ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-797/19 от 11.09.2019 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело №2-797/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2019 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.А.,

при секретаре Глазыриной С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области к ФИО1, администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании недействительным формирования земельного участка, отсутствующим права собственности на земельный участок, о признании индивидуального жилого дома самовольной постройкой и его сносе, отсутствующим права собственности на индивидуальный жилой дом, с участием третьих лиц ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице филиала ФГБУ «ГОССОРТКОМИССИЯ» по Калининградской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области обратилось в суд с указанным выше исковым заявлением, которым с учетом дополнений просило суд признать недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером , площадью 975 кв.м, расположенного по адресу: <адрес >, отсутствующим право собственности ФИО1 на указанный выше земельный участок, признать индивидуальный жилой дом площадью 145,5 кв.м с кадастровым номером , расположенный на указанном выше земельном участке, самовольной постройкой, обязать ФИО1 осуществить снос самовольной постройки за свой счет в трехмесячный срок, признать отсутствующим право собственности ФИО1 на указанный выше индивидуальный жилой дом.

В обоснование заявленных исковых требований указано на то, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1049940 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, расположенный по адресу: <адрес > Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений». В соответствии с решением Правительства Калининградской области №3277 от 18 ноября 2009 года земельный участок включен в перечень особо ценных продуктивных земель. Внешние границы земельного участка установлены, согласованы в установленном порядке с администрацией Луговского сельского округа, ЗАО «Рощино», Калининградской железной дорогой, Департаментом дорожного хозяйства и утверждены Гурьевским комитетом по земельным ресурсам. В 2013 году в адрес Территориального управления поступило обращение руководителя филиала ФГБУ «Госсорткомиссия» по Калининградской области, свидетельствующее о фактах выделения администрацией Гурьевского муниципального района земельных участков в границах федеральных земель для индивидуального жилищного строительства. По данному вопросу Территориальное управление обращалось в администрацию Гурьевского района, прокуратуру Гурьевского района, Калининградскую межрайонную природохранную прокуратуру. В результате проведенных проверок было установлено, что в фактических границах земельного участка с кадастровым номером сформированы и вовлечены в хозяйственный оборот иные земельные участки. Согласно схеме расположения границ земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером расположен земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , принадлежащие ФИО1 Истец утверждает, что за счет фактической площади данного землепользования – земельного участка с кадастровым номером осуществлено формирование земельного участка с кадастровым номером При этом каких-либо согласований при установлении границ спорного земельного участка с Территориальным Управлением осуществлено не было. Истец полагает, что при формировании и предоставлении спорного земельного участка администрация района, как орган местного самоуправления, вышла за пределы своих полномочий, распорядившись земельным участком, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации и предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений». Поскольку земельный участок с кадастровым номером сформирован и предоставлен ФИО1 в нарушение требований земельного законодательства, то истец считает, что и индивидуальный жилой дом, возведенный в границах спорного участка, является самовольной постройкой, подлежащей сносу. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, положения Гражданского и Земельного кодексов РФ, истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в нем, просила удовлетворить в полном объеме с учетом дополнений.

Ответчик ФИО1, ее представитель – адвокат Беданов О.И., действующий на основании ордера, представитель ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – ФИО3, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать, указав на то, что при формировании и предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером , в том числе, при реконструкции нежилого строения под индивидуальный жилой дом с кадастровым номером требования закона были соблюдены. Ходатайствовали о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.

Третье лицо ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице филиала ФГБУ «ГОССОРТКОМИССИЯ» по Калининградской области - ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, указав на то, что администрация Гурьевского городского округа Калининградской области превысила свои полномочия, распорядившись частью территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации. Земельный участок Российской Федерации отнесен к категории ценных земель и используется Федеральным государственным учреждением в научных целях для обеспечения продовольственной безопасности области, на его территории расположены лаборатория, зерноток и зернохранилище. Также дополнительно пояснила, что спорный земельный участок имеет частичное наложение на земельный участок Российской Федерации, при этом имеется возможность провести кадастровые работы по уточнению границ местоположения и площади земельного участка Российской Федерации без учета территории земельного участка ответчика, не нарушая прав и интересов, как собственника Российской Федерации, так и иных смежных землепользователей.

Иные участники по делу в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, обозрев материалы надзорного производства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что решением главы администрации Гурьевского района от 21 января 1993 года №43 Калининградскому государственному сортоиспытательному участку Гурьевского района Калининградской области Российской Федерации предоставлено 105,5 га в границах, указанных на чертеже, для использования в сельскохозяйственных целях по испытанию сортов, в связи с чем выдан государственный акт №

В последующем, для осуществления испытания, охраны и использования селекционных достижений в Калининградской области 14 марта 2003 года главой администрации Гурьевского муниципального района было принято решение о формировании и утверждении проектов границ двух земельных участков: земельного участка площадью 21,0 га и земельного участка площадью 104,994 га и предоставлении указанных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», издано соответствующее постановление главы администрации Гурьевского района от 14 марта 2003 года №365 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков ФГУ «Госсорткомиссия» в Гурьевском районе», отменен государственный акт №

21 марта 2003 года между администрацией Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице уполномоченного начальника Инспектуры по Калининградской области ФИО4 заключен договор передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование: земельного участка площадью 21,0 га, расположенного <адрес >, с реестровым (временным) номером П и земельного участка площадью 104,994 га, расположенного <адрес > с реестровым (временным) номером -П, в границах, указанных на кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к Постановлению №365 от 14 марта 2003 года.

Предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 104994,0 кв.м с кадастровым номером на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области №129-р от 19 февраля 2008 года внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества №323-ф от 21 февраля 2008 года.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области №572-р от 24 июня 2008 года указанный выше земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», составлен акт приема – передачи.

Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в ЕГРП 13 августа 2008 года.

В последующем, Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области №393-р от 13 мая 2009 года, №717-р от 7 июля 2009 года внесены изменения в части площади земельного участка с кадастровым номером - 1049940 кв.м.

В соответствии с решением Правительства Калининградской области №3277 от 18 ноября 2009 года указанный выше земельный участок включен в перечень особо ценных продуктивных земель.

В обоснование доводов о том, что частично, без законных на то оснований, за счет территории земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Российской Федерации, сформирован земельный участок с кадастровым номером принадлежащий ответчику ФИО1 на праве собственности, истцом представлены чертеж границ земельного участка, утвержденный 1 августа 2001 года председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района, и схема расположения земельных участков по состоянию на 11 октября 2016 года, выполненная ООО «Геоид Зем».

Земельный участок с кадастровым номером площадью 975 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес > принадлежит на праве собственности ФИО1 Право собственности на указанный выше земельный участок зарегистрировано за ФИО1 в ЕГРП 20 апреля 2010 года.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи строения от 14 июля 1998 года, заключенного с ФИО5, ФИО1 приобрела нежилое шлакоблочное строение, общей площадью 66,6 кв.м, расположенное в <адрес > на земельном участке 300 кв.м.

Указанный договор был зарегистрирован нотариусом ФИО6, реестр №2852.

Из указанного выше договора купли-продажи следует, что нежилое строение принадлежит продавцу на основании регистрационного удостоверения, выданного Калининградским межрайонным бюро технической инвентаризации 9 июля 1998 года за №7-1682, зарегистрированного в реестровой книге 1, под №1/106, стр. 119. Земельный участок, на котором расположено строение предоставлен продавцу в аренду. Договор аренды зарегистрирован в Гурьевском комитете по земельным ресурсам и землеустройству 13 декабря 1995 года №250.

В последующем, ФИО1 обратилась в администрацию Гурьевского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка и разрешении реконструкции приобретенного нежилого строения под индивидуальный жилой дом в <адрес >

Постановлением администрации Гурьевского района №382 от 17 апреля 2000 года ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 700 кв.м и разрешено произвести реконструкцию нежилого строения под индивидуальный жилой дом.

14 июля 2000 года между администрацией Гурьевского района и ФИО1 заключен договор аренды №157 земли под реконструкцию нежилого строения под индивидуальный жилой дом площадью 700 кв.м в <адрес > сроком на 3 года. Приложением к указанному выше договору является план земельного участка, согласно которому описание смежеств: 1-2 – земли здания столовой, 2-3 – земли садового участка, 3-4 земли охранной зоны ЛЭП, 4-1 – земли проезда.

Также был произведен отвод земельного участка в натуре на местности, о чем 17 июля 2000 года был составлен акт об отводе земельного участка в натуре, утвержденный отделом архитектуры и градостроительства администрации Гурьеского района, согласован застройщиком ФИО1

Постановлением №1753 администрации Гурьевского муниципального района от 4 октября 2004 года утвержден проект границ земельного участка ФИО1, ликвидирован земельный участок площадью 700 кв.м, постановлено сформировать земельный участок площадью 975 кв.м.

Постановлением администрации Гурьевского района №1555 от 1 августа 2005 года было отменено постановление №382 «О предоставлении земельного участка и разрешении строительства индивидуального жилого дома в пос. Луговое ФИО1 от 17 апреля 2000 года в связи с уточнением площади земельного участка. Этим же постановлением ФИО1 был предоставлен в аренду на неопределенный срок земельный участок площадью 975 кв.м для реконструкции нежилого строения под индивидуальный жилой дом в <адрес >, разрешена реконструкция нежилого строения под индивидуальный жилой дом по индивидуальному проекту общей площадью 68,0 кв.м, в том числе жилой – 35,8 кв.м

9 сентября 2005 года между администрацией Гурьевского района и ФИО1 заключен договор №239 аренды земельного участка.

Из материалов кадастрового, землеустроительного дел следует, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 20 марта 2005 года на соновании описания границ земельного участка, подготовленного ООО «ГЕОИД», утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Гурьевскому району ФИО7 3 декабря 2004 года.

Постановлением администрации Гурьевского района №1464 от 2 июня 2006 года внесены изменения в п.2 постановления №1555 от 1 августа 2005 года в части указания кадастрового номера земельного участка – а также в п. 5 постановления в части указания площади строения – общей площадью 176 кв.м, в том числе жилой – 124.1 кв.м.

Соглашением №99 от 12 мая 2006 года, заключенным между администрацией Гурьевского района и ФИО1, договор аренды земли от 14 июля 2000 года №157 был расторгнут.

4 мая 2009 года администрацией Гурьевского района ФИО1 было выдано разрешение на реконструкцию нежилого строения в индивидуальный жилой дом №RU39310000-188р/2009 МО сроком действия 10 лет на земельном участке площадью 975 кв.м, расположенном по адресу: <адрес >

Индивидуальный жилой дом был поставлен на кадастровый учет 8 июля 2009 с присвоением кадастрового номера

29 июля 2009 года постановлением администрации Гурьевского района №3267 утвержден акт приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома ФИО1

4 августа 2009 года администрацией Гурьевского района ФИО1 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU39310000-125/2009 МО – индивидуального жилого дома.

На основании указанных выше документов право собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом было зарегистрировано за ФИО1 в ЕГРП 18 августа 2009 года.

15 февраля 2010 года постановлением администрации Гурьевского муниципального района №441 принято решение об отмене постановления №1555 от 1 августа 205 года и предоставлении земельного участка в собственность ФИО1, также изменено разрешенное использование земельного участка на – для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилого дома.

17 февраля 2010 года соглашением №107, заключенным между администрацией Гурьевского муниципального района и ФИО1, договор аренды №239 от 9 сентября 2005 года расторгнут.

19 марта 2010 года между администрацией Гурьевского муниципального района и ФИО1 заключен договор передачи земельного участка в собственность за плату.

Как пояснил в судебном заседании ответчик ФИО1, в указанном выше доме она проживает со своей семьей.

Согласно сведениям, содержащимся в поквартирной карточке, представленной по запросу суда начальником Луговского территориального управления, по адресу расположения жилого дома зарегистрированными числятся ФИО1 (глава хозяйства), ФИО8 (мать), ФИО9 (сын).

Так, ст. 7 Земельного кодекса РФ установлен состав земель в Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земли из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, распоряжение землями может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Пунктом 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Так, согласно ст.ст. 1,7 Федерального закона от 24 июля 2007 №221 «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают существование определенного объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Если объектом недвижимости является земельный участок, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о местоположении его границ.

На основании п. 3 ст. 1 названного выше Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Данные положения Федерального закона предусматривают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.

В соответствии со ст.ст. 22, 38 указанного выше Федерального закона одним из основных документов, являющихся основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка, является межевой план, представляющий собой документ, в котором указывается местоположение границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 9 ст. 38 приведенного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из положений п.п. 1,3 ст. 39 данного Федерального закона при проведении кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана, для вновь образованного земельного участка или уточнения местоположения границ смежных с ним земельных участков, согласование его границ является обязательным. Предметом согласования является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ определены требования к образуемым земельным участкам. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей до 3 августа 2018 года) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольная постройка подлежит сносу по общему правилу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей до 3 августа 2018 года).

Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, в частности возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, либо с нарушением вида разрешенного использования; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Сопоставив и проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленный стороной истца чертеж границ земельного участка, утвержденный 1 августа 2001 года председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района, схему расположения земельного участка по состоянию на 11 октября 2016 года, выполненную ООО «Геоид Зем», а также материалы кадастровых дел земельных участков, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером частично сформирован за счет части территории земельного участка с кадастровым номером

Информация о земельном участке с кадастровым номером его границах, месторасположении, конфигурации содержалась в приложении к договору передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключенного между администраций Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений» 21 марта 2003 года, в актах установления и согласования границ земельного участка, государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков, утвержденных руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района ФИО10 20 июля и 1 августа 2001 года.

Таким образом, факт нахождения земельного участка с кадастровым номером на землях Российской Федерации установлен в ходе рассмотрения дела. Представленные стороной истца документы с очевидностью свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером частично сформирован в границах земельного участка с кадастровым номером

При установленных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при формировании земельного участка с кадастровым номером и предоставлении его в аренду, собственность администрация Гурьевского городского округа не могла не располагать указанной выше информацией и перечисленными выше документами.

Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями, являющимися федеральной собственностью Российской Федерации, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, принимая указанное выше решение, администрация Гурьевского городского округа Калининградской области вышла за рамки своих полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, что влечет незаконность проведенного землеустройства в отношении спорного земельного участка.

С учетом вышеизложенного, доводы истца о допущенных нарушениях нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Вместе с тем, защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами. Заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения, однако избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных (или предполагаемо нарушенных) прав и законных интересов служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения. При этом надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

При оценке способа защиты прав, в том числе при разрешении вопроса о сносе строения, расположенного в границах спорного участка, следует принимать во внимание положения ст. 10 Гражданского кодекса РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способы защиты гражданских прав.

В процессе рассмотрения настоящего гражданского спора было установлено, что за период использования ФИО1 земельного участка, ею были произведены строительные работы по реконструкции нежилого здания в индивидуальный жилой дом. Каких-либо претензий относительно реконструкции нежилого здания в индивидуальный жилой дом, его эксплуатации за весь период до 2018 года, относительно использования территории спорного земельного участка и осуществления на нем строительных работ, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице филиала ФГБУ «ГОССОРТКОМИССИЯ» по Калининградской области не предъявлялось, таких доказательств суду не представлено, материалы дела таких доказательств также не содержат. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что освоение ответчиком спорного участка и строительство на нем осуществлялось с согласия истца, в том числе, третьего лица филиала ФГБУ «ГОССОРТКОМИССИЯ» по Калининградской области.

При этом следует отметить, что Российской Федерацией, ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице филиала ФГБУ «ГОССОРТКОМИССИЯ» по Калининградской области спорная часть земельного участка по назначению не использовалась, каких-либо вспомогательных объектов, принадлежащих истцу, третьему лицу на спорной территории никогда не располагалось.

Разрешая ходатайство о пропуске срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиками в процессе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском и отклоняет доводы стороны истца о квалификации своего иска в качестве негаторного, по которому исковая давность не применяется.

Возможность обращения с требованиями о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество, являющемуся одновременно с другим лицом собственником этого имущества в силу записи в ЕГРН. Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом и ответчиком одним и тем же спорным имуществом.

По смыслу ст.ст. 304 и 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования об устранении нарушений прав владеющего собственника.

Судом установлено, что Российская Федерация, ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице филиала ФГБУ «ГОССОРТКОМИССИЯ» по Калининградской области фактически не владеет спорным участком, а также не владеет спорным жилым строением, зарегистрированными на праве собственности за ответчиком ФИО1 Как следует из установленных обстоятельств, территория спорного земельного участка с 1998 года находилась и находится по настоящее время в фактическом владении ответчика ФИО1, которая открыто использует данную территорию в собственных целях, все действия по его формированию и предоставлению производились публично, о чем было известно истцу с указанного времени.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что истец является владеющими собственником спорного земельного участка.

Таким образом, истцом заявлен виндикационный иск, на требования которого распространяются общие сроки исковой давности. При этом к моменту предъявления соответствующего искового требования срок исковой давности истек, о чем заявили ответчики.

В соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что все совершенные в отношении спорного земельного участка действия, включая проведение кадастровых работ, строительство индивидуального жилого дома, носили открытый характер, начиная с постановки в 2005 году участка на кадастровый учет, также учитывая открытое владение ответчиком спорной территорией, освоение участка на протяжении длительного времени с 1998 года, отсутствие каких-либо претензий у истца, третьего лица по использованию спорной территории, суд приходит к выводу о том, что требования иска заявлены за пределами установленного законом срока. Начиная с 2005 года, с момента постановки участка на кадастровый учет и государственной регистрации права на участок в ЕГРП, истец не мог не располагать информацией о принадлежности спорного участка и распоряжении им.

Все действия по формированию участка в 2005 году, по оформлению в этом же году права аренды ФИО1 на спорный участок, постановка на учет в 2009 году и регистрация права собственности на индивидуальный жилой дом производились публично, о чем было известно истцу с указанного времени. По состоянию на 2005 год спорный земельный участок уже стоял на кадастровом учете, сведения о нем содержались в государственном кадастре недвижимости, в отношении участка производились регистрационные действия, на участке проводились строительные работы. При этом фактически как освоение земельного участка, так и строительство индивидуального жилого дома осуществлялось ФИО1 с 1998 года.

При установленных по делу обстоятельствах в их совокупности суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером и расположенного в его границах объекта недвижимости с кадастровым номером .

При этом доводы истца о том, что им, третьим лицом предпринимались действия по разрешению спорного вопроса со ссылкой на обращение в администрацию Гурьевского района, прокуратуру, Арбитражный суд Калининградской области, не могут быть приняты во внимание в виду установленных выше обстоятельств. Истцом не отрицалось, что как минимум с 2013 года ему стало известно об оспариваемых действиях, однако с иском в суд по заявленным требованиям истец обратился лишь 15 марта 2019 года.

Кроме того, суд обращает внимание на то, как следует из пояснений представителя третьего лица, в пользовании которого находится земельный участок с кадастровым номером , представленной схемы земельного участка, в настоящее время имеется возможность провести кадастровые работы по уточнению границ местоположения и площади земельного участка без учета территории земельного участка ответчика, не нарушая прав и интересов, как собственника Российской Федерации, так и иных смежных землепользователей.

При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает, что истец допускает злоупотребление правом на судебную защиту.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2019 года.

Судья Т.А. Макарова