ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-84/19 от 19.06.2019 Полесского районного суда (Калининградская область)

гражданское дело № 2-84/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Полесск 19 июня 2019 года

Полесский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Полиловой Л.А.,

при секретаре Корнеевой Н.Н.,

с участием прокурора Волкова Ю.А.,

представителя ответчика администрации МО «Полесский городской округ» ФИО2,

представителей третьего лица МКУП «Полесское ЖЭУ» ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер к оформлению права собственности и государственной регистрации права собственности на котельную; о возложении обязанности принять котельную в собственность и оформить на неё право собственности в предусмотренном законом порядке; о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии своевременных и необходимых мер к устранению нарушений в сфере теплоснабжении; о возложении обязанности устранить нарушения в сфере теплоснабжения, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Полесского района Калининградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Полесский городской округ», в котором, с учетом неоднократного уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит:

- признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер к оформлению права собственности и государственной регистрации права собственности на котельную, расположенную по адресу: <адрес>

- обязать администрацию МО «Полесский городской округ» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность и оформить право собственности в предусмотренном законом порядке на объект недвижимого имущества – котельную, расположенную по адресу: <адрес>.

- признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии своевременных, необходимых мер к устранению нарушений в области теплоснабжения, допущенных при эксплуатации котельных, расположенных в <адрес>), в <адрес>), указанных в Предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ

- обязать администрацию МО «Полесский городской округ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в области теплоснабжения, допущенные при эксплуатации котельных, расположенных в <адрес>), в <адрес>), указанные в Предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно постановлениям администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, а также договорам от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве оперативного управления» и от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ», котельные, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес> (далее - котельные) переданы в оперативное управление МКУП «Полесское ЖЭУ». Государственная регистрация права оперативного управления не произведена.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно разъяснению, данному в пункте 5 постановления совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10\22, в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

При эксплуатации вышеуказанных котельных, переданных администрацией Полесского городского округа в оперативное управление МКУП «Полесское ЖЭУ», существенные нарушения при пользовании и распоряжении ими, при их эксплуатации, допущены администрацией МО «Полесский городской округ».

Северо-Западным управлением Ростехнадзора проведена повторная проверка котельных ДД.ММ.ГГГГ., в результате которой установлено, что в настоящее время имеются 102 нарушения. До настоящего времени администрацией Полесского городского округа регистрация права собственности на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в предусмотренном законом порядке не произведена. Регистрация права собственности на котельную, расположенную по адpecy: <адрес>, осуществлена администрацией Полесского городского округа ДД.ММ.ГГГГ., после передачи указанного имущества в оперативное управление ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, при передаче указанной котельной в оперативное управление МКУП "Полесское ЖЭУ" собственностью муниципального образования эта котельная не являлась.

В связи с передачей администрацией муниципального образования имущества, не находящегося в собственности муниципального образования, не внесением изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» в данной части, не имеется законных оснований и к государственной регистрации договора о передаче указанного имущества в оперативное управление. Так как государственная регистрация указанного договора до настоящего времени не произведена, в соответствии с требованиями ст. 131 и п. 1 ст. 216 ГК РФ, п. 5 постановления совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10\22, право хозяйственного ведения и право оперативного управления у МКУП "Полесское ЖЭУ" в предусмотренном законом порядке к настоящему времени не возникло. В связи с этим, обязанность по содержанию котельной по адресу: <адрес>, и устранению нарушений законодательства о теплоснабжении, выявленных при эксплуатации котельной, в силу закона возложена на собственника - администрацию МО «Полесский городской округ». Также, на администрацию МО «Полесский городской округ» в силу закона возложена обязанность государственной регистрации права собственности на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, и обязанность по содержанию указанной котельной и устранению нарушений законодательства о теплоснабжении, выявленных при эксплуатации котельной.

В судебном заседании прокурор Волков Ю.А. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, изложил доводы, аналогичные доводам иска. Дополнил, что адресом объекта недвижимости – котельной в <адрес> следует считать: <адрес>. Несмотря на то, что право оперативного управления на котельную в <адрес> зарегистрировано в настоящее время, нарушения законодательства о теплоснабжении были установлены до регистрации, в связи с чем все нарушения законодательства о теплоснабжении должны быть устранены собственником котельных, то есть администрацией МО «Полесский городской округ».

Представители третьего лица МКУП «Полесское ЖЭУ» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании измененные исковые требования прокурора поддержали, полагали, что котельные надлежащим образом не были переданы МКУП «Полесское ЖЭУ», при этом факт эксплуатации данных котельных предприятием не отрицали. Пояснили, что в настоящее время требуется дорогостоящий ремонт котельных, на осуществление которого денежных средств в предприятии не имеется. Полагали, что администрация как собственник спорного имущества обязана устранить выявленные Гостехнадзором нарушения законодательства о теплоснабжении.

Представитель третьего лица Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которым регулируются отношения в сфере теплоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) реализация предусмотренных частями 5 – 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;

6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;

7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;

9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;

9.1) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 указанного Федерального закона теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.

В силу части 5 вышеназванной статьи проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 20 данного Федерального закона, проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Реализация полномочий органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа может осуществляться различными способами, в том числе и путём создания специализированных унитарных (казенных) муниципальных предприятий.

Унитарное муниципальное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то органа местного самоуправления, может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (пункт 1 статьи 114, пункт 8 статьи 113, статья 125 ГК РФ).

Как указано в подпунктах 1 и 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия, о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством.

При этом пунктом 1 статьи 2 названного закона предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральный закон N 131-ФЗ также закрепляет право муниципальных образований создавать муниципальные предприятия и учреждения, предусматривая, что функции и полномочия учредителя в отношении таких предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (часть 4 статьи 51).

В соответствие с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ, согласно которому право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе, право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

Пунктом 1 статьи 164 ГК РФ установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются согласно Главе 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Исходя из положений ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с заявлением о государственной регистрации закрепления муниципального имущества на праве оперативного управления, могут обращаться как само муниципальное образование, так и предприятие, за которым имущество закреплено.

Особенности организации местного самоуправления на территории Калининградской области по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, определяются Законом Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (далее также Закон Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730).

В силу ст. 5-4 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 постановлением Правительства Калининградской области утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче в целях разграничения муниципального имущества, а также иного имущества.

Согласно п. 1 ст. 5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является постановление Правительства Калининградской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, которым утвержден перечень соответствующего имущества.

В соответствии п. 2 указанной статьи право собственности муниципального образования на имущество, указанное в перечнях имущества, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области, возникает с момента подписания акта о приеме-передаче муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на муниципальные предприятия и учреждения, передаваемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, возникает у муниципального образования с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы этих муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в целях замены учредителя (п.3 ст.5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730).

Сведения о муниципальном имуществе, на которое у муниципальных образований возникает право муниципальной собственности, вносятся в соответствующие реестры муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст.5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730).

Пунктами 4 и 5 Постановления Правительства Калининградской области от 01 апреля 2015 г. № 183 соответственно утверждены перечни муниципального имущества и муниципальных предприятий, передаваемых из муниципальной собственности муниципального образования «Тургеневское сельское поселение» в муниципальную собственность муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области, согласно приложениям № 4 и № 5 (т. , л.д. ).

Согласно упомянутому Приложению № 4 центральная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., включена в перечень передаваемого муниципального имущества (№ п/п (т. , л.д.).

Муниципальное казенное унитарное предприятие Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН , распложенное по адресу: <адрес>, включено в перечень передаваемого муниципального имущества, согласно упомянутому Приложение № 5 (№ п/п 1) (т. л.д. ).

Акты приёма-передачи муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Тургеневское сельское поселение» в муниципальную собственность муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области, в том числе в отношении центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, и муниципального казенного унитарного предприятия Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН подписаны ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д. ).

Сведения об имуществе в виде здания центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, внесены в Реестр муниципального имущества МО «Полесский городской округ», что подтверждается соответствующей выпиской из Реестра от ДД.ММ.ГГГГ (т., л.д).

Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве оперативного управления» с Приложением № 2 центральная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, закреплена на праве оперативного управления за муниципальным казенным унитарным предприятием «Тюленинское ЖКХ» (т. , л.д. ).

С учетом вышеизложенного и положений пунктов 1 и 2 статьи 5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. № 730 суд не принимает доводы прокурора Полесского района о том, что здание центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, не принято в муниципальную собственность.

Вместе с тем, согласно представленным суду прокуратурой Полесского района Уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ и в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об основных технических характеристиках и зарегистрированных правах (в том числе права муниципального образования) в отношении объекта недвижимости – здания, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, л.д.).

Согласно п. 1 ст. 1 Устава муниципального образования «Полесский городской округ», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ (Зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской обл. ДД.ММ.ГГГГ N ) (далее также – Устав), муниципальное образование "Полесский городской округ" Калининградской области (далее также - Полесский городской округ, городской округ) наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 18 октября 2016 года N 5 "Об объединении поселений, входящих в состав Полесского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории".

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 30 Устава администрация муниципального образования "Полесский городской округ" (далее также - администрация округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа.

Администрация округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством, имеет свою печать, угловой штамп, бланки и другие реквизиты (п. 2 ст. 30 Устава).

В соответствии с подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования "Полесский городской округ (в ред. Решения Совета депутатов Полесского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 203) к вопросам местного значения Полесского городского округа, в том числе, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное казенное унитарное предприятие Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» переименовано в муниципальное казенное унитарное предприятие «Полесское жилищно-эксплуатационное управление» (МКУП «Полесское ЖЭУ»).

Согласно Уставу МКУП «Полесское ЖЭУ» (т. л.д. ), утвержденному постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ МКУП «Полесское ЖЭУ» (Далее также: казенное предприятие, предприятие) является универсальным правопреемником муниципального казенного унитарного предприятия Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» (п.1.1.)

Казенное предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества. Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления (п. 1.2).

Учредителем и собственником имущества казенного предприятия является МО «Полесский городской округ». Полномочия собственника и учредителя казенного предприятия осуществляет администрация МО «Полесский городской округ» (п. 1.3).

Согласно Уставу (п. 1.5) и выписке из ЕГРЮЛ (т. л.д.) казенное предприятие является действующим юридическим лицом, юридический и фактический адрес предприятия: 238630, <...>.

Казенное предприятие несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами (п. 1.6).

Казенное предприятие является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами (п.1.7).

В силу п. 1.9 Казенное предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.10 Устава предусмотрено, что казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Муниципальное образование «Полесский городской округ» в установленном порядке при недостаточности имущества у казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Управление казенным предприятием осуществляется руководителем – директором. Директор назначается на должность и освобождается от неё собственником имущества казенного предприятия по распоряжению администрации (п. 5.1).

В силу п. 5.3 Устава Учредитель в отношении казенного предприятия принимает решение о создании казенного предприятия (под.1); определяет предмет, виды деятельности казенного предприятия (под.2); определяет порядок составления, утверждения и установление показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности Казенного предприятия (п.3).

Основной целью деятельности казенного предприятия является удовлетворение муниципальных нужд, общественных потребностей и извлечение прибыли (п. 2.3.).

В соответствии с п. 2.4. Устава для достижения поставленных целей предприятие вправе осуществлять, в том числе, следующие виды деятельности: распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); предоставление жилищно-коммунальных услуг населению; обеспечение бесперебойного водо-, и теплоснабжения; техническая эксплуатация, капитальный ремонт жилищного и нежилого фонда Полесского городского округа; выполнение ремонтно-строительных работ.

Предприятие зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Калининградской области с присвоением ИНН – КПП – , и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением ОГРН – Для осуществления финансовой деятельности казенным предприятием используется расчетный счет в Калининградском отделении ПАО Сбербанк России.

Распоряжением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ директором МКУП «Полесское ЖЭУ» назначен ФИО1

Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ МКУП «Полесское ЖЭУ» определено в качестве одной из гарантирующих организаций, осуществляющих теплоснабжение на территории МО «Полесский городской округ» (т. , л.д.).

Котельная, теплотрасса и земельный участок <данные изъяты> на котором расположены здание котельной и теплотрасса, по адресу: <адрес>, находятся в муниципальной собственности МО «Полесский городской округ».

Котельная и теплотрасса закреплены за МКУП «Полесское ЖЭУ» на праве оперативного управления, что подтверждается соответственно выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, л.д., , л.д. ), выпиской из Реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ (т., л.д.); Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении муниципального имущества МО «Полесский городской округ» за МКУП «Полесское ЖЭУ» (с приложением) (т. , л.д. ); Договором от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» (т. , л.д. ); Актом (приложение к упомянутому выше договору от ДД.ММ.ГГГГ) приёма-передачи муниципального имущества, передаваемого от администрации МО «Полесский городской округ» в МКУП «Полесское ЖЭУ» на праве оперативного управления (т. , л.д. ).

Согласно п. 7.3. договора «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное имущество, указанное в приложении к договору, подлежит государственной регистрации в Управлении Росреестра по Калининградской области в установленном законом порядке за счет средства Предприятия (т. , л.д. ).

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, МКУП «Полесское ЖЭУ» эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляло, однако пункт 7.3. Договора от ДД.ММ.ГГГГ не исполнило, право оперативного управления в отношении данной котельной не зарегистрировало в установленном порядке в Управлении Росреестра по Калининградской области.

Также суд отмечает, что договоры о закреплении имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» недействительными сделками не признавались, о применении последствий недействительности ничтожной сделки заявлено не было.

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что специалистами отдела по государственному энергетическому надзору по Калининградской области Центрального, а затем Северо-Западного Управления Ростехнадзора неоднократно проводились проверки МКУП «Полесское ЖЭУ» по вопросам соблюдения требований, установленных техническими правилами и нормами, при эксплуатации Предприятием котельных, расположенных в <адрес> и в <адрес> в том числе соблюдения Предприятием Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам такой проверки Центральным управлением Ростехнадзора в адрес МКУП «Полесское ЖЭУ» было выдано Предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес> и в <адрес>), отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д. ).

Согласно Акту проверки Центрального управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, составленному по результатам выездной внеплановой проверки исполнения требований об устранении нарушений, изложенных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ, МКУП «Полесское ЖЭУ» на дату составления Акта проверки нарушения устранило частично (всего 87), не устранены 158 нарушений (т. , л.д. ).

На основании Распоряжения Северо-Западного Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами отдела по государственному энергетическому надзору по Калининградской области в МКУП «Полесское ЖЭУ» была проведена внеплановая выездная проверка исполнения предприятием требований по устранению нарушений, допущенных при эксплуатации котельных, расположенных в <адрес>, а также в <адрес>, и которые были отражены в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ и Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Акту проверки Северо-Западного Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, составленному по результатам выездной внеплановой проверки исполнения требований об устранении нарушений, изложенных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ, срок для исполнения которых истек в 00:00 ДД.ММ.ГГГГ, МКУП «Полесское ЖЭУ» на дату составления Акта проверки нарушения устранило частично (всего 56). Не устранены 102 нарушения (т. , л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки Северо-Западным управлением Ростехнадзора в адрес МКУП «Полесское ЖЭУ» было выдано Предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес> и в <адрес>), отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д. ).

Обязанность МКУП «Полесское ЖЭУ» по обеспечению надлежащего содержания и эксплуатации муниципальных котельных, устранению выявленных нарушений, вытекает из содержания Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, поскольку указанные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки.

Администрация МО «Полесский городской округ» согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в целях решения вопросов местного значения обладает полномочиями по организации теплоснабжения на территории городского округа.

Обязанность по устранению нарушений содержания и эксплуатации муниципальных котельных может быть возложена на администрацию МО «Полесский городской округ» только в том случае, если такая обязанность не исполняется и не может быть исполнена МКУП «Полесское ЖЭУ».

Судом установлено, что МКУП «Полесское ЖЭУ» определено в качестве одной из гарантирующих организаций, осуществляющих теплоснабжение на территории МО «Полесский городской округ». Основной целью деятельности казенного предприятия, согласно Уставу, является удовлетворение муниципальных нужд, общественных потребностей и извлечение прибыли (п. 2.3.). Для достижения поставленных целей предприятие вправе осуществлять в том числе следующие виды деятельности: распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); предоставление жилищно-коммунальных услуг населению; обеспечение бесперебойного водо-, и теплоснабжения; техническую эксплуатацию, капитальный ремонт жилищного и нежилого фонда Полесского городского округа; выполнение ремонтно-строительных работ (п. 2.4).

Все Предписания, в том числе Предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес> и в <адрес>), и отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выдавались Центральным, затем Северо-Западным управлением Ростехнадзора в адрес МКУП «Полесское ЖЭУ», а не в адрес администрации МО «Полесский городской округ». Предписания никем, в том числе прокурором, оспорены не были.

В настоящее время возможность исполнения МКУП «Полесское ЖЭУ» обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации муниципальных котельных: в <адрес>) и в <адрес>), по устранению выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации этих котельных, не утрачена. Предприятие осуществляло и осуществляет свою хозяйственную деятельность, банкротом не является, получает доход от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги.

Доказательств, достоверно свидетельствующих о невозможности исполнения МКУП «Полесское ЖЭУ» обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации муниципальных котельных, устранению выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес>), в <адрес>), и отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ Северо-Западным управлением Ростехнадзора, прокурором не представлено, наличие чрезвычайной ситуации, при которой возможно возложение на администрацию обязанностей по устранению выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных, в судебном заседании не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворит частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер по осуществлению государственной регистрации муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости – котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования «Полесский городской округ» обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости – котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2019 г.

Судья подпись Л.А. Полилова