ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-82/2018 от 19.04.2018 Мантуровского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-82/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2018 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Праздниковой О.А.,

при секретаре Кузнецовой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску главы Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района к ТУ Росимущества в Костромской области, ФИО1 о признании права муниципальной собственности на земельные доли,

У С Т А Н О В И Л:

Глава Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области обратился в Мантуровский районный суд с иском к ТУ Росимущества в Костромской области, ФИО1 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Свои требования мотивировал тем, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», администрацией Мантуровского района вынесено постановление № 108 от 10.05.1994г. «Об утверждении списков граждан на получение свидетельств на право собственности на земельные доли сельскохозяйственных предприятий», в соответствии с которым, в долевую собственность граждан предоставлено 2089 га сельскохозяйственных угодий, из которых 1625 га пашни. Указанным постановлением утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, с определением размера доли каждого собственника 5,4 га. В указанном списке среди прочих указаны: ФИО1. ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15

Земельный участок с кадастровым номером [№] площадью 2199,05 га, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района.

В соответствии с указанными выше нормами статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения Администрация Леонтьевского сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список опубликован в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» и размещен на официальном сайте Администрации Мантуровского муниципального района сети «Интернет», информационных щитах Леонтьевского сельского поселения.

С момента публикации не поступало возражений лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей в письменной форме и на общем собрании участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [№], которое состоялось 11 апреля 2014г. Постановлением главы администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района от 30.10.2014г. № 43 утвержден список невостребованных долей.

Указанные собственники земельных участков являются умершими, наследники в наследство не вступили. Просит суд признать право муниципальной собственности Леонтьевского сельского поселения на земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:10:000000:102, ранее принадлежащие: : ФИО1. ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 по 1/383 доли каждому.

Определением суда от 12 марта 2018 г. произведена замена ненадлежащих ответчиков ТУ Росимущества в Костромской области, ФИО1, на надлежащих - МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, ФИО16, унаследовавшего имущество после смерти ФИО1

Определением суда от 12 марта 2018 года в качестве соответчиков к участию в деле привлечены наследники умерших собственников земельных долей: ФИО17, унаследовавшая имущество после смерти ФИО2; ФИО18, унаследовавший имущество после смерти ФИО3; ФИО19 и ФИО20, унаследовавшие имущество после смерти ФИО5; ФИО6, унаследовавшая имущество после смерти ФИО7; ФИО21, унаследовавший имущество после смерти ФИО8; ФИО22, унаследовавшего имущество после смерти ФИО9; ФИО23, унаследовавший имущество после смерти ФИО10; Петряшова Надежда Юрьвена, ФИО24, унаследовавшие имущество после смерти ФИО11; ФИО25, унаследовавшая имущество после смерти ФИО12; ФИО26, унаследовавший имущество после смерти ФИО13; ФИО27; ФИО28; ФИО29; ФИО30, унаследовавшие имущество после смерти ФИО14

Представитель истца – глава Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области ФИО31, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик: МТУ Росимущества в Костромской области, известил суд о возможности рассмотрения дела без участия своего представителя, направив в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с п. 5.35 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия по принятию в установленном порядке выморочного имущества, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность РФ. В представленных истцом документах отсутсвуют доказательства, которые бы однозначно и достоверно свидетельствовали об отнесении наследственного имущества указанных в заявлении граждан к выморочному. Согласно исковому заявлению, сведениями о наследниках умерших владельцев земельных долей администрация поселения не располагает.

Ответчики ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО6, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО32, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО30, ФИО28, ФИО29, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств суду не направили.

Ответчики ФИО18, ФИО19 в судебное заседание не явились, согласно телефонограммам просили рассмотреть дело в их отсутствие, не имеют возражений по иску.

Третье лицо - СПК «Нива», извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, возражений по иску не представил.

Исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ и осуществляется в исковом производстве.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

Так, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно п. 3 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 4 -7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В силу п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

По смыслу приведенного Федерального закона целью установления данной процедуры является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.

Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что земельный участок категории - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, площадью 21990555 кв.м., местоположение «установлено относительно ориентира, установленного в границах участка, ориентир ТОО «Нива». Почтовый адрес ориентира [адрес]», имеет кадастровый [№], граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Постановлением главы администрации Мантуровского района Костромской области №108 от 10.05.1994г. были утверждены списки членов товарищества с ограниченной ответственностью «Нива» и «Сокол» на получение свидетельств на право собственности на земельные доли по состоянию на 10.05.1994 г.

Согласно копии архивной справки от 19 декабря 2014 года № 268, копии списка работников-участников ТОО «Нива» на земельный имущественный пай, в списке граждан, наделенных земельными долями в ТОО «Нива», содержащем сведения о собственниках земельных долей с определением размера доли каждого собственника в размере 5,4 га, в том числе значатся: ФИО1 (№ 33), ФИО2 (№ 220), ФИО3 (№ 62), ФИО4 (№ 69), ФИО5 (№ 70), ФИО7 (№ 72), ФИО8 (№ 273), ФИО11 (№ 84), ФИО12 (№ 195), ФИО13 (№131), ФИО14 (№ 189). ФИО10 значится правообладателем

земельного участка согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером [№], размер доли 1/383.

В копии архивной справки от 19 декабря 2014 года № 26 в списке граждан, наделенных земельными долями в ТОО «Нива», не содержатся сведения о следующих собственниках земельных долей: ФИО6, ФИО15, ФИО9, не имеется указанных сведений ни в выписке из ЕГРН, ни в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером [№].

В свидетельстве о праве на наследство по закону ФИО9 указано наследственное имущество, при этом сведения о земельном пае в свидетельстве отсутствуют. Поскольку указанные лица при жизни не приобрели в установленном порядке право собственности на земельный пай, то и отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований главы Леонтьевского сельского поселения о признании права собственности на невостребованные земельные доли, ранее принадлежавшие ФИО6, ФИО15, ФИО9

Администрацией Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района с целью определения статуса земельных долей составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, список пайщиков, прекративших право собственности на земельный пай, список владельцев земельных долей.

Список невостребованных земельных долей, в том числе принадлежавших перечисленным лицам, опубликован в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» № 9 от 30 сентября 2013г. и размещен на официальном сайте в сети «Интернет» Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области, информационных щитах, расположенных на территории Леонтьевского сельского поселения в день опубликования.

По вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей администрацией Леонтьевского сельского поселения назначено общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на 11 апреля 2014 года. Извещение о проведении общего собрания собственников земельных долей опубликовано в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» № 3 от 15 марта 2014 года, районной газете «Авангард».

С момента публикации и до настоящего времени письменных возражений от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей не поступило.

Постановлением главы администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области от 30 октября 2014 года № 43 утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования бывшего колхоза СПК «Нива» в количестве 205 земельных долей, где в числе прочих были указаны земельные доли: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7. ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", администрацией Леонтьевского сельского поселения соблюден порядок признания земельных долей невостребованными.

Согласно информации отдел ЗАГС по г.о.г. Мантурово и Мантуровскому муниципальному району копиями записей актов о смерти подтверждается факт смерти ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7. ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14

Согласно информации сектора по делам архивов Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области, наследником ФИО1, умершей [Дата] является ФИО16, наследником ФИО33, умершего [Дата] являются к 1/3 доле ФИО19 и к 2/3 ФИО20, наследником ФИО7, умершего [Дата] является ФИО6; наследником ФИО9, умершей [Дата] является ФИО22; наследником ФИО3, умершей [Дата] является ФИО18; наследником ФИО2 является ФИО17; наследниками ФИО14, умершей [Дата] являются в равных долях ФИО27; ФИО28; ФИО29; ФИО30.

По информации нотариусов Мантуровского нотариального округа, наследником ФИО8, умершей [Дата] является ФИО21; наследником ФИО11, умершей [Дата] является ФИО32 и ФИО24; наследником ФИО13, умершей [Дата] является ФИО26, [Дата] года рождения; наследником ФИО12, умершей [Дата] является ФИО25; наследником ФИО34, умершего [Дата] является ФИО23.

Согласно выписке из ЕГРН № КУВИ-001/2018-871386 от 26 февраля 2018 г. следует, что на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером [№], зарегистрировано право Муниципального образования Леонтьевское сельское поселение Мантуровского Муниципального района Костромской области на 51/383 доли в праве общей долевой собственности, муниципальное образование Мантуровский муниципальный район Костромской области зарегистрировано 2/352 доли в праве. Из физических лиц право на 1/383 доли в праве у каждого зарегистрировано у ФИО35, ФИО26, [Дата] г.рождения, иных сведений на данный земельный участок о зарегистрированных правах физических лиц Единый государственный реестр недвижимости не содержит.

Таким образом, спорная земельная доля, принадлежащая на праве собственности наследнику ФИО13., не является невостребованной в правовом смысле, определенном в пунктах 1 и 2 ст. 12.1 вышеназванного Закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г., поскольку право собственности на нее зарегистрировано в установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке, что исключает возможность признания права муниципальной собственности на указанную земельную долю. В связи с чем, в удовлетворении иска о признании права муниципальной собственности на земельную долю, ранее принадлежащую ФИО13, умершей [Дата] следует отказать.

В кадастровой выписке Лист № 1 Раздел 1 имеется запись о кадастровых номерах образованных объектов недвижимости: [№]

Из копий свидетельств о государственной регистрации права серии 44-АБ [№], 44-АБ [№], следует, право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами [№] зарегистрировано за ФИО36

В выписках № КУВИ-001/2018-1733496, № КУВИ-001/2018-1732969, № КУВИ-001/2018-1733601 от 02.04.2018 года на земельные участки с кадастровыми номерами 44:10:000000:118; 44:10:000000:44; 44:10:071814:6 соответственно, сведения о зарегистрированных правах иных физических лиц в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся.

Согласно информации сектора по делам архивов Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области, нотариусов Мантуровского нотариального округа, наследственные дела после смерти ФИО4, ФИО6, ФИО15 не заводились, никто из наследников за принятием наследства к нотариусу не обращался.

Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

МТУ Росимущества в во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях является надлежащим ответчиком по делу в силу следующего.

С 25.07.2013 действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 ГК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации).

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик – Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, судом установил, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Истцом, в соответствии с требованиями закона, опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу, однако до настоящего времени ни собственники, ни наследники умерших собственников, как вступившие в наследство, так и не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.

Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.

Суд установил, что собственник земельного участка ФИО4 - не распорядился земельной долей в порядке, установленном действующим законодательством, в настоящее время собственник земельной доли умер, сведения о его наследниках отсутствуют либо наследники не приняли наследство, в установленном законом порядке право собственности на нее не зарегистрировал, наследники, принявшие наследство после смерти ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14 - наследственных прав в отношении этих долей не оформили, и соответствующие свидетельства, подтверждающие право собственности на земельные доли - не получали. Также указанные лица какого-либо намерения распорядиться земельными долями не выразили и не использовали земельные долю по назначению более трех лет подряд после смерти наследодателя. Поэтому суд находит, что имеются основания для признания невостребованными данных земельных долей.

Нормы ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права муниципальной собственности Леонтьевского сельского поселения на указанные невостребованные земельные доли, ранее принадлежащей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО4

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования главы Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО6, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО32, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО30, ФИО28, ФИО29 о признании права муниципальной собственности на земельные доли - удовлетворить частично.

Признать право муниципальной собственности Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области на 11/383 земельные доли размером 5,4 га каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [№] площадью 21990555 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], СПК «Нива» категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, признанные невостребованными, ранее принадлежавшие умершим гражданам:

ФИО1, [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

ФИО2, [Дата] рождения, умершей [Дата];

ФИО3, [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

ФИО4, [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

ФИО5, [Дата] г.рождения, умершему [Дата];

ФИО7, [Дата] г.рождения, умершему [Дата];

ФИО8, [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

ФИО10, [Дата] г.рождения, умершему [Дата];

ФИО11, [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

ФИО12, [Дата] г.рождения, умершей [Дата];

ФИО14, [Дата] г.рождения, умершей [Дата].

В удовлетворении исковых требований главы Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, ФИО26, ФИО22 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, ранее принадлежащие ФИО13, [Дата] г.рождения, умершей [Дата]; ФИО15 [Дата] рождения; ФИО9 [Дата] г.рождения, ФИО6, [Дата] г.рождения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полной форме.

Судья: О.А.Праздникова.