РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово Астраханской области 10 сентября 2020 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Абдрахимовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-798/2020 по административному исковому заявлению администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания, указав, что обжалуемое предписание не содержит информации о нарушении, которое допущено со стороны сельсовета, отсутствует классификация данного нарушения со ссылками на нормы материального права, предписание не содержит ссылок на нормы права, устанавливающие обязанность администрации сельского поселения осуществлять виды деятельности, вести документацию, указанной в обжалуемом предписании, указанные в предписании вопросы на территории сельского поселения решаются органами местного самоуправления МО «Приволжский район» Астраханской области. Обращает внимание на то, что в резолютивной части обжалуемого предписания без ссылок на конкретные нормы права, регламентирующие соответствующие полномочия должностного лица, составившего предписание, на администрацию «Татаробашмаковский сельсовет» возлагаются обязанности неопределенной логической и правовой природы, в связи с чем просит признать незаконным и отменить предписание № 32 от 05 декабря 2019 г. заведующего сектором отдела градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Представитель административного истца – администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Приволжский район» Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Приволжский район» Астраханской области в судебное заседание не явился.
С учетом требований статей 150, 151 КАС Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно положений Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.5.1 ст.23);
- обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.6.1 ст.30).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательства Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.20 ч.1).
- к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе п. 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями) настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч.3).
- Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.4).
Как установлено в судебном заседании, должностным лицом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области проведена плановая проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности в МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области.
По результатам проверки составлен акт № 58 от 05 декабря 2019 г.
Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности 05 декабря 2019 г. заведующим сектором отдела градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Досмухамбетовой Г.К. в адрес главы МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области выдано предписание, в соответствии с которым предложено:
- безотлагательно рассмотреть данное предписание и устранить выявленные нарушения законодательства о градостроительной деятельности;
- рассмотреть возможность привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
- о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в управление архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в срок до 20 января 2020 года.
Проведенной проверкой установлены следующие, обязательные к устранению, нарушения, а именно, предоставить следующие документы:
- документы по соблюдению порядка подготовки генерального плана поселения, внесения изменений в генеральный план поселения (в случае внесения изменений за 2017-2018 гг.);
- программы, утвержденные местной администрацией поселения, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, и (при наличии) инвестиционные программы организации коммунального комплекса);
- документы по соблюдению порядка подготовки правил землепользования и застройки, внесения изменений в правила землепользования и застройки (в случае внесения за 2017-2018 гг.);
- нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- документы по соблюдению процедуры подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения (проекты планировки, проекты межевания (за 2017-2018 гг.);
- документы по соблюдению процедуры подготовки нормативов градостроительного проектирования поселения (за 2017-2018 гг.);
- документы по заключению договоров о развитии застроенной территории (в случае заключения таких договоров в период 2017-2018 гг.);
- документы по соблюдению порядка предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства (за 2017-2018 гг.)
- документы по соблюдению порядка предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказах в предоставлении таких разрешений (за 2017-2018 гг.).
В то же время, статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные полномочия, отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления поселений, и не предусмотрены в полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов.
Так, предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Кроме того, на территории субъекта Российской Федерации действует Закон Астраханской области № 66/2007-03 от 12.11.2007 года «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области», согласно которого:
- Состав проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа определяется статьей 23 Градостроительного кодекса РФ.
- Состав, содержание и масштаб карт (схем), содержащихся в генеральном плане поселений, городских округов, а также дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку генерального плана поселения, генерального плана городского округа, утверждаемым соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Таким образом, закон субъекта Российской Федерации при решении вопроса о составе, порядке подготовки генерального плана поселения, и внесения изменений в него, содержании и составе проекта генерального плана поселения относит к ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в ст. 23 Градостроительного кодекса российской Федерации определено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
И если в ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа, то в ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен уже порядок подготовки и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа.
Так, регламентировано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1); решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2).
Кроме того, возможность исполнения иных полномочий предусмотрена и в Уставе МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области, представленного в материалы дела.
Так, в частности указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают и иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ч.1 ст. 9)
При таких обстоятельствах, доводы представителя истца о том, что на муниципальное образование «Татаробашмаковский сельсовет» министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области незаконно возложена обязанность по решению вопроса местного значения в области градостроительства являются несостоятельными.
Проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности проведена уполномоченным органом в рамках предоставленных ему законом полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения, в связи с чем считать, что предписание выдано незаконно оснований не имеется.
Так, в силу ч.2 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право: 1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; 3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.2, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно ч.5 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.3, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно ч.5 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.4, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.5, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением указанных в законе случаев, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.6, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.7, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно ч.2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в пп.8 и 9, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно ч.6 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Доводы представителя административного истца на указание в резолютивной части представления нарушений неопределенного характера являются несостоятельными, поскольку нарушения градостроительного законодательства перечислены в описательно-мотивировочной части представления.
Утверждения представителя административного истца о конкуренции норм не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1); федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (ч.2); по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (ч.4).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление администрации МО «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 18 сентября 2020 г.
Председательствующий Н.А. Колчина