гражданское дело № 2-843/2023
28RS0017-01-2023-000974-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Шестопалова В.В.,
при секретаре Евдокимовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Желтояровский сельсовет к ФИО1 о признании недействительными распоряжения "О поощрении", взыскании суммы неосновательного обогащения.
у с т а н о в и л:
Свободненский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, в котором просит признать недействительными распоряжения главы муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 «О поощрении» от 05.03.2020 № 05-к; от 18.12.2020 № 11-к; от 26.11.2021 № 12- к; от 20.12.2021 № 15-к.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования Желтояровский сельсовет сумму неосновательного обогащения в размере 86 800 рублей незаконно перечисленную из бюджета муниципального образования в качестве премий по распоряжениям от 05.03.2020 № 05-к; от 18.12.2020 № 11-к; от 26.11.2021 № 12-к; от 20.12.2021 № 15-к.
Свое требование истец мотивировал тем, что Свобдненской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрации Желтояровского сельсовета.
Установлено, что ФИО1 на основании результатов конкурсного отбора избрана главой муниципального образования Желтояровский сельсовет, о чем Желтояровским сельским Советом народных депутатов изданы соответствующие постановления №33/14 от 10.06.2016 и №51/14 от 11.06.2021.
К исключительной компетенции Желтояровского сельского Совета депутатов в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 23 Устава).
Желтояровский сельский Совет народных депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы Желтояровского сельсовета о результатах его деятельности, деятельности администрации Желтояровского сельсовета и иных подведомственных главе Желтояровского сельсовета органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Желтояровским сельским Советом народных депутатов (часть 3 статьи 23 Устава).
Глава муниципального образования Желтояровского сельсовета является высшим должностным лицом Желтояровского сельсовета и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 29 Устава).
В своей деятельности глава подконтролен и подотчетен населению и Желтояровскому сельскому Совету народных депутатов (часть 9 статьи 29 Устава).
В пределах своих полномочий глава сельсовета в том числе: издает правовые акты; представляет на утверждение Желтояровского сельского Совета народных депутатов проект бюджета поселения и отчет об его исполнении; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим; предоставляет на рассмотрение Желтояровского сельского Совета народных депутатов планы и программы социально-экономического развития поселения, отчеты об их исполнении; организует работу по подготовке проекта местного бюджета; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении; (пункты 1, 2, 4, части 1, пункты 3, 5, 6, 8 статьи 30 Устава).
Из приведенных правовых положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования.
В этой связи принятие правового акта, устанавливающего порядок премирования выборного должностного лица, и принятие решения о премировании (поощрении) выборного должностного лица входит в полномочия представительного органа муниципального образования и не относится к компетенции главы муниципального образования.
Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности.
Одновременно глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции (ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона №131-Ф3, ч. 8.1 ст. 29 Устава Желтояровского сельского совета, утвержденного решением Желояровского сельского совета народных депутатов от 31.08.2010 № 8).
Самостоятельное принятие должностным лицом решений о выплате себе премий, ведет к возникновению конфликта интересов, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», так как предусматривает возможность получения доходов и является проявлением личной заинтересованности, которая непосредственно влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих полномочий.
Вместе с тем, при анализе распоряжений администрации Желтояровского сельсовета от 05.03.2020 №05-к, от 18.12.2020 № 11-к,
26.11.2021 № 12-к, 20.12.2021 № 15-к установлено, что главой муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 изданы распоряжения «О поощрении», согласно которым она распорядилась о выплате себе премий, в частности:
по распоряжению от 05.03.2020 № 05-к в размере 2 300 рублей; по распоряжению от 18.12.2020 № 11-к в размере 20 000 рублей; по распоряжению от 26.11.2021 № 12-к в размере 25 000 рублей; по распоряжению от 20.12.2021 № 15-к в размере 39500 рублей, в общей сумме 86 800,00 рублей, за счет средств местного бюджета, ссылаясь на решение Желтояровского сельского Совета народных депутатов от 16.11.2015 №20 «О муниципальной службе в Желтояровском сельсовете», постановление главы администрации от 09.11.2016 № 167/1 «Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» как на основание издания перечисленных распоряжений о премировании.
Таким образом распоряжения о премировании изданы главой муниципального образования Желтояровский сельсовет за пределами своих полномочий, в связи с чем являются недействительными.
Кроме того, самостоятельное принятие указанным должностным лицом решений о выплате себе премий, ведет к возникновению конфликта интересов, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», то есть ситуации когда выборное должностное лицо самостоятельно принимает решение об установлении порядка выплаты себе премий, что предусматривает возможность получения денежных доходов и является проявлением личной заинтересованности, которая непосредственно влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих полномочий.
Таким образом, проведенной Свободненской городской прокуратурой проверкой установлено, что главой муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 распоряжение о своем премированы изданы в отсутствии достаточных правовых оснований, за пределами предоставленных полномочий, в условиях конфликта интересов, что является проявлением недобросовестности.
Правовая оценка действиям главы муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 дана Судебной коллегией по административным делам Амурского областного суда в апелляционном определении от 11.04.2023 по делу № 33Ana-1445/2023, которым полномочия ФИО1 прекращены досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Установленные апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам Амурского областного суда от 11.04.2023 по делу № 33Ana-1445/2023 обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности действий главы муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 при получении спорных премиальных выплат.
Представитель истца помощник Свободненского городского прокурора Юрчук Е.В., в ходе рассмотрения дела уточнила заявленные требования, где просила суд, признать недействительными распоряжения главы муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 «О поощрении» от 05.03.2020 № 05-к; от 18.12.2020 № 11-к; от 26.11.2021 № 12- к; от 20.12.2021 № 15-к, в части установления в них размера денежных поощрений ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования Желтояровский сельсовет сумму неосновательного обогащения в размере 86 800 рублей незаконно перечисленную из бюджета муниципального образования в качестве премий по распоряжениям от 05.03.2020 № 05-к; от 18.12.2020 № 11-к; от 26.11.2021 № 12-к; от 20.12.2021 № 15-к.
Ответчик ФИО1, в судебном заседании предъявленные к ней исковые требования не признала.
Представитель Администрации Свободненского района Амурской области ФИО2, действующая на основании доверенности, не поддержала заявленные исковые требования.
Другие участники по делу в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что Свобдненской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрации Желтояровского сельсовета.
Установлено, что ФИО1 на основании результатов конкурсного отбора избрана главой муниципального образования Желтояровский сельсовет, о чем Желтояровским сельским Советом народных депутатов изданы соответствующие постановления №33/14 от 10.06.2016 и №51/14 от 11.06.2021.
ФИО1, являясь главой муниципального образования Желтояровский сельсовет издала распоряжения «О поощрении», согласно которым она распорядилась о выплате себе премий, в частности: по распоряжению от 05.03.2020 № 05-к в размере 2 300 рублей; по распоряжению от 18.12.2020 № 11-к в размере 20 000 рублей; по распоряжению от 26.11.2021 № 12-к в размере 25 000 рублей; по распоряжению от 20.12.2021 № 15-к в размере 39500 рублей, в общей сумме 86 800,00 рублей, за счет средств местного бюджета, ссылаясь на решение Желтояровского сельского Совета народных депутатов от 16.11.2015 №20 «О муниципальной службе в Желтояровском сельсовете», постановление главы администрации от 09.11.2016 № 167/1 «Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» как на основании издания перечисленных распоряжений о премировании.
Апелляционным определением от 11.04.2023 по делу № 33AПa-1445/2023, признаны незаконным бездействия Желтояровского сельского Совета народных депутатов, выраженное в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельсовета ФИО1 в связи с утратой доверия за несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года «273-ФЗ « О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
Полномочия ФИО1 прекращены досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из представленного постановления №33/1 от 04.06.2018 года о внесении изменений в постановление администрации Желтояровского сельсовета от 09.11.2016 в котором изложено следующее: Внести в постановление администрации Желтояровского сельсовета от 09.11.2016 № 167/1 «Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» следующие изменения:
1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
«Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета и выборному должностному лицу местного самоуправления Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда».
2. Пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить прилагаемое Положение о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета и выборному должностному лицу местного самоуправления Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда».
3. В Положении о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда:
1) Наименование изложить в следующей редакции:
«Положение о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета и выборному должностному лицу местного самоуправления Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда».
2) Пункт 1.2 дополнить словами: «выборному должностному лицу органа местного самоуправления Желтояровского сельсовета».
3) Пункт 2.1 дополнить абзацем следующего содержания:
«выборному должностному лицу местного самоуправления - на основании распоряжения администрации Желтояровского сельсовета».
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЭ структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе представительный орган муниципального образования и глава муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В исключительной компетенции представительного органа находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (пункты 2, 5, 8, 9, 10 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-Ф3).
При этом, частью 5 статьи 36 Федерального закона № 131-Ф3 определено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Желтояровский сельсовет определены Уставом муниципального образования, принятым решением Желтояровского сельского Совета народных депутатов от 31.08.2010 № 8 (далее также - Устав).
Согласно ст. 20 Устава структуру органов местного самоуправления поселения составляют: представительный орган муниципального образования - Желтояровский сельский Совет народных депутатов; глава Желтояровского сельсовета; исполнительно-распорядительный орган Желтояровского сельсовета - администрация Желтояровского сельсовета. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 2 статьи 20 Устава).
К исключительной компетенции Желтояровского сельского Совета депутатов в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 23 Устава).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В своей деятельности глава подконтролен и подотчетен населению и Желтояровскому сельскому Совету народных депутатов (часть 9 статьи 29 Устава).
В пределах своих полномочий глава сельсовета в том числе: издает правовые акты; представляет на утверждение Желтояровского сельского Совета народных депутатов проект бюджета поселения и отчет об его исполнении; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим; предоставляет на рассмотрение Желтояровского сельского Совета народных депутатов планы и программы социально-экономического развития поселения, отчеты об их исполнении; организует работу по подготовке проекта местного бюджета; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении; (пункты 1, 2, 4, части 1, пункты 3, 5, 6, 8 статьи 30 Устава).
Из приведенных правовых положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования.
В этой связи принятие правового акта, устанавливающего порядок премирования выборного должностного лица, и принятие решения о премировании (поощрении) выборного должностного лица входит в полномочия представительного органа муниципального образования и не относится к компетенции главы муниципального образования.
Разрешая довод ответчика об определении размера суммы выплат подлежащих возврату в бюджет за вычетом сумм исчисленного и удержанного с них налога на доходы физических лиц (НДФЛ), суд полагает его несостоятельным.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации (статья 209 Налогового кодекса РФ).
К доходам от источников в Российской Федерации относятся в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ).
Исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся налоговыми агентами в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (пункт 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ).
Порядок взыскания и возврата налога с физических лиц определен статьей 231 НК РФ, которая в абзаце первом пункта 1 содержит прямое указание о возврате излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога именно налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Исходя из взаимосвязанных положений закона, с учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что законных оснований для принятия названных распоряжений у главы муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 в отношении себя не имелось, поскольку из правовых положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и принятого в продолжение его норм Устава муниципального образования от 31.08.2010 № 8 следует, что принятие правового акта, устанавливающего порядок премирования выборного должностного лица, а так же принятие решения о премировании (поощрении) выборного должностного лица входит исключительно в полномочия представительного органа муниципального образования и не относится к компетенции главы муниципального образования.
Распоряжения о премировании, изданные главой муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 в отношении себя, изданы за пределами ее полномочий, в связи с чем являются недействительными.
В силу приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Желтояровский сельсовет к ФИО1 о признании недействительными распоряжения "О поощрении", взыскании суммы неосновательного обогащения, удовлетворить.
Признать недействительными распоряжения главы муниципального образования Желтояровский сельсовет ФИО1 «О поощрении» от 05.03.2020 № 05-к; от 18.12.2020 № 11-к; от 26.11.2021 № 12- к; от 20.12.2021 № 15-к, в части установления в них размера денежных поощрений ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования Желтояровский сельсовет сумму неосновательного обогащения в размере 86 800 рублей незаконно перечисленную из бюджета муниципального образования в качестве премий по распоряжениям от 05.03.2020 № 05-к; от 18.12.2020 № 11-к; от 26.11.2021 № 12-к; от 20.12.2021 № 15-к.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в апелляционном порядке, месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 26 июля 2023 г.
Судья Свободненского
городского суда: В.В. Шестопалов