ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-842/2021 от 20.07.2021 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0017-01-2021-002293-67

№ 2-842/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2021 года г. Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.А.,

при секретаре Белоглазовой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о.прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Кузнецкого района Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорного животного,

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Кузнецкого района Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорного животного, указав, что ДД.ММ.ГГГГ примерно 18 часов 00 минут, возле <адрес> неизвестная собака укусила ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По данному факту ФИО2 обратился за медицинской помощью в ГБУЗ «Кузнецкая межрайонная больница», где ему была оказана медицинская помощь и госпитализировали в хирургическое отделение с диагнозом укушенная рана правого плеча, укушенные ссадины грудной клетки. По данному факту ОМВД России по Кузнецкому району проводится проверка в порядке ст.144, 145 УПК РФ. Ребенок в результате укусов испытал сильный болевой и эмоциональный шок, плохо спит.

Собственник безнадзорного животного, укусившего несовершеннолетнего ФИО2, установлен не был.

Ссылаясь на положения Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», <адрес> от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными полномочиями РФ, переданными для осуществления органами государственной власти Пензенской области», ст.ст.137, 151, 210, 230, 231, 1064, 1069, 1099 ГК РФ, просит взыскать с администрации Кузнецкого района Пензенской области компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в результате укуса безнадзорного животного в размере 30000 рублей.

Впоследствии прокурор Кузнецкого района Пензенской области уточнил исковые требования, окончательно просил взыскать с администрации Кузнецкого района Пензенской области за счет средств казны муниципального образования Кузнецкого района Пензенской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Николаевой В.А. компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Определением Кузнецкого районного суда Пензенской области от 22.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление ветеринарии Пензенской области.

Протокольным определением от 14.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Финансовое управление Кузнецкого района Пензенской области.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженкова Т.Н., исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2Николаева В.А. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ она со своим сыном Н. Сашей переходила дорогу возле <адрес> в <адрес>. В этот момент к её сыну подбежала безнадзорная собака, которую прикармливали их соседи Цикины, накинулась на её сына и укусила ему грудь, повалила его и укусила его в правое плечо. Собаку оттащил их сосед. После этого дома она осмотрела сына, у него были ссадины в области груди и укус правого плеча. Ребенок сильно испугался, плакал, жаловался на боль. Они обратились в ГБУЗ «Кузнецкая межрайонная детская больница», где его поместили в хирургическое отделение, в котором он пролежал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прошел необходимый курс лечения. После этого случая ребенок плакал, плохо спал, вздрагивал по ночам, стал заикаться, впоследствии заикание прошло. В настоящее время Саша боится не только собак, даже мух. При виде собак пугается, зовет её домой.

Представитель ответчика администрации Кузнецкого района Пензенской области Зубарева О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что вина органа местного самоуправления не установлена. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев отнесены к государственным полномочиям. Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 Управление ветеринарии Пензенской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно тому же федеральному закону №498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливает деятельность по обращению с животными без владельцев, как вопрос местного значения или как право органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района.

Вместе с тем, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» часть государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев предана органам местного самоуправления муниципальных районов и округов, в том числе Кузнецкому району Пензенской области (ст.4-9 закона Пензенской области 1176-ЗПО). Указанные полномочия переданы органам местного самоуправления с соответствующими субвенциями.

Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2019 №858-пП «О реализации отдельных полномочий в области обращения с животными на территории Пензенской области» (вместе с «Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных, нормами содержания животных на территории Пензенской области») установлено, что отлов животных без владельцев осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Согласно Закону Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО (Приложение 19 к Закону Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам Государственной власти Пензенской области»), субвенции на исполнение полномочий, преданных органам местного самоуправления ст.9-4, рассчитываются исходя из расчетной и средней стоимости. Для исполнения переданных полномочий администрацией Кузнецкого района Пензенской области регулярно объявляются аукционы на заключение контракта на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, но все они признаны не состоявшимися ввиду отсутствия поданных заявок. Иных способов исполнения переданных государственных полномочий у администрации Кузнецкого района Пензенской области не имеется, так как законом Пензенской области органам местного самоуправления не передавались полномочия по созданию специализированных учреждений по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а также полномочия по созданию приютов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных Законом Пензенской области №1176-ЗПО отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. На территории Пензенской области нет приютов для животных, а содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания, не являющихся приютами для животных, не допускается, что является причиной отсутствия заявок на проведенные аукционы. Письмами администрации Кузнецкого района Пензенской области от 15.07.2020 №2203, от 14.08.2020 №2570, от 29.10.2020 №3480, от 18.11.2020 №3740 в адрес Управления ветеринарии Пензенской области были направлены отчеты о том, что предоставленные субвенции не освоены ввиду отсутствия заявок во время проведения аукционов в 2020 году по причине отсутствия желающих на участие в аукционах – отсутствие условий, удовлетворяющих требованиям ФЗ от 27.12.2018 №498-ФЗ и Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2019 №858-пП. Считают, что Управлением ветеринарии Пензенской области не была в должной мере проанализирована представленная информация, не приняты меры по обеспечению органа местного самоуправления достаточными материальными и финансовыми ресурсами на исполнение переданных полномочий.

В соответствии с ч.2 ст.15.1 ФЗ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в ч.1 настоящей статьи в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Данное полномочие является правом органа местного самоуправления, но не является обязанностью, и в силу абз.3 ч.5 ст.20 ФЗ №131-ФЗ осуществляется при наличии возможности. Вместе с тем, ч.3 ст.136 БК РФ устанавливает, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Дотационность бюджета Кузнецкого района превышает 80%. Ежегодно администрация Кузнецкого района заключает с Министерством финансов Пензенской области соглашения, на основании которых берет на себя обязательство по неустановлению и неисполнению расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Пензенской области к полномочиям органов местного самоуправления. Считает, что органы местного самоуправления Кузнецкого района не имеют права на исполнение государственных полномочий, не переданных им федеральными законами либо законом субъекта РФ.

Также считает несостоятельной ссылку на ст.230-231 ГК РФ, поскольку отсутствуют доказательства того, что собака, укусившая несовершеннолетнего ФИО2, была обнаружена ранее, чем за 6 месяцев до нападения животным на несовершеннолетнего, информации такой в орган местного самоуправления и полицию не поступала, поэтому муниципальная собственность на безнадзорную собаку не возникла.

Кроме того, считает, что администрация Кузнецкого района Пензенской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, а надлежащим ответчиком считает Управление ветеринарии Пензенской области, как орган, согласно Постановлению Правительства Пензенской области, определенный уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, который обязан контролировать осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, осуществлять анализ представленной отчетности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления ветеринарии Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и отзыв на иск, в котором указывает, что на момент причинения вреда несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, укусом безнадзорного животного ДД.ММ.ГГГГ отдельные полномочия органов местного самоуправления по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, определенные ст.9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО, не прекращались, следовательно, ответственность на Управление ветеринарии Пензенской области, как на главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых в виде субвенций муниципальным образованиям, не может быть возложена.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Финансового управления Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем компенсации морального вреда.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина» Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 18 часов 00 минут возле <адрес> неизвестная собака укусила несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В результате чего ФИО2 получил травму в виде укушенной раны правого плеча, ссадины грудной клетки. По данному факту Николаева В.А. с сыном ФИО2 обратились в ГБУЗ «Кузнецкая межрайонная детская больница», где ребенок был госпитализирован в хирургическое отделение. Впоследствии прошел курс антирабических прививок.

Данные обстоятельства подтверждены постановлением УУП ОМВД России по <адрес> об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из истории болезни ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, амбулаторной картой ФИО2

В рамках материала проверки по факту обращения за медицинской помощью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена медицинская экспертиза. Согласно заключению эксперта ГБУЗ «ОБСМЭ» от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного по материалу проверки КУСП , на момент поступления в больницу 02.05.202120 ч. 36 мин. у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имелись повреждения: рана правого плеча, ссадина на передней поверхности грудной клетки, которые причинены в пределах нескольких часов до момента поступления в больницу от не менее одного травматического воздействия тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью, чем могли быть зубы животного, повлекли кратковременное (до 21 дня включительно) расстройства здоровья, поэтому квалифицируются как повреждения, причинившие легкий вред здоровью, согласно п.8.1 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн.

Суд доверяет вышеуказанному заключению эксперта, поскольку оно выполнено лицом, обладающим необходимыми квалификацией и опытом работы, сторонами по делу не оспорено, ходатайств о назначении по настоящему гражданскому делу судебно-медицинской экспертизы не заявлено.

Согласно объяснениям, данным законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего Николаевой В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ её сына ФИО2 укусила собака, которая бегала по <адрес>. После укуса ребенок очень долго плакал, не мог успокоиться, находился в больнице. По ночам ребенок часто просыпался, плакал и вздрагивал. В больнице находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дома ребенок плохо спал, часто плакал, и стал заикаться. Он очень испугался. До настоящего времени при виде собак пугается.

Сторонами факт причинения несовершеннолетнему ФИО2 повреждений в виде укусов безнадзорной собакой, собственник которой не установлен, не оспаривался.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что в результате нападения безнадзорной собаки несовершеннолетний ФИО2 получил легкий вред здоровью, испытал физические и нравственные страдания, в связи с чем, в пользу законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.

Определяя лицо, ответственное в данном случае за причинение морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия по реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев отнесены к государственным полномочиям.

Согласно ст.8 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе, следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст.9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев:

1) прием сообщений о нахождении животных без владельцев, отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных (далее - приют), прием сведений об объеме выполненных работ по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и немедленной передаче в приюты, от лиц, осуществляющих отлов животных без владельцев;

2) содержание животных без владельцев в приютах, в том числе проведение осмотра и осуществление мероприятий по обязательному карантинированию животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинация таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизация поступивших в приюты животных без владельцев;

3) учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;

4) размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

5) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи;

6) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев, в том числе размещение сведений в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

7) эвтаназия содержащихся в приютах животных без владельцев в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утилизация умерших и (или) подвергнутых эвтаназии в приютах животных без владельцев.

Согласно ст.20 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2019 N 858-пП (ред. от 18.02.2021) "О реализации отдельных полномочий в области обращения с животными на территории Пензенской области" утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных, нормы содержания животных в них на территории Пензенской области.

В целях осуществления отлова, учета животных без владельцев, а также организации содержания таких животных органы местного самоуправления заключают в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальные контракты (гражданско-правовые договоры) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на муниципальные образования в установленном законом порядке, путем заключения договоров на осуществление отлова безнадзорных животных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ответственным за исполнение этих функций является в данном случае администрация Кузнецкого района Пензенской области.

В связи с чем, суд считает, что администрацией Кузнецкого района проявлено бездействие в организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Обладая сведениями об отсутствии заявок на участие в электронных аукционах, проведенных администрацией Кузнецкого района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на заключение контракта на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при этом обладая информацией о причинах отсутствия таких заявок, а именно недостаточности денежных средств, выделяемых на проведение таких мероприятий, отсутствие питомников для содержания безнадзорных животных, администрация своевременно не приняла меры для совместного разрешения указанных вопросов, не представив в Управление Ветеринарии Пензенской области расчеты действительной стоимости проведения необходимых мероприятий. Также ответчиком не проведена работа по выяснению наличия в соседних регионах, а также на территории г.Пензы мест в питомниках для размещения безнадзорных животных, установленных на территории Кузнецкого района Пензенской области.

Суд учитывает, что наличие причин, на которые ссылается ответчик – администрация Кузнецкого района Пензенской области, в части отсутствия надлежащего финансирования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, не должно сказываться на качестве и безопасности жизни граждан на территории Кузнецкого района Пензенской области и не освобождает ответчика от возмещения ущерба, причиненного безнадзорными животными.

Довод возражений представителя ответчика о том, что в данном случае надлежащим ответчиком является Управление Ветеринарии Пензенской области суд считает не состоятельным по следующим основаниям.

Управление ветеринарии Пензенской области является главным распорядителем средств, выделяемых в виде субвенций муниципальным образованиям.

Управление ветеринарии Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 №189-пП «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пензенской области и от 26.03.2012 №204-пП «Об утверждении Положения об Управлении ветеринарии Пензенской области» является уполномоченным органом исполнительной власти по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пензенской области, в том числе:

устанавливает порядок проведения мониторинга по определению количества животных без владельцев,

определяет нормативы средней стоимости единиц услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации», переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области.

Тогда, как сами полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, указанные в ст.9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области.

На момент причинения вреда несовершеннолетнему ФИО2 укусом безнадзорного животного ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, определенные Законом Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО, не прекращались.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, степень и характер причиненных несовершеннолетнему потерпевшему физических и нравственных страданий, возраст потерпевшего, период прохождения лечения, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика администрации Кузнецкого района Пензенской области за счет средств казны муниципального образования денежную компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

При таких обстоятельствах исковые требования и.о.прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Кузнецкого района Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорного животного подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В связи с тем, что истец освобожден в силу требований законодательства РФ от уплаты государственной пошлины при подаче данного искового заявления, исковые требования удовлетворены, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о.прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах несовершеннолетнего ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с администрации Кузнецкого района Пензенской области за счет средств казны муниципального образования Кузнецкого района Пензенской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Николаевой В.А. компенсацию морального вреда в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.

Взыскать с администрации Кузнецкого района Пензенской области за счет средств казны муниципального образования Кузнецкого района Пензенской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с 23.07.2021.

Решение в окончательной форме принято 23.07.2021.

Судья: