Дело № 2 – 824/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 08 февраля 2022 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Юмановой Е.В., при секретаре Викторовой А.Е.,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возмещении ущерба,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возмещении ущерба с учетом уточнений просит взыскать сумму ущерба в размере 164000 руб., расходы по оценке в размере 5000 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 7500 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., расходы по удостоверению доверенности в размере 1300 руб., по оплате государственной пошлины в размере 5055 руб. В обоснование заявленных требований истец указала, что 03 августа 2021 по адресу: <адрес> результате падения дерева принадлежащему истцу транспортному средству GreatWallHoverV4, г.н. <номер> причинены механические повреждения. По факту падения дерева сотрудником полиции проведена проверка, в результате которой зафиксировано место падения дерева. Земельный участок дороги, где произрастало дерево, находится в ведении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Истцом определен размер причиненного ущерба, а также установлено, что упавшие деревья были аварийными, что подтверждено представленным истцом заключением.
В судебное заседание истец не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, материал КУСП, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии причинителя.
Условиями наступления ответственности за причинение вреда являются: наступление вреда, противоправность поведение причинителя вреда; причинная связь между двумя первыми элементами и вина причинителя вреда.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником автомобиля GreatWallCCY151SMA05, г.н. <номер>, что подтверждается паспортом транспортного средства.
Судом установлено, что 3 августа 2021 года на дороге по адресу: <адрес> результате падения дерева принадлежащей истцу указанной автомашине механические повреждения.
Данные обстоятельства подтверждаются материалом КУСП <номер>, в том числе, заявлением ФИО1 от 03 августа 2021 года, объяснениями, фототаблицами, а также рапортом УУМ УМВД России по г. Йошкар-Оле от 03 августа 2021 года.
В обоснование требования о взыскании с ответчика суммы ущерба и расходов по оценке истцом указано, что причиной падения дерева явилось ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию муниципального имущества виде зеленых насаждений, расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Истцом представлено заключение экспертизы ФГБОУ «Поволжский государственный технологический университет», установившей, что на исследуемом участке произошло падение трех деревьев тополя бальзамического в результате их слома у корневой шейки. Деревья были повалены на сторону дорожного полотна на два автомобиля. Ввиду трехствольности и массивной кроны с крупными ветвями дерево 1 при падении в сторону дорожного полотна с припаркованными автомобилями своим стволом и скелетными ветвями задело деревья 2 и 3, что способствовало их падению на автомобили.
Факт и обстоятельства причинения вреда имуществу истца, размер причиненного вреда автомобилю истца не оспорены ответчиком.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 "Опасные метеорологические явления" пункта 2 "Природные чрезвычайные ситуации" приказа МЧС России от 8 июля 2004 года № 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" источником чрезвычайной ситуации является сильный ветер, скорость которого составляет 25 м/с и более; на побережье морей и в горных районах - 35 м/с и более.
Согласно представленным ответчиком сведениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающее среды, по данным метеостанции Йошкар-Ола 03 августа 2021 года наблюдалось во второй половине дня ливневой дождь, гроза, порывы юго-западного ветра 13 м/с, температура воздуха днем 24-34 градуса. По данным авиаметеорологической станции Йошкар-Ола 3 августа 2021 года в период времени с 14-48 по 14-54 наблюдался очень сильный ветер западный, юго-западный, порывы 25 м/с. 03 августа 2021 года дежурным синоптиком дано предупреждение о сильном ветре порывы 15-20 м/с, ливни, грозы, град. Согласно РД 52.88.699-2008 «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений", введенный в действие Приказом Росгидромета от 16 октября 2008 года <номер>, очень сильный ветер 25 м/с и более относится к опасным явлениям природы.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что падению дерева у <адрес> способствовало опасное природное явление в виде очень сильного ветра.
По смыслу пункта 5 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа,
Пунктом 1.4 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI, (далее - Правила благоустройства) определено, что координацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию, озеленению территории города Йошкар-Олы, освещению улиц осуществляет администрация городского округа «Город Йошкар-Ола».
В соответствии со статьей 51 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, принятого решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 ноября 2019 года № 21-VII (далее – Устав городского округа «Город Йошкар-Ола»), Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл. В структуру администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" могут входить отраслевые (функциональные), территориальные органы и иные структурные подразделения. Отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» учреждаются и наделяются правами юридического лица решением городского Собрания.
Согласно пункту 25 части статьи 53 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по организации благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», а также организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа «Город Йошкар-Ола».
Заявленный ФИО1 иск о взыскании ущерба вытекает из ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию муниципального имущества (противоправное бездействие, в результате которого причинен имущественный вред).
Правилами статьи 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Вместе с тем по смыслу пункта 1 статьи 125 и 1071 ГК РФ, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) органов местного самоуправления муниципального образования «Город Йошкар-Ола», за счет казны муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от имени муниципального образования в суде выступает администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» как единственный главный распорядитель бюджетных средств.
Доводы представителя Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о том, что организация благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» отнесена к задачам Управления городского хозяйства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» подлежат отклонению в связи со следующим.
В силу п. 10.3 Правил благоустройства уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение, повреждение газона и естественного травяного покрова разрешаются в соответствии с п. 10.4 Правил благоустройства в случае проведения санитарных рубок и конструкции зеленых насаждений (а также в связи с их аварийным состоянием).
Пунктом 10.4 указанных Правил установлено, что уничтожение, повреждение и реконструкция зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, разрешается производить при наличии согласования с комитетом экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», полученного в установленном порядке.
В соответствии со ст. 16 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории ГО «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 июня 2011 года №279-V, функции контроля за использованием, охраной и защитой зеленых насаждений осуществляет администрация городского округа «Гор Йошкар-Ола» в лице специального уполномоченного органа по охране зеленых насаждений, под которым понимается уполномоченное главой администрации структурное подразделение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
В компетенции администрации находится вопрос по содержанию зеленых насаждений и соответственно принятию мер по недопущению чрезвычайных ситуаций, связанных с их ненадлежащим содержанием. Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Причинно-следственную связь между бездействием публично-правового образования и фактом причинения ущерба является установленной, поскольку сам факт падения дерева свидетельствует о бездействии органов и должностных лиц местного самоуправления.
Ответчик ссылается на допущенную истцом грубую неосторожность истца ФИО1, допустившей стоянку автомашины на территории, где произрастают зеленые насаждения в условиях усиления ветра.
В соответствии с ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
С учетом времени года, погодных условий, принимая во внимание, что на представленной истцом видеозаписи зафиксировано ухудшение погодных условий, что свидетельствует об осведомленности истца об опасных природных явлениях в виде усиления ветра, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1, оставившей принадлежащую ей автомашину возле деревьев, грубой неосторожности. Истец могла и должна была с учетом должной степени заботливости, осмотрительности, осторожности предположить возможность повреждения транспортного средства, но не проявила этого, оставив без внимания сообщения о наступлении опасных погодных явлений и возможных неблагоприятных последствиях, что свидетельствует о грубой неосторожности, которая существенно содействовала возникновению вреда.
На основании изложенного суд приходит к выводу об уменьшении подлежащего взысканию размера ущерба на 40% с учетом степени вины истца в причинении ей вреда.
Истцом представлено заключение по определению рыночной стоимости восстановительного ремонта принадлежащей ей автомашины, размер которой составил 164014,90 руб. и заявлено требование о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомашины в размере 164000 руб.
В силу п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Исследовав все доказательства в совокупности, а также отсутствие ходатайств о назначении судебной экспертизы со стороны ответчика, суд полагает, что сумма материального ущерба, причиненная автомашине истца, установлена отчетом об оценке, представленным истцом.
Таким образом, с учетом установленной судом степени вины, с ответчика муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» подлежит взысканию сумма ущерба в размере 98400 руб. (164000 рублей*70%)
Истцом за проведение экспертизы по оценке стоимости восстановительного ремонта понесены расходы в размере 5000 рублей.
Учитывая, что данные расходы понесены истцом с целью восстановления нарушенного права на возмещение ущерба, указанная сумма также подлежит взысканию с муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 3000 руб.
Также истцом понесены расходы на оплату экспертизы по определению причины падения деревьев в размере 75000 руб. Учитывая, что данные расходы понесены истцом с целью восстановления нарушенного права на возмещение ущерба, указанная сумма также подлежит взысканию с муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 4500 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 10000 рублей.
Оценивая продолжительность времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, исследовав условия договора оказания юридических услуг, заключенного между истцом и представителем, продолжительность рассмотрения и сложность дела, положения ст. 98 ГПК РФ, частичное удовлетворение исковых требований, суд полагает заявленный размер судебных расходов разумным, и подлежащим снижению пропорционально удовлетворенным требованиям, до 6000 рублей.
Исходя из удовлетворенных требований, согласно ст.98 ГПК РФ, сумма государственной пошлины в размере 3318 руб. подлежит взысканию с ответчика муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1.
взыскать с муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу ФИО1 сумму ущерба в размере 98400 руб., расходы по оценке в размере 3000 руб., расходы по экспертизы в размере 4500 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 6000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3318 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Е.В. Юманова
мотивированное решение составлено 15 февраля 2022 года
Решение23.03.2022