ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-813/2014 от 25.09.2014 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

  Дело № 2-813/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 г. Звенигово 25 сентября 2014 года

 Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Ходыкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

 по заявлению ФИО1 об оспаривании действия финансового отдела муниципального образования «Звениговский муниципальный район», возложении обязанности принять на исполнение исполнительный лист,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, приведя в их обоснование доводы о том, что <дата> судом вынесено определение об изменении порядка и способа исполнения решения от <дата>, в соответствии с которым постановлено взыскать с администрации МО «Городское поселение Звенигово» за счет казны Муниципального образования «Городское поселение Звенигово» в счет стоимости жилого помещения в черте <адрес>, общей площадью <.....> кв.м. <.....> рублей, был выдан исполнительный лист.

 При предъявлении на исполнение в Звениговский отдел Управления Федерального казначейства по РМЭ, исполнительный лист был возвращен ФИО1, с указанием на необходимость его предъявления в финансовый орган МО.

 Решением Звениговского районного суда от <дата> действия УФК по РМЭ признаны законными и обоснованными. И тогда же, <дата> ФИО1 предъявила к исполнению этот исполнительный лист в финансовый отдел МО «Звениговский муниципальный район».

 <дата> исполнительный лист возвращен ФИО1 без исполнения с письмом, датированным <дата>, из содержания которого следует о том, что этот исполнительный документ надлежит направить на исполнение в УФК РМЭ. По мнению заявителя, возврат исполнительного документа противоречит положениям ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), нарушает право взыскателя на своевременное исполнение судебного акта.

 В судебное заседание заявитель ФИО1, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.

 Заинтересованные лица администрация МО «Городское поселение Звенигово», Управление Федерального казначейства по РМЭ, надлежаще извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд своих представителей не направили, УФК по РМЭ представлено ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя, с изложением позиции о законности требования ФИО1 Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. ст. 113, 167 ГПК РФ.

 В судебном заседании представитель заявителя адвокат Петрова Н.Г., действующая по доверенности от <дата> и на основании ордера <.....> от <дата> заявленные требования поддержала, указав соответствующее изложенному в заявлении. Дополнив тем, что, фактически исполнительный лист возвращен только <дата>, факт длительного неисполнения судебного акта существенно нарушает право взыскателя ФИО1, <.....> года рождения, инвалида <.....> группы, на реализацию нарушенного права и получение соответствующего возмещения, Заявлено о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.

 Представитель заинтересованного лица финансового отдела МО «Звениговский муниципальный район» ФИО2 по доверенности от <дата> возражала против требований заявителя ФИО1, изложив соответствующее содержанию письма от <дата>. Полагала законным и обоснованным возвращение исполнительного документа ФИО1 без исполнения, со ссылкой на положения ст.ст. 242.2, 242.5 БК РФ. Факт нахождения исполнительного листа в период с <.....> по <дата> без исполнения не отрицала, объяснив это периодом отпусков и большой загруженностью отдела.

 Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

 В соответствии с требованиями статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с п.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

 Исполнительным органом муниципального образования является администрация, которая осуществляет соответствующие права и обязанности от его имени.

 В силу ст. 6 БК РФ финансовыми органами являются Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

 Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, согласно вступившему в законную силу решению суда от <дата> на администрацию МО «Городское поселение Звенигово» была возложена обязанность по предоставлению ФИО1 и ФИО3 вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не менее <.....> кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям как на уполномоченный распоряжаться муниципальным жилищным фондом орган (дело № <.....>).

 ФИО3 умер <дата> (актовая запись о смерти № от <дата>), в отношении этого взыскателя исполнительное производство прекращено (определение от <дата>, дело № <.....>).

 Определением Звениговского районного суда РМЭ от <дата> постановлено изменить порядок и способ исполнения решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> по делу № по иску прокурора <адрес> Республики Марий Эл в интересах ФИО1, ФИО3 к администрации МО «Городское поселение Звениговоресах ФИО1, ФИО3 к администрации муниципального образования "<.....>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Взыскать с администрации МО «Городское поселение Звенигово» за счет казны МО «Городское поселение Звенигово» в пользу ФИО1 в счет стоимости жилого помещения в черте <адрес>, общей площадью <.....> кв.м. <.....> рублей. Данным судебным актом определен источник погашения задолженности - казна муниципального образования «Городское поселение Звенигово».

 Финансовый отдел МО «Звениговский муниципальный район» является органом местного самоуправления, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в МО «Звениговский муниципальный район» (Положение о финансовой отделе МО, утвержденное Собранием депутатов МО «<адрес>» № от <дата>)

 Между МО «Звениговский муниципальный район» и администрацией МО «Городское поселение Звенигово» заключено соглашение от <дата> с соответствующим дополнением от <дата>, согласно содержанию, которых финансовый отдел района принял на себя полномочия в области бюджета МО «Городское поселение Звенигово».

 Согласно п.3 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

 В соответствии с п.1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

 К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст.242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (п.2 ст.242.1 БК РФ).

 Согласно п.4 ст.242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 ст.242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

 Согласно пункту 3 ст.242.1 БК РФ установлены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, а именно: непредставление какого-либо документа, указанного в п.2 указанной статьи; несоответствие документов, указанных в п.п.1,2 статьи, требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в п.п.1,2 настоящей статьи в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

 Системное толкование приведенных в решении норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела позволяют суду сделать вывод о том, что указание в оспариваемом ответе на необходимость предъявления исполнительного документа в УФК по РМЭ необоснованно, УФК по РМЭ не является финансовым органом муниципального образования. Участником процесса исполнения судебного акта в данном деле должен являться непосредственно финансовый отдел МО «Звениговский муниципальный район».

 Поскольку предусмотренный п.3 п.3.2 ст.242.1 БК РФ перечень оснований для возврата исполнительного документа взыскателю является исчерпывающим, оснований к возвращению исполнительного документа взыскателю, предусмотренных законом, не имелось, действие финансового отдела не соответствовало требованиям законодательства, что само по себе свидетельствует о нарушении прав и свобод заявителя.

 Согласно ч. 1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Принимая во внимание, что до настоящего времени не утрачена возможность предъявления исполнительного документа для исполнения, при наличии допущенных финансовым органом муниципального образования нарушений, заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

 На основании ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным.

 Главами 23,25 ГПК РФ не установлено запрета на применение данной нормы закона по делам, возникающим из публичных правоотношений.

 Суд, учитывая факты своевременного предъявления ФИО1 исполнительного листа в финансовый орган (<дата>), а его возвращения без исполнения только <дата>, то есть по истечении почти трех месяцев; особого социального статуса взыскателя престарелого возраста (<.....> года рождения, инвалид <.....> группы, <.....>), характера взысканного денежного возмещения в порядке изменения порядка и способа исполнения судебного решения от <.....> года о внеочередном предоставлении жилья погорельцу, приходит к выводу о том, что дальнейшее замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя, в связи с чем, решение должно быть исполнено немедленно.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 212, 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Признать действие финансового отдела муниципального образования «Звениговский муниципальный район» о возвращении исполнительного листа взыскателю ФИО1 незаконным.

 Возложить обязанность на финансовый отдел муниципального образования «Звениговский муниципальный район» принять на исполнение исполнительный лист серии ВС № <.....>, выданный <дата> Звениговским районным судом Республики Марий Эл по делу № в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 Решение обратить к немедленному исполнению.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

 Председательствующий судья Е.П. Александрова

 Мотивированное решение изготовлено <дата>.