ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8443/2015 от 17.12.2015 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-8443/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2015 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Шибанова К.Б.,

при секретаре Яковлевой Н.Е.,

с участием представителя административного истца Администрации Великого Новгорода Каминской Е.Б., представителя административного ответчика Управления государственной жилищной инспекции по Новгородской области Сазоновой Т.Ю., заинтересованного лица Кононовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Великого Новгорода (далее также – Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области (далее также – Управление) о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование заявленных требований указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Администрации было выдано предписание , которым на административного истца возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, а также заменить в указанном жилом помещении индивидуальный прибор учета электрической энергии. Вместе с тем указанное предписание является незаконным, как выданное с нарушением порядка осуществления государственного надзора, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля». В частности, оспариваемое предписание было выдано Управлением без проведения плановой либо внеплановой проверки, без издания соответствующего распоряжения и его согласования с органами прокуратуры, а также без составления акта проверки, что противоречит требованиям закона.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кононова С.В., Кононов В.И., Волкова И.А., Кононов С.В.

Заинтересованные лица Кононов В.И., Волкова И.А., Кононов С.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель Администрации Каминская Е.Б. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, в дополнение пояснив, что Администрация не является органом, уполномоченным на исполнение требований предписания, в связи с тем, что полномочия наймодателя в отношении жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляет МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство».

Представитель Управления Сазонова Т.Ю. в судебном заседании административный иск Администрации не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Заинтересованное лицо Кононова С.В. в судебном заседании полагала исковые требования Администрации необоснованными.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной жилищной инспекции Новгородской области Администрации Великого Новгорода было выдано предписание , которым Администрации предписано в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ оснастить квартиру <адрес> индивидуальным прибором учета холодной и горячей воды, а также произвести замену индивидуального прибора учета электрической энергии.

Как следует из содержания оспариваемого предписания, основанием для его выдачи послужили выявленные Управлением при обследовании вышеназванной квартиры нарушения ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации», п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 года №354 (далее также - Правила), выразившиеся в отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также нарушения п.п. 138, 142 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и п. 81 вышеназванных Правил, обусловленные использованием в жилом помещении индивидуального прибора учета электрической энергии по истечении срока его эксплуатации.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда ….. посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.20 ЖК РФ).

Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 года №493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее также – Положение).

Пунктом 3 вышеназванного Положения, равно как и ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, предусмотрены следующие формы осуществления государственного жилищного надзора: а) организация и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Деятельность Управления в области государственного жилищного надзора осуществляется в соответствии с Административным регламентом управления государственной жилищной инспекции Новгородской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденным постановлением Управления от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Административный регламент).

В соответствии с вышеназванным Административным регламентом предписание выдается должностным лицом Управления только по результатам проведения проверки (пп.13 п. 1.5.1, п.1.7.2, п.3.6.5, п.3.6.9, 3.7.1, Приложение «Предписание»).

Согласно Федеральному закону №294-ФЗ плановые проверки деятельности юридических лиц проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации. Внеплановые проверки проводятся на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Между тем, как видно из материалов дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, проверка в порядке, установленном Федеральным законом №294-ФЗ, в отношении Администрации должностными лицами Управления не проводилась. При этом сведения о том, что в квартире <адрес> отсутствуют индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды и не произведена замена индивидуального прибора учета электрической энергии, получены Управлением в результате обследования указанного жилого помещения, проведенного на основании приказа заместителя руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные, полученные Управлением при проведении обследования жилого помещения, в силу п. 15 Положения могли являться основанием для инициирования и проведения в отношении Администрации внеплановой проверки. Вместе с тем выявленные нарушения, во всяком случае, не давали правовых оснований к неисполнению Управлением императивных требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и положений Административного регламента.

Таким образом, в рассматриваемом случае Управлением избрана ненадлежащая форма реагирования на выявленные нарушения требований закона - выдача предписания, поскольку, как указывалось судом выше, предписание может быть выдано только по результатам проверки (плановой или неплановой), то есть по результатам административной процедуры, в рамках которой у проверяемого лица имеется ряд предусмотренных ст.ст.21-24 Федерального закона №294-ФЗ правомочий по защите своих прав, возможность реализовать которые оно очевидно лишено в случае вынесения предписания вне проведения такой проверки.

В этом отношении судом также учитывается довод представителя административного истца относительно того, что Администрация не является лицом, осуществляющим полномочия наймодателя вышепоименованного жилого помещения, на котором лежит обязанность по его оборудованию соответствующими приборами учета, который Управлением не был проверен на момент выдачи оспариваемого предписания, равно как и не был опровергнут в судебном заседании.

В то же время не может быть принят во внимание довод представителя административного ответчика, согласно которому предписание от ДД.ММ.ГГГГ было выдано по результатам проведенного Управлением наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства в соответствии с п. 3.1.1.3 Положения об Управлении, поскольку в силу п. 15 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493, результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых проверок, и, соответственно, не могут являться основанием для выдачи предписания без проведения таких проверок.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ выдано Управлением с превышением полномочий, установленных Административным регламентом, а также с нарушением приведенных выше положений ЖК РФ, Федерального закона №294-ФЗ и Положения.

При этом оспариваемое предписание нарушает права Администрации, поскольку его неисполнение дает основания для возбуждения в отношении административного истца дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, предусматривающим ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования Администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Великого Новгорода к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением государственной жилищной инспекции Новгородской области Администрации Великого Новгорода.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий К.Б. Шибанов

Мотивированное решение составлено 29 декабря 2015 года.