Дело № 2-819/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Юркиной С.Н.
при секретаре Коротковой И.А.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика Администрации Коркинского муниципального округа ФИО2, ответчика ФИО3, её представителя ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации Коркинского муниципального округа, ФИО3 о признании постановления, соглашения недействительными; применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с иском к Администрации Коркинского муниципального округа, ФИО3 о признании постановления, соглашения недействительными; применении последствий недействительности сделки.
В обоснование заявленного иска сослался на следующие обстоятельства. Он является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: АДРЕС Право собственности на 1/2 долю в жилом доме возникло в связи с принятием наследства после смерти отца А.Е.В.. Второй половиной дома владеет на праве собственности ФИО3, право собственности у неё возникло на основании договора купли-продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности на дом. Предыдущими собственниками дома в равных долях были А.Ю.М. и М.К.Е.. Постановлением НОМЕР от 01.03.1996 года главы Администрации г. Коркино земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: АДРЕС, был разделён на два участка. М.К.Е. предоставлен участок площадью 339,5 кв.м., а А.Ю.М. предоставлен земельный участок площадью 338 кв.м.. Постановлением главы г. Коркино НОМЕР от 01.12.1997 года указанные земельные участки предоставлены в собственность М.К.Е. и А.Ю.М.. М. приватизировала земельный участок площадью 414 кв.м., впоследствии продала Малюшенко 1/2 долю в доме и земельный участок площадью 414 кв.м., расположенные в АДРЕС Для оформления его права собственности на земельный участок, П.О.М., действующая в его интересах, обратилась за оформлением межевого плана земельного участка. В процессе межевания, кадастровым инженером было выявлено пересечение границ образуемого земельного участка со смежным земельным участком с кадастровым номером НОМЕР, принадлежащим ФИО3, площадь наложения составила 137 кв.м.. Площадь земельного участка ФИО3 в настоящее время составляет 512 кв.м.. Увеличение площади земельного участка произошло в связи с произведённым Администрацией Коркинского муниципального округа перераспределением земельных участков: принадлежащего ФИО3 площадью 443 кв.м. и участком с условным номером площадью 69 кв.м., находящимся в муниципальной собственности, расположенном на земельном участке, предоставленном другому собственнику, ему, постановлением НОМЕР от 01.03.1996г. главой Администрации г. Коркино. Перераспределение земельных участков произведено на основании постановления главы Коркинского городского поселения НОМЕР от 09.07.2021г., в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, принадлежащий М.Л.М. и земельный участок с условным номером НОМЕР площадью 69 кв.м. объединены в один земельный участок площадью 512 кв.м.. Оба земельных участка расположены по адресу: АДРЕС, там, где в соответствии с постановлением главы Администрации г. Коркино НОМЕР от 01.03.1996г. предоставлены земельные участки собственникам жилого дома для ведения личного подсобного хозяйства. Он полагает, что постановление НОМЕР от 09.07.2021г. нарушает его права на пользование земельным участком. Как следует из технического паспорта жилого дома по адресу: АДРЕС, помимо 1/2 доли в праве на жилой дом, он владеет вспомогательными строениями, в том числе летней кухней (лит. Г2). В межевом плане участка с кадастровым номером НОМЕР установлены границы вновь образованного путём перераспределения земельного участка таким образом, что доступ к этому строению невозможен (характерные точки 14.13.12.11.10 и 9), площадь земельного участка, предоставленного А., права на который перешли к последующим собственникам 1/2 доли в праве собственности на дом, уменьшилась на 69 кв.м.. Просит в уточнённом иске на основании ст. ст. 167, 168 ГК РФ: признать незаконным постановление НОМЕР от 09.07.2021г., погасить запись в ЕГРП о регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, признать недействительным соглашение, заключенное между Администрацией Коркинского муниципального округа и ФИО3 от 16.02.2022г., применить последствия недействительности сделки (л.д.204-206).
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, судом извещён надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 203).
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования ФИО5 поддержала и просит их удовлетворить, сославшись на указанные выше обстоятельства.
Ответчик ФИО3 и её представитель ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО5 не признали в полном объёме, просили в их удовлетворении отказать. Указали, что оспариваемые сделки являются законными, с учётом действующего законодательства, пропущен срок исковой давности.
Представитель ответчика Администрации Коркинского муниципального округа ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО5 не признала в полном объёме, просит в их удовлетворении отказать, пояснив, что нарушений норм ЗК РФ и Правил землепользования и застройки со стороны администрации не было.
Третьи лица Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа, Управление Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д.216,217). Управлением Росреестра по Челябинской области представлено мнение на иск, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, возражений на иск не заявлено (л.д.216, 217, 223).
Поэтому суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца ФИО1, ответчика ФИО3, её представителя ФИО4, представителя ответчика Администрации Коркинского муниципального округа ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться на основании решений Правительства Российской Федерации в собственность государственным корпорациям, публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в качестве имущественного взноса Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. При этом положения настоящей главы не применяются. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учётом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; 2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута, на основании публичного сервитута; 4) отчуждение объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем продажи на конкурсе либо продажи на аукционе, если предметом аукциона является объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 настоящего Кодекса. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется.
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утверждённым проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков. В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срокдействия которого не истек;7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учёта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает её действие на будущее время. Суд вправе не применять последствия недействительности сделки (пункт 2 настоящей статьи), если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности.
На основании ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своём интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Кроме того, в силу части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19, частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общеправового принципа справедливости, защита прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
Из анализа положений статей 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что применение избранного способа защиты гражданских прав должно быть наименее обременительным для ответчика и невозможно в случае причинения при этом несоразмерного вреда.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учёт, создаёт определённость в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 1 данной статьи).
В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Доводы ФИО5 в обоснование заявленного иска нашли своё полное подтверждение при исследовании представленных по делу доказательств.
Судом установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 16.08.2019г. ФИО5 является наследником имущества А.Е.В., умершего ДАТА Наследство состоит из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: АДРЕС, принадлежащей А.Ю.М., умершей ДАТА наследником которой был А.Е.В., принявший наследство, но не оформивший своих наследственных прав. Указанная 1/2 доля жилого дома принадлежит А.Ю.М. на основании решения Коркинского городского суда от 08.11.1994 года (л.д.14).
Ответчик ФИО3 по договору от 26.01.1998 года приобрела у М.К.Е. недвижимое имущество: 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: АДРЕС и земельный участок площадью 414 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, расположенные по указанному адресу (л.д.17).
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Коркино 19.02.1998г. ФИО3 выдано свидетельство на право собственности на землю по адресу: АДРЕС, площадью 0,0414 га, кадастровый НОМЕР (л.д.183-187).
На жилой дом по адресу: АДРЕС, выдан технический паспорт, в котором содержатся полные характеристики объекта (л.д.172-182).
Предыдущими собственниками дома в равных долях были А.Ю.М. и М.К.Е..
Постановлением главы Администрации г. Коркино Челябинской области от 1 марта 1996 года НОМЕР, земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, разделён на две части в связи с разделением домостроения: М.К.Е. - площадь земельного участка 339,5 кв.м, А.Ю.М. - площадь земельного участка 338 кв.м (с учётом постановления от 10.02.2022 г об изменении фамилии А. на правильную А.) (л.д.18-20).
Постановлением главы г. Коркино НОМЕР от 01.12.1997 года указанный земельный участок предоставлен в собственность М.К.Е. (л.д.13).
По заявлению ФИО3 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР с муниципальными землями, Администрацией Коркинского городского поселения издано постановление от 09.07.2021г. НОМЕР «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса», согласно которому предусмотрено образование земельного участка площадью 512 кв.м., на 69 кв.м. больше исходного. 06.12.2021г. осуществлён государственный кадастровый учёт образуемого в результате перераспределения земельного участка с присвоением участку кадастрового номера НОМЕР.
16.02.2022 г. между ФИО3 и Администрацией Коркинского городского поселения заключено соглашение НОМЕР об образовании земельного участка путём перераспределения земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Коркинского городского поселения. Стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка, общей площадью 443 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером НОМЕР, находящегося в собственности ФИО3 и части земель, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных по адресу: АДРЕС, общей площадью 69 кв.м., в результате которого образовался земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, общей площадью 512 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР. На вновь образованный земельный участок выдан межевой план. 18.02.2022г. произведена государственная регистрация права на данный земельный участок на имя ФИО3 (л.д.87-108, 117-146).
Для оформления права собственности на земельный участок, истец обратился к кадастровому инженеру для проведения межевания. В процессе межевания, было выявлено пересечение границ образуемого земельного участка со смежным земельным участком с кадастровым номером НОМЕР, принадлежащем ФИО3, площадь наложения составила 137 кв.м. (л.д.6-12).
Решением Коркинского городского суда от 16.07.2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, ФИО5 о признании права собственности на реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, о признании А.Е.В. не принявшим наследство после смерти А.Ю.М., признании ФИО5 не принявшим наследство после смерти А.Е.В., признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, прекращении права собственности ФИО5, отказано. Исковые требования ФИО5 к ФИО3 о возложении обязанности освободить территорию жилого дома, не чинить препятствия в пользовании жилым домом, приведении жилого дома в жилое состояние, взыскании компенсации за пользование жилым домом, удовлетворены частично. На ФИО3 возложена обязанность не чинить препятствия ФИО5 в пользовании жилым домом, расположенным по адресу: АДРЕС Взыскано с ФИО3 в пользу П.О.М. в возмещение судебных расходов 2 000 рублей. Решение вступило в законную силу 17.12.2020г. (л.д.235-243).
7 апреля 2006 года произошёл пожар в бане жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС. Указанный дом принадлежит двум домовладельцам: А.Е.В. и В.Р.Н.. Причиной возникновения пожара послужила неосторожность при курении. В результате пожара огнём повреждена баня на площади 12 кв.м., веранда дома на площади 2 кв.м, крыша дома на площади 36 кв.м. Материальный ущерб от пожара составил 10 000 рублей, что подтверждается справкой Отдела Управления Государственного пожарного надзора Коркинского муниципального района Главного управления МЧС России по Челябинской области (л.д.248).
В силу ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует её воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении её воли.
Судом достоверно установлено, что по указанному в решении основанию ст. 168 ГК РФ оспариваемые сделки в целом являются недействительными и следует применить последствия недействительности сделки. При вынесении оспариваемого постановления и соглашения, Администрацией Коркинского городского поселения не были учтены права истца, являющегося сособственником жилого дома совместно с ФИО3 и пользователем земельного участка, часть которого в порядке перераспределения была передана в собственность ФИО3. Перераспределение земельного участка в пользу ФИО3 произошло с нарушением прав истца, поскольку он имеет право приобрести в собственность земельный участок площадью 338 кв.м, в порядке правопреемства и приобретательной давности, согласно постановления, вынесенного главой Администрации города Коркино Челябинской области от 01.03.1996 года. Однако из этого земельного участка ФИО3 получила часть земельного участка площадью 69 кв.м., тем самым уменьшив площадь земельного участка, находящегося в пользовании ФИО5.
При этом возражения ответчика ФИО3 о фактическом пользовании ею земельным участком, полученным в порядке перераспределения, с 2006 года на законном основании, являются необоснованными. В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком ФИО3 не представлены суду доказательства о законной передаче ей в пользование вновь образованного земельного участка и именно в 2006 году.
Вместе с тем, ответчик ФИО3 пояснила в суде о том, что никакого оформления о передаче ей в пользование нового земельного участка в 2006 году, который ранее был в пользовании бабушки истца - А.Ю.М., и позднее, не производилось. Указала на то, что в 2021 году к ней прибыли сотрудники Росреестра и сообщили ей о том, что в её пользовании находится земельный участок ФИО5 в отсутствии законных оснований.
Таким образом, действие ответчика ФИО3 о фактическом пользовании ею новым земельным участком с 2006 года, является самозахватом, в отсутствие на то законных оснований.
При этом, обращение ответчика ФИО3 в 2021 году в Администрацию Коркинского городского поселения для получения земельного участка в порядке перераспределения является недобросовестным, утаив данные обстоятельства от администрации, введя её в заблуждение. Более того, из представленных суду доказательств видно, что стороны Альберт и Малюшенко на протяжении длительного периода, а именно с 2019 года, что подтвердила в суде и сама Малюшенко, имеют соседские споры по пользованию жилым домом и земельными участками.
В свою очередь, Администрация Коркинского городского поселения, являющаяся правопреемником Администрации г. Коркино при вынесении оспариваемого постановления и заключении соглашения с ФИО3 не проверила обстоятельства по пользованию новым земельным участком ФИО3, не учитывала постановление Администрации г. Коркино от 01.03.1996 года НОМЕР и то, что жилой дом, расположенный, на новом земельном участке, находится в общей долевой собственности ФИО3 и ФИО5.
Таким образом, оспариваемые постановление и соглашение вынесено и заключено соответственно незаконно, при нарушении прав третьего лица, а именно истца по делу ФИО5, лишив его тем самым права на получение земельного участка в собственность площадью 338 кв.м., то есть с нарушением требований законодательства ст. 10 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ.
Заявление ответчика ФИО3 о пропуске истцом срока исковой давности удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Общий срок для защиты гражданских прав по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), составляет три года (ст. 195, п. 1 ст. 196 ГК РФ).
Срок обращения с заявлением в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ (три месяца), установлен для разрешения административных споров, обусловленных отношениями власти и подчинения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.
Соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.
В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, т.е. применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве (Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. N 8-П, от 30 ноября 2012 г. N 29-П, от 21 января 2010 г. N 1-П и другие).
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В силу статей 304, 305Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Представитель истца в суде заявил о том, что срок исковой давности об оспаривании сделок не пропущен, поскольку истец узнал о нарушении своего права в виду наличия оспариваемого постановления и соглашения только в октябре 2022 года при получении межевого плана, составленного кадастровым инженером М.А.А. от 19.10.2022 года установившего пересечение границ.. С настоящим иском истец обратился в суд 19.05.2023 года.
Таким образом, позиция представителя истца является верной и с ней суд соглашается в полном объёме, что нашло своё подтверждение указанным межевым планом, истцом соблюдён срок, установленный п. 2 ст. 181 ГК РФ, для обращения в суд по оспариванию сделки.
Исходя из изложенного, суд полагает необходимым исковые требования ФИО5 удовлетворить, признатьнедействительными постановление НОМЕР от 09.07.2021 года, вынесенное Администрацией Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса», соглашение НОМЕР от 16.02.2022 года об образовании земельного участка путём перераспределения земель и (или) земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Коркинского городского поселения, заключенное между Администрацией Коркинского городского поселения и ФИО3 Применить последствия недействительности сделки. Погасить запись НОМЕР от 18.02.2022 года в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС, площадью 512 кв.м..
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчиков подлежит взысканию и госпошлина в пользу истца, оплаченная им при предъявлении иска в суд, с ФИО3 - 150 руб., с Администрации Коркинского муниципального округа - 150 руб..
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Иск ФИО5 удовлетворить полностью.
Признать недействительными постановление НОМЕР от 09.07.2021 года, вынесенное Администрацией Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса», соглашение НОМЕР от 16.02.2022 года об образовании земельного участка путём перераспределения земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Коркинского городского поселения, заключенное между Администрацией Коркинского городского поселения и ФИО3.
Применить последствия недействительности сделки.
Погасить запись НОМЕР от 18.02.2022 года в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС, площадью 512 кв.м..
Взыскать с Администрации Коркинского муниципального округа в пользу ФИО5 в счёт возмещения оплаты государственной пошлины в размере 150 рублей.
Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО5 в счёт возмещения оплаты государственной пошлины в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: С.Н. Юркина
Мотивированное решение вынесено 09.10.2023 года.