Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
05 июня 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Раенгулова А.Б.
при секретаре судебного заседания Акимовой С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к УМВД России по ЯНАО о признании увольнения незаконным и изменении формулировки основания увольнения, взыскании пособия по временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с иском к УМВД России по ЯНАО о признании увольнения незаконным и изменении формулировки основания увольнения, взыскании пособия по временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что истец работала у ответчика в должности заместителя главного бухгалтера централизованной бухгалтерии центра финансового обеспечения с 06.06.2017. Приказом № л/с от 29.03.2019 уволена по п.4 ч.1. ст. 83 ТК РФ (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу) с 18.03.2019. С указанной формулировкой не согласна истец, указывая на то, что преступление было совершено, когда ФИО1 работала в УФМС России по ЯНАО с 25.09.2008 по 05.06.2017 и была уволена в связи с упразднением государственного органа. По приговору Салехардского городского суда от 04.12.2018 ей назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, государственных корпорациях сроком на 1 год 6 месяцев. Принимая приказ № л/с от 18.03.2019 о расторжении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, ответчик не учел, что ФИО1 согласно должностным обязанностям не занимала и не выполняла функций представителя власти либо выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, государственных корпорациях. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовым договором и должностными обязанностями. Таким образом, у ответчика не было оснований увольнения по п.4 ч.1. ст. 83 ТК РФ, в связи с чем истец просит признать увольнение и приказ № л/с от 18.03.20189 незаконными и изменить формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию с 19.03.2019. Кроме того, ответчиком не выплачено при увольнении пособие по временной нетрудоспособности, в связи с нахождением истца на больничном в период с 20.03.2019 по 02.04.2019, в сумме 25 808,16 рублей. Полагая, что действия ответчика являлись незаконными, истец просит взыскать компенсацию морального вреда 25 000 рублей.
В судебном заседании истец и её представитель ФИО2, отказались от части исковых требований о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, настаивая на остальных исковых требованиях. Пояснили, что в подчинении у ФИО1 не было работников, в её функции входил только расчет по бухгалтерии, который поручался ей руководством, организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функций ФИО1 не обладала.
Представитель ответчика иск не признал, суду пояснил, что организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции предусмотрены трудовым договором, должностной инструкцией, по штатному расписанию должность истца предполагает наличие в подчинении работников. Соответственно, совершив преступление, за которое ФИО1 назначено наказание, в том числе в виде запрета занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, с истцом был расторгнут трудовой договор с момента вступления приговора в законную силу 18.03.2019. В этот же день ФИО1 подано заявление об увольнении по собственному желанию с 19.03.2019, однако уволить её по данному основанию не представлялось возможным в связи с уже наступившим событием, являющимся основанием для увольнения истца.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
С 25 сентября 2008 года по 5 июня 2017 года ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, находясь в должности начальника финансового отдела.
На основании приказа УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 05.06.2017 № л/с с ФИО1 расторгнут контракт и последняя освобождена от занимаемой должности начальника отдела финансового обеспечения УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», о чем сделана запись в трудовой книжке.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного Управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ), УФМС России по ЯНАО упразднено ( п.1, п.2 Указа), и с июня 2016 года является структурным подразделением УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу - Управлением по вопросам миграции».
В соответствии с п.3 названного выше Указа, Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт «б»).
06.06.2017 ФИО1 на основании приказа УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.06.2017 № л/с принята на должность ведущего бухгалтера централизованной бухгалтерии центра финансового обеспечения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Приказом УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30.08.2018 № л/с ФИО1 переведена на должность заместителя главного бухгалтера централизованной бухгалтерии центра финансового обеспечения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, с 06.09.2018.
В период осуществления трудовой деятельности в УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу совершила преступление, предусмотренное ч. 5 ст. 33, ч.4 ст. 160 УК РФ, за которое на основании приговора Салехардского городского суда от 4 декабря 2018 года приговорена к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года и 6 месяцев, с применением ст. 73 УК РФ условно на 2 года, с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях сроком на 1 год и 6 месяцев.
Данный приговор обжалован и оставлен без изменения определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.03.2019, то есть, в соответствии с положениями ст. 390 УПК РФ, вступил в законную силу в день вынесения решения судом апелляционной инстанции.
Приказом УМВД России по ЯНАО от 29.03.2019 № л/с ФИО1 уволена по п.4 ч. 1 ст. 83 (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу) Трудового кодекса Российской Федерации, с 18.03.2019
Согласно пункту 10 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ основаниями прекращения трудового договора являются обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
По смыслу названной правовой нормы к обстоятельствам, препятствующим продолжению трудовых функций, законодатель относит случаи назначения наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (статья 47 Уголовного кодекса РФ), лишения свободы (статья 56, 57 Уголовного кодекса РФ), ареста (статья 54 Уголовного кодекса РФ), поскольку данные виды наказаний создают реальное препятствие для продолжения прежней работы.
Исходя из положений статьи 47 Уголовного кодекса РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
По доводам истца, согласно должностным обязанностям она не занимала и не выполняла функции представителя власти либо не была наделена организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями, работая у ответчика.
Вместе с тем с данными доводами суд не может согласиться.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 и п.п. 2, 3 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденного приказом МВД России от 28.07.2017 № 550, УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, то есть государственным органом.
Понятия представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций раскрыты в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Так, в соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 под административно-хозяйственными функциями надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
В соответствии с пунктами 1, 2, 5, 7, 8, 11 должностной инструкции заместителя главного бухгалтера ЦФО УМВД России по ЯНАО (должности замещаемой ФИО1), предусмотрены должностные обязанности: обеспечение организационно-бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности и осуществление контроля за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечение контроля за отражением на счетах бухгалтерского учета и в налоговом учете всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии УМВД России по ЯНАО, представление в установленные сроки достоверной бухгалтерской, статистической отчетности и составлении налоговой отчетности, проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по ЯНАО; обеспечение порядка проведения инвентаризаций, контроль за проведением хозяйственных операций; организует контроль за учетом имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета и операций, связанных с их движением, учет доходов и расходов, исполнение смет расходов; контроль учета и расчета по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональные бюджеты, платежей в банковские учреждения; осуществление контроля за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, проведением инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации учета и отчетности; : принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйствующего законодательства.
Из штатного расписания также видно, что в подчинении у заместителя главного бухгалтера ЦФО УМЗТ России по ЯНАО находятся работники.
Таким образом, ФИО1 в соответствии с трудовым договором, должностной инструкцией, как заместитель главного бухгалтера ЦФО УМЗТ России по ЯНАО, до вступления приговора Салехардского городского суда от 04.12.2018 в законную силу выполняла административно-хозяйственные функции в государственном органе.
Следовательно при назначении наказания ФИО1 уголовного наказания по запрету занимать определенные должности, работодатель законно прекратил трудовой договор с истцом, с соблюдением требований пункта 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, поскольку назначение истцу судом дополнительного наказания в соответствии со статьей 47 Уголовного кодекса РФ исключает продолжения её работы в должности заместителя главного бухгалтера ЦФО УМВД России по ЯНАО, в должностные обязанности которой, входили административно-хозяйственные функции, что подтверждено соответствующими документами.
С приказом об увольнении истец ознакомлена в соответствии с действующим законодательством под роспись, о чем произведена запись в приказе собственноручно ФИО1 и вручена трудовая книжка под роспись.
Порядок увольнения ФИО1 соблюден, нарушений прав и законных интересов со стороны ответчика в отношении истца, не допущено.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска ФИО1, к УМВД России по ЯНАО о признании увольнения незаконным и изменении формулировки основания увольнения, компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Салехардский городской суд путем подачи апелляционной жалобы, представления.
Судья А.Б. Раенгулов