Гражданское дело № 2 – 7/2020
УИД 69RS0014-02-2019-001862-95
Решение
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 г. г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Зоровой Е.Е.,
при секретаре Сербуловой Д.Д.,
с участием представителя Конаковского межрайонного прокурора по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуКонаковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, и Муниципального образования городское поселение – поселок Козлово, РФ в лице ТУ Росимущества в Тверской области, Муниципальное образование городское поселение – поселок Козлово в лице Администрации городского поселения – поселок Козлово к Администрации городского поселения – поселок Козлово, ФИО2, третьи лица, Управление Росреестра по Тверской области, Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области, ГК Завидово ФСО России, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7 С,В., ТУ Росимущества в Тверской области, ФСО России, ФГБУ ФКП Росреестра, ФИО6 о признании незаконными постановления № 21 от 28.04.2017 г., № 97 от 08.12.2017 г., № 137 от 05.12.2016 г, о признании ничтожным договор аренды земельного участка от 03.05.2017 г., применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды на земельный участок,
установил
В суд обратился Конаковский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области с иском к Администрации городского поселения – поселок Козлово, ФИО2, третьи лица, Управление Росреестра по Тверской области, Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области о признании незаконным постановление от 28.04.2017 г., о признании ничтожным договор аренды земельного участка от 03.05.2017 г., применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды на земельный участок.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией городского поселения посёлок Козлово требований земельного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что администрацией городского поселения - посёлок Козлово организовано проведение аукциона по продаже права аренды земельного участка, расположенного на территории пгт. Козлово без указания его кадастрового номера и адреса общей площадью 1200 кв.м. 26.02.2016 извещение о приёме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах о намерении участвовать в аукционе № 260216/12412254/02 на указанный земельный участок размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечиваетопубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В нарушение указанных требований федерального законодательства, администрация городского поселения - посёлок Козлово не разместила извещение на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о приёме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах о намерении участвовать в аукционе № 260216/12412254/02 на данный земельный участок.
Также установлено, что в соответствии с извещением о приёме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах о намерении участвовать в аукционе № 260216/12412254/02 на земельный участок общей площадью 1200 кв.м., расположенный на территории пгт. Козлово в администрацию городского поселения - посёлок Козлово 04.03.2016 поступило заявление гр. ФИО4 о намерении участвовать в аукционе, 08.03.2016 поступило заявление гр. ФИО7 о намерении участвовать в аукционе, 15.03.2016 поступило заявление гр. ФИО3 о намерении участвовать в аукционе, 21.03.2016 поступило заявление гр. ФИО5 о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с ч. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном, согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией городского поселения — поселок Козлово правовой акт об отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и назначении аукциона на продажу права аренды на земельный участок общей площадью 1200 кв.м., расположенный на территории пгт. Козлово не издавался, чем существенно нарушены права и законные интересы лиц, имеющих право на участие в проведении торгов на участие в аукционе по приобретению прав на данный земельный участок (ФИО7, ФИО4, ФИО3, ФИО5 и др.).
В продолжение противоправных действий администрацией городского поселения - посёлок Козлово без проведения конкурсных процедур земельный участок общей площадью 1200 кв.м., расположенный на территории пгт. Козлово, уже с присвоенным кадастровым номером № предоставлен в аренду единолично гр. ФИО2 на основании постановления администрации городского поселения - посёлок Козлово от 28.04.2017 № 21 «О предоставлении в аренду земельного участка,государственнаясобственность на который не разграничена» без проведения торгов, более чем через год после опубликования извещения о приёме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах о намерении участвовать в аукционе № 260216/12412254/02.
В продолжение противоправных действий по незаконному предоставлению земельного участка 03.05.2017 на основании постановления администрации городского поселения - посёлок Козлово от 28.04.2017 № 21 «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» между администрацией городского поселения - поселок Козлово и гр. ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
В ходе проведения проверки в Конаковском отделе Управления Росреестра по Тверской области дополнительно запрошено регистрационное дело на вышеуказанный земельный участок, в котором содержатся сведения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № ФИО2 как лицу, подавшим единственную заявку на участие в торгах.
В указанном регистрационном деле сведения о подаче заявок ФИО7, ФИО4, ФИО3, ФИО5 на участие в торгах по предоставлению земельного участка в аренду и мотивах отказа к их допуску в торгах отсутствуют.
На момент направления уведомления от 28.04.2017 ФИО2 процедура согласования схемы расположения и возможности предоставления данного земельного участка в аренду с Федеральной службы охраны Российской Федерации (государственный комплекс «Завидово») администрацией городского поселения - поселок Козлово не проведена.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условий, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
На основании вышеизложенного, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Таким образом, администрацией городского поселения - посёлок Козлово земельный участок с кадастровым номером № передан незаконно, без проведения торгов, нарушив права лиц, имеющих право на участие в проведении торгов на участие в аукционе по приобретению прав на данные земельные участки, то есть неопределённого круга лиц, а также права муниципального образования городское поселение посёлок Козлово и Российской Федерации в связи с неправомерным отчуждением указанного земельного участка.
Указанные действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании изложенного истец просит суд: признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 28.04.2017 № 21 «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена»; признать ничтожным договор аренды земельного участка от 03.05.2017, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1200 кв.м., местоположение: <адрес>, с кадастровым номером №, заключенный между администрацией городского поселения - посёлок Козлово и ФИО2; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды ФИО2 на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1200 кв.м., местоположение: <адрес>, с кадастровым номером № с погашением соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании 24 июля 2019 года определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГК Завидово ФСО России, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7
В судебном заседании 13 сентября 2019 года определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущества в Тверской области.
В судебном заседании 10 октября 2019 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФСО России.
В судебном заседании 9 декабря 2019 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФГБУ ФКП Росреестра, в качестве материальных истцов привлечены Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Тверской области, Муниципальное образование городское поселение – поселок Козлово в лице Администрации городское поселение поселок Козлово.
В судебном заседании 10 января 2020 года от Конаковского межрайонного прокурора принято заявление об увеличении исковых требований, в котором истец просит суд: признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 05.12.2016 № 137 «Об утверждении схемы расположения земельного участка»; признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 08.12.2017 № 97 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области от 05.12.2016 № 137»; признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 28.04.2017 № 21 «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена»; признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 28.03.2018 № 52 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения - посёлок Козлове Конаковского района Тверской области от 08.12.2017 № 97»; признать ничтожным договор аренды земельного участка от 03.05.2017, государственная собственность на который не разграничена местоположение: <адрес>, с кадастровые номером №, заключенный между администрацией городской поселения - посёлок Козлово и ФИО2; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды ФИО2 на земельный участок государственная собственность на который не разграничена, местоположение <адрес>, с кадастровым номером № с погашением соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО6.
Представитель Конаковского межрайонного прокурора по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что Земельным кодексом РФ установлены единые требования к проведению аукциона. Права неопределенного круга лиц нарушены тем, что администрацией нарушена процедура предоставления земельного участка, земельный участок предоставлен без торгов, нарушено право лиц на участие в торгах. Отказ третьим лицам на участие в аукционе является незаконным. Действиями ответчиков нарушены права муниципального образования гп пос. Козлово, Российской Федерации и иных третьих лиц, которые имели право на участие в аукционе. Полагает, что срок исковой давности ими не пропущен и составляет три года. О нарушенных права узнали при проведении проверки по заявлению ФИО5 ФИО7 также ранее обращался в прокуратуру в связи с незаконным предоставлением земельного участка. В ответе ФИО7 указано, что нарушения имели место. Кроме того, согласование границ земельного участка с ФСО России имело место после фактического предоставления земельного участка ответчику и заключения с ним договора аренды земельного участка. Спорный земельный участок был сформирован с нарушением требования земельного законодательства, поскольку была изменена конфигурация земельного участка ФИО6
Материальные истцы Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Тверской области, Муниципальное образование городское поселение – поселок Козлово в лице Администрации городское поселение поселок Козлово своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются расписки о получении судебной повестки.
Ответчик Администрация городского поселения - поселок Козлово Конаковского района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом, судебная корреспонденция возвращена отделением связи с отметкой «Истек срок хранения».
Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому с исковыми требованиями не согласен, указывает, что из документов, представленных прокурором совместно с исковым заявлением, не следует, что заявления указанных граждан подписаны ими электронной цифровой подписью, и приложена полная копия паспорта гражданина Российской Федерации. Копии двух листов паспорта не являются копией паспорта. Гр. ФИО8 в своем заявлении не указала желание участвовать в аукционе. Кроме того, в заявлении указано извещение№290216/12412254/01, указана площадь земельного участка 1500 кв.м., однако в извещении указана площадь 1760 кв.м. Аналогичная ситуация повторяется и с заявлением гр. ФИО9.
Чем нарушены права Российской Федерации не понятно, так как в собственности РФ земельный участок не находился, получателем арендной платы Российская Федерация не является, а ответчик Администрация фактически совпадает с материальным истцом Муниципальным образованием городское поселение поселок Козлово. Указанные публичные правовые образования не указаны в качестве материальных истцов по делу и не привлечены к участию в деле в лице своих исполнительно-распорядительных органов.
Считает, что привлечение судом в качестве материального истца муниципального образования городского поселения - поселок Козлово в лице исполнительно-распорядительного органа муниципального образования - Администрации городского поселения - поселок Козлово как и Территориального управления Росимущества в Тверской области противоречит следующем нормам процессуального и материального права.
Так привлечение к участию в деле муниципального образования городское поселение поселок Козлово в лице администрации противоречит принципам процессуального законодательства, в частности нормам статей 34 и 38 ГПК РФ, которые предусматривают, что лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства. При этом сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
Следовательно стороны по делу не могут совпадать, как и их представители.
Однако участие в процессе Администрации городского поселения поселок Козлово с одной стороны в качестве ответчика, а с другой стороны в качестве фактически представителя истца - муниципального образования в силу части 2 статьи 125 ГК РФ является нонсонсом, так как стороны в гражданском процессе не могут совпадать, как и представители сторон. Администрация не может, находясь с одной стороны ответчиком, а с другой стороны представителем публично-правового образования, участвовать в процессе при наличии противоположности в процессуальном статусе.
Российская федерация в лице территориального управления так же не может быть материальным истцом по делу, так как в силу п. 4.1.1 - 4.1.4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (утв. приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. N374) оно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, и в частности:
осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества;
принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а такжевыморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации; представляет в Агентство в установленном порядке предложения о принятии в собственность Российской Федерации акций (долей, паев) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций.
Так как спорный земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, является землями не разграниченными (находится в государственной собственности до ее разграничения), то и Российская Федерация и Территориальное управление Росимущества не имеют отношение к настоящему спору, и не могут быть стороной по делу или третьим лицом, в том числе силу обладания Территориальным управлением Росимущества в Тверской области вышеуказанными полномочиями в отношении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации.
Относительно того, что требования заявлены в отношении нарушения прав неопределенного круга лиц, так же вызывает сомнение правомерность заявлять рассматриваемые требования прокуратурой исходя из следующего.
В силу ст.45 ГПК РФ, действительно, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конкретизируя эти положения, ч.3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Однако в тексте иска не указано, чем нарушены права (какое право нарушено) неопределенного круга лиц предоставлением земельного участка в аренду ФИО2, в чем заключаются интересы неопределенного круга лиц, и каким образом должен быть осуществлен способ защиты права. Сама по себе возможность участия неопределенного круга лиц в аукционе не является нарушением прав граждан при оспаривании правового акта администрации и признании сделки недействительной, так как заявители, подавшие так называемые заявления для участия в аукционе, не инициировали судебный процесс по оспариванию постановления и договора аренды. По вопросу нарушениям чьих-либо прав предоставлением ответчику земельного участка в аренду, доказательств не представлено. Отсутствуют доказательства чьей-либо заинтересованности в аренде спорного земельного участка. Тем самым, не имеется оснований и для обращения прокурора в суд за защитой прав неопределенного круга лиц.
Из отметок в заявлении, якобы подписанным ЭЦП следует, что оно содержит лишь информацию о серийном номере сертификата ключа электронной подписи, данных о владельце и сроке действия сертификата не указано, из чего можно сделать вывод о том, что заявление не подписано ЭЦП исходя из нормы пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об электронной подписи", предусматривающей, что электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Из вышеуказанных норм законодательства следует, что электронная подпись рассматривается как информация в электронной форме, связанная с иной информацией (подписываемой) для определения лица, ее подписавшего, и представляет собой совокупность сведений о физическом лице, не имеющих отображения на бумажном носителе, то есть совокупность символов, представляющих собой специальный код, расшифровываемый исключительно в электронной форме документа.
Применение подписи предполагает трансформацию символьного кода в буквенный и отражение ее в электронном документе, причем обязательным условием применения электронной подписи является ее связь с подписываемой информацией, то есть с содержанием документа, который ею подписан.
Сама по себе подпись без ее взаимосвязи с документом никакого практического и юридического значения не имеет, поскольку самоцель ее создания - удостоверение факта подписи документа конкретным уполномоченным лицом.
Нельзя так же не отметить, что статья 5 Закона «Об электронной подписи» №63-Ф3 от 06.04.2011 года предусматривает, что видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).
Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
создается с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.
Согласно норме статьи 14 Закона «Об электронной подписи» удостоверяющий центр осуществляет создание и выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи на основании соглашения между удостоверяющим центром и заявителем.
Сертификат ключа проверки электронной подписи должен содержать следующую информацию:
уникальный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, даты начала и окончания срока действия такого сертификата;
фамилия, имя и отчество (если имеется) - для физических лиц, наименование и место нахождения - для юридических лиц или иная информация, позволяющая идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи;
уникальный ключ проверки электронной подписи;
наименование используемого средства электронной подписи и (или) стандарты, требованиям которых соответствуют ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи;
наименование удостоверяющего центра, который выдал сертификат ключа проверки электронной подписи;
иная информация, предусмотреннаячастью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, - для квалифицированного сертификата.
Указанные выше нормы материального права указывают на необходимость идентификации документа с ЭЦП. Из чего следует, что указанные копии заявлений представленных в материалы дела не содержат всех необходимых сведений об электронной цифровой подписи лица, направившего заявление, которая подтверждало бы юридическую силу этого документа, что подтверждает правомерность действий администрации городского поселения об отклонении заявлений лиц подавших желающих участвовать в аукционе как не соответствующих условиям предусмотренным в извещении о приемке заявлений размещенной в сети интернет ресурсе.
Исковое заявление содержит смешанные требования, как о признании незаконным постановления так и ничтожным договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов, представленных суду истцом, проверка прокуратурой в отношении предоставления спорного участка проведена в 2017 году. Из указанного следует, что прокурор знал о наличии сделки и постановления в 2017 году, не позднее августа 2017 года.
Как следует из текста иска, прокурор мотивирует свои требования нарушением администрацией норм статьей 39.18, 39.15 и 39.16 ЗК РФ, указывает нанарушением прав граждан на участие в аукционе как неопределенного круга лиц, что, по мнению прокурора, является существенным нарушением прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Тем самым прокурор считает, что оспариваемая сделка ничтожна.
Однако ответчик полагает, что сделка является оспоримой и к требованиям прокурора применим годичный срок исковой давности для обращения за защитой прав, ко всем требованиям по иску просит применить последствия пропуска обращения в суд за защитой права, так как само по себе возможное несоответствие сделки законодательству или возможное нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. При этом необходимо отметить, что лица, права которых возможно и были бы нарушены оспариваемой сделкой не обратились в суд за их защитой. Наличие обращения данных лиц в прокуратуру так же не присутствует в материалах, направленных судом ответчику, приложенных к тексту иска.
Считает, что по существу, публичность приобретения им прав аренды спорным земельным участком были соблюдены размещением администрацией соответствующего извещения на специализированном интернет портале в соответствии с нормой статьи 38.18 ЗК РФ, т.е. совершило одно из публичных действий по извещению, предусмотренных указанной статьей кодекса.
Как указано в письмах администрации в адрес обратившихся лиц, они направили заявления с нарушением требований о приеме письменных заявлений по вопросу о намерении участвовать в аукционе, и соответственно вправе были оспорить действия органа местного самоуправления, что не было сделано, из чего следует, что их права не нарушены, как и права публичного правового образования - Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается прокурор.
Прокурор не обосновал нарушения прав Российской Федерации приобретением ответчиком прав на земельный участок.
Данное утверждение исходит из того, что право распоряжения земельным участком принадлежало Администрации городского поселения поселок Козлово, а нарушение права Российской Федерации могло возникнуть в результате нарушения возможных прав относительно получения арендной платы в результате публичного конкурса, однако кто является администратором доходов и получателем арендной платы истец не указал, а следовательно не доказал нарушения права Российской Федерации.
Относительно заявлений иных, кроме ответчика граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в адрес администрации городского поселения — поселок Козлово не поступали, в связи с чем было принято решение, предусмотренное п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ о его предоставлении ФИО2 без проведения торгов.
При этом, Администрация городского поселения - поселок Козлово поясняла Конаковской межрайонной прокуратуре и правоохранительным органам, что электронные письма заявителей были рассмотрены, не отвечали требованиям, предъявляемым к заявлениям, указанным в п. п. 2, 4, 5 ст. 39.18 ЗК РФ и извещению о предоставлении земельного участка (не соблюдены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, предусмотренные ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в связи с чем, невозможно было установить их подлинность).
В нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в заявлениях отсутствовали сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Заявителя или о его отсутствии; поступили по истечении установленного срока), о чем им было сообщено в установленном законом порядке. Отсутствует возможность проверить владельца сертификата подписи. Да и документы вовсе и не были подписаны ЭЦП. Т.е. стороной по делу не доказано что документы, направленные в администрацию были подписаны какой-либо ЭЦП, и их подлинность можно было проверить, например как можно проверить выписку из ЕГРЮЛ в отношении Администрации городского поселения поселок Козлово (прикладываю к возражениям). Доказательств обратного, прокурором не представлено.
Исходя из изложенного, не следует нарушения администрацией нормы статьи 39.18 ЗК РФ, следовательно, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
На доводы прокуратуры о не размещении информации на интернет сайте администрации истец уверен, что на сайте администрации городского поселения поселок Козлово было размещено информационное сообщение о возможности предоставления в аренду спорного земельного участка, что противоречит позиции истца о не размещении такой информации. На основании изложенного, просит применить последствия пропуска прокурором срока обращения в суд за защитой прав лиц указанных в исковом заявлении, в отношении которых заявлены требования. В удовлетворении исковых требований отказать.
3-и лица Управление Росреестра по Тверской области, Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области, ГК Завидово ФСО России, ТУ Росимущества в Тверской области, ФСО России, ФГБУ ФКП Росреестра своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются расписки о получении судебных повесток.
Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований исходя из следующего. Он привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, при причине подачи им заявления от 08.03.2016 года (имеется в материалах дела) в котором я изъявил намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков.
Однако поданное заявление на e.mail Администрации городского поселения поселок Козлово ФИО7 электронной цифровой подписью не подписывал по причине ее отсутствия, заявление подано посредством отправления сканированного образа документа, тем самым поданное заявление нельзя признать поданным, тем самым его права нельзя признать нарушенными.
Информирует суд об отсутствии его нарушенных прав предоставлением спорного земельного участка ответчику ФИО2
Данное обстоятельство подтверждено письмами Конаковской межрайонном прокуратуры от 18.07.2019 года и Управлением Федеральной антимонопольной службы от 25.10.2016 года.
Конаковская межрайонная прокуратура правомерно не приняла меры прокурорского реагирования, по причине отсутствия его нарушенных прав, он не приложил копию паспорта к заявлению, что так же является нарушением процедуры подачи заявления.
Как следует из текста иска, прокурор ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц в связи с предоставлением земельного участка без проведения аукциона, прав Российской Федерации и муниципального образования. Так же прокурор ссылается на нарушение прав гр. ФИО10, ФИО3, ФИО5 и его прав, подавшим заявления о намерении участвовать в аукционе.
Однако из документов, представленных прокурором совместно с исковым заявлением, не следует, что заявления указанных граждан подписаны ими электронной цифровой подписью, и приложена полная копия паспорта гражданина Российской Федерации. Копии двух листов паспорта не являются копией паспорта. Гр. ФИО8 в своем заявлении не указала желание участвовать в аукционе. Кроме того, в указанном ей в заявлении указано извещение №290216/12412254/06, указана площадь земельного участка 1460 кв.м., однако в извещении не указана площадь земельного участка. Аналогичная ситуация повторяется и с заявлением гр. ФИО9.
Чем нарушены права Российской Федерации не понятно, так как в собственности РФ земельный участок не находился, получателем арендной платы Российская Федерация не является, а ответчик Администрация фактически совпадает с материальным истцом Муниципальным образованием городское поселение поселок Козлово. Указанные публичные правовые образования не указаны в качестве материальных истцов по делу и не привлечены к участию в деле в лице своих исполнительно-распорядительных органов. Заявители граждане в суд не обращались.
Из отметок в заявлении якобы подписанным ЭЦП следует, что оно содержит лишь информацию о серийном номере сертификата ключа электронной подписи данных о владельце и сроке действия сертификата не указано, из чего можно сделать вывод о том, что заявление не подписано ЭЦП исходя из нормы пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об электронной подписи", предусматривающей, что электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Из вышеуказанных норм законодательства следует, что электронная подпись рассматривается как информация в электронной форме, связанная с иной информацией (подписываемой) для определения лица, ее подписавшего, и представляет собой совокупность сведений о физическом лице, не имеющих отображения на бумажном носителе, то есть совокупность символов, представляющих собой специальный код, расшифровываемый исключительно в электронной форме документа.
Применение подписи предполагает трансформацию символьного кода в буквенный и отражение ее в электронном документе, причем обязательным условием применения электронной подписи является ее связь с подписываемой информацией, то есть с содержанием документа, который ею подписан.
Сама по себе подпись без ее взаимосвязи с документом никакого практического и юридического значения не имеет, поскольку самоцель ее создания - удостоверение факта подписи документа конкретным уполномоченным лицом.
Нельзя так же не отметить, что статья 5 Закона «Об электронной подписи» №63-Ф3 от 06.04.2011 года предусматривает, что видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).
Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
создается с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.
Согласно норме статьи 14 Закона «Об электронной подписи» удостоверяющий центр осуществляет создание и выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи на основании соглашения между удостоверяющим центром и заявителем.
Сертификат ключа проверки электронной подписи должен содержать следующую информацию:
уникальный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, даты начала и окончания срока действия такого сертификата;
фамилия, имя и отчество (если имеется) - для физических лиц, наименование и место нахождения - для юридических лиц или иная информация, позволяющая идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи;
уникальный ключ проверки электронной подписи;
наименование используемого средства электронной подписи и (или) стандарты, требованиям которых соответствуют ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи;
наименование удостоверяющего центра, который выдал сертификат ключа проверки электронной подписи;
иная информация, предусмотренная частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, - для квалифицированного сертификата.
Указанные выше нормы материального права указывают на необходимость идентификации документа с ЭЦП. Из чего следует, что указанные копии заявлений представленных в материалы дела не содержат всех необходимых сведений об электронной цифровой подписи лица, направившего заявление, которая подтверждало бы юридическую силу этого документа, что подтверждает правомерность действий администрации городского поселения об отклонении заявлений лиц подавших желающих участвовать в аукционе как не соответствующих условиям предусмотренным в извещении о приемке заявлений размещенной в сети интернет ресурсе.
Исходя из изложенного, не следует нарушения администрацией нормы статьи 39.18 ЗК РФ, следовательно, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
3-и лица ФИО3, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, судебная повестка возвращена почтой с отметкой об истечении срока хранения. От ФИО5 имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит требования прокурора удовлетворить.
3-и лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебных повесток.
Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С постановлением Конаковской межрайонной прокуратуры согласен, решение просит принять на усмотрение суда.
На основании статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и третьих лиц.
Выслушав представителя Конаковского межрайонного прокурора по доверенности ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Общие положения об аренде, в том числе земельного участка, содержатся в Главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой даны понятие договора аренды, указаны форма его заключения, стороны, объекты и др.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган),
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду установлен статьей 39.6 Земельного кодекса РФ и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.
В силу п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведение торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка илив предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
На основании п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно п. 3 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенном на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ, действующей с 1 января 2017 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом с 1 января 2017 г. полномочия по предоставлению земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органам местного самоуправления - муниципальным районам. До 01 января 2017 года соответствующими полномочиями обладали органы местного самоуправления поселений.
В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области от 5 декабря 2016 года № 137 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1200 кв.м, по адресу: Тверская область, Конаковский район, городское поселение - посёлок Козлово, пгт. Козлово, кадастровый квартал № категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, код классификатора «2.1».
23 февраля 2014 года ФИО2 обратился с заявлением к Главе администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На момент обращения ФИО2 в Администрацию городского поселения - посёлок Козлово с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с положениями п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ информация о его предоставлении подлежала опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка, на официальном сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом размещение сведений о спорном земельном участке на данных сайтах являлось обязательным.
В силу п. 11 ст. 41 Устава МО городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов, в трехдневный срок со дня подписания, на официальном сайте администрации городского поселения — поселок Козлово. Муниципальные правовые акты нормативного характера, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, размещаются на информационных стендах городского поселения в день их подписания. Обнародуемые муниципальные правовые акты подлежат регистрации в специальном журнале с указанием даты их размещения на официальном сайте администрации городского поселения - поселок Козлово и на информационных стендах.
В материалы дела представлен скриншот с сайта Администрации городского поселения - посёлок Козлово, где размещено информационное сообщение от 30 декабря 2015 года №587 (объявление №4) о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью 1200 кв.м, местоположение: <адрес>.
На сайте http://torgi.gov.ru 26 февраля 2016 года размещено извещение о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе № 260216/12412254/02 в отношении лота № 1 - земельного участка площадью 1200кв.м., местоположение: Тверская область, Конаковский район, пгт. Козлово, целью предоставления - индивидуальное жилищное строительство, с указанием на то, что приём письменных заявлений осуществляется Администрацией городского поселения - посёлок Козлово Конаковского район Тверской области с 27 февраля 2016 года с 08 часов до 08 часов 28 марта 2016 года.
В Администрацию городского поселения-поселок Козлово поступило электронное обращение (заявление) ФИО4 о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка площадью 1200 кв.м., разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, к заявлению прилагалась копия паспорта ФИО4
Письмом б/н дата не указана, Администрация городского поселения-поселок Козлово отказало ФИО4 в принятии ее обращения, направленного по электронной почте, как не отвечающего требованиям, предъявляемым к электронным документам, подписанным электронной подписью (том 1, л.д.31).
8 марта 2016 года в Администрацию городского поселения - поселок Козлово поступило заявление ФИО7 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (том 1, л.д.36).
Письмом от 27 апреля 2016 года Администрация городского поселения -поселок Козлово отказало ФИО7 в принятии его заявления, как не отвечающего требованиям, предъявляемым к электронным документам, подписанным электронной подписью (том 1, л.д.35).
21 марта 2016 года в Администрацию городского поселения - поселок Козлово обратился ФИО5 с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (имеется отметка о принятии 21.01.2016 г.) (том 1, л.д.34).
Письмом от 20 апреля 2016 года Администрация городского поселения -поселок Козлово отказало ФИО5 в принятии его заявления, как не отвечающего требованиям, предъявляемым к данному документу, а также в связи с отсутствием копии документа, подтверждающего личность заявителя (том 1, л.д.33).
15 марта 2016 года в Администрацию городского поселения - поселок Козлово поступило заявление ФИО3, подписанное электронной цифровой подписью, о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (том 1, л.д.29), к заявлению прилагалась копия паспорта.
Письмом от 21 марта 2016 года Администрация городского поселения -поселок Козлово отказало ФИО3 в принятии ее заявления, как не отвечающего требованиям, предъявляемым к электронным документам, подписанным электронной подписью (том 1, л.д.28).
После поступления заявлений ФИО3, ФИО7, ФИО5, ФИО4 уполномоченный орган в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, обязан был принять в недельный срок со дня поступления вышеуказанных заявлений решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Однако, в нарушении норм земельного законодательства, указанные действия Администрацией гпп Козлово совершены не были.
28 апреля 2017 года в адрес ФИО2 Администрацией гпп Козлово направлено письмо №23-1, в котором указано, что в соответствии со ст. 39.14, ст. 39.17, п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация городского поселения поселок Козлово, рассмотрев заявление и поступившие материалы, учитывая, что единственная заявка о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, подана лицом, которое соответствует требованиям, указанным в извещении о предоставлении земельного участка, ФИО11 сообщено о принятом решении о предоставлении ему в аренду сроком на 20 лет земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.14).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Однако в нарушение требований п.7 ст.39.18, п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, Администрация городского поселения - поселок Козлово вынесла Постановление № 21 от 28 апреля 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», которым предоставила ФИО2 в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (том 1, л.д.12).
Представленный незаверенный скриншот с сайта администрации городского поселения - посёлок Козлово сам по себе не является допустимым и достоверным доказательством соблюдения администрацией городского поселения - поселок Козлово требований п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ о размещении информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления.
Таким образом, администрация городского поселения - посёлок Козлово, как орган по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории поселения, приняла постановление о предоставлении земельного участка и заключила договор аренды с ФИО2 в отношении спорного земельного участка без опубликования извещения на официальном сайте органа местного самоуправления, что нарушает требования п./п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства или для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к аукциону ущемляет, как право каждого желающего принять в нем участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.
При установленных обстоятельствах, не опубликовав извещение о предоставлении земельного участка на сайте администрации, последняя объективно не обеспечила возможность подачи всеми заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе, что привело к ограничению доступа неограниченного круга лиц к приобретению земельного участка в аренду.
Принятие постановления № 21 от 28 апреля 2017 года в нарушение предусмотренной законом процедуры извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства является достаточным основанием для признания постановления Администрации городского поселения - посёлок Козлово от 28 апреля 2017 года № 21 «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» незаконным.
Поскольку Постановление № 21 от 28 апреля 2017 года принято Администрацией городского поселения-поселок Козлово с нарушением требований п.1 ст.39.16, п.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ, то данное постановление является незаконным.
На основании указанного постановления, 03 мая 2017 года между Муниципальным учреждением Администрация Муниципального образования городское поселение-поселок Козлово (Арендодатель) и ФИО2 (Арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена №18/23055800507, по которому Арендодатель передал Арендатору в аренду из земель населенных пунктов земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, на срок до 03 мая 2037 года. Договор зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).
В силу пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерация», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
С учетом предмета настоящего спора и обстоятельств, установленных судом, спорные постановление и договора аренды посягают на публичные интересы, поскольку нарушают принцип распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, государством в лице уполномоченных им органов.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ суд приходит к выводу о ничтожности договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № 18/23055800507 от 3 мая 2017 года, заключенного между МУ Администрация МО городское поселение - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области и ФИО2, как заключенного на основании недействительного решения органа местного самоуправления, посягающего на интересы Российской Федерации и муниципального образования, неопределенного круга лиц, то есть на публичные интересы, и о применении последствия недействительности ничтожности договора аренды земельного участка путем прекращения права аренды Д.А.СВ. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200кв.м, по адресу: <адрес>.
Кроме того, 6 сентября 2017 года к главе пгт. Козлово ФИО12 обратился собственник земельного участка по адресу: <адрес> заявлением о проведении проверки и отмене ранее принятого решения Администрации пгт. Козлово, на основании которого предоставлен земельный участок размером 1200 кв.м., учтенный в 2017 году с кадастровым номером №, являющийся смежным с его земельным участком. Его земельный участок имеет площадь 1500 кв.м., администрацией пгт. Козлово формирование нового соседнего участка проведено без сопоставления с данными правоустанавливающих документов о площади и границах его участка с вновь выделяемым земельным участком. В результате чего размер нового земельного участка с кадастровым номером № сформирован в границах, превышающих свободную площадь, вследствие чего образованный участок частично занял участок, принадлежащий ему на праве собственности. К указанному заявлению приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, принадлежащий ФИО6 на праве собственности, площадью 1500 кв.м.
В связи с указанным обращением, 8 декабря 2017 года Администрацией городского поселения – поселок Козлово вынесено постановление №97 «О внесении изменений в Постановление Администрации городского поселения – поселок Козлово Конаковского района Тверской области от 05.12.2016 года №137», согласно которому внесены изменения в Постановление Администрации городского поселения – поселок Козлово Конаковского района Тверской области от 05.12.2016 года №137; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории изложена в новой редакции согласно приложению. ФИО2 уполномочен организовать проведение работ по уточнению границ земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка.
28 марта 2018 года Администрацией городского поселения – поселок Козлово вынесено постановление №52 «О внесении изменений в Постановление Администрации городского поселения – поселок Козлово Конаковского района Тверской области от 08.12.2017 года №97», согласно которому внесены изменения в Постановление Администрации городского поселения – поселок Козлово Конаковского района Тверской области от 08.12.2017 года №97. Схема расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 876 кв.м. на кадастровом плане территории изложена в новой редакции. ФИО2 уполномочен организовать проведение работ по уточнению границ земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Сведения о том, что в договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № 18/23055800507 от 3 мая 2017 года, заключенного между МУ Администрация МО городское поселение - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области и ФИО2 внесены изменения в связи с изменением площади земельного участка, в материалы дела не представлено, представленная Конаковским отделом Управления Росреестра копия дела правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимого имущества данных сведений не содержит.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области 26 августа 2019 года, площадь земельного с кадастровым номером № составляет 876 +-/-6 кв.м.
В связи с тем, что первоначальные постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, а также постановление о предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена признаны судом незаконными, постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 08.12.2017 № 97 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области от 05.12.2016 № 137» и постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 28.03.2018 № 52 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения - посёлок Козлове Конаковского района Тверской области от 08.12.2017 № 97» также являются незаконными. Кроме того, при формировании спорного земельного участка не был учтен размер и границы земельного участка, являющего смежным к вновь образованному земельному участку, что также является нарушением норм закона.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковое заявление подано Конаковским межрайонным прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ и интересов Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области.
Нарушение прав Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово состоит в не поступлении в бюджет муниципального образования денежных средств, которые должны были быть получены в результате продажи прав на аренду спорного земельного участка в случае проведения аукциона.
Поскольку под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах, которые могли привести к ограничению числа участников торгов, либо к неправильному определению победителя торгов, то не проведение администрацией городского поселения-поселок Козлово аукциона на право заключения договора аренды земельного участка привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые могли участвовать в аукционе.
Как указано выше, согласно статьи 39.16 Земельного кодекса РФ поступление заявления о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Следовательно, при наличии двух и более претендентов предоставление земельного участка должно было осуществляться на торгах, согласно положениям Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей с 01.03.2015 г.
Учитывая вышеизложенное, Администрация городского поселения-поселок Козлово, получив заявления третьих лиц, должна была обеспечить предоставление спорного земельного участка в аренду с использованием предусмотренных законом конкурентных процедур, однако предоставила спорный участок без проведения торгов.
Таким образом, оспариваемый договор аренды земельного участка заключен в противоречие законодательному запрету на предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов в условиях наличия конкурирующих заявлений третьих лиц.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о признании недействительным в силу его ничтожности, договора аренды земельного участка от 03.05.2017 г., общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, заключенного между Администрацией городского поселения - поселок Козлово и ФИО2, подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Последствием недействительности договора аренды земельного участка от 3 мая 2017 г., заключенного между Администрацией гпп Козлово и ФИО2, будет прекращение права аренды ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №.
Настоящее решение суда будет являться основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права аренды ФИО2 на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, местоположение: <адрес>, с кадастровым номером №.
До принятия судом решения ответчиком ФИО2 заявлено ходатайство о применении последствий истечения срока исковой давности по требованиям прокурора.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166) составляет три года.
Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Конаковский межрайонный прокурор о нарушениях, допущенных при заключении договора аренды спорного земельного участка узнал в ходе проверки, проведенной на основании заявления ФИО5, поступившего в Тверскую областную прокуратуру в апреле 2019 года. Исковое заявление подано Конаковским межрайонным прокурором в суд 03 июня 2019 года, то есть в пределах срока исковой давности. Таким образом, ходатайство ответчика ФИО2 о применении последствий истечения срока исковой давности к заявленным прокурором требованиям, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил
Исковые требования Конаковского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 05.12.2016 № 137 «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 28.04.2017 № 21 «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена».
Признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 08.12.2017 № 97 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области от 05.12.2016 № 137».
Признать незаконным постановление администрации городского поселения - посёлок Козлово 28.03.2018 № 52 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения - посёлок Козлове Конаковского района Тверской области от 08.12.2017 № 97».
Признать ничтожным договор аренды земельного участка от 03.05.2017, государственная собственность на который не разграничена местоположение: <адрес>, с кадастровые номером №, заключенный между администрацией городской поселения - посёлок Козлово и ФИО2
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды ФИО2 земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, местоположение <адрес>, с кадастровым номером №.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права аренды ФИО2 на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, местоположение: <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Е. Зорова
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года
Председательствующий: Е.Е. Зорова