Дело № 2-8096/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2016 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Артюх О.М.
при секретаре Аветисян Ф.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения о признании действий незаконными, возложении обязанности, обязании произвести перерасчет по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения (далее по тексту – КГБУЗ ) о признании действий незаконными, возложении обязанности, обязании произвести перерасчет по заработной плате. В обоснование заявленных требований указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком. В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. На основании ст.21 Трудового кодекса РФ, работники имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Согласно ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты - труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты " труда. Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. На основании ст. 148 Трудового кодекса РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указала, что в силу Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от
*** №*** с *** на территории Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений в размере *** В соответствии с п.*** Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на *** годы (заключено ***), минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается для работников бюджетного сектора экономики, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, а также для работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, - в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Ранее аналогичные положения были закреплены в п.*** Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на *** годы. Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с *** был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме *** рубля в месяц, с *** - *** руб. Полагает, что исходя из вышеизложенных требований федерального законодательства усматривается, что районный коэффициент должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. В противном случае, исчисленная с учетом районного коэффициента минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону. Поскольку в размере минимального размера оплаты труда установлена только тарифная ставка (оклад), которые устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат работника, начисление и выплата работнику суммы районного коэффициента является обязательным. При таких обстоятельствах начисляемая истцу заработная плата, начиная с *** не могла быть ниже *** руб. *** руб. (МРОТ) + *** руб. (***% районного коэффициента), с *** не ниже *** руб. (*** руб. (МРОТ) + *** руб. (***% районного коэффициента) при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда. Следовательно, районный коэффициент работнику в нарушение закона начисляется не на минимальный размер оплаты труда, до которого должна была быть увеличена заработная плата работника, то есть был ниже минимальной месячной заработной платы.
Просила признать незаконными действия КГБУЗ по начислению и выплате ФИО1 заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации; обязать КГБУЗ установить заработную плату ФИО1 с *** в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере *** %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений; обязать КГБУЗ произвести ФИО1 перерасчет заработной платы за период с *** с учетом минимальных размеров оплаты труда, установленных с *** и с ***.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ранее представляла заявление о рассмотрении дела без ее участия, в представленной суду телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика КГБУЗ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 г., из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 г. также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 г. установлен в сумме 6 204 рублей в месяц, а в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 рублей в месяц.
Судом установлено, что согласно трудового договора от ***, заключенного между КГБУЗ и ФИО1, истец была принята на работу в КГБУЗ на должность ... с ***, работнику в соответствии со штатным расписанием должностной оклад ПКГ *** квалификационный уровень *** руб., а также районный коэффициент к заработной плате *** %.
Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой ФИО1 должности в *** году был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным Федеральным законом.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что с учетом установленных ФИО1 оклада, а также начисленной надбавки за работу в праздники и выходные дни, доплаты за ночные часы, районного коэффициента, доплаты до МРОТ, размер выплачиваемой с *** истцу ФИО1 ежемесячно заработной платы превысил установленный федеральным законом в *** году минимальный размер оплаты труда, а именно: ФИО1 в *** начислено *** руб. *** коп., в *** - *** руб. *** коп., в *** – *** руб. *** коп., что подтверждается расчетными листками за *** Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N ****** принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере ***
Ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы ФИО1 с учетом оклада по должности, начисленных надбавок за работу в ночное время, работу в выходные и праздничные дни, районного коэффициента и доплаты до МРОТ согласно материалам дела, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в *** году, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что районный коэффициент не может быть начислен истцу сверх установленного трудовым договором оклада, что ежемесячная заработная плата ФИО1 с учетом районного коэффициента, превышающая минимальный размер оплаты труда не свидетельствует о нарушении трудовых прав истца при выплате заработной платы.
Ссылка истца ФИО1 в обоснование своих доводов на статьи 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента (*** %). Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено, следовательно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края.
Председательствующий О.М.Артюх