Нытвенский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нытвенский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 811/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2010 г. г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Постниковой И.В.,
с участием помощника прокурора Нытвенского района Конева К.В.,
заявителя Подгайной В.И.,
представителя заинтересованного лица - Думы Нытвенского городского поселения Чичева Т.Г., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подгайной Валентины Ивановны о признании нормативно-правового акта недействующим,
установил:
Подгайная В.И. обратилась в Нытвенский районный суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия Решения Думы Нытвенского городского поселения Пермского края № 52 от 25.02.2009 г. «Об утверждении положения «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными домами».
В обоснование заявления указано, что данным решением нормы права в сфере гражданских, жилищных, градостроительных и земельных правоотношений, рассчитанные на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 2 Решения, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с момента опубликования в издании "Нытвенские уездные ведомости", N 9 от 05.03.2009 года.
Нормативный правовой акт противоречит Конституции РФ и действующему федеральному законодательству, так как принят органом местного самоуправления с превышением предоставленных законом полномочий и установленные им нормы не соответствуют требованиям закона, нарушает мои конституционные права и законные интересы.
В судебном заседании Подгайная В.И. заявление поддержала, просит признать решение Думы Нытвенского городского поселения Пермского края № 52 от 25.02.2009 г. «Об утверждении положения «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными домами» недействующим по основаниям, указанным в заявлении, пояснила, что Решение Думы и само Положение было опубликовано, вывешено на стенде в администрации, оно считается действующим, жители дома неоднократно обращались в администрацию Нытвенского городского поселения по вопросу оформления прав на земельный участок под многоквартирным домом, получали ответы со ссылкой на оспариваемое Положение, таким образом, администрация Нытвенского городского поселения применяла оспариваемый нормативно-правовой акт. Считает, что Положение, утвержденное решением Думы Нытвенского городского поселения, нарушает ее законные права как собственника квартиры в доме № 49 по ул. Комсомольской г. Нытва.
Представитель заинтересованного лица - Думы Нытвенского городского поселения - Чичев Т.Г. просит отказать в удовлетворении заявления Подгайной В.И. по доводам, указанным в письменном отзыве, в связи с неопубликованием оспариваемого нормативно-правового акта, принятием нормативно-правового акта во исполнение акта, имеющего большую юридическую силу, отменой оспариваемого нормативно-правового акта.
Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Подгайной В.И. удовлетворить, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
25.02.2009 года Думой Нытвенского городского поселения Пермского края было принято Решение № 52 «Об утверждении положения «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными домами», которым установлены нормы права в сфере гражданских, жилищных, градостроительных и земельных правоотношений, рассчитанные на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
Данный нормативно-правовой акт опубликован в издании "Нытвенские уездные ведомости", N 9 от 05.03.2009 года (л.д. 17).
В соответствии с п. 2 Решения, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с момента опубликования, т.е. с 05.03.2009 года.
18.11.2010 г. прокурором Нытвенского района принесен протест на решение Думы Нытвенского городского поселения № 52 от 25.02.2009 г. в связи с тем, что Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1223 «Об утверждении положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», на основании и во исполнение которого принято оспариваемое решение, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 834 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам землепользования и градостроительства», вступившего в силу 03.11.2009 г. (л.д. 93).
Решением Думы Нытвенского городского поселения № 237 от 30.11.2009 г. протест прокурора Нытвенского района удовлетворен, решение Думы Нытвенского городского поселения от 25.02.2009 г. № 52 «Об утверждении положения «Об определении размеров и становлении границ земельных участков под многоквартирными домами» признано утратившим силу с 03.11.209 г. (л.д. 95).
В соответствии с ч. 1ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Несмотря на то, что решение Думы от 25.02.2009 г. № 52 признано утратившим силу с 03.11.2009 г., суд полагает необходимым признать оспариваемое решение Думы Нытвенского городского поселения недействующим со дня принятия - 25.2.2009 г. по следующим основаниям.
Решение Думы Нытвенского городского поселения Пермского края № 52 от 25.02.2009 г. «Об утверждении положения «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными домами»» противоречит Конституции РФ и действующему федеральному законодательству, так как принято органом местного самоуправления с превышением предоставленных законом полномочий и установленные им нормы не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушает конституционные права и законные интересы граждан.
В силу ст. 2,18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 8 и 9 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля используется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Статья 15 Конституции РФ, закрепляя основы конституционного строя страны и принципы демократии, установила, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 198-ФЗ от 29.12.2004 г., ЖК РФ введен в действие с 1 марта 2005 года.
Согласно ст. 4 ФЗ № 198-ФЗ от 29.12.2004 г., впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 г., ЗК РФ введен в действие со дня его официального опубликования. Дата официального опубликования - 30.10.2001 г.
Согласно ст. 6 ФЗ № 137-ФЗ, изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 191-ФЗ от 29.12.2004 г., Градостроительный кодекс РФ вводится со дня его официального опубликования - 30.12.2004 г.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1223 «Об утверждении положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», на основании и во исполнение которого принято оспариваемое решение, на момент принятия решения Думой Нытвенского городского поселения - 25.02.2009 г. - должно применяться в части, не противоречащей ЖК РФ, ЗК РФ, ГрК РФ.
Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1223 «Об утверждении положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» утратило силу с 03.11.2009 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 834 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам землепользования и градостроительства».
Иное действующее законодательство, в том числе земельное, жилищное, градостроительное, не предусматривает какое-либо нормативное ограничение размера земельного участка, выделяемого собственником многоквартирных домов в общую долевую собственность.
В настоящее время порядок выделения земельного участка собственникам многоквартирных домов в общую долевую собственность установлен положениями ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», ст. 36 ЖК РФ, ст. 36 ЗК РФ, ст. 43 ГрК РФ.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 6 Устава Нытвенского городского поселения, принятого решением Думы Нытвенского городского поселения от 29.11.2005 N 21, к вопросам местного значения Нытвенского городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Пунктами 2 -11 Положения устанавливается порядок определения размеров и установления границ земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых в собственность или аренду домовладельцам или товариществам собственников жилья, независимо от того, кто является собственником земельного участка - РФ, субъект РФ или муниципальное образование.
При этом нормами Положения определяются случаи, когда земельные участки предоставляются бесплатно, а когда за плату, вводятся понятия нормативного и сверхнормативного размера земельных участков, утверждается алгоритм действий органов местного самоуправления по определению размеров и границ земельных участков, подготовке договоров о передаче земель в собственность или аренду, устанавливаются правила наделения собственника жилого помещения полномочиями на обращение в органы местного самоуправления для получения земельного участка, правила рассмотрения заявления собственника, регламентируются действия собственника в случае частичного удовлетворения заявления о бесплатном предоставлении земли под многоквартирным домом.
Решением Думы Нытвенского городского поселения в качестве приложения № 1 к Положению утверждена «Методика по расчету нормативных размеров земельных участков под многоквартирными жилыми домами», в которой определены правила и формулы расчета площади земельного участка, предоставляемого собственникам жилых помещений в многоквартирном доме бесплатно.
Указанные выше нормы Положения «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными домами» противоречат Конституции РФ и действующему федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.
В силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189 -ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 - ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
-земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
-земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
-иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.
В силу ч. 10 ст. 3 вышеуказанного ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Из анализа вышеизложенных положений Закона, а также норм ЗК РФ, ЖК РФ, ГрК РФ, определяющих компетенцию органов местного самоуправления, следует, что органы местного самоуправления Нытвенского городского поселения не обладают законными полномочиями устанавливать порядок предоставления земельных участков собственникам, расположенных на них зданий, строений и сооружений, порядок определения их размера, распоряжаться земельными участками, не принадлежащими им на праве собственности.
Таким образом, порядок определения границ и предоставления земельных участков, занимаемых зданиями и сооружениями, многоквартирными домами четко регламентирован в приведенных нормах закона, действия и решения органов местного самоуправления не могут противоречить этим нормам, расширять, конкретизировать, либо иным образом изменять их.
Земельные участки под многоквартирными домами и другим общим имуществом собственников жилых помещений, расположенные на территории поселения, Нытвенскому городскому поселению не принадлежат, право собственности на них не разграничено, в связи с чем распоряжаться ими могут лишь органы местного самоуправления Нытвенского муниципального района, им же принадлежит право формировать и предоставлять земельные участки под многоквартирными домами.
В сфере земельных отношений Нытвенское городское поселение вправе лишь осуществлять муниципальный земельный контроль, распоряжаться землями, принадлежащими ему на праве собственности.
В соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для указанных целей, устанавливаются:
федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов РФ - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Для целей, не указанных выше, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, до разграничения собственности на землю органам местного самоуправления муниципальных районов принадлежит право устанавливать предельные размеры земельных участков лишь для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства и максимальные размеры участков, передаваемых гражданам в этих целях бесплатно.
При этом, как следует из анализа ст. 33 ЗК РФ в совокупности с другими вышеприведенными нормами, органы местного самоуправления не вправе ограничивать размеры земельных участков предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах бесплатно, так как такие действия будут противоречить требованиям ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189 - ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», содержащим критерии определения границ таких участков.
Нормы оспариваемого нормативно-правового акта (в т.ч. и приложения № 1) не соответствуют установленным законом критериям определения границ земельных участков, поскольку в соответствии с Положением, размер участка зависит от этажности дома, общей площади жилых и технических нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, и удельного показателя земельной доли на единицу площади, применяемого при проектировании многоквартирных домов.
Имеющиеся у Нытвенского городского поселения в силу ст. 8 ГрК РФ полномочия по утверждению документов территориального планирования, нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, также не предоставляют права устанавливать порядок определения границ земельных участков, предоставляемых для строительства и эксплуатации объектов недвижимости в условиях сложившейся застройки, так как эти вопросы относятся к предмету регулирования жилищного и земельного законодательства, кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 43 ГрК размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования.
Кроме того, в пункте 1 утвержденного решением Думы Нытвенского городского поселения Положения «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными жилыми домами» содержатся определения субъектов гражданских и жилищных правоотношений, объектов гражданских прав, документов, сопровождающих градостроительную деятельность (создание объектов недвижимого имущества), в частности, вводятся и раскрываются такие понятия, как «градостроительная документация, домовладелец, кондоминиум, сервитут, товарищество собственников жилья».
В соответствии с п. «о» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительной компетенции РФ.
В силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ относится жилищное и земельное законодательство.
Из обозначенных положений основного закона следует, что полномочия органов местного самоуправления, в том числе нормотворческие, в сфере гражданского законодательства должны вытекать из федеральных законов, действующих в сфере жилищного, градостроительного и земельного законодательства, из законов РФ, либо законов ее субъектов.
Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы, регулирующие гражданские правоотношения, общие принципы организации местного самоуправления, не предусматривают права органов местного самоуправления устанавливать определение (содержание) субъектов гражданских правоотношений и объектов гражданских прав.
Федеральные законы и законы Пермского края, регулирующие земельные и жилищные отношения, а также действующие в сфере градостроения, не уполномочили органы местного самоуправления на определение применяемых в указанной сфере понятий и институтов.
Кроме того, содержание права собственности, сервитутов, других вещных прав, определения разновидностей юридических лиц, объединений собственников жилых помещений, градостроительных документов подробно раскрыты в соответствующих кодифицированных федеральных законах.
Так, например, содержание понятия товарищества собственников жилья раскрыто в ст. 291 ГК РФ и ст. 135 ЖК РФ, сервитута - в ст. 23 ЗК РФ, 274 ГК РФ.
Такие понятия, как «нормативный размер земельного участка,
сверхнормативная территория, кондоминиум, домовладелец» в законодательстве отсутствуют, либо эти понятия в настоящее время исключены из нормативного оборота.
При этом установленные в Положении определения по своему содержанию противоречат содержанию аналогичных определений имеющихся в законе.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Тогда как в силу п. 1 Положения товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
Таким образом, пункт 1 Положения создал не основанную на законе коллизию норм федерального законодательства и муниципального нормотворчества, что подрывает стабильность и определенность нормативного регулирования земельных, гражданских, жилищных, градостроительных правоотношений граждан и органов местного самоуправления, и, в конечном, итоге препятствует реализации прав граждан в указанных сферах.
Таким образом, Положение и Методика, утвержденные Решением Думы Нытвенского городского поселения № 52 от 25.02.2009 г. приняты с превышением полномочий, не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства.
Оспариваемое решение, как принятое с превышением законных полномочий и противоречащее требованиям Конституции РФ, федеральных законов, нарушает права заявителя Подгайной В.И.
Свидетель Подгайный В.М. в судебном заседании пояснил, что является председателем ТСЖ «Спектр», собственникам квартир в многоквартирном доме № 49 по. Комсомольской г. Нытва необходимо оформить землю под домом в собственность, однако, сделать этого не могут, поскольку возник спор по размеру участка, администрация Нытвенского городского поселения со ссылкой на Положение «Об утверждении положения «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными домами» дает ответ, что нормативный размер участка, который может быть предоставлен на праве собственности жителям дома, составляет 1926,23 кв.м., тогда как размер фактической застройки больше.
Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что Подгайная В.И. является собственником квартиры, расположенной в доме № 49 по ул. Комсомольская г. Нытва (л.д. 16).
Так, 14.09.2010 года Подгайная В.И. и другие собственники жилых помещений дома № 49 по ул. Комсомольская г. Нытва обратились в администрацию Нытвенского городского поселения с заявлением о формировании земельного участка, занимаемого домом и другим общим имуществом, в целях приобретения земельного участка в общую собственность бесплатно (л.д. 14).
30.09.2010 года администрацией Нытвенского городского поселения дан ответ, в котором указано, что нормативный размер земельного участка, установленный на основании Положения «Об утверждении положения «Об определении размеров и становлении границ земельных участков под многоквартирными домами», составляет 1926,23 кв.м. и превышает размер земельного участка, поставленного на кадастровый учет - 2 113 кв.м. (л.д. 15).
Прокуратурой Нытвенского района по заявлению жителей дома № 49 по ул. Комсомольской г. Нытва об отказе администрации Нытвенского городского поселения предоставить в общую долевую собственность жителей дома земельный участок (л.д. 64-65) проведена проверка, в ходе которой в действиях администрации НГП выявлены нарушения действующего жилищного, земельного, градостроительного законодательства, в адрес главы администрации Нытвенского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, с требованием обеспечить надлежащее рассмотрение обращения жителей дома № 49 по ул. Комсомольской г. Нытва, решить вопрос о выделении такого участка. Кроме того, по результатам проверки прокуратурой района опротестовано решение Думы Нытвенского городского поселения от 25.02.2009 г. № 52, Подгайной В.И. направлен соответствующий ответ (л.д. 84-87).
Из заключения прокурора Конева К.В. следует, что заявление Подгайной В.И. о признании решения Думы Нытвенского городского поселения Пермского края от 25.02.2009 г. № 52 «Об утверждении положения «Об определении размеров и становлении границ земельных участков под многоквартирными домами» недействующим полностью со дня его принятия подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Решение Думы Нытвенского городского поселения Пермского края № 52 от 25.02.2009 г., которым утверждено положение «Об определении размеров и установлении границ земельных участков под многоквартирными домами» является нормативно-правовым актом, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и направленные на урегулирование общественных отношений, рассчитано на неоднократное применение, само Положение является неотъемлемой частью Решения Думы № 52 от 25.02.2009 г. и не может рассматриваться в отрыве от Решения Думы.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ст. 44 Устава Нытвенского городского поселения, правовые акты поселения обязательны для исполнения на всей территории поселения.
В соответствии со ст. 51 Устава Нытвенского городского поселения, правовые акты поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальному опубликованию подлежат также документы, утверждаемые правовым актом поселения, подлежащим официальному опубликованию (обнародованию).
Неопубликованные (не обнародованные) правовые акты поселения и приложения к ним, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), не применяются.
Официальным опубликованием (обнародованием) правового акта Нытвенского городского поселения является первая публикация его текста в печатном издании, или размещение на специальных стендах, установленных в администрации и библиотеках Нытвенского городского поселения.
Довод представителя заинтересованного лица Чичева Т.Г. о том, что оспариваемое Решение Думы не было опубликовано, а следовательно, не должно применяться, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. При опубликовании решения Думы указано, что с текстом положения можно ознакомиться на информационном стенде Думы по адресу: ул. К.Либкнехта, 2а, 1 этаж (л.д. 17). Таким образом, порядок опубликования нормативно-правового акта соблюден.
В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании представителем Думы Нытвенского городского поселения не представлено доказательств законности Решения Думы Нытвенского городского поселения Пермского края от 25.02.2009 г. № 52 «Об утверждении положения «Об определении размеров и становлении границ земельных участков под многоквартирными домами».
На основании вышеизложенного, требования заявителя Подгайной В.И. подлежат удовлетворению, оспариваемый нормативно-правовой акт подлежит признанию недействующим с момента принятия.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
На основании изложенного, решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании - газете «Нытвенские уездные ведомости».
Руководствуясь ст.ст. 253, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Решение Думы Нытвенского городского поселения Пермского края от 25.02.2009 г. № 52 «Об утверждении положения «Об определении размеров и становлении границ земельных участков под многоквартирными домами» недействующим полностью со дня его принятия - 25.02.2009 г.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова