ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-836/2012 от 16.11.2012 Азовского районного суда (Омская область)

       2-836/2012Р Е Ш Е Н И Е    Именем Российской Федерации

 16.11.2012 г.          с. Азово

 Азовский районный суд Омской области в составе

 председательствующего судьи Иордан Н.А.,

 при секретаре Демьяновой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора района о признании незаконным решение Совета Звонаревокутского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от 21.12.2007 г. № 26-105 «Об утверждении генерального плана и границы с. Звонарев Кут»,

 у с т а н о в и л :

 Прокурор района обратился с заявлением в суд о признании незаконным решение Совета Звонаревокутского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от 21.12.2007 г. № 26-105, указав на то, что в ходе проверки установлено несоответствие проведения процедуры публичных слушаний действующему законодательству. Кроме того, генеральный план утвержден не уполномоченным на то лицом, поскольку согласно Соглашению о передаче части полномочий органами местного самоуправления утверждение генеральных планов поселения делегировано администрации Азовского немецкого национального муниципального района.

 В судебном заседании помощник прокурора района Богатова Н.А. на заявленных требованиях настаивает, пояснив также, что поводом к проверке по возникшему вопросу явилось заявление ЗАО «Звонаревокутское» о нарушении их прав, связанных с утверждением генерального плана поселения, поскольку земли сельскохозяйственного назначения хозяйства включены в черту населенных пунктов. В ходе проверки установлено, что незаконностью принятого решения нарушены права и неопределенного круга лиц, т.к. использование земли под жилищное строительство, размещения других объектов недвижимости возможны только в границах муниципального образования, утвержденных в установленном законом порядке.

 Представитель администрации Звонаревокутского сельского поселения Рыжих С.П. заявленные требования не признает.

 Представитель администрации Азовского немецкого национального муниципального района Бурганов А.Ю. считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку Соглашением полномочия переданы администрации муниципального района, до настоящего времени генеральный план села не утвержден.

 Представитель ЗАО «Звонаревокутское» Полесовщиков В.В. поддерживает заявленные требования прокурора.

 Представители Совета Звонаревокутского сельского посления, ФБГУ «ФКП Росреестра», МП «Земельный кадастровый отдел», комитета по строительству и архитектуре в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом

 Представитель Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в его отсутствие.

 Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования включен в состав органов местного самоуправления. В силу статьи 43 закона нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов.

 Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 20 ч. 1 ст. 4 Устава Звонаревокутского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.

 В силу п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности также относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

 С учетом п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.

 Из системного толкования норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что на муниципальные образования - поселения возложена обязанность по разработке и утверждению генеральных планов поселений.

 Из материалов дела следует, что решением Совета Звонаревокутского сельского поселения № 26-105 от 21.12.2007 г. утвержден генеральный план села Звонарев Кут с внесенными изменениями, отраженными в схеме планировочной структуры генерального плана села Звонарев Кут.

 На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 Тем самым, законодателем разрешено органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

 Соглашением между администрацией Звонаревокутского сельского поселения и администрацией Азовского немецкого национального муниципального района о передаче осуществления части своих полномочий от 31.12.2006 г. предусмотрено, что полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений делегированы администрации района. Срок действия Соглашения определен сторонами с 01 января 2007 года до 31 декабря 2007 г.

 Решением Совета Азовского немецкого национального муниципального района № 3-22 Соглашение между администрацией района и администрацией сельского поселения о передаче части полномочий, в том числе, по утверждению генеральных планов утверждено.

 Несмотря на то, что в судебное заседание не представлено решение Совета Звонаревокутского сельского поселения об утверждении указанного выше Соглашения, суд полагает, что данное решение принималось, поскольку при утверждении Советом бюджета поселения на 2007 г. в статье 12 предусматривались субвенции на 2007 г., выделяемые из местного бюджета бюджету муниципального района и направляемые на финансирование расходов, связанных с передачей на основании указанного Соглашения по осуществлению части полномочий органов местного самоуправления поселения на районный уровень.

 Полномочия по вопросам градостроительной деятельности местного значения конкретизированы в Соглашении, заключенном между администрацией поселения и администрацией района, и утверждены решениями представительных органов. Содержащиеся в Соглашении нормы, регулирующие и изменяющие порядок разрешения вопросов местного значения, являются обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение в течение периода их действия в целях регулирования и изменения общественных отношений, связанных с градостроительной деятельностью в указанном сельском поселении.

 Соглашение, как и решение Совета о передаче указанных выше полномочий не оспаривались и не отменялись, Соглашение в досрочном порядке не расторгалось.

 Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм генеральный план села Звонарев Кут утвержден решением Совета Звонаревокутского сельского поселения, т.е. решение принято неуполномоченным органом.

 Также следует отметить, что Соглашение о передаче части полномочий органами местного самоуправления, в частности, по вопросу утверждения генерального плана поселения, заключается администрацией сельского поселения и администрацией муниципального района ежегодно (в том числе на 2012 год), тем самым, подтверждая незаконность принятого решения Советом по утверждению генерального плана, в противном случае данные полномочия в этой части не указывались бы.

 Кроме того, статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

 В силу статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

 Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

 Согласно Положению о публичных слушаниях, утвержденных решением Совета Звонаревокутского сельского поселения от 14.10.2005 г. № 1-7, организатор слушаний обеспечивает публикацию в средствах массовой информации, информирование населения в других формах о времени, месте проведения слушаний и вопросах, выносимых на обсуждение. Рекомендации слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).

 Из материалов дела следует, что решением Совета Звонаревокутского сельского поселения № 19-74 от 14.06.2007 г. назначены публичные слушания по утверждению схемы территориального планирования поселения на 20 июля 2007 г. в Доме культуры с. Звонарев Кут. Однако 13.07.2007 г. решением Совета сельского поселения № 20-76 указанная схема территориального планирования утверждена. Одновременно, исходя из протокола проведения публичных слушаний по вопросу рассмотрения схемы планировочной структуры генплана, публичные слушания проходили 18.08.2007 г. в здании администрации сельского поселения.

 Заключение о результатах публичных слушаний и информация о его опубликовании отсутствует.

 Из материалов дела следует, что публичные слушания по утверждению схемы территориального планирования прошли до объявленной даты проведения указанных слушаний, местом их проведения являлось здание сельского поселения, а не помещение Дома культуры, как указано в решении Совета.

 Тем самым, изменение даты и места проведения публичных слушаний без извещения об этом жителей поселения, нарушает их право по участию в рассмотрении вопроса об утверждении схемы территориального планирования.

 Из вышеизложенного следует, что в нарушение статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в с. Звонарев Кут публичные слушания фактически не проводились.

 С учетом нарушения процедуры проведения публичных слушаний, а также принятия решения об утверждении генерального плана не уполномоченным лицом, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 Заявленные требования прокурора Азовского немецкого национального района Омской области удовлетворить.

 Решение Совета Звонаревокутского сельского поселения № 26-105 от 21.12.2007 г. "Об утверждении генерального плана и границы с. Звонарев Кут " Азовского немецкого национального муниципального района Омской области признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья         Н.А. Иордан