ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-839/2022 от 28.03.2022 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-839/2022

УИД 03MS0146-01-2022-000563-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 г. г. Туймазы, РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кабировой Л.М.,

при секретаре Ермаковой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Западный межрайонный центр занятости населения к ФИО1 о взыскании суммы пособия по безработице, полученные обманным путем,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Западный межрайонный центр занятости населения обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы пособия по безработице, полученные обманным путем.

В обосновании иска указало, что ФИО1 обратилась в ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения в городе Туймазы в целях поиска подходящей работы ДД.ММ.ГГГГ, посредством подачи заявления о предоставлении государственной услуги через портал «Работа в России», заявление от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 (ред. 11.12.2018г.) «О занятости населения в Российской Федерации» и действующих «Временных правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленным порядке безработными» утвержденные постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 460 15 мая 2020 г. Гражданин признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ (личное дело получателя государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ) с установлением размера пособия в размере 19949,50 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При проведении перерегистрации ДД.ММ.ГГГГ, инспектором ФИО2 выявлено, что гражданка ФИО1 по сведениям о трудовой деятельности на портале ИАС ОБВ «Работа в России» и из источника ПФР сервис «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования», принята на работу в ООО «Центр винного туризма Абрау-Дюрсо» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) на должность продавец, то есть на момент перерегистрации являлась занятой, в соответствии со ст.2 Закона о занятости, о чем не сообщила инспектору. Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости, в число которых входит трудоустройство (работа по трудовому договору). В соответствии с пунктом 7 Правил, в соответствии с которыми органами службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. №116н начисления пособия по безработице со дня признания безработным. Таким образом, пособие по безработице после того, как гражданин был трудоустроен, было приобретено им без установленных законом, иными правовыми актам основании. С 9 апреля 2020 г. Западный межрайонный центр занятости осуществляет свою деятельность на основании Временных правил, согласно которых организован дистанционный режим работы центра занятости в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции. Регистрация граждан в качестве безработных, также перерегистрация безработных граждан осуществляется в дистанционном режиме, сотрудники центра занятости уведомляют граждан по телефону о необходимости сообщить о трудоустройстве или иных обстоятельствах когда гражданин может быть признан занятым. Специалистами центра занятости требования законодательства и ответственность за предоставление ложных либо недостоверных сведений были разъяснены ФИО1 по телефону. Со стороны ФИО1 возражений и замечаний по данному факту высказано не было. Гражданин при подаче заявления через ЕПГУ и ИАС ОБВ «Работа в России» подтверждает, что он не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и предупреждается об ответственности за предоставление недостоверных данных и получении пособия обманным путем. Без вышеуказанного подтверждения гражданином отсутствует техническая возможность отправки заявления. Не уведомление ЦЗН о факте трудоустройства после такого трудоустройства, а в особенности после получения пособия по безработице за время, когда гражданин был трудоустроен (сокрытие факта в целях дальнейшего получения по безработице за время, когда гражданин был уже трудоустроен (сокрытие факта в целях дальнейшего получения пособия по безработице), может рассматриваться как недобросовестность со стороны гражданина. На основании вышесказанного, в случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона №1032-1). Ввиду сокрытия ответчиком от Центра занятости своей занятости, выплата пособия была прекращена с одновременным снятием с учета только ДД.ММ.ГГГГ (приказы от ДД.ММ.ГГГГ. Выплаты производились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общий размер выплат составил 86233,32 руб., в том числе неправомерно полученных 50195,51 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сумма не возвращена. ФИО1 отказалась вернуть ранее полученные денежные средства. В соответствии с пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в случаях получения гражданами обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежат возврату в добровольном или судебном порядке.

На основании вышеизложенного просит взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Западный межрайонный центр занятости населения неосновательное обогащение в размере 50195,51 руб.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Истец представитель Государственного казенного учреждения Западный межрайонный центр занятости населения – ФИО3 на судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что ФИО1 отказалась возвращать денежные средства полученные обманным путем.

Суд, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему выводу.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37).

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась в ГКУ Западный межрайонный центр занятости населения в городе Туймазы в целях поиска подходящей работы ДД.ММ.ГГГГ, посредством подачи заявления о предоставлении государственной услуги через портал «Работа в России», заявление от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 (ред. 11.12.2018г.) «О занятости населения в Российской Федерации» и действующих «Временных правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленным порядке безработными» утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 15 мая 2020 г.

ФИО1 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ (личное дело получателя государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ) с установлением размера пособия в размере 19949,50 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении перерегистрации ДД.ММ.ГГГГ, инспектором ФИО2 выявлено, что гражданка ФИО1 по сведениям о трудовой деятельности на портале ИАС ОБВ «Работа в России» и из источника ПФР сервис «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования», принята на работу в ООО «Центр винного туризма Абрау-Дюрсо» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) на должность продавец, то есть на момент перерегистрации являлась занятой, в соответствии со ст.2 Закона о занятости, о чем не сообщила инспектору.

С ДД.ММ.ГГГГ Западный межрайонный центр занятости осуществляет свою деятельность на основании Временных правил, согласно которых организован дистанционный режим работы центра занятости в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции.

Регистрация граждан в качестве безработных, также перерегистрация безработных граждан осуществляется в дистанционном режиме, сотрудники центра занятости уведомляют граждан по телефону о необходимости сообщить о трудоустройстве или иных обстоятельствах когда гражданин может быть признан занятым.

Специалистами центра занятости требования законодательства и ответственность за предоставление ложных либо недостоверных сведений были разъяснены ФИО1 по телефону. Со стороны ФИО1 возражений и замечаний по данному факту высказано не было. Гражданин при подаче заявления через ЕПГУ и ИАС ОБВ «Работа в России» подтверждает, что он не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и предупреждается об ответственности за предоставление недостоверных данных и получении пособия обманным путем. Без вышеуказанного подтверждения гражданином отсутствует техническая возможность отправки заявления.

Не уведомление ЦЗН о факте трудоустройства после такого трудоустройства, а в особенности после получения пособия по безработице за время, когда гражданин был трудоустроен (сокрытие факта в целях дальнейшего получения по безработице за время, когда гражданин был уже трудоустроен (сокрытие факта в целях дальнейшего получения пособия по безработице), может рассматриваться как недобросовестность со стороны гражданина.

В случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона №1032-1).

Ввиду сокрытия ответчиком от Центра занятости своей занятости, выплата пособия была прекращена с одновременным снятием с учета только ДД.ММ.ГГГГ (приказы от ДД.ММ.ГГГГ).

Выплаты производились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общий размер выплат составил 86233,32 руб., в том числе неправомерно полученных 50195,51 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сумма не возвращена.

ФИО1 отказалась вернуть ранее полученные денежные средства. В соответствии с пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. №460, в случаях получения гражданами обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежат возврату в добровольном или судебном порядке.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм пособий по безработице лицам, состоящим на учете в целях поиска подходящей работы.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в соответствии с пунктом 1 статьи 3 которого - безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение пособий по безработице, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные выплаты подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Таким образом, из вышеприведенных норм права следует вывод о том, что излишне выплаченные суммы пособий по безработице, в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ФИО1 - лица, которому эта выплата была назначена.

Таким образом, поскольку ФИО1 незаконно получены денежные средства, сумма полученной выплаты подлежит взысканию в полном объеме.

Суд, проанализировав нормы права, фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, приходит к выводу в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Западный межрайонный центр занятости населения к ФИО1 о взыскании суммы пособия по безработице, полученные обманным путем.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 705 руб. 87 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Государственного казенного учреждения Западный межрайонный центр занятости населения к ФИО1 о взыскании суммы пособия по безработице, полученные обманным путем, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Западный межрайонный центр занятости населения денежные средства в размере 50 195 руб. 51 коп., полученные в качестве пособия по безработице.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 705 руб. 87 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.М. Кабирова