами, ни законами Пензенской области не предусмотрена такая мера социальной поддержки детей–сирот, как оплата задолженности за содержание жилья детей-сирот, сложившейся за время их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В связи с чем, ввиду того, что на органы исполнительной власти Пензенской области не возложено полномочий по оплате задолженности за содержание жилья детей-сирот, Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу. По мнению Министерства финансов, как указано в письменном отзыве, охрану имущественных прав лиц, не обладающих полной дееспособностью, осуществляют их законные представители - родители, опекуны, попечители, усыновители. В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Закона «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.5 ст. 18 Закона «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном. В случае ненадлежащего исполнения опекуном своих обязанностей по содержанию переданного ему имущества подопечного, лицо, чьи права нарушены, вправе обратиться к опекуну с требованием о возмещении причиненных убытков. В силу ч. 2 ст. 1 Закона «Об опеке и попечительстве» положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Из изложенного выше следует, что собственник обязан нести расходы по оплате жилого помещения, соразмерно приходящейся на него доле в праве собственности, но поскольку в указанной квартире он не проживал, на него возлагается обязанность по оплате содержания и ремонта жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержания, текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме и взноса на капитальный ремонт. Плату за коммунальные услуги он нести не должен.

Поскольку истец Щебельский был направлен в образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обязанность по распоряжению его имуществом, по мнению ответчика, должна была быть возложена на администрацию указанного выше образовательного учреждения, которое и должно было отвечать по долгам истца. Основываясь на приведенных им доводах, ответчик – Министерство финансов Пензенской области просило в иске ФИО1 отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 доводы письменного отзыва на иск поддержала в полном объеме. Показала, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется. В соответствии с действующим законодательством РФ, Министерство не должно нести ответственность средствами казны Пензенской области за действия собственника жилого помещения за неуплату коммунальных платежей и платы за содержание жилья. По мнению представителя ответчика ссылка истца на Закон Пензенской области №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» не состоятельна, поскольку закон не содержит указания на обязанность субъекта Российской Федерации погашать за собственника жилья задолженность по коммунальным иным платежам.

Третье лицо- ФИО3, представитель третьего лица – Департамента образования г. Заречного в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены.

Представители третьих лиц: Администрации г. Заречного - ФИО4 и ОАО « ЕРКЦ» г. Заречного ФИО5 с исковыми требованиями ФИО1 согласились, полагая, что иск подлежит удовлетворению, т.к. субъект Российской Федерации, л должен оказывать меры социальной поддержки лицам, оставшимся без попечения родителей, а также детям – сиротам, в том числе оплачивать коммунальные платежи и плату за содержание жилого помещения на период нахождения сироты на полном гос.обеспечении в детском доме.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон.

Каждая сторона в силу положений ст.ст. 56-57 ГПК РФ должна доказать обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения по иску и представить этому доказательства.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину, юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Судом установлено, что ФИО1 является сиротой. Его мать- Щ.Л.А. была лишена родительских прав решением суда города Заречного от (Дата), отец - Щ.Р.В. лишен родительских прав решением суда города Заречного от (Дата).

Истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: (Адрес) вместе с матерью, они являлись собственниками долей в квартире по месту регистрации (по 19/100 долей у каждого).

(Дата) его мать - Щ.Л.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (Номер).

После смерти матери ФИО1 был один зарегистрирован по месту жительства, где проживает по настоящее время и имеет регистрацию.

Постановлением Главы Администрации города Заречного от (Дата) он был направлен в Детский дом (Номер).

с (Дата) ФИО1 являлся воспитанником ГКОУ Детский Дом (данные изъяты), на основании того же постановления Главы Администрации г. Заречного от (Дата) (Номер).

Этим же постановлением за ФИО1 как собственником (общая долевая собственность 19/100) было закреплено жилое помещение по адресу: (Адрес).

С (Дата) до своего совершеннолетия - (Дата) истец проживал в Детском доме (данные изъяты) и находился на полном государственном обеспечении.

Постановлением Правительства Пензенской области № 562-пП от 07.08.2013г. ГКОУ –Детский дом (данные изъяты)- ликвидирован.

Как следует из отзыва ОАО « ЕРКЦ», в соответствие с п. 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то есть перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период временного отсутствия собственника действующим законодательством РФ не предусмотрен. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

В соответствие с письмом Департамента образования от (Дата) исх. (Номер), на основании справок ГБОУ детский дом (Номер) г.Пензы и заявлений гражданина ФИО3, осуществлен перерасчет плат за отдельные виды коммунальных услуг за период с (Дата) по (Дата) и с (Дата) по (Дата). Сумма перерасчета составила соответственно 13287 рублей 32 коп.

В настоящее время сумма задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составляет 60714 руб.94 коп., пени -33669 руб. Решением суда г. Заречного с Щ.Л.В. за период с (Дата) была взыскана задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствие с Постановлением Зареченского ГО Управления ФССП России по Пензенской области от (Дата) исполнительный документ на основании акта о невозможности взыскания возвращен без исполнения, повторно в пределах установленного законом срока взыскателем не предъявлялся.

В настоящее время ФИО1 вступил в права наследования доли жилого помещения после смерти матери, обремененной долгом, и, в соответствие со статьей 1175 ГК РФ должен отвечать по долгам наследодателя.

Наличие долга по оплате жилья за истцом, размер долга, приходящегося на долю истца, никем из участников процесса не оспаривается.

Возражая против иска, Министерство финансов Пензенской области обоснованно отмечает, что являясь финансовым органом, оно выступает от имени казны Пензенской области и в ее интересах в соответствии со статьей 125 ГК РФ лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством. А именно, Министерство за счет средств казны Пензенской области возмещает ущерб, причиненный незаконными действиями органов государственной власти Пензенской области или должностными лицами этих органов, финансируемых из бюджета, в порядке статьи 1069 ГК РФ.

То есть, как правомерно отметила представитель ответчика ФИО2, для возмещения ущерба в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда о признании незаконными действий органа государственной власти.

В нарушение требований ст.ст 56-57 ГПК РФ истцом данные доказательства в обоснование иска суду не представлены. Решения судов о признании незаконными действий органа местного самоуправления – Министерства финансов Пензенской области в части, касающихся прав интересов ФИО6 отсутствуют.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

В числе указанных выше мер социальной поддержки статьей 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение, которые относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Так, дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение, предусмотренные Законом № 159-ФЗ, включают в себя: однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, либо являются таковыми, но их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (пункт 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ); осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (пункт 2 статьи 8 Закона № 159-ФЗ).

Деятельность по контролю за использованием и распоряжением жилыми помещениями, а также обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений включает в себя: предотвращение совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства; предотвращение проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований; обеспечение использования жилого помещения по назначению, соблюдения в нем чистоты и порядка, поддержания в надлежащем состоянии; обеспечение сохранности санитарно-технического и иного оборудования; соблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований; предотвращение выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его порче; предотвращение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в нарушение установленного порядка.

Оплата коммунальных услуг в силу Закона № 159-ФЗ к дополнительным гарантиям по социальной поддержке указанных в законе категорий лиц не относится.

Отношения по предоставлению дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области, регламентированы Законом Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» (далее - Закон № 1098-ЗПО).

В силу статьи 2 Закона № 1098-ЗПО расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот производятся за счет средств бюджета Пензенской области.

Статья 5 Закона № 1098-ЗПО дублирует меры по реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, предусмотренные статьей 8 Закона № 159-ФЗ.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что ни федеральными законами, ни законами Пензенской области не предусмотрена такая мера социальной поддержки для детей–сирот, как оплата задолженности за содержание находящегося в их собственности жилья, сложившейся за время их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, оснований для возложения на органы исполнительной власти Пензенской области обязанности по оплате задолженности за содержание жилья ФИО1 на период нахождения его в детском доме на полном государственном обеспечении - не имеется.

При этом, суд находит убедительными доводы ответчика об обязанности Детского дома, как опекуна заботиться о переданном ему имуществе подопечного, который в силу положений ЖК РФ, Закона «Об опеке и попечительстве» должен нести ответственности за долги лица, находящегося в данном образовательном бюджетном учреждении, как Детский дом. Поскольку администрация детского дома не является органом государственной власти Пензенской области, то Министерство финансов Пензенской области, в связи с ликвидацией Детского дома, в соответствии с действующим российским законодательством не должно нести ответственность средствами казны Пензенской области за действия.

На основании изложенного, в связи с отсутствие правовых оснований для взыскания задолженности по содержанию имущества истца с Министерства финансов Пензенской области, суд отказывает ФИО1 в иске к Министерству финансов Пензенской области о взыскании ущерба, причиненного бездействием органа государственной власти.

Руководствуясь ст. ст. 12, 39, 173, 193-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Пензенской области о взыскании ущерба, причиненного бездействием органа государственной власти – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, через Зареченский городской суд Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2013года.

Судья - И.В. Каштанова