Дело № 2-80/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пос. Эвенск «13» мая 2013 года
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Яруллиной Н. М.,
с участием представителя заявителя – администрации п. Эвенск ФИО1,
представителя заинтересованного лица – контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района ФИО2,
при секретаре Безнутровой И. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда в <...>, дело по заявлению администрации п. Эвенск о признании незаконными действий контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района по проведению проверки целевого расходования бюджетных средств в 2012 году в администрации п. Эвенск, имевшей место с период с 29 января 2013г. по 15 февраля 2013г., с признанием незаконными результатов такой проверки,
у с т а н о в и л:
Администрация п. Эвенск обратилась в районный суд с заявлением о признании незаконными действий контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района (далее – КСП) по проведению проверки целевого расходования бюджетных средств в 2012 году в администрации п. Эвенск, имевшей место с период с 29 января 2013г. по 15 февраля 2013г., с признанием незаконными результатов такой проверки, указывая следующее.
В период с 29.01.2013г. по 15.02.2013г. КСП было проведено контрольное мероприятие «Целевое расходование бюджетных средств» в администрации п. Эвенск, по результатам которого был составлен Акт от 15.02.2013г. № 01/2013.
Полагает, что при проведении указанной проверки КСП вышла за пределы своих полномочий, установленных ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
В обоснование названной позиции ссылается на ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований», согласно которым представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче КСП муниципального района полномочий контрольно-счётного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Однако на момент производства проверки и по настоящее время между представительным органом п. Эвенск и представительным органом Северо-Эвенского района названное соглашение не заключалось.
Также ссылается на ст. 20 Устава муниципального образования «п. Эвенск», согласно которой в структуру органов местного самоуправления МО «п. Эвенск» контрольно-счётный орган не входит, а КСП Северо-Эвенского района образована и подотчётна представительному органу Северо-эвенского района, в связи с чем её юрисдикция не распространяется на МО «п. Эвенск».
В дополнении к названному заявлению просит исключить из объёма требований о признании незаконными действий КСП Северо-Эвенского района в следующей части: п. 7 Акта «Реализация долгосрочных целевых программ»: проверки исполнения бюджета за счёт межбюджетных трансфертов администрации Северо-Эвенского района на реализацию программ «Содействие в подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры Северо-Эвенского района на 2012-2-14г.г.», «Содействие в благоустройстве территории поселений Северо-Эвенского района на 2012-2014г.г.», «Содействие в обновлении автомобильного парка коммунального хозяйства Северо-Эвенского района на 2012-2014г.г.», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Северо-Эвенском районе на 2012-2014г.г.», «Содействие в проведении мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда поселений Северо-Эвенского района на 2012-2014г.г.».
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 от вышеназванных требований отказался, за исключением требования о признании незаконными действий контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района по проведению проверки целевого расходования бюджетных средств в 2012 году в администрации п. Эвенск, в части проверки организации бюджетного процесса администрации п. Эвенск и в части формирования и исполнения бюджета на 2012г., отражённых в разделах 1 и 2 акта проверки.
В отношении заявленного представителем администрации п. Эвенск отказа от части указанных требований судом вынесено отдельное определение.
В оставшейся части заявленного требования ФИО1 пояснил, что при проверке, проведённой КСП в части организации бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджета администрации п. Эвенск, КСП вышла за переделы своих полномочий, поскольку названные вопросы не являются исключительным объектом проверки, предусмотренным ч. 3 ст. 9 названного Закона, а также в связи с отсутствием соглашения между представительными органами Северо-Эвенского района и п. Эвенск о передаче КСП района полномочий контрольно-счётного органа п. Эвенск по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Просит суд признать незаконными действия органа местного самоуправления - контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района по проведению проверки целевого расходования бюджетных средств в 2012 году в администрации п. Эвенск, имевшей место с период с 29 января 2013г. по 15 февраля 2013г. в части проверки организации бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджета администрации п. Эвенск, отражённой в разделе 1 «Организация проверки бюджетного процесса» акта № 01/2013 и в разделе 2 «Формирование и исполнение бюджета на 2012 год», с признанием незаконными результатов проверки в данной части.
Представитель заинтересованного лица – контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района, председатель КСП Северо-Эвенского района ФИО2 выразила согласие с доводами администрации п. Эвенск, пояснив, что в силу требований действующего законодательства КСП не наделена правом проведения контрольных мероприятий относительно организации бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджета МО «п. Эвенск», в связи с чем, проверяя администрацию п. Эвенск в данной части, они вышли за пределы своих полномочий. Также пояснила, что в акте № 01/2013 неверно указана дата его составления – 15.02.2013г., это опечатка, с учётом продления срока проверки правильной следует считать дату акта от 15.03.2013г.
Свидетель ФИО4 пояснила, что она работает в администрации п. Эвенск в должности начальника финансового отдела. Бюджет МО «п. Эвенск» является дотационным и формируется, в основном, за счёт дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, поступающих из администрации Северо-Эвенского района. Администрация п. Эвенск как орган местного самоуправления правомочна самостоятельно организовывать свой бюджетный процесс, формировать и исполнять бюджет, в связи с чем КСП не вправе вмешиваться в данную область бюджетной деятельности администрации п. Эвенск.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета относится к вопросам местного значения поселения.
Частью 1 ст. 34 названного Закона установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является органом местного самоуправления и может входить в структуру данных органов.
В соответствии с ч., ч. 2, 3, 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования, при этом он подотчетен представительному органу муниципального образования. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального района осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.
Приведённые нормы свидетельствуют о том, что КСП Северо-Эвенского района уполномочена осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль в отношении администрации п. Эвенск лишь при наличии двух оснований: в случае заключения соглашения между Собранием представителей Северо-Эвенского района и Собранием представителей п. Эвенск о передаче КСП Северо-Эвенского района полномочий контрольно-счетного органа п. Эвенск по осуществлению названного контроля; и в случае осуществления такового контроля в отношении законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Северо-Эвенского района, поступивших в бюджет п. Эвенск.
Согласно ст. 21 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский район» в структуру органов местного самоуправления данного образования входит также Контрольно-счётная палата – контрольно-счётный орган Северо-Эвенского района.
Из п. 1 Раздела 1 Положения «О Контрольно-счётной палате Северо-Эвенского района» следует, что КСП является постоянно действующим органом местного самоуправления, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль, образуется Собранием представителей Северо-Эвенского района и ему подотчётен.
Подпунктами 1, 2 пункта 2, п.п. 1 п. 3 Раздела 9 Положения установлено, что КСП осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав Северо-Эвенского района; осуществляет полномочия внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав Северо-Эвенского района, в соответствии с соглашениями, заключёнными между представительными органами муниципального образования и поселений; в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности Северо-Эвенского района.
Согласно п., п. 1, 3 Раздела 12 Положения КСП осуществляет свою деятельность на основе годового плана, который разрабатывается и утверждается ею самостоятельно; планирование осуществляется, в том числе, на основании поручения депутатов Собрания представителей, предложений и запросов главы Северо-Эвенского района, направленных в КСП в срок до 15 декабря года, предшествующему планируемому периоду.
Раздел 15 Положения предусматривает утверждение Регламента КСП, определяющего содержание направлений её деятельности, подготовки и проведения контрольных мероприятий.
Гарантией прав проверяемых органов служат акты, составляемые КСП при проведении контрольных мероприятий, которые доводятся до сведения руководителей данных органов, что установлено п. 1 Раздела 19 Положения.
Пунктом 3.3. Регламента КСП Северо-Эвенского района, утверждённого постановлением председателя КСП от 28.12.2012г. № 6-па, установлен аналогичный приведённому выше порядок планирования, а также предусмотрена возможность планирования на основании предложений и запросов правоохранительных и надзорных органов, в соответствии с заключёнными соглашениями о передаче полномочий поселениями муниципальных образований в части осуществления финансового контроля.
При этом разделами 4 и 5 Регламента установлено получение КСП информации, обеспечивающей полноценность базы для организации и проведения контрольных мероприятий, для чего руководителем данных мероприятий подготавливаются соответствующие запросы.
Пунктом 6.5 Регламента предусмотрено направление уведомления в адрес руководителя проверяемой организации за три рабочих дня до даты начала контрольного мероприятия, п. 6.9 – составление акта по его результатам, с которым в срок не более 5 рабочих дней обязаны ознакомиться руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации.
Согласно утверждённому распоряжением председателя КСП от 29.12.2012г. № 12-ра плану мероприятий на 2013г. проверка целевого расходования денежных средств в администрации п. Эвенск за 2012г. запланирована на февраль 2013г., ответственные исполнители – ФИО2 и ФИО5
Распоряжением председателя Собрания представителей Северо-Эвенского района от 22.09.2010г. № 409 ФИО2 назначена на главную муниципальную должность председателя Контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района с 22.09.2010г.
Согласно сообщениям председателей Собраний представителей Северо-Эвенского района и п. Эвенск от 07.05.2013г. № 157 и от 08.05.2013г. № 178, решению постоянной депутатской комиссии по вопросам местного самоуправления и законодательству Собрания представителей Северо-Эвенского района от 25.03.2013г. № 80 соглашение между Собранием представителей Северо-Эвенского района и п. Эвенск о передаче КСП Северо-Эвенского района полномочий контрольно-счётного органа п. Эвенск по осуществлению внешнего муниципального контроля на 2012-2013г.г. не заключалось; Собранию представителей п. Эвенск рекомендовано создать контрольно-счётный орган п. Эвенск в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20 Устава муниципального образования «п. Эвенск» определяет его структуру, в которую контрольно-счётный орган (контрольно-счётная палата не входит).
Уведомлением от 23.01.2013г. № 4, направленным КСП в адрес администрации п. Эвенск и полученным в тот же день, последняя уведомлена о проведении контрольного мероприятия: «Целевое расходование денежных средств» в срок с 29.01.2013г. по 18.02.2013г.
К уведомлению прилагается программа проведения контрольного мероприятия, согласно которой его цели: выявление фактов целевого или нецелевого использования денежных средств; формирование денежных средств на исполнение полномочий, включая реализацию ведомственных и долгосрочных целевых программ; выявление направления запланированных денежных средств в соответствии утверждёнными лимитами бюджетных обязательств; процент освоения денежных средств; причины их не освоения. Ответственные исполнители: руководитель контрольного мероприятия – председатель КСП ФИО2, исполнитель – инспектор КСП ФИО5
Распоряжением Председателя КСП от 18.02.2013г. № 02-ра срок проведения контрольного мероприятия продлён в срок с 19.02.2013г. по 07.03.2013г.
Согласно разделу 1 «Организация бюджетного процесса» акта по результатам контрольного мероприятия «Целевое расходование денежных средств в 2012г.» от 15.02.2013г. № 01/2013 администрацией п. Эвенск нарушены п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 34 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «п. Эвенск», утверждённого решением Собрания представителей п. Эвенск от 30.12.2009г. № 34; а также разделом 4 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы муниципального образования, утверждённого постановлением администрации п. Эвенск от 11.01.2012г. № 02-па, предусмотрено внесение изменений в бюджетную смету центрального аппарата, изменения в показатели бюджетной сметы вносились по всем КБК.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ (далее – БК РФ) бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Согласно ч. 1 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в том числе, относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
По смыслу приведённых норм организация бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджета муниципального образования является его исключительной прерогативой, в рассматриваемом случае – администрации п. Эвенск.
В соответствии с ч., ч. 2, 3 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.
Согласно ч., ч. 1, 2 ст. 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований БК РФ. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района, созданным его представительным органом.
Изложенные выше нормы свидетельствуют о том, что право проведения внешней проверки организации бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджета администрации п. Эвенск может быть реализовано Контрольно-счётной палатой Северо-Эвенского района лишь в случае соответствующего обращения Собрания представителей п. Эвенск.
Однако, как следует из пояснений ФИО2 обращения Собрания представителей п. Эвенск о проведении КСП Северо-Эвенского района внешней проверки организации бюджетного процесса администрации п. Эвенск не имелось.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что при рассмотрения дела данной категории по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган полномочия на совершение действия; соблюден ли порядок совершения действий органом, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание совершенного действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности совершенных действий.
Поскольку в судебном заседании установлено, что действия КСП Северо-Эвенского района по проведению контрольного мероприятия в отношении администрации п. Эвенск в части проверки организации бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджета данного муниципального образования находились за пределами полномочий контрольно-счётного органа, указанные действия подлежат признанию незаконными, а требование заявителя – подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194, 197-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными действия Контрольно-счётной палаты Северо-Эвенского района по проведению проверки целевого расходования бюджетных средств в 2012 году в администрации п. Эвенск в части проверки организации бюджетного процесса, формирования и исполнения бюджета муниципального образования «п. Эвенск», отражённой в разделе 1 «Организация проверки бюджетного процесса» и в разделе 2 «Формирование и исполнение бюджета на 2012 год» акта по результатам контрольного мероприятия «Целевое расходование денежных средств в 2012 году» от 15.03.2013г. № 01/2013.
Возложить на Контрольно-счётную палату Северо-Эвенского района обязанность устранить названное нарушение путём исключения из акта по результатам контрольного мероприятия «Целевое расходование денежных средств в 2012 году» от 15.03.2013г. № 01/2013 раздела 1 «Организация проверки бюджетного процесса» и раздела 2 «Целевое расходование денежных средств в 2012 году».
Названные действия подлежат исполнению Контрольно-счётной палатой Северо-Эвенского района в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В суд и заявителю должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 13 мая 2013 года, с подачей апелляционной жалобы через районный суд.
Судья:
Н. М. Яруллина