ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-80/2018 от 13.03.2018 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-80/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Лазовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Галчатникова А.С.,

при секретаре Кизиловой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социального развития Приморского края к ФИО1 о взыскании неправомерно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент труда и социального развития Приморского края (далее по тексту – Истец) обратился в суд с иском к ФИО1 (далее по тексту – Ответчик) о взыскании неправомерно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований указано, что Ответчик состоит на учёте в отделе по Лазовскому муниципальному району и до 30.09.2017 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С 06.10.2005 Ответчик регулярно, дважды в год, обращалась в отдел с заявлением о предоставлении субсидии. В соответствие с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, Ответчику назначалась и выплачивалась субсидия путём перечисления на лицевой счёт, открытый в Сберегательном банке РФ.

При составлении заявления Ответчик приняла на себя обязательство своевременно, не позднее одного месяца после наступления обстоятельств, влекущих изменение размера начисленных выплат и льгот, сообщить о них в отдел социальной защиты населения, а также в полном объёме возместить переполученную сумму выплат и льгот в случае непредоставления в установленный срок сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение их размера.

В качестве документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, Ответчиком предоставлялись договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

21.06.2016 г. территориальным отделом получена информация из Росреестра, согласно которой, правообладателем указанного объекта недвижимости в соответствие с государственной регистрацией права от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО3

Вместе с тем Ответчик при оформлении субсидии продолжала предоставлять свидетельство о государственной регистрации права на своё имя.

Всего за период с 01.10.2009 по 30.06.2016 Ответчик необоснованно получила субсидию на общую сумму 159 458,61 руб.

Кроме того, вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчёте размера субсидии, Ответчик необоснованно получила субсидию за период с 01.07.2016 по 31.05.2017 г. в размере 26 118,07 руб.

Общая сумма необоснованно полученной Ответчиком субсидии составила 185 576,68 руб.

На основании изложенного и ссылаясь на положения ст.ст. 1102, 1064 ГК РФ, Истец просил взыскать с Ответчика необоснованно полученную субсидию в размере 185 576,68 руб.

В судебном заседании представитель Истца – ФИО2, действующий на основании доверенности, - поддержал иск по вышеизложенным доводам. Дополнительно пояснил, что 21.07.2016 г. стало известно о предоставлении Ответчиком недостоверных сведений в отношении объекта недвижимости. Возможность истребовать в Росреестре сведения путём направления запросов по системе межведомственного электронного документооборота о наличии в собственности заявителей объектов недвижимости появилась с 01.01.2016 г. С этой же даты отдел социальной защиты населения обязан запрашивать указанные сведения.

Ответчик ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснила суду, что продолжает проживать в вышеуказанной квартире по настоящее время. Не отрицает факт оформления договора дарения квартиры на дочь, однако не знала, что после оформления указанного договора перестала быть собственником квартиры и свидетельство о государственной регистрации права на её имя стало недействительным. После оформления договора дарения вместе со справкой о составе семьи и справками о доходах продолжала подавать в отдел социальной защиты сведения о том, что является собственником квартиры. Кроме того, Ответчик заявила о пропуске Истцом срока исковой давности для обращения в суд.

Суд, изучив доводы искового заявления, заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Пунктами 1 – 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, являющиеся пользователями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателями по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, членами жилищных кооперативов либо собственниками жилых помещений, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, имеют право на соответствующие субсидии, которые предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании заявлений указанных граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Согласно пунктам 7 и 8 указанной статьи, порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту – Правила).

Пункт 3 Правил содержит перечень лиц, имеющих право на получение субсидий, аналогичный приведённому в ст. 159 ЖК РФ.

В соответствие с п. 41 Правил, субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Подпунктом «б» пункта 8 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 24.12.2008) установлена обязанность граждан, обращающихся в уполномоченный орган по месту постоянного жительства с заявлением о предоставлении субсидии, предоставлять наряду с иными документами копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором они зарегистрированы по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена)

Согласно подпункту «б» пункта 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).

Из пункта 48 Правил следует, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Пунктом 14 Правил установлено, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Постановлением администрации Приморского края от 15.02.2007 № 38-па было утверждено Положение о департаменте социального развития Приморского края. Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения, департамент социального развития Приморского края осуществляет назначение и перерасчёт субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Постановлением администрации Приморского края от 04.12.2012 № 371-па признано утратившим силу постановление от 15.02.2007 № 38-па и утверждено Положение о департаменте труда и социального развития Приморского края.

Согласно пункту 2.1.2 Положения, департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствие с пунктом 1.4 Положения, Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через краевые государственные учреждения, подведомственные департаменту, во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с их территориальными органами, Законодательным Собранием Приморского края, иными государственными органами и органами местного самоуправления Приморского края, юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 2.2.1 Положения, Департамент осуществляет в области предоставления мер социальной поддержки и помощи назначение, расчет, перерасчет и предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Статьёй 1102 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 ст. 1103 ГК РФ, правила о неосновательном обогащении применяются, в том числе, к требованиям о возмещении вреда, причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Статьёй 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

В судебном заседании установлено, что 25.03.2008 г. между администрацией Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края и Ответчиком был заключён договор социального найма жилого помещения, согласно которому, администрация предоставила Ответчику и члену её семьи – дочери ФИО3, <данные изъяты>., в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес><данные изъяты> (л.д. 16-18)

На основании договора передачи квартиры в собственность граждан от <данные изъяты> указанное жилое помещение было передано Ответчику в собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28)

Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании записи о государственной регистрации права от <данные изъяты> собственником указанного жилого помещения является ФИО3 (л.д. 96, 112)

Ответчик в период с 01.10.2005 по 20.05.2017 г. являлась получателем мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Выплата субсидий производилась во исполнение распоряжений, принимаемых органом социальной защиты населения на основании подаваемых Ответчиком соответствующих заявлений с просьбой предоставить субсидию. Согласно текстам заявлений, Ответчик обязалась для подтверждения сведений, указываемых в заявлениях, предоставлять соответствующие документы, своевременно, не позднее одного месяца после наступления обстоятельств, влекущих изменение размера начисленных выплат и льгот, сообщить о них в отдел социальной защиты населения, а также в полном объёме возместить переполученную сумму выплаченных выплат и льгот в случае непредоставления в срок указанных сведений.

В заявлениях, подаваемых Ответчиком в отдел социальной защиты населения в период с 22.09.2009 г. и каждые полгода, указывалось на наличие права собственности на вышеуказанное жилое помещение, к заявлению прикладывалась копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 – 13, 19-103)

Общая сумма произведённых выплат субсидии за период с 20.10.2009 по 20.05.2017 составила 185 576,68 руб.

С аналогичным заявлением о предоставлении субсидии Ответчик обратилась в отдел социальной защиты населения 25.09.2017 г., к которому вновь приложила свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 104-106)

Решением отдела по Лазовскому муниципальному району департамента труда и социального развития Приморского края от 04.10.2017 г. в назначении субсидии было отказано по причине предоставления недостоверных сведений о собственнике жилого помещения (л.д. 108)

Требования отдела социальной защиты населения о возврате необоснованно полученной субсидии оставлены Ответчиком без удовлетворения (л.д. 115-121)

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о необходимости их частичного удовлетворения ввиду следующего.

В соответствие со ст.ст. 196 и 200 ГК РФ общий срок исковой давности по требованиям в защиту нарушенного права составляет три года и исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно пункту 2 ст. 199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из указанных норм и разъяснений, подлежит установлению момент, когда лицо, обращающееся с иском в суд, узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 221-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ), сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 221 внесены изменения в указанные Правила, а именно, введён в действие пункт 8(1), предоставивший право уполномоченным органам в области социальной защиты населения получать на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения. Указанные изменения вступили в законную силу 28.03.2013 г.

Соответственно, с указанной даты подлежит исчислению срок давности на обращение в суд за защитой нарушенного права.

В соответствие с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Представитель Истца в возражениях на заявление о пропуске срока исковой давности указывает на то, что возможность получать сведения в электронном формате реализована с 01.01.2016 г.

Вместе с тем достоверных и достаточных доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии препятствий у Истца для своевременного получения информации о том, что Ответчик не является собственником жилого помещения, суду не представлено.

Кроме того, исходя из содержания вышеприведённых пунктов 8(1) и 11 Правил, право органов социальной защиты населения по истребованию необходимых сведений не ограничивается возможностью направления соответствующих запросов только в рамках электронного документооборота.

В соответствие с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43, заявление о пропуске исковой давности может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания.

Исковое заявление о взыскании субсидии поступило в Лазовский районный суд Приморского края 02.02.2018 г.

Ответчиком в судебном заседании заявлено о пропуске Истцом срока исковой давности на обращение в суд за защитой своего права.

Поскольку пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Истца о взыскании с Ответчика субсидии в сумме 100 362,85 руб., выплаченной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, отказать.

Исковые требования о взыскании субсидии, выплаченной в период с 28.02.2014 по 20.05.2017, суд полагает необходимым удовлетворить, поскольку, как установлено в судебном заседании, Ответчиком органу социальной защиты населения документы, свидетельствующие об утрате права собственности на объект недвижимости и влияющие на принятие уполномоченным органом решений о назначении субсидий, не были предоставлены в установленный срок. Напротив, при подаче соответствующих заявлений Ответчик предоставляла недостоверные сведения в указанной части, т.е. действовала недобросовестно, что влекло выплату субсидии в отсутствие на то оснований.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Ответчика в пользу Истца необоснованно полученной субсидии за период с 28.02.2014 по 20.05.2017 в размере 85 213,83 руб.

Кроме того, поскольку в соответствие с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Истец освобождён от уплаты государственной пошлины, с Ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины, в соответствие с п. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход бюджета Лазовского муниципального района Приморского края государственная пошлина за рассмотрение судом искового заявления пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований, т.е., с учётом положений ч. 6 ст. 52 Налогового кодекса РФ, в размере 2 756 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ)

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента труда и социального развития Приморского края к ФИО1 о взыскании неправомерно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рожд., уроженки <адрес>, в пользу Департамента труда и социального развития Приморского края неправомерно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 85 213 рублей (восемьдесят пять тысяч двести тринадцать) рублей 83 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Лазовского муниципального района Приморского края государственную пошлину в размере 2 756 (две тысячи семьсот пятьдесят шесть) рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Лазовский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение суда составлено 19 марта 2018 г.

Судья А.С. Галчатников