Дело № 2-835/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 29 мая 2018 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе
судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре Алексейкиной О.В.,
с участием:
истца Красноглазова В. А.,
представителя истца Терешкина Ю. Н., действующего на основании доверенности от 16 февраля 2018 г.,
ответчика Правительства Республики Мордовия,
ответчика Министерства финансов Республики Мордовия,
представителя ответчика Министерства финансов Республики Мордовия Пинтяшиной Ю. М., действующей на основании доверенности от 01 июня 2016 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия», в лице представителя Гуськовой И. С., действующей на основании доверенности №13АА 0551059 от 29 декабря 2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноглазова В. А. к Правительству Республики Мордовия, Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Красноглазов В.А. обратился в суд с иском к Правительству Республики Мордовия, Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование иска указано, что согласно решению Октябрьского районного суда г Саранска от 04 декабря 2014 г., по делу № 2-1999/2014, измененного апелляционным определением Верховного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2015 г., суд обязал Правительство Республики Мордовия выплатить Красноглазову В.А. денежную сумму в размере 11 807 260 рублей в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец указывает, что денежные средства в размере 11 807 260 рублей Правительством Республики Мордовия за выкуп для государственных нужд Республики Мордовия, жилого дома общей площадью 223,8 кв.м, и земельного участка площадью 2074 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> по решению суда, вступившего в силу 19 марта 2015 г. Красноглазову В.А. были перечислены; по платежному поручению №2081 от 01 сентября 2015 г. 1 323 902 рубля 70 копеек, по платежному поручению №2144 от 17 сентября 2015 г. 8816 357 рублей 30 копеек, по платежному поручению №2145 от 17 сентября 2015 г. на сумму 1 667000 рублей, всего на сумму 11 807 260 рублей.
Истец указывает, что в рамках исполнения обязательств, Правительство Республики Мордовия свои обязательства, возложенные по решению суда от 04 декабря 2014 г., выполнило в более поздние сроки, денежные средства за выкуп для государственных нужд Республики Мордовия, жилого дома и земельного участка расположенных по адресу: <адрес> размере 11 807 260 рублей Правительство Республики Мордовия перечислило на его счет 01 сентября 2015 г. и 17 сентября 2015 г.
По мнению ответчика за период с 20 марта 2015 г. по 01 сентября 2015 г. с ответчика подлежат взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами, которые, согласно представленного расчета, составляют 560292 руб. 60 коп.
Основывая свои требования на положениях статей 309, 310, 314, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу Красноглазова В.А.:
- проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания в размере 560 292 рубля 60 копеек;
- сумму госпошлины в порядке размере 8 803 рубля.
27 апреля 2018 г. от представителя истца Терешкина Ю.Н. поступило заявление об уточнении исковых требований, принятое судом на основании части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит суд взыскать с Правительства Республики Мордовия в пользу Красноглазова В.А.
- проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 560 292 рубля 60 копеек;
- сумму госпошлины в размере 8803 рубля 00 копеек, возложив на обязанность по их перечислению на Министерство финансов Республики Мордовия.
В судебном заседании представитель истца Терешкин Ю.Н. исковые требования Красноглазова В.А. поддержал по заявленным основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме с учетом заявления об уточнении исковых требований от 27 апреля 2018 г.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Республики Мордовия Пинтяшина Ю.М. против удовлетворения заявления возразила по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, где, в частности указывает, что Министерство финансов Республики Мордовия является ненадлежащим ответчиком. Что касается привлечения к Правительства Республики Мордовия в качестве ответчика, то оно не является главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, не имеет счетов, открытых в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, и не осуществляет выплаты бюджетных средств. Поскольку у Правительства Республики Мордовия и Министерства финансов Республики Мордовия, ввиду того, что они не являются главными распорядителями средств бюджета Республики Мордовия на указанные цели, отсутствует факт нарушения обязательств по выплате выкупной цены и как следствие, факт пользования чужими денежными средствами. По этим основаниям просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» далее по тексту ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» Гуськова И.С. против удовлетворения исковых требований возразила по основаниям, изложенным представителем ответчика Министерства финансов Республики Мордовия.
В судебное заседание истец Красноглазов В.А., представитель ответчика Правительства Республики Мордовия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежаще судебными повестками, о причинах неявки суду не сообщили, при этом истец Красноглазов В.А. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании частей 3,5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а представители ответчика и третьего лица не представили сведений о причинах неявки.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что в соответствии с постановлениями от 28 мая 2012 г. №195 и от 04 июня 2012 г. №204 Правительством Республики Мордовия принято решение об изъятии для государственных нужд Республики Мордовия путем выкупа в целях размещения автомобильной дороги межмуниципального значения «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск - Сурское - Ульяновск до автодороги 1Р158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия (I пусковой комплекс) (1 и 2 очереди строительства)» жилого дома общей площадью 223,8 кв.м, и земельного участка площадью 2074 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> принадлежащих на праве собственности Красноглазову В.А.
Из письма Министерства финансов Республики Мордовия от 24 апреля 2018 г. №2894-РМ/18 следует, что согласно приложению 7 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2014 года» к Закону Республики Мордовия от 25 декабря 2013 г. № 94-3 «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 126279 тыс. руб., за исключением средств федерального бюджета, на финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятия «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск - Сурское - Ульяновск до автодороги 1Р158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия (I пусковой комплекс) (1 и 2 очереди строительства). Из федерального бюджета на финансирование указанного мероприятия республиканскому бюджету Республики Мордовия предусмотрены средства в размере 133563,40 тыс. руб.
В соответствии с приложением 7 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2015 года» к Закону Республики Мордовия от 19 декабря 2014 г. № 99-3 «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред. от 16 апреля 2015 г.) Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8712,8 тыс. руб. на финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятия «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск - Сурское - Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия (I пусковой комплекс) (1 и 2 очереди строительства).
Законами Республики Мордовия от 29 июня 2015 г. № 6, от 03 сентября 2015 г. №63-3 «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на основании заявок Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия на финансирование указанного мероприятия дополнительно предусматривалось соответственно 39 476,6 тыс. руб. и 42807,0 тыс. руб.
Таким образом, реализация мероприятия по строительству дороги межмуниципального значения осуществлялось за счет средств бюджета Республики Мордовия и главным распорядителем указанных бюджетных средств являлось Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия.
Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с иском к Красноглазову В.А. об изъятии путем выкупа земельного участка и жилого дома для государственным нужд Республики Мордовия.
Решением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 04 декабря 2014 г. исковые требования Правительства Республики Мордовия к Красноглазову В.А. об изъятии путем выкупа земельного участка и жилого дома для государственным нужд Республики Мордовия удовлетворены частично. Судом постановлено: после уплаты выкупной цены в размере 11 813 491 рубль прекратить право собственности Красноглазова В.А. на жилой дом, общей площадью 223,8 кв.м и право собственности на земельный участок площадью 2074 кв.м, кадастровый номер 13:23:1110302:17, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия. При этом удовлетворено встречное исковое заявление Красноглазова В.А., на Правительство Республики Мордовия возложена обязанность выплатить Красноглазову В.А. рыночную стоимость выкупаемого имущества в размере 11 813 491 рубль в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2015 г. решение Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 04 декабря 2014 г. в части размера выкупной цены изымаемых у Красноглазова В.А. объектов изменено, рыночная стоимость выкупаемого имущества, после уплаты которой прекращается право собственности Красноглазова В.А. на объекты недвижимого имущества определена в сумме 11807260 руб. В остальной части решение оставлено без изменения и вступило в законную силу 19 февраля 2015 г.
Из материалов дела следует, что указанная сумма перечислена на счет Красноглазова В.А. Минфином Республики Мордовия, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» по платежному поручению №2081 от 01 сентября 2015 г. 1323902 руб. 70 коп., по платежному поручению №2144 от 17 сентября 2015 г. 8 816357 руб. 30 коп., по платежному поручению №2145 от 17 сентября 2015 г. 1667000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции федерального закона N 258-Ф3 от 13 июля 2015 г. за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Таким образом, доказыванию по делам о взыскании процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит факт незаконного удержания, уклонения от возврата ответчиком денежных средств в пользу истца, либо факт иной просрочки.
Доказательств незаконного удержания, либо уклонения от возврата денежных средств истцу со стороны ответчиков Правительства Республики Мордовия и Министерства финансов Республики Мордовия суду не представлено.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. № 42-3 «О Правительстве Республики Мордовия» Правительство Республики Мордовия является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и обеспечивающим их согласованную деятельность.
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2008 г. № 175 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Мордовия» (далее - Положение), Министерство финансов Республики Мордовия является финансовым органом Республики Мордовия и выступает от имени казны Республики Мордовия.
Предъявляя исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец Красноглазов В.А. указал на то, что на ответчика Правительство Республики Мордовия решением суда возложена обязанность оплатить выкупную стоимость изымаемого имущества по истечении одного месяца после вступления решения суда в законную силу, однако, ответчик исполнил свое обязательство значительно позже, незаконно удерживая его денежные средства.
По мнению суда, данный факт не нашел своего подтверждения.
В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В силу части 5 стать 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В отличие от Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Взыскатель, получив исполнительный лист от суда и желая осуществить исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что порядок исполнения решения суда публичными образованиями отличается от порядка исполнения решения суда иными участниками гражданского оборота (физическими и юридическими лицами), что объясняется специфическими публичными функциями органов государственной власти и местного самоуправления.
Из сообщения первого заместителя Министра финансов Республики Мордовия от 25 мая 2018 г. за исх. №3572-РМ/18 следует, что исполнительный лист, выданный на основании решения Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 04 декабря 2014 г. о возложении обязанности выплатить рыночную стоимость выкупаемого имущества в размере 11813491 руб. на исполнение в Министерство финансов Республики Мордовия не поступал.
Учитывая, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится по правилам, определенным главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и только по предъявлении исполнительного документа ко взысканию, поскольку иной порядок выплаты причитающихся сумм законодательством не предусмотрен, у суда не имеется правовых оснований для применения положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии просрочки со стороны Министерства финансов Республики Мордовия исполнения денежного обязательства, возложенного на Правительство Республики Мордовия решением суда.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Установив фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства в соответствии с изложенной правовой позиции, суд отказывает истцу Красноглазову В.А. в удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Мордовия, Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом Красноглазовым В.А., при подаче искового заявления, по квитанции от 01 марта 2018 г. оплачена государственная пошлина в размере 8803 рубля, размер которой соответствует размеру государственной пошлины, исчисленной в соответствии с подпунктом первым пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, поскольку в удовлетворении исковых требований истцу Красноглазову В.А. отказано, оснований для возмещения судебных расходов за счет ответчиков не имеется.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
исковые требования Красноглазова В. А. к Правительству Республики Мордовия, Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 01 июня 2018 г.
Судья - О.Н. Ионова