ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-836/20 от 10.12.2020 Анапского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2 -836 / 2020

УИД23RS0004-01-2020-001853-25

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.- к. Анапа «10» декабря 2020 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьиКиндт С.А.,

при секретаре Мазник Д.С.,

с участием представителя истцаФКУУпрдор «Черноморье» -ФИО1,действующего по доверенности 000 от 01.10.2019 г.,

ответчика ФИО2 и его представителя ФИО3, действующего по доверенности (...)5 от 08.12.2020г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельных участков, прекращении права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ Упрдор «Черноморье» обратилось с иском к ФИО2 об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельных участков, прекращении права собственности на земельный участок, указав, что в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (2018-2024 годы), утвержденной Правительства Российской Федерации от 00.00.0000000, Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») выполняет мероприятия по реализации проекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход (...)». Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 00.00.0000000-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход (...)». Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход (...)», подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Черноморье».В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), листы 1.15, 1.17, предусмотрено изъятие:- части, площадью 10 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000 общей площадью 500 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;- частей, площадью 213 кв.м. и 276 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 1 336 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;- части, площадью 231 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 781 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;- части, площадью 468 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 500 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 000, 000 земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 000, изъятие 5 214 кв.м. из которого предусмотрено проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист 000.15. Согласно пункту 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.На основании ходатайства ФКУ Упрдор «Черноморье» от 00.00.0000000 распоряжениями Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 00.00.0000000-р приняты решения об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков: - 10 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 500 кв.м, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 14 Приложения к распоряжению 000-р); - 213 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 1 336 кв.м, принадлежащего Гражданину на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 12 Приложения к распоряжению 000-р); - 276 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 1 336 кв.м, принадлежащего Гражданину на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 12 Приложения к распоряжению 000-р); - 231 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 781 кв.м, принадлежащего Гражданину на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 16 Приложения к распоряжению 000-р); - 468 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 500 кв.м, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 22 Приложения к распоряжению 000-р). Во исполнение распоряжения от 00.00.0000000-р: - из земельного участка с кадастровым номером 000 был образован земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 10 кв.м.; - из земельного участка с кадастровым номером 000 образованы земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 213 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 276 кв.м.; - из земельного участка с кадастровым номером 000 был образован земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 231 кв.м.; - из земельного участка с кадастровым номером 000 был образован земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 468 кв.м.Пунктом 2 распоряжения от 00.00.0000000-р Истцу поручено обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков в целях обеспечения реализации проекта.В силу пункта 11 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон «О почтовой связи») предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.В соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства ФКУ «Упрдор «Черноморье» письмом 000 от 00.00.0000, уведомило Ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копии Распоряжений Росавтодора от 00.00.0000000-р, от 00.00.0000000-р в его адрес письмом с объявленной ценностью, регистрируемое почтовое отправление 000 от 00.00.0000.Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо c объявленной ценностью 000 от 00.00.0000,выслано обратно отправителю 00.00.0000.Размер возмещения за земельные участки с кадастровыми номерами 000, в соответствии с Отчетом от 00.00.0000000-О, составленным оценочной организацией ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, Россия, (...), ИНН <***>) составляет 542 894 (Пятьсот сорок две тысячи восемьсот девяносто четыре) руб. 00 коп., в том числе: - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 4 730 (Четыре тысячи семьсот тридцать) руб. 00 коп; - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 93 720 (Девяносто три тысячи семьсот двадцать) руб. 00 коп; - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 121 440 (Сто двадцать одна тысяча четыреста сорок) руб. 00 коп; - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000 составляет 101 640 (Сто одна тысяча шестьсот сорок) руб. 00 коп; - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 221 364 (Двести двадцать одна тысяча триста шестьдесят четыре) руб. 00 коп. Согласно положительному заключению 000 от 00.00.0000, данному Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, Отчет от 00.00.0000000-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельных участков с кадастровыми номерами: 000; 000, расположенных по адресу: (...) для государственных нужд Российской Федерации» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 00.00.0000 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».00.00.0000 Истцом вручено Ответчику:- соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд путем выкупа вместе с актом приема-передачи земельного участка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 000 выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000;- отчет об оценке от 00.00.0000000-О. Ответчик письменно заявил свои возражения по отчету об оценке, вместе с тем, документы, обосновывающие иной размер возмещения убытков, не представил.Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. В связи с тем, что Ответчик соглашение о выкупе изымаемых для федеральных нужд земельного участка до настоящего времени не подписал, девяносто дней со дня получения Ответчиком проекта соглашения истекли 00.00.000000.00.0000 по 00.00.0000), Истец был вынужден обратиться с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия земельного участка. Просит суд изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами: - 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 10 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования; - 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 213 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования; - 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 276 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;- 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 231 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;- 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 468 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...), образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной суммы (возмещения) в размере 542 894 (Пятьсот сорок две тысячи восемьсот девяносто четыре) рубля 00 копеек на расчетный счет ФИО2 или на депозитный счет нотариуса. Взыскать с ФИО2 государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей в пользу федерального бюджета. Обратить решение, принятое по настоящему иску, к немедленному исполнению.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования об изъятии земельных участков, выплату возмещения за изымаемый земельные участки.

Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3 в судебном заседании были не согласны с исковым заявлением в части определения размера возмещения за изымаемые для государственных нужд земельные участки по основаниям, изложенным в возражении на иск.

В возражении на иск указано следующее:в силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса предусматривает, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. При этом под равноценным возмещением следует понимать выкупную цену земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса и пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода. Согласно пункту 2 статьи 56.8 Земельного кодекса при определении размера возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. При этом в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000000 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 000, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 00.00.0000, указано, что по смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. К упущенной выгоде относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было исполнено. К упущенной выгоде относятся такие доходы, которые получил бы титульный владелец земельного участка при обычном ведении своей коммерческой деятельности, если бы отсутствовало препятствие в виде изъятия земельного участка для государственных нужд. В судебной практике выработан правовой подход, согласно которому фактическое изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд из владения частного собственника вне зависимости от соблюдения государственным (муниципальным) органом предусмотренного законом порядка такого изъятия является основанием для возмещения последнему убытков в полном объеме. При этом лицо, требующее взыскать упущенную выгоду, должно доказать, что возможность получения им доходов существовала реально, то есть документально подтвердить совершение им конкретных действий и сделанных с этой целью приготовлений, направленных на извлечение доходов, которые не были получены в связи с выбытием объекта недвижимости из его собственности. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 00.00.0000000 разъяснено, что объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи, не должна снижать уровень правовой защищенности участников гражданских правоотношений при необоснованном посягательстве на их права. Суд не может полностью отказать в удовлетворении требования о возмещении убытков только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности. В качестве доказательств несения убытков могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств. К ним, в частности, могут быть отнесены: разница между затратами на выращивание сельскохозяйственной продукции и доходами от реализации такой продукции (в размере ее средней рыночной цены); доходы от планировавшейся сдачи земельного участка в аренду при условии подтверждения приготовления к заключению договора аренды; неполученные доходы в связи с невозможностью продолжить предпринимательскую деятельность. В связи с изъятием земельных участков ФИО2 утрачивает возможность их использования для сдачи в аренду и недополучает доход (арендную плату) по уже заключенному договору аренды, что свидетельствует о наличии совокупности условий для взыскания убытков в виде упущенной выгоды. Согласно заключению проведенной по делу Независимой экспертной компанией «Фаворит» экспертизы: - рыночная стоимость возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 000 общей площадью 10 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, составляет 6872,00 руб. (шесть тысяч восемьсот семьдесят два рубля); - рыночная стоимость возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 000 общей площадью 213 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), (...)», образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования составляет 146369,00 руб. (сто сорок шесть тысяч триста шестьдесят девять тысяч рублей); - рыночная стоимость возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью 276 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), (...)», образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования составляет 189661,00 руб. (сто восемьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят один рубль); - рыночная стоимость возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью 231 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования составляет 158739,00 руб. (сто пятьдесят восемь тысяч семьсот тридцать девять рублей); - рыночная стоимость возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью 468 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования составляет 325119,00 руб. (триста двадцать пять тысяч сто девятнадцать рублей). Таким образом, общая стоимость возмещения (без учета понесенных убытков) за 5 земельных участков, подлежащих изъятию, составляет 826760 руб. (восемьсот двадцать шесть тысяч семьсот шестьдесят рублей), что явно превышает размер возмещения, определенный истцом согласно представленному отчету об оценке. Также в экспертном заключении указано на невозможность установления подлежащих возмещению убытков ввиду непредставления сторонами договоров аренды изымаемых земельных участков. Однако ввиду того, что ФИО2 не был надлежащим образом уведомлен о проведении судебных разбирательств по настоящему делу, в том числе о назначении по делу судебной экспертизы, возможность представления договора аренды указанных земельных участков и, соответственно, исследования его экспертом при расчетах размера возмещения, отсутствовала. Вместе с тем, в материалах дела имеются выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков, принадлежащих ответчику на праве собственности и подлежащих разделу в целях изъятия для государственных нужд, в соответствии с которыми имеются обременения в виде аренды земельных участков на срок 5 лет, зарегистрированного за ФИО4 Так, 00.00.0000 (то есть еще до издания распоряжений Росавтодора от 00.00.0000000000-р об изъятии земельных участков), между ФИО2 и В.Е, был заключен договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 000, общей площадью 4015 кв.м для сельскохозяйственного производства, сроком на 5 лет, до 00.00.0000. Указанный договор был зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (...)00.00.0000, никем не обжалован, не оспорен и не отменен.Согласно данному договору размер арендной платы составляет 15000 (пятнадцать тысяч) рублей за месяц аренды за каждый земельный участок. Арендная плата выплачивается единовременно в момент окончания договора, но не позднее, чем за месяц до окончания действия договора. При этом согласно пункту 2.5 указанного договора, в случае расторжения договора по инициативе арендодателя или наступления форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от сил и воли участников договора, арендатор освобождается от уплаты арендной платы.Таким образом, вследствие изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 000, являющихсяпредметом, указанного договора аренды, упущенная выгода ФИО2 за 5 лет (на период срока действия указанного договора) составит 3600000 руб. (три миллиона шестьсот тысяч рублей).В ответ на предложенный Истцом проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права собственности спорных земельных участков для государственных нужд мною было направлено письмо с предложением пересмотреть отчет об оценке и дополнить его возмещением упущенной выгоды в связи с необходимостью расторжения договора аренды указанных участков (т. 2, л.д. 227-228), которое осталось без ответа.На основании изложенного, общая сумма возмещения в связи с изъятием спорных земельных участков в виде рыночной стоимости земельных участков, определенной заключением проведенной по делу экспертизы, и упущенной выгоды в связи с прекращением зарегистрированного в установленном порядке договора аренды земельных участков составит 4426760 руб. (четыре миллиона четыреста двадцать шесть тысяч семьсот шестьдесят рублей). Просят в случае изъятия у ФИО2 земельных участков с кадастровыми номерами 000, почтовый адрес ориентира: (...) для государственных нужд, установить размер возмещения в виде рыночной стоимости изымаемых участков и причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды, в сумме 4426760 руб. (четыре миллиона четыреста двадцать шесть тысяч семьсот шестьдесят рублей).

Суд, исследовав материала дела, заслушав объяснения представителей сторон, заявленные исковые требования ФКУ Упрдор «Черноморье» считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ в редакции, действующей с 01.04.2015г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно ЗК РФ в редакции, действующей с 00.00.0000, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 Кодекса).

Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч. 2 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в ст. 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 01.04.2015г. (ч. 4 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.

К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров РФ; строительство, реконструкцию перечисленных в п.2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).

Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в п.1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015г. N 442.

Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.

Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 00.00.0000000-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход (...)».

Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход (...)», подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Черноморье».

В соответствии с проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), листы 1.15, 1.17, предусмотрено изъятие:

- части, площадью 10 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 500 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- частей, площадью 213 кв.м. и 276 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 1 336 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- части, площадью 231 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 781 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- части, площадью 468 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 500 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 000 указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 000, изъятие 5 214 кв.м. из которого предусмотрено проектом межевания территории (в составе документации по планировке территории), лист 000.15.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ходатайства ФКУ Упрдор «Черноморье» от 00.00.0000000 распоряжениями Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 00.00.0000000-р приняты решения об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков:

- 10 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 500 кв.м, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 14 Приложения к распоряжению 000-р);

- 213 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 1 336 кв.м, принадлежащего Гражданину на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 12 Приложения к распоряжению 000-р);

- 276 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...), (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 1 336 кв.м, принадлежащего Гражданину на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 12 Приложения к распоряжению 000-р);

- 231 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:4099, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 781 кв.м, принадлежащего Гражданину на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 16 Приложения к распоряжению 000-р);

- 468 кв.м., (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...)", образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования), общей площадью 500 кв.м, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 00.00.0000 сделана запись регистрации 000 (пункт 22 Приложения к распоряжению 000-р);

Во исполнение распоряжения от 00.00.0000000-р:

- из земельного участка с кадастровым номером 000 был образован земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 10 кв.м.,

- из земельного участка с кадастровым номером 000 образованы земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 213 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 276 кв.м.,

- из земельного участка с кадастровым номером 000 был образован земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 231 кв.м.,

- из земельного участка с кадастровым номером 000 был образован земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 468 кв.м.

Пунктом 2 распоряжения от 00.00.0000000-р Истцу поручено обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков в целях обеспечения реализации проекта.

В силу пункта 11 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон «О почтовой связи») предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства ФКУ «Упрдор «Черноморье» письмом 000 от 00.00.0000, уведомило Ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копии Распоряжений Росавтодора от 00.00.0000000-р, от 00.00.0000000-р в его адрес письмом с объявленной ценностью, регистрируемое почтовое отправление 000 от 00.00.0000.

Согласно сведениям официального сайта Почты России, письмо c объявленной ценностью 000 от 00.00.0000,выслано обратно отправителю 00.00.0000.

В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФизъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Согласно пункту 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Согласно пункту 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерацииодновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, направляются:

1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости);

2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

В связи со вступлением в силу с 00.00.0000 Федерального закона от 00.00.0000 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вместо кадастрового паспорта, документом, содержащим сведения Единого государственного реестра недвижимости, является выписка.

Согласно пункту 1 статьи 281 Гражданского Кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского Кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 ЗК РФ, статья 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).

До 01.04.2015г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 00.00.0000 необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (ст. 281 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 56.4, п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).

С 01.04.2015г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 01.04.2015г. редакция ст. 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений ст. 26 названного Закона.

Частью 1 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона N 499-ФЗ.

Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015г., после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.

Аналогичным образом необходимо решать вопрос о соблюдении установленной положениями главы VII.1 ЗК РФ процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если до 01.04.2015г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным п. 2 ст. 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 статьи 281 Гражданского Кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского Кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Ответчиком ФИО2 суду предоставлен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, заключенный им 29.12.2018г. с гр. В.Е,, предметом которого являлась аренда земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 000, общей площадью 4015 кв.м., которые арендатор принимает в аренду для сельскохозяйственного производства.Срок договор заключен на пять лет, до 00.00.0000. Согласно пп.3.1Б3.2 арендатор имеет право использовать земельный участок только для производства сельскохозяйственной продукции…соблюдать установленный режим использования земли. Размер арендной платы составляет 15000рублей за месяц аренды за каждый участок, всего 6300000 рублей, арендная плата выплачивается единовременного в момент окончания договора, но не позднее, чем за месяц до окончания действия договора. Указанный договор прошел государственную регистрацию 00.00.0000 года

Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 00.00.0000 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Размер возмещения за земельные участки с кадастровыми номерами 000, в соответствии с Отчетом от 00.00.0000000-О, составленным оценочной организацией ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, Россия, (...), ИНН <***>) составляет 542 894 (Пятьсот сорок две тысячи восемьсот девяносто четыре) руб. 00 коп., в том числе:

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 4 730 (Четыре тысячи семьсот тридцать) руб. 00 коп;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 93 720 (Девяносто три тысячи семьсот двадцать) руб. 00 коп;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 121 440 (Сто двадцать одна тысяча четыреста сорок) руб. 00 коп;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000 составляет 101 640 (Сто одна тысяча шестьсот сорок) руб. 00 коп;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, составляет 221 364 (Двести двадцать одна тысяча триста шестьдесят четыре) руб. 00 коп.

Согласно положительному заключению 000 от 00.00.0000, данному Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, Отчет от 00.00.0000000-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельных участков с кадастровыми номерами: 000 расположенных по адресу: (...), (...) для государственных нужд Российской Федерации» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 00.00.0000 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

00.00.0000 истцом вручено ответчику:

- соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд путем выкупа вместе с актом приема-передачи земельного участка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 000 выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000, от 00.00.0000000;

- отчет об оценке от 00.00.0000000-О.

Ответчик письменно заявил свои возражения по отчету об оценке.

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).

В соответствии с ч.ч. 1 – 3 ст. 86 ГПК РФ эксперт дает заключение в письменной форме. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.

Определением Анапского районного суда (...) от 00.00.0000 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно выводов представленного заключения 000 эксперта Независимой экспертной компании «Фаворит», размер возмещения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: (...)» включающий в себя рыночную стоимость по состоянию на дату экспертизы земельных участков с кадастровыми номерами 000 назначение «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», составит 826 760руб. Право требования возмещения убытков, причиняемых- правообладателю в результате изъятия для государственных нужд указанного земельного участка – 0,00 рублей.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, сомнения в правильности или обоснованности данного экспертного заключения отсутствуют, в связи с чем, оценивая в соответствии со ст.ст. 86, 67 ГПК РФ заключение эксперта в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами, суд находит возможным принять его при разрешении настоящего гражданского дела в качестве доказательства.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Вместе с тем, с учетом выводов, указанных в разделе 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 00.00.0000, суд считает необходимым отметить, что по смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 000-КГ15-4).Таким образом, размер возмещения подлежит определению на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.С учетом, установленных по делу обстоятельств, установив, что в пределах предоставленных законом полномочий, спорный земельный участок изымается для государственных нужд, при этом со стороны истца соблюдена процедура такого изъятия, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы ответчика ФИО2 о возмещении ему раночной стоимости изымаемых участков и причиненных убытков в том числе упущенной выгоды в сумме 4426760 рублей суд находит не состоятельными. Согласно условий договора, заключенным с арендатором В.Е,,. последний имел право арендуемые земельные участки использовать только для производства сельскохозяйственной продукции, а не для строительства на них каких-либо объектов.

Согласно ст. 210 ГПК РФ решения суда в некоторых случаях приводятся в исполнение немедленно.

Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда (ч. 1 ст. 212 ГПК РФ).

Учитывая тот факт, что затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продкуции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ, а также с учетом правовой позиции стороны истца, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Определением Анапского районного суда от 00.00.0000 в обеспечение иска ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по (...) осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 000, до рассмотрения спора судом и вступления судебного акта в законную силу.

По смыслу ч.ч. 1, 2 ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска применяется в случае, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, при этом согласно ч. 3 ст. 140 ГПК РФ меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда. Суд одновременно с принятием решения может вынести определение об отмене мер по обеспечению иска. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд считает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые определением Анапского районного суда от 15.06.2020г.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в случае освобождения истца от уплаты госпошлины последняя взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты таковой.

С учетом того, что истец в силу положений подп. 1 п.1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден ввиду того, что заявлены требования об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка, в связи с исполнением истцом публичной функции, суд полагает, что с ответчика ФИО2 в пользу соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11 767,60 рублей в соответствии с нормами ст. 333.33 НК РФ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как, ответчиком не произведена оплата за выполнение судебной оценочной экспертизы и решение по настоящему делу вынесено в пользу истца, то суд относит указанные судебные расходы на ответчика.

Руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельных участков, прекращении права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО2, 00.00.0000 рождения, уроженца поселка (...) Туркменской ССР земельные участки с предоставлением Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» на расчетный счет ФИО2 возмещения за изымаемые земельные участки в размере 826 760 (восемьсот двадцать шесть тысяч семьсот шестьдесят) рублей с кадастровыми номерами:

- 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 10 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 213 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 276 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 231 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- 000, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), общей площадью 468 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...) образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 000, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

Решение суда в части изъятия у ФИО2 земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в силу положений ст. 212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 11 767,60 рублей в пользу федерального бюджета.

Взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Независимая экспертная компания «ФАВОРИТ» за производство судебной оценочной экспертизы 000 от 00.00.0000 65 000 (шестьдесят пять тысяч) рублей.

Отменить меры обеспечения иска Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 об изъятии недвижимости для государственных нужд РФ, наложенные определением Анапского районного суда (...) от 00.00.0000 в виде запрета Управлению Росреестра по (...) осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 000 до рассмотрен я спора по существу и вступления судебного акта в законную силу.

Исполнение решения в части отмены обеспечительных мер поручить Анапскому городскому отделу судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю.

Копию решения направить в Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд.

Судья

Анапского районного суда

Краснодарского края С.А.Киндт

Полный текст решения суда изготовлен 00.00.0000г.