ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-821/19 от 04.02.2020 Орловского районного суда (Ростовская область)

Дело №2-85/2020

УИД: 61RS0048-01-2019-001082-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации



04 февраля 2020 года пос. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Халиной И.Л.,

при секретаре судебного заседания Богомаз О.С.,

с участием истца Смелова В.П.,

представителя истца Борзило Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смелова В.П. к Волгодонскому филиалу ООО «ЭкоЦентр» о незаконном истребовании платы за непредставленные услуги, обязании прекращении истребования платы за непредставленные услуги и понуждении заключения договора на предоставление коммунальной услуги «обращение ТКО»,

установил:

Смелов В.П. 26.11.2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением к Волгодонскому филиалу ООО «ЭкоЦентр» о незаконном истребовании платы за непредставленные услуги,

Определением от 13.12.2019 года исковое заявление Смелова В.П. к ООО «ЭкоЦентр» Волгодонский филиал о незаконном истребовании платы за непредставленные услуги принято к производству и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Требования истца мотивированы тем, что ООО «ЭкоЦентр» Волгодонский филиал направил в его адрес уведомление, в котором сообщалось, что у истца образовалась задолженность за коммунальную услугу «обращение ТКО», которая на 27.09.2019 года составляет 672,22 рублей. В указанном уведомлении ООО «ЭкоЦентр», настоятельно рекомендуется истцу погасить задолженность, либо они будут вынуждены обратиться в суд с заявлением об истребовании с истца суммы задолженности по оплате коммунальной услуги «обращение ТКО».

08.10.2019 года истец направил в адрес Волгодонского филиала ООО «ЭкоЦентр» письмо и сообщил, что не пользуется услугой «обращение ТКО» и бытовые отходы, которые у него образуются в небольшом количестве, он утилизирует самостоятельно.

15.10.2019 года истец получил ответ из Волгодонского филиала ООО «ЭкоЦентр» согласно которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») «договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий».

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Однако в письме №1889 от 15.10.2019 года ответчик не пояснил, какие конклюдентные действия истцом были совершены, в виду отсутствия письменного договора между истцом Смеловым В.П. и ответчиком, чтобы у Волгодонского филиала ООО « ЭкоЦентр» возникло право исчислять, истцу плату за коммунальную услугу.

В связи с тем, что истец письменный договор на предоставление коммунальной услуги «обращение ТКО» между им и ответчиком не заключался, конклюдентные действия им не совершались, истец просит суд сумму начисленной платы за коммунальную услугу «Обращение ТКО» в размере 753,64 руб. признать незаконной; обязать Волгодонский филиал ООО «ЭкоЦентр» прекратить истребовать с истца пату за непредставленные услуги; обязать Волгодонский филиал ООО «ЭкоЦентр» прекратить понуждать истца к заключению договора на предоставление коммунальной услуги «обращение ТКО».

Истец Смелов В.П. в судебное заседание явился, требования свои поддержал в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Борзило Л.А., привлеченная к участи в судебном заседании на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования истца поддержала и пояснила, что истец уведомил ответчика, что не пользуется услугами ТКО, утилизирует бытовые отходы самостоятельно. Ответчик дал ответ истцу, что он уведомляет по вопросу направления досудебных претензий должникам, сообщает, что региональным оператором ведется работа по взысканию дебиторской задолженности путем направления уведомлений досудебных претензий о начислении задолженности согласно лицевому счету. Мусорные площадки есть только в жилых многоэтажках. ЭкоЦентр должны предоставлять пакеты, чтоб они складывали мусор. Просит требования истца Смелова удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Волгодонский филиал ООО «ЭкоЦентр» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.47).

От представителя ответчика Кукса Л.Л., действующей на основании доверенности поступили возражения на исковое заявление, из содержания которых следует, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональным оператором обеспечивается сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) на территории зоны деятельности Регионального оператора в пределах субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ст. 9 Закона №89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов осуществляется на основании лицензии на указанную деятельность.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Волгодонского МЭОКа от 14.11.2017 ООО «ЭкоЦентр» выполняет функции Регионального оператора на основании лицензии.

Региональный оператор в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) приступил к работе 1 января 2019 года. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который заключается между потребителем и Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

В соответствии с п. 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”) «Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий». Конклюдентные действия - это действия лица, которые показывают своим поведением желание вступить в определенные правоотношения (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении. Возможность заключения сделки методом проведения подобных (конклюдентных) действий предусматривается действующим Гражданским кодексом РФ, в частности, ст. 158 ГК РФ. Совершение конклюдентных действий равноценно заключению договора со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").

Порядок заключения договора регулируется Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156 (далее - Правила), в соответствии с которыми для потребителей в официальных источниках опубликования субъекта РФ, а также на сайте регионального оператора опубликован типовой договор.

Кроме того, действуя в соответствии с пунктом 6 Правил № 1156, региональный оператор направил истцу предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора путем размещения его в печатном издании «Наше время» № 419 (24596) от 27.12.2018 г., а также на официальном сайте регионального оператора.

Истец в свою очередь с заявлением о заключении договора в письменной форме к Региональному оператору до настоящего времени не обращался.

В настоящее время между Смеловым В.П. и ООО «ЭкоЦентр» заключен договор на предоставление коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статьей 2 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Отсутствие договора на обращение с ТКО в письменном виде не освобождает Потребителя от оплаты услуг.

Самостоятельное обращение граждан с ТКО запрещено законодательством. Так в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-­эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Кроме того, самостоятельное обращение с ТКО не может служить основанием к неисполнению обязанности по заключению договора с Региональным оператором и внесения платы за коммунальную услугу.

Согласно Графику вывоза ТКО по **** услуги по вывозу ТКО от населения оказываются тарным и бестарным способом, регулярно (копия прилагается).

В частности, вывоз ТКО с **** в **** осуществляется по понедельникам.

При этом истцом факт неоказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО не опровергается. Истец в свою очередь не предоставил доказательств, подтверждающих факт самостоятельного обращения с ТКО, а также обращение с ТКО путем привлечения иной лицензируемой организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. 28.12.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее-Правила №354) в пункте 148(36) указано следующее: "При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения."

В соответствии с п. 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к Правилам.

В соответствии с п.2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением правительства от 4 апреля 2016 г. № 269 нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.

Органом исполнительной власти Ростовской области приняты нормативно-­правовые акты об установлении нормативов накопления, а именно, Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 2 от 08 февраля 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ростовской области»; Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 3 от 10 апреля 2018 года «О внесении изменения в постановление от 08.02.2018 № 2».

Региональный оператор осуществляет расчет платы за услугу по обращению с ТКО в соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно лицевому счету **** начисления за вывоз ТКО по адресу: **** осуществляются из расчета 1 человека.

Расчет за оказание услуги по обращению с ТКО осуществляется по формуле: тариф *норматив/количество месяцев, а именно: 544,50*1,86/12=84,39 руб. на одного человека.

В связи с изменением тарифа согласно Постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.07.2019 г. № 33/3 «О внесении изменения в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 № 85/120 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоЦентр» (ИНН 3444177534) в зоне деятельности Волгодонского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса на 2019 год», единый тариф на услугу

Регионального оператора в период с 01.08.2019 года по 31.12.2019 года установлен в размере 525,32 (пятьсот двадцать пять) рублей 32 копейки за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%.

Расчет за оказание услуги по обращению с ТКО с 01.08.2019 года по 31.12.2019 года осуществляется по формуле: 525,32*1,86/12=81,42 руб. на одного человека.

С 01.01.2020 года, в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2019 г. №68/7, единый тариф на услугу Регионального оператора в зоне деятельности Волгодонского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекс установлен в размере 504 (пятьсот четыре) рублей 55 копеек за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов, НДС не облагается.

Расчет за оказание услуги по обращению с ТКО с 01.01.2020 года осуществляется по формуле: 504,55*1,86/12=78,21 руб. на одного человека.

По состоянию на 22.01.2020 года, с учетом начислений за январь 2020 года, задолженность истца за услуги Регионального оператора составила 1076,11 рублей.

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ, ст. 153, ч. 4 ст. 154, ст. 160 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, просит суд отказать Смелову В.П. в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.45-51).

Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 12, 38, 56 и 68 части 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (статьи 55 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В силу ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

В соответствии со ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями статей 3, 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от Федеральный закон от 06.10.2003 (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского поселения относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (в ранее действовавшей редакции названных норм к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора).

Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).

Отношения в сфере оказания услуг по вывозу твердых бытовых и жидких отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года №155 (ред. от 30.06.2018).
Согласно п. 7 названных Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации-исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Форма документа устанавливается исполнителем.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договора, квитанции, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указывается фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.

Постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 года №76 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ростовской области» утвержден порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ростовской области согласно приложению.

Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Советом депутатов Орловского сельского поселения Ростовской области от 19.10.2017 года принято Решение «Об утверждении Правил по благоустройству и санитарному содержанию территории Орловского сельского поселения».

Согласно п.12.8 Правил - организация мероприятий, связанных со сбором, вывозом в специально отведенные места твердых коммунальных отходов /ТКО/ (в том числе их раздельного сбора), других отходов, снега, и иных мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды (далее - уборка территории) осуществляется согласно Постановлению правительства Ростовской области от 12.04.2017 №276 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ростовской области».

Согласно п. 12.8.5 Правил - Потребители осуществляют складирование ТКО в местах их сбора и накопления, определенных договором об оказании услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Согласно п. 12.8.6 Правил - в случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах их накопления в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области для включения в схему обращения с отходами сведений о местах сбора и накопления ТКО.

Согласно п. 12.8.6 Правил - 12.8.8. Сбор и вывоз крупногабаритных отходов осуществляется в соответствии с Правилами и с ПП РО от 12.04.2017 № 276 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ростовской области».

Положением п. 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территории населенных мест» регулируются порядок и сроки вывоза твердых бытовых отходов, согласно которым сроки вывоза твердых бытовых отходов производятся в течение 1-3 дней (в зависимости от времени года), после чего отходы подлежат вывозу на специально отведенные полигоны. Данные нормы подлежат неукоснительному исполнению со стороны специализированных организаций.

В судебном заседании установлено, что на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и соглашения, заключенного по результатам конкурсного отбора с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области 14.11.2017 года ООО «ЭкоЦентр» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгодонского МЭОКа, в том числе и МО «Орловский район».

Истец Смелов В.П. является владельцем и пользователем жилого дома по адресу: ****.

Договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в официальном периодическом издании газеты Ростовской области «Наше Время» (№419 от 27.12.2018), а также в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ООО «ЭкоЦентр» по электронному адресу vd_ecocentr@clean-rf.ru.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641» региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

При этом, в соответствии с п. 7 Правил обращения с ТКО, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

В соответствии с Соглашением, услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором - ООО «ЭкоЦентр» с 01.01.2019 года на всей вверенной ему территории вне зависимости от наличия заключенных договоров с потребителями.

Доводы истца о том, что бытовые отходы он скармливает животным и птице, находящимся в его личном подсобном хозяйстве, а те, которые не возможно утилизировать путем вскармливания животным, истец складирует в компостные ямы, в результате чего получает органические удобрения в виде компоста, бытовые отходы в виде бумаги, картона, дерева он утилизирует путем сживания в печи, а мусор в виде пепла использует в качестве удобрения на своем огороде; твердые бытовые отходы от вышедших из строя и не пригодных для дальнейшего использования металлических изделий, утилизирует в пункты приема металлического лома, противоречат приведенному правовому регулированию, которое безальтернативно запрещает их самостоятельную утилизацию и обязывает его к заключению соответствующего договор со специализированными предприятиями, а также не освобождает истца от обязанностей соблюдения требований жилищного и санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно п.12.12 Правил (Решение Совета депутатов Орловского сельского поселения Ростовской области от 19.10.2017 «Об утверждении Правил по благоустройству и санитарному содержанию территории Орловского сельского поселения») - На территории Орловского сельского поселения запрещается: - вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели местах, закапывать отходы в землю; - сжигать все виды отходов на улицах, площадях, в скверах, парках, во дворах индивидуальных домовладений и многоквартирных жилых домов, на территориях организаций, на свалках и т.д.

Кроме того, согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме не только путем составления договора, но и посредством выставляемой исполнителем услуг квитанции, талона и т.д.

В рассматриваемом случае на лицевом счете истца в ООО "ЭкоЦентр" размещена информация о его обязательствах перед ответчиком и их размере и то обстоятельство, что он этим информационным ресурсом не пользуется, правового значения не имеет.

В материалах дела отсутствуют доказательства истца самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами.

При этом истцом также признано, что он в спорный период не имел договорных отношений с иными организациями по вывозу и утилизации бытовых отходов, хотя в силу закона он обязан их иметь.

В силу ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смелову В.П. к Волгдонскому филиалу «ЭкоЦентр» о незаконном истребовании платы за непредставленные услуги, обязании прекращении истребования платы за непредставленные услуги и понуждении заключения договора на предоставление коммунальной услуги «обращение ТКО», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 07.02.2020 года.