ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-824/2021 от 16.03.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2- 824/2021

44RS0001-01-2021-000018-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Комиссаровой Е.А.

при секретаре Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грохоткиной И.Д. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

Грохоткина И.Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ОГКУ Центр социальных выплат», мотивируя свои требования тем, что она является педагогическим работником с 1985 года и всю свою трудовую педагогическую деятельность осуществляла в сельской местности. С <дата> и по настоящее время работает в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Островского района «Островская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя начальных классов. Проживает истица в сельской местности в многоквартирном жилом доме, в квартире принадлежащей ей на праве собственности и зарегистрирована в данном жилом помещении одна. Отопление в жилом помещении где проживает истица, осуществляется электроконвекторами, что подтверждается Актом обследования жилищно-бытовых условий от <дата>. Этим же документом подтверждается отсутствие другого источника теплоэнергии в квартире истицы. Отдельное технологическое присоединение электроустановки (электроконвекторов0 в квартире истицы было осуществлено <дата> и на конвекторы установлен отдельный счетчик, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от <дата>. С февраля 2020 года учет электроэнергии, потребляемый электроконвекторами, ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. В расчетных документах электроотопление прописывается отдельной строкой с <дата>.

Так как истица является педагогическим работником, проживающей и работающей в сельской местности, она в соответствии с п. 8 ст. 47 ФЗ «Об образовании» имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления. В соответствии с п. 9 Постановления администрации Костромской области от 4 мая 2011 года № 160-а «О порядке предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области» предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществляется территориальными органами уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения через ОГКУ «Центра социальных выплат». Истица является получателем льгот по категории – педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности. Но начиная с 01 февраля 2020 года истица получала компенсацию за электроотопление не в полном объеме, а 485 Квт на человека. Это видно по квитанциям, за оплату коммунальных услуг, где электроотопление прописано отдельной строкой и выпиской по счету в АО «Россельхозбанк», открытого на имя истицы и на которой начисляется компенсация за электроотопление. Так в феврале 2020 года на электроотопление и потребление электроэнергии затрачено 1888,5 Квт (72 Квт электроэнергии+1816,5 Квт электроотопление) на сумму 5 929,88 руб., из них электроотопление 5 703,5 руб. Компенсировано в апреле 2020 года за февраль – 950 руб., то есть не 100%. Аналогичная ситуация за марта и апрель 2020 года (компенсация соответственно в мае и июне 2020 года). Истица считает такие действия ответчика незаконными и нарушающими права истицы. Действия по выплате компенсации в связи с учетом норм потребления электроэнергии, в сущности вводит ограничение по источнику тепла для отопления жилого помещения получателю мер социальной поддержки. Потребление электроэнергии электроконвектором фиксируется отдельным счетчиком электроэнергии, о чем имеется информации в ОАО «Костромская сбытовая компания»

В связи с этим просит обязать ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии для электроконвектора в жилом помещении истицы) как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения Костромской области, проживающего и работающего в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 года № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области с 01 февраля 2020 года.

Стороной истца в ходе рассмотрения дела иск был уточнен в части, просила обязать ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии для электроконвектора в жилом помещении истицы) как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения Костромской области, проживающего и работающего в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 года № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области с 01 апреля 2020 года.

Истец Грохоткина И.Д. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истца Разин А.К. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что должна проводиться оплата по фактическим расходам на отопление, зафиксированным отдельным электросчетчиком.

Представитель ответчика областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» Тыщенко Д.А. исковые требования не признал, поддержал письменные возражения, суду пояснил, что истец является получателем мер социальной поддержки, как педагогический работник муниципального образовательного учреждения. Истцу произведены с 01.04.2020 года выплаты денежной компенсации с учетом норматива потребления. И также услуга электроснабжение в пределах нормативов потребления. Учитывали не фактические расходы, а нормативы. Право истца на получение меры социальной поддержи не оспаривают. По сегодняшний день выплаты истцу производятся по нормативам потребления.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Перминов Е.А. возражал против удовлетворения иска. Поддержал позицию ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В статье 47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определен правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда(п.2 статьи 47 ).

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации(пункт 8 ст.47).

В соответствии со ст.3 Закона Костромской области от 05.06.2006 N 31-4-ЗКО (ред. от 13.07.2012) "О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа): педагогические работники государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Костромской области, и государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания Костромской области(п.7 часть 1 ст.7).

Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении.

Как следует из ст.4 Закона Костромской области от 05.06.2006 N 31-4-ЗКО для категорий граждан, указанных в пункте 7 части 1 статьи 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения; ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги: а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов; б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.

Порядок предоставления мер социальной поддержки граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, определяется постановлением администрации Костромской области(п.6)

В силу ст.5 Закона расходы на реализацию мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

... Администрацией Костромской области принято Постановление от 04.05.2011 N 160-а "О порядке предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области" (в редакции, действующей на день рассмотрения дела судом) (далее- Порядок)

В соответствии с п.24. Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу, в котором наступает срок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение(п.26 Порядка). Размер ежемесячной денежной компенсации определяется без учета меры социальной поддержки по оплате твердого топлива(п.27 Порядка).

Размер ежемесячной денежной компенсации определяется дифференцированно для каждого гражданина в разрезе предоставляемых ему видов жилищных и коммунальных услуг. Общий размер ежемесячной денежной компенсации состоит из сумм компенсаций по каждому виду жилищных и коммунальных услуг.(п.28 Порядка).

Согласно п.29 Порядка в случае если объем фактического потребления коммунальных услуг меньше норматива потребления или занимаемая площадь жилого помещения меньше нормы предоставления площади жилого помещения, размер ежемесячной денежной компенсации за коммунальные услуги по электроснабжению и газоснабжению в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов рассчитывается по фактическому потреблению указанных услуг и занимаемой площади жилого помещения.

Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в Центр в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между Центром и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

В случае изменения размера платы за жилищные и коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг, нормы предоставления площади жилого помещения, индексация ежемесячной денежной компенсации гражданам производится Центром в течение месяца со дня соответствующих изменений на индекс изменения по соответствующему показателю, без истребования заявлений граждан(п.30 Порядка).

Как установлено судом истец Проживает истица в сельской местности в многоквартирном жилом доме, в квартире принадлежащей ей на праве собственности и зарегистрирована в данном жилом помещении одна.

С 26 августа 1991 года и по настоящее время работает в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Островского района «Островская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя начальных классов.

Представителем ответчика не оспаривалось, что истица проживает и работает в сельской местности.

Отопление в жилом помещении где проживает истица, осуществляется электроконвекторами, что подтверждается Актом обследования жилищно-бытовых условий от 31 августа 2020 года. Этим же документом подтверждается отсутствие другого источника теплоэнергии в квартире истицы. Отдельное технологическое присоединение электроустановки (электроконвекторов) в квартире истицы было осуществлено 9 января 2020 года и на конвекторы установлен отдельный счетчик, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 9 января 2020 года.

С февраля 2020 года учет электроэнергии, потребляемый электроконвекторами, ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. В расчетных документах электроотопление прописывается отдельной строкой с 1 февраля 2020 года.

Расходы истца по оплате подтверждаются счетами –квитанциями, выпиской по лицевому счету.

Таким образом, истец являлась педагогическим работником образовательного учреждения, входящего в систему образования, проживает в сельской местности, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных федеральным законом, в том числе и на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, что ответчиком не оспаривается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 года N 947-О-П, установление правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Как следует из указанных выше норм закона не предусмотрено ограничений в предоставлении данных льгот в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива.

Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует объем льгот, предоставляемых данной категории населения.

Электроотопление не является неотъемлемой частью коммунальной услуги по электроснабжению. Согласно сведений, представленных в суд в квитанциях АО «ЕИРКЦ», направленных в адрес Грохоткиной И.Д. имеется строка «Электроотопление». Суммы, в этой строке, представляют собой оплату за электроэнергию, потребленную в том числе на работу электронвектора.

Из представленных сведений следует, что учет электроэнергии у истца ведется двумя счетчиками: 072636 СЭО-1.09.302 (электроэнергия) и 39456683-19 Меркурий(электроотопление). Начисление оплаты производится по двум счетчикам.

Суд приходит к выводу, что общая сумма ежемесячной денежной компенсации по оплате электроотопления в спорный период является неполной, так как выплачена не в размере фактических затрат истца на отопление, а с применением ответчиком нормативов потребления. Суд считает, что ответчик без основательно применил к правоотношениям между сторонами по расчету размера компенсации требования постановления Администрации Костромской области от 20.11.2006 N 95-а "Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области"

В соответствии с пунктами 1, 1.3 постановления Администрации Костромской области от 20 ноября 2006 г. N 95-а "Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области" в целях реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством администрация Костромской области установила на территории Костромской области, для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству, в частности, при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит): в течение отопительного периода (январь - апрель и октябрь - декабрь) - 485 кВт*час, в неотопительный период (май - сентябрь) - 50 кВт*час.

Из указанных выше положений законодательства следует, что нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории "Специалист-педагогический работник, отработавший 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию" за отопление жилого помещения.

Сторона ответчика полагает, что услуга "отопление" охватывается понятием "электроснабжение", а потому компенсация расходов за ее оплату должна производиться по нормативам потребления.

Данный довод опровергается диспозицией части 2 статьи 4 Закона Костромской области от 5 июня 2006 г. N 31-4-ЗКО, разграничивающей услуги по "отоплению" и "электроснабжению" и предусматривающей в отношении каждой из указанных услуг свой размер и порядок компенсации.

Таким образом истец имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления, установленных постановлением Администрации Костромской области от 20.11.2006 N 95-а.

Судом установлено, что ответчик обладает полномочиями по назначению, расчету, перерасчету сумм ежемесячной денежной компенсации.

При этом суд учитывает, что ответчик, как уполномоченный орган по решению указанных вопросов компенсационным выплатам не лишен был возможности проверить представленные заявителем документы, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в соответствующие органы. Данным правом ответчик не воспользовался.

Таким образом суд приходит к выводу, что действия ОГКУ «Центр социальных выплат» по предоставлению истцу, как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения КО, проживающего и работающего в сельской местности меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате отопления жилого помещения за период с 01.04 2020 года в пределах нормативов потребления электроснабжения, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 года № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» не основаны на законе.

Требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии для электроконвектора в жилом помещении истицы) как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения Костромской области, проживающего и работающего в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 года № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области с 01 октября 2015 года с учетом ранее выплаченных сумм, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Грохоткиной И.Д. удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставить Грохоткиной И.Д. меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии для электроконвектора в жилом помещении истицы) как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения Костромской области, проживающего и работающего в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20 ноября 2006 года № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области с 01 апреля 2020 года с учетом ранее выплаченных сумм.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья