Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судья Голубевой О.Ф.,
при секретаре Басировой О.П.,
с участием представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/11 по исковому заявлению Шафигуллина Айрата Радиновича к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании денежных средств за авиаперевозку,
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств за авиаперевозку. Требования иска мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел билет на рейс ЮТ 452, вылетающий ДД.ММ.ГГГГ по маршруту который должен был состояться в 19 часов 40 минут по местному времени и за который истец заплатил 20 265 рублей. ДД.ММ.ГГГГ рейс не состоялся, в связи с задержкой рейса ЮТ 452. В 21 час 45 минут ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика с претензией. Авиакомпанией не были предоставлены истцу услуги, предусмотренные Федеральными авиационными правилами, в связи с чем Шафигуллин А.Р. понес убытки, в том числе 6 600 оплаченные за проживание в гостинице в период с 23 часов 28 минут ДД.ММ.ГГГГ по 06 часов 52 минуты ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Закона о защите прав потребителей, истец просит суд взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» стоимость авиабилета в сумме 20 265 рублей, убытки в размере 6 600 рублей, неустойку в связи с нарушением установленных сроков оказания услуги в размере 173 075 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя.
Истец в суд не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
С учетом мнения представителя ответчика, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным перейти к рассмотрению гражданского дела при указанной явке.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что к правоотношениям по перевозке пассажиров и багажа применяются нормы законодательства об ограниченной ответственности. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заслушав мнение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд счел исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Шафигуллин А.Р. приобрел авиабилет на рейс ЮТ 452, вылетающий ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 40 минут по маршруту по местному времени, стоимостью 20 265 рублей, что подтверждается электронным билетом (маршрут/квитанция) и не оспаривается ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел авиабилет на рейс Ю9 367, вылетающий ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 45 минут по маршруту стоимостью 18 180 рублей, что подтверждается электронным билетом (маршрут/квитанция).
ДД.ММ.ГГГГ рейс ЮТ 452 был задержан и вылетел из аэропорта отправления с задержкой на 2 часа 15 минут, задержка прибытия рейса в аэропорт составила 1 час 35 минут, что подтверждено письменными материалами дела и сторонами в судебном заседании не оспаривается.
Истец указывает, что в связи с задержкой вылета рейса понес убытки. Из представленной переписки Шафигуллина А.Р. с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» усматривается, что истцу отказано в удовлетворении требований о возмещении убытков.
В силу п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что между сторонами возникли правоотношения по договору внутренней воздушной перевозки.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением услуг по перевозке осуществляется Главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Воздушным Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей».
Статья 100 Воздушного Кодекса РФ устанавливает, что перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (Статья 102 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
В силу положений ст. 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
Принцип ограниченной ответственности перевозчика установлен Главой 17 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира, имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной, права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей определены Федеральными авиационными правилами «Общие Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными Приказом Минтранса России от 18.06.2007 года № 82 (далее - Правила).
В соответствии с п. 76 Правил, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности.
Как установлено ст. 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Приказом Министра гражданской авиации СССР № 6 от 10.01.1990 года утверждено Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации.
Согласно п. 1 Руководства задержка отправления воздушного судна - отправление воздушного судна из аэропорта позже времени, установленного расписанием (планом полетов).
Суточный план полетов составляется в авиапредприятиях гражданской авиации накануне дня полетов на основании расписания движения воздушного судна, планов-нарядов летных подразделений, планов полетов и заявок для выполнения авиационных работ в народном хозяйстве.
В соответствии с п. 5.17 Руководства, причины задержек и виновные службы определяются в соответствии с Классификатором (приложение № 1 к приказу).
Из представленного отчета по рейсам авиакомпании «ЮТэйр» от ДД.ММ.ГГГГ, задания на полет № усматривается, что задержка рейса произошла по причине неисправности воздушного судна, в соответствии с пунктом классификатора И01, то есть - отказы и неисправности авиатехники.
В п. 7.2. Руководства установлены пункты классификатора - причины задержки, которые освобождают предприятие гражданской авиации от ответственности за нарушение регулярности полетов, в том числе п. И01.
Таким образом, задержка отправления воздушного судна из аэропорта по маршруту ДД.ММ.ГГГГ связана с обеспечением безопасности полета с целью сохранения жизни и здоровья пассажиров, и вызвана непредвиденными и независящими от ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» обстоятельствам, что является основанием для освобождения ответчика от ответственности.
Кроме того, представленным истцом посадочным талоном подтверждается, что истец воспользовался оплаченной услугой по перевозке по маршруту Тюмень - Москва, в связи с чем, требования о взыскании полной стоимости авиабилета не основаны на законе.
Также истец заявляет требования о взыскании с ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» убытков, выразившихся в расходах по оплате проживания в гостинице в период с 23 часов 28 минут ДД.ММ.ГГГГ по 06 часов 52 минуты ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 600 рублей, ссылаясь на п. 99 Правил.
В соответствии с п. 99 Приказа Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа. Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
В судебном заседании установлено, что задержка рейса ЮТ 452, вылетающего ДД.ММ.ГГГГ по маршруту составила 2 часа 30 минут, тогда как на авиаперевозчика возложена обязанность размещения в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время.
Кроме того, квитанцией ЗАО « эссет менеджмент» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что 6 600 рублей оплачены истцом за услуги гостиницы , тогда как задержка рейса произошла в аэропорты , то есть истец воспользовался услугами гостиницы по прилету в . В этой связи, ссылки истца на нарушение ответчиком положений п. 99 Правил необоснованны.
Исследовав представленные доказательства, в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел требования истца о взыскании денежных средств за авиаперевозку, убытков, неустойки, морального вреда, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление Шафигуллина Айрата Радиновича к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании денежных средств за авиаперевозку, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено судом 27 апреля 2011 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного судаО.Ф. Голубева