УИД 71RS0001-01-2023-000773-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года г. Алексин Тульской области
Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Солдатовой М.С.,
при секретаре Паньшиной И. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-820/2023 по иску Рогожкина А.В. к ГБУ г. Москвы «Жилищник района Чертаново Северное», Фонду Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы о признании задолженности отсутствующей, перерасчёте начислений за жилищно-коммунальные услуги,
установил:
Рогожкин А.В. обратился в суд с данным иском к ГБУ г. Москвы «Жилищник района Чертаново Северное», Фонду Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы, в котором, с учётом ст. ст. 39, п. 2 ч. 1 ст. 153.7, ст. ст. 173, 220 ГПК РФ, отказавшись от части заявленных исковых требований и позже уточнив их, просил признать отсутствующей у него задолженности за жилищно-коммунальные услуги, оказанные ответчиками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (включая взносы на капитальный ремонт) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчёт начислений за жилищно-коммунальные услуги за квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (включая взносы на капитальный ремонт) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что он и его супруга Рогожкина В.В. в равных долях являются собственниками квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, в которой он не проживает, а проживает только его супруга. До ДД.ММ.ГГГГ он получал на электронную почту квитанции на оплату жилищно- коммунальных услуг (далее - ЖКУ) от ТСЖ <данные изъяты> (ФЛС №) (далее - ТСЖ) и надлежащим образом по ним производил оплату. ТСЖ осуществлял ремонт фасадов, подъездов, лифтов, придомовой территории, системы видеонаблюдения и доступа на территорию, замену дверей, почтовых ящиков и прочие мероприятия, включающие в себя понятие капитального ремонта. Он был убеждён, что если он оплачивает ТСЖ ремонтные работы, которые нельзя назвать никак кроме как «капитальный ремонт», то никаким третьим лицам он вносить плат за капитальный ремонт не должен. Дополнительных квитанций на оплату капитального ремонта он не получал, хотя регулярно проверяет начисленные на его имя и на имя супруги задолженности на сайтах <адрес> и <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ он перестал получать квитанции на оплату ТСЖ <данные изъяты>, членами которого они с супругой являлись, и при первой возможности, а именно ДД.ММ.ГГГГ, они поехали в г.Москву выяснять причины. Им сообщили, что с ДД.ММ.ГГГГ квитанции на оплату выставляет ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное» (ФЛС №). В офисе ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное» им выдали квитанции на оплату за ДД.ММ.ГГГГ и письмо о наличии задолженности. В долговом ЕПД за ДД.ММ.ГГГГ указана расшифровка задолженности - «образовавшихся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно». Расшифровано образование суммы задолженности за 11 месяцев – 30 813,29 руб., включая сумму 19 488,80 руб. на оплату капитального ремонта (за те же 11 месяцев). Также они получили текущий ЕПД на оплату ЖКУ за ДД.ММ.ГГГГ на сумму 7 674,27 руб. Таким образом, сумма расшифрованной по месяцам и понятной ему задолженности составила: 30 813,29 руб. + 7 674,27 руб. = 38 487,56 руб.
ДД.ММ.ГГГГ платёжным поручением № он оплатил 38 487,56 руб. на расчётный счёт ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное», назначение платежа, указанное в платёжном поручении: ФЛС №, за ЖКУ за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ включительно. Таким образом, считал её полностью им погашенной ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он по электронной почте направил письмо на официальные адреса, которые ему предоставили в офисе ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное»: <адрес>, с просьбой расшифровать вновь выставленную задолженность в сумме 90 110,07 руб., указанную в квитанции как за ДД.ММ.ГГГГ без какой-либо расшифровки. В квитанции был указан вид платежа: «взнос на капитальный ремонт», однако не указано, за какой период начислена сумма в размере 90 110,07 руб.
ДД.ММ.ГГГГ вместо запрошенной расшифровки суммы задолженности 90 110,07 руб., он получил с электронного адреса <адрес> письмо на бланке ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное» с информацией о новых суммах задолженности. Также он получил новую претензию данного ответчика, датированную ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что имеется задолженность «по услугам ГБУ «Жилищник» в размере 17 018,54 руб.». Полагает, что часть оплаченной им суммы названный ответчик неправомерно направил не по назначению, указанному им (истцом) в платёжном поручении, а на погашение задолженности в размере 90 110,07 руб. по взносам на капитальный ремонт, расшифровать период возникновения которой ответчик не смог, а, значит, мог обозначить в долговом ЕПД любую сумму и направлять часть сумм, оплачиваемых истцом за ЖКУ текущего периода, на погашение этой не существующей задолженности, в результате чего ЖКУ оставались бы неоплаченными.
Указал, что ответчик (исполнитель) ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное» при обращении истца (потребителя услуг) обязан был провести проверку правильности исчисления размера задолженности по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, с предоставлением документов, подтверждающих такой расчёт, так как обязанность ответчика предоставлять расшифровку регламентирована п.п. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354). По смыслу п.п. «п» п. 69 Правил №354 и примерной формы платёжного документа, утверждённой приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр, размер задолженности в отношении каждого вида услуг должен указываться в платёжном документе для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Поэтому расшифровка задолженности по видам услуг, как-то: содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт является для ответчиков формально обязательной. Истец однозначно указал в платёжном поручении № от ДД.ММ.ГГГГ, за что он производит оплату. Направление ответчиками оплаченных истцом средств на иные цели недопустимо.
Указанный ответчиком в долговом ЕПД за март размер задолженности 90 110,07 руб. за капитальный ремонт невозможен, так как предполагает, что сумма ежемесячного взноса на капитальный ремонт в пределах максимального срока исковой давности (24 месяца с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно) составляет 90 110,07 руб. / 24 мес. = 3 754,58 руб. в месяц. Размер взноса на капитальный ремонт, указанный в долговом ЕПД за ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ составлял 1 725,38 руб. Таким образом, ответчик обозначил задолженность по взносам за капитальный ремонт минимум за 52 месяца в ценах 2022 года (90 110,07 руб. / 1 725,38 руб./мес. = 51,93 мес.).
Считал, что защита его гражданских прав должна быть осуществлена путём пресечения действий ответчика, создающих угрозу нарушения его прав. Признание задолженности отсутствующей должно внести правовую определённость в отношения сторон и может устранить его (Рогожкина А.В.) пребывание под постоянной угрозой возможности предъявления ответчиком требования задолженности при её отсутствии и избавиться от статуса должника. Наличие задолженности может быть препятствием для реализации некоторых его гражданских прав.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Роспотребнадзора по г. Москвы.
Истец Рогожкин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, представил в адрес суда заявление, в котором указал, что заявленные уточнённые исковые требования поддерживает в полном объёме, просил удовлетворить, дело рассмотреть без его участия.
Представитель ответчика ГБУ г. Москвы «Жилищник района Чертаново Северное» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ранее представитель по доверенности Ефремова Е.С. представила в адрес суда письменные возражения, в которых в удовлетворении заявленных требований истца просила отказать в полном объёме, указав, Распоряжением Управы района Чертаново Северное г.Москвы Южного Административного округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ была определена управляющая организация для управления данным МКД - ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное» (ответчик), на основании чего Распоряжением Государственной жилищной инспекции города Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ решено с ДД.ММ.ГГГГ включить в реестр лицензий г.Москвы сведения о том, что ГБУ г.Москвы «Жилищник района Чертаново Северное» (ИНН 7726759143, лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ) осуществляет деятельность по управлению названным многоквартирным домом. Пунктом 2 ФИО1<адрес> Чертаново Северное г.ФИО1<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, равный размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленному постановлением Правительства Москвы на текущую дату. Таким образом, размер суммы начислений, а также перечень услуг, по которым такие начисления производятся, устанавливается действующими нормативно-правовыми актами г.Москвы. В связи с переходом МКД под управление ответчика, начисление оплат по жилищно-коммунальным услугам стало происходить через ГБУ г.Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» на лицевой счёт собственника, указанного выше помещения ФЛС №, который открыт с ДД.ММ.ГГГГ. Отличие номеров ФЛС от тех, что выставлялись ТСЖ <данные изъяты> связано с тем, что данное ТСЖ осуществляло проведение оплат за ЖКУ без взаимодействия с МФЦ, непосредственно поставщикам услуг, в нарушение действующего законодательства г.Москвы, поскольку Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№, начисление платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, формирования единого платёжного документа, осуществляется МФЦ района, с использованием Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (АСУ ЕИРЦ). Сведения об указанном в иске ФЛС № у ответчика отсутствуют.
Представитель ответчика также подтвердила факт обращения истца ДД.ММ.ГГГГ в организацию, указав, что последнему была выдана долговая квитанция на сумму 90 110,07 руб. (долг по состоянию на март 2022 года по услуге «взнос на капитальный ремонт»), а также 30 813,29 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по всем услугам с долгом). Однако истцом был осуществлён платёж не по выставленным долговым платёжным документам, а произвольной суммой в размере 38 487,56 руб. с указанием платежа «за ЖКУ за период апрель 2022 - март 2023 включительно». Данная сумма поступила ДД.ММ.ГГГГ на транзитный счёт по сбору платежей района Чертаново Северное, созданного согласно Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О работе единых информационно-расчётных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности», в соответствии с постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Единых информационно-расчетных центров», который не является расчётным счётом ответчика, и была распределена в соответствии с абз. 3 п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно назначению платежа, в счёт погашения имеющейся на тот момент задолженности по ЖКУ по услугам других поставщиков, в связи с тем, что в указанном периоде начисления по услугам, предоставляемым ответчиком отсутствуют.
Заявила, что распределение поступившей по платёжному поручению № оплаты в размере 38 487,56 руб. было осуществлено, согласно Приложению № 4. Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы» учреждён Фонд капитального ремонта МКД города Москвы (унитарная некоммерческая организация в форме фонда). Фонд является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории города Москвы и получателем денежных средств по услуге «взнос на капитальный ремонт». Таким образом, ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное» не является надлежащим ответчиком в части признания отсутствующей задолженности по услуге «взнос на капитальный ремонт». Таким образом, задолженность по ЖКУ у истца перед ответчиком начала формироваться с момента перехода МКД по адресу: <адрес>, под управление ответчика, то есть с января 2023 года, согласно расчёту задолженности истца перед ответчиком. Имеющая задолженность по услуге «взнос на капитальный ремонт» образовалась у истца перед Фондом. Ответчик не имеет сведений о периоде образования данного долга, о суммах начисления, а также не обладает правом требования денежных средств в счёт погашения задолженности, а также не имеет возможности списать образовавшуюся задолженность, признанную не подлежащую взысканию. Считала, что заявленные в иске требования основаны на домыслах истца, неверной трактовке норм действующего законодательства, а также в связи с предъявлением требований в части признания долга по услуге «взнос на капитальный ремонт» к ненадлежащему ответчику.
Представитель ответчика Фонда Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ранее представитель по доверенности Маковеева Е.В. представила в адрес суда письменные пояснения, в которых указала, что согласно п.3.1 ст.75 закона г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Основы жилищной политики города Москвы» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 года, утверждённую постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных ломах на территории города Москвы».
Заявила, что обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт возникает у собственников с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с учреждением Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, на основании Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№, являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, указав, что формирование фонда капитального ремонта производится на счёте регионального оператора.
Указала, что начисление взносов на капитальный ремонт и формирование платёжных документов для жилых помещений в указанном многоквартирном доме, осуществляет МФЦ района Чертаново Северное в рамках соответствующего договора, заключённого между <данные изъяты>. Специфика начисления жилищно-коммунальных платежей на территории города Москвы обусловлена использованием Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (АСУ ЕИРЦ). Данная программа разработана во исполнение Распоряжений Мэра Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы». Информационное обеспечение деятельности АСУ ЕИРЦ регламентировано в постановлении Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об Автоматизированной системе управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», пунктом п.43 которого установлено, что в целях обеспечения единообразия процессов формирования начислений и расчётов за жилое помещение и коммунальные услуги, единства норм и правил указанных расчётов субъектам системы АСУ ЕИРЦ запрещается использование иных, кроме АСУ ЕИРЦ, автоматизированных систем и программного обеспечения. Функции по начислению платежей за жилье помещения, коммунальные услуги и прочие услуги, а также функции формирования единого платёжного документа (ЕДВ) в силу пункта 3.2.1 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» возложено на государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр города Москвы» (далее ГБУ МФЦ г. Москвы). При этом, п.2.2.1.4. постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об Автоматизированной системе управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» установлено, что финансовым оператором системы ЕИРЦ является АКБ «Банк Москвы» (ПАО «Банк ВТБ»), осуществляющий комплекс работ по расчётному обслуживанию системы ЕИРЦ: обработку платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и их распределение в адрес поставщиков ресурсов и услуг. Поскольку в силу п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт, в целях организации порядка начислений и уплаты собственниками помещений взносов на капитальный ремонт между Фондом, ГБУ МФЦ города Москвы и ОАО АКБ «Банк Москвы» (ПАО «Банк ВТБ») был заключён договор «Об организации порядка начисления и уплаты собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах горда Москвы и информационном обеспечении расчётов» от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым Банком осуществляется перечисление полученных от собственников помещений взносов на капитальный ремонт на счёт Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы.
Дополнительно указала, что, по информации МФЦ района Чертаново Северное, начисления взносов на капитальный ремонт по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> произведены по коду плательщика – 2640375619, и за период с июля 2015 года по май 2023 года составили сумму в размере 136 500,49 руб. Оплата взносов на капитальный ремонт по данному коду плательщика произведена в размере 63 408,96 руб. Задолженность составляет 73 091,53 руб.
Просила принять во внимание, что исполнение установленной законом обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома не обусловлено получением платёжных документов (счетов), реквизиты для оплаты взноса на капитальный ремонт находятся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФКР Москвы. Предоставление документа на оплату не является условием, при выполнении которого у собственника помещения возникает обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт (пени), поскольку законодательство связывает возникновение таковой с истечением определённого периода времени. Сам по себе факт отсутствия доказательств выставления собственнику (правообладателю) помещения ежемесячных счетов не освобождает собственника от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт основана на законе, о чем истцу не могло не быть известно, как и о предусмотренной жилищным законодательством ответственности. В случае отсутствия платёжного документа собственник (иной законный владелец) помещения для исполнения своей обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, действуя добросовестно, вправе обратиться в ФКР Москвы для получения платёжных документов. Следовательно, отсутствие начислений по оплате взносов на капитальный ремонт не имеет правового значения для возникновения гражданско-правового денежного обязательства по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Рогожкина В.В., представитель Управления Роспотребнадзора по г. Москвы, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что квартира № по адресу: <адрес> находится в общей совместной собственности Рогожкина А.В. и Рогожкиной В.В., что в частности подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 года, утверждённую постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 №832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы».
Согласно п. 3.1 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 №2 «Основы жилищной политики города Москвы» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Таким образом, обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт возникает у собственников с 01.07.2015. Формирование фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома осуществляется на счёте регионального оператора.
В соответствии с п.п. 1 п.2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Часть 3 ст. 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбрать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта: на специальном счёте, на счёте регионального оператора.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 834-ПП учреждён Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Формирование фонда капитального ремонта производится на счёте регионального оператора.
Судом также установлено, что начисление взносов на капитальный ремонт и формирование платёжных документов для жилых помещений в указанном многоквартирном доме, осуществляет МФЦ района Чертаново Северное в рамках соответствующего договора, заключённого между ФКР Москвы, ГБУ МФЦ г.Москвы и Банком ВТБ (ПАО).
Специфика начисления жилищно-коммунальных платежей на территории города Москвы обусловлена использованием Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (АСУ ЕИРЦ). Данная программа разработана во исполнение Распоряжений Мэра Москвы от 29.07.2004 №180, от 14.12.2004 №2497-PП, от 01.08.2005 №1422-РП, Закона города Москвы от 24.10.2001 №52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы».
Информационное обеспечение деятельности АСУ ЕИРЦ регламентировано в постановлении Правительства Москвы от 28.02.2006 №132-ПП «Об Автоматизированной системе управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», пунктом п.43 которого установлено, что в целях обеспечения единообразия процессов формирования начислений и расчётов за жилое помещение и коммунальные услуги, единства норм и правил указанных расчётов субъектам системы АСУ ЕИРЦ запрещается использование иных, кроме АСУ ЕИРЦ, автоматизированных систем и программного обеспечения.
Функции по начислению платежей за жилье помещения, коммунальные услуги и прочие услуги, а также функции формирования единого платёжного документа (ЕДВ) в силу пункта 3.2.1 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» возложены на государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр города Москвы» (далее ГБУ МФЦ г. Москвы).
При этом, п.2.2.1.4. постановления Правительства Москвы от 28.02.2006 №132-ПП «Об Автоматизированной системе управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» установлено, что финансовым оператором системы ЕИРЦ является АКБ «Банк Москвы» (ПАО «Банк ВТБ»), осуществляющий комплекс работ по расчётному обслуживанию системы ЕИРЦ: обработку платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и их распределение в адрес поставщиков ресурсов и услуг.
Поскольку в силу п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт, в целях организации порядка начислений и уплаты собственниками помещений взносов на капитальный ремонт между Фондом, ГБУ МФЦ города Москвы и ОАО АКБ «Банк Москвы» (ПАО «Банк ВТБ») был заключён договор «Об организации порядка начисления и уплаты собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах горда Москвы и информационном обеспечении расчётов» от 30.06.2015 №302-5504/53/4, в соответствии с которым Банком осуществляется перечисление полученных от собственников помещений взносов на капитальный ремонт на счёт Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы.
Таким образом, с июля 2015 года (01.07.2015) взносы на капитальный ремонт взимаются с собственников помещений в вышеуказанном доме.
Согласно распоряжению Управы района Чертаново Северное г.Москвы Южного Административного округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ была определена управляющая организация для управления МКД, расположенным по адресу: <адрес> - ГБУ «Жилищник района Чертаново Северное», на основании чего Распоряжением Государственной жилищной инспекции города Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ решено с ДД.ММ.ГГГГ включить в реестр лицензий г.Москвы сведения о том, что ГБУ г.Москвы «Жилищник района Чертаново Северное» осуществляет деятельность по управлению названным многоквартирным домом.
Пунктом 2 распоряжения Управы района Чертаново Северное г.Москвы Южного Административного округа № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, равный размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленному постановлением Правительства Москвы на текущую дату.
В связи с переходом МКД под управление ГБУ г.Москвы «Жилищник района Чертаново Северное», начисление оплат по жилищно-коммунальным услугам стало происходить через ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» на лицевой счёт собственника, указанного выше помещения ФЛС №, который открыт с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Исходя из ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положениями ч.1 ст. 158 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьей 31 ЖК РФ, предусмотрена обязанность всех проживающих совместно с собственником лиц по оплате пользования жилыми помещениями и коммунальных платежей.
Пунктом 66 Правил, предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом за который производится оплата, если договором управления многоквартирных домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 67 Правил, плата за коммунальные услуги вносит на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчётным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платёжных документов.
Пунктом 69 Правил установлено требование к оформлению платёжного документа, и перечислена Информация, которая подлежит указанию в платёжных документах, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
В соответствии с п. 75 Правил, порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки оплаты коммунальных услуг (в том числе погашения задолженности по оплате коммунальных услуг) согласовываются потребителем и исполнителем.
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что денежные средства, внесённые на основании платёжного документа, содержащего указание на расчётный период, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платёжном документе.
Только если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства, внесённые на основании данного платёжного документа, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (ст. 319.1 ГК РФ).
В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, п. 3 ст. 199, п. 3 ст. 319.1 ГК РФ).
Таким образом, исходя из смысла приведённых выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, указание в платёжных документах сведений о наличии задолженности за предшествующие периоды не умаляет прав истца по оплате коммунальных услуг за те периоды, в отношении которых срок исковой давности не истёк.
Согласно платёжному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ, истец через ООО «ХК» оплатил 38 487,56 руб. на расчётный счёт ГБУ г.Москвы «Жилищник района Чертаново Северное», с указанием назначение платежа - ФЛС №, за ЖКУ за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Из сведений о начислениях и оплатах взносов на капитальный ремонт по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, представленных в адрес суда Фондом Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), усматривается, что за указанный период истцу произведено начисление в общем размере 21 468,12 руб. (15528,42 руб. (1725,38 руб. х 9 мес. (с апреля 2022 года по декабрь 2022 года)+ 5940,60 руб. (1980,20 руб. х 3 мес. (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
По представленным ДД.ММ.ГГГГ ГБУ г.Москвы «Жилищник района Чертаново Северное» расчетам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период управления МКД данным ответчиком) размер начислений по коммунальным услугам, услугам по содержанию жилья составил 17018,54 руб. (3199,67 руб.+8124,80 руб.+5694,07 руб.).
Из изложенного следует, что по поименованному платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом содержания такового, Рогожкиным А.В. была внесена плата в размере 38487,56 руб. за жилое помещение и коммунальные услуги, включающая в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения; плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги в порядке ч.2 ст. 154 ЖК РФ, и направлена истцом была именно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (17018,54 руб. (по платам в пользу ГБУ г. Москвы «Жилищник района Чертаново Северное») + 21 468,12 руб. (по плате в пользу Фонда Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы) и потому быть распределена иным образом не могла.
Расчёт, произведённый ответчиками, не отвечает требованиям законодательства, в связи с изложенным, суд не соглашается с ним и полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчёт начислений платы за жилое помещение и коммунальные услуги для истца, как для собственника квартиры № в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, исходя из назначения платежа, указанного в платёжном поручении № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть исходя из оплаты начислений, причитающихся на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Поскольку судом установлено, что истцом в полном объеме оплачена задолженность перед ГБУ г. Москвы «Жилищник района Чертаново Северное» и Фондом Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, то требования истца о признании задолженности отсутствующей подлежат также удовлетворению.
О взыскании понесённых по делу судебных расходов участвующие в деле лица, их представители при рассмотрении дела по существу не заявляли.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 107, 109 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Рогожкина А.В. (СНИЛС №) к ГБУ г. Москвы «Жилищник района Чертаново Северное» (ОГРН №), Фонду Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы (ОГРН №) о признании задолженности отсутствующей, перерасчёте начислений за жилищно-коммунальные услуги удовлетворить.
Признать отсутствующей по адресу: <адрес> задолженность за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (включая взносы на капитальный ремонт) по платам за жилое помещение и коммунальные услуги в пользу ГБУ г. Москвы «Жилищник района Чертаново Северное», Фонда Капитального ремонта Многоквартирных домов г. Москвы.
Обязать ГБУ г.Москвы «Жилищник района Чертаново Северное» произвести перерасчёт начислений в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
Обязать Фонд Капитального ремонта Многоквартирных домов г.Москвы произвести перерасчёт начислений в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.07.2023.
Председательствующий М. С. Солдатова