гражданское дело № 2-84/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Полесск 19 июня 2019 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Полиловой Л.А.,
при секретаре Корнеевой Н.Н.,
с участием прокурора Волкова Ю.А.,
представителя ответчика администрации МО «Полесский городской округ» ФИО2,
представителей третьего лица МКУП «Полесское ЖЭУ» ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер к оформлению права собственности и государственной регистрации права собственности на котельную; о возложении обязанности принять котельную в собственность и оформить на неё право собственности в предусмотренном законом порядке; о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии своевременных и необходимых мер к устранению нарушений в сфере теплоснабжении; о возложении обязанности устранить нарушения в сфере теплоснабжения, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Полесского района Калининградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Полесский городской округ», в котором, с учетом неоднократного уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит:
- признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер к оформлению права собственности и государственной регистрации права собственности на котельную, расположенную по адресу: <адрес>
- обязать администрацию МО «Полесский городской округ» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность и оформить право собственности в предусмотренном законом порядке на объект недвижимого имущества – котельную, расположенную по адресу: <адрес>.
- признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии своевременных, необходимых мер к устранению нарушений в области теплоснабжения, допущенных при эксплуатации котельных, расположенных в <адрес>), в <адрес>), указанных в Предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№
- обязать администрацию МО «Полесский городской округ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в области теплоснабжения, допущенные при эксплуатации котельных, расположенных в <адрес>), в <адрес>), указанные в Предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№
В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно постановлениям администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№ и администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№, а также договорам № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве оперативного управления» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ», котельные, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес> (далее - котельные) переданы в оперативное управление МКУП «Полесское ЖЭУ». Государственная регистрация права оперативного управления не произведена.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно разъяснению, данному в пункте 5 постановления совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10\22, в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
При эксплуатации вышеуказанных котельных, переданных администрацией Полесского городского округа в оперативное управление МКУП «Полесское ЖЭУ», существенные нарушения при пользовании и распоряжении ими, при их эксплуатации, допущены администрацией МО «Полесский городской округ».
Северо-Западным управлением Ростехнадзора проведена повторная проверка котельных ДД.ММ.ГГГГ., в результате которой установлено, что в настоящее время имеются 102 нарушения. До настоящего времени администрацией Полесского городского округа регистрация права собственности на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в предусмотренном законом порядке не произведена. Регистрация права собственности на котельную, расположенную по адpecy: <адрес>, осуществлена администрацией Полесского городского округа ДД.ММ.ГГГГ., после передачи указанного имущества в оперативное управление ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, при передаче указанной котельной в оперативное управление МКУП "Полесское ЖЭУ" собственностью муниципального образования эта котельная не являлась.
В связи с передачей администрацией муниципального образования имущества, не находящегося в собственности муниципального образования, не внесением изменений в договор № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» в данной части, не имеется законных оснований и к государственной регистрации договора о передаче указанного имущества в оперативное управление. Так как государственная регистрация указанного договора до настоящего времени не произведена, в соответствии с требованиями ст. 131 и п. 1 ст. 216 ГК РФ, п. 5 постановления совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10\22, право хозяйственного ведения и право оперативного управления у МКУП "Полесское ЖЭУ" в предусмотренном законом порядке к настоящему времени не возникло. В связи с этим, обязанность по содержанию котельной по адресу: <адрес>, и устранению нарушений законодательства о теплоснабжении, выявленных при эксплуатации котельной, в силу закона возложена на собственника - администрацию МО «Полесский городской округ». Также, на администрацию МО «Полесский городской округ» в силу закона возложена обязанность государственной регистрации права собственности на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, и обязанность по содержанию указанной котельной и устранению нарушений законодательства о теплоснабжении, выявленных при эксплуатации котельной.
В судебном заседании прокурор Волков Ю.А. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, изложил доводы, аналогичные доводам иска. Дополнил, что адресом объекта недвижимости – котельной в <адрес> следует считать: <адрес>. Несмотря на то, что право оперативного управления на котельную в <адрес> зарегистрировано в настоящее время, нарушения законодательства о теплоснабжении были установлены до регистрации, в связи с чем все нарушения законодательства о теплоснабжении должны быть устранены собственником котельных, то есть администрацией МО «Полесский городской округ».
Представители третьего лица МКУП «Полесское ЖЭУ» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании измененные исковые требования прокурора поддержали, полагали, что котельные надлежащим образом не были переданы МКУП «Полесское ЖЭУ», при этом факт эксплуатации данных котельных предприятием не отрицали. Пояснили, что в настоящее время требуется дорогостоящий ремонт котельных, на осуществление которого денежных средств в предприятии не имеется. Полагали, что администрация как собственник спорного имущества обязана устранить выявленные Гостехнадзором нарушения законодательства о теплоснабжении.
Представитель третьего лица Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которым регулируются отношения в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных частями 5 – 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;
9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;
9.1) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;
10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 указанного Федерального закона теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
В силу части 5 вышеназванной статьи проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 20 данного Федерального закона, проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Реализация полномочий органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа может осуществляться различными способами, в том числе и путём создания специализированных унитарных (казенных) муниципальных предприятий.
Унитарное муниципальное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то органа местного самоуправления, может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (пункт 1 статьи 114, пункт 8 статьи 113, статья 125 ГК РФ).
Как указано в подпунктах 1 и 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия, о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством.
При этом пунктом 1 статьи 2 названного закона предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральный закон N 131-ФЗ также закрепляет право муниципальных образований создавать муниципальные предприятия и учреждения, предусматривая, что функции и полномочия учредителя в отношении таких предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (часть 4 статьи 51).
В соответствие с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ, согласно которому право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе, право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
Пунктом 1 статьи 164 ГК РФ установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются согласно Главе 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Исходя из положений ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с заявлением о государственной регистрации закрепления муниципального имущества на праве оперативного управления, могут обращаться как само муниципальное образование, так и предприятие, за которым имущество закреплено.
Особенности организации местного самоуправления на территории Калининградской области по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, определяются Законом Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (далее также Закон Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730).
В силу ст. 5-4 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 постановлением Правительства Калининградской области утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче в целях разграничения муниципального имущества, а также иного имущества.
Согласно п. 1 ст. 5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является постановление Правительства Калининградской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, которым утвержден перечень соответствующего имущества.
В соответствии п. 2 указанной статьи право собственности муниципального образования на имущество, указанное в перечнях имущества, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области, возникает с момента подписания акта о приеме-передаче муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на муниципальные предприятия и учреждения, передаваемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, возникает у муниципального образования с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы этих муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в целях замены учредителя (п.3 ст.5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730).
Сведения о муниципальном имуществе, на которое у муниципальных образований возникает право муниципальной собственности, вносятся в соответствующие реестры муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст.5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730).
Пунктами 4 и 5 Постановления Правительства Калининградской области от 01 апреля 2015 г. № 183 соответственно утверждены перечни муниципального имущества и муниципальных предприятий, передаваемых из муниципальной собственности муниципального образования «Тургеневское сельское поселение» в муниципальную собственность муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области, согласно приложениям № 4 и № 5 (т. №, л.д. №).
Согласно упомянутому Приложению № 4 центральная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., включена в перечень передаваемого муниципального имущества (№ п/п № (т. №, л.д.№).
Муниципальное казенное унитарное предприятие Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН №, распложенное по адресу: <адрес>, включено в перечень передаваемого муниципального имущества, согласно упомянутому Приложение № 5 (№ п/п 1) (т. № л.д. №).
Акты приёма-передачи муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Тургеневское сельское поселение» в муниципальную собственность муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области, в том числе в отношении центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, и муниципального казенного унитарного предприятия Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН № подписаны ДД.ММ.ГГГГ (т. № л.д. №).
Сведения об имуществе в виде здания центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, внесены в Реестр муниципального имущества МО «Полесский городской округ», что подтверждается соответствующей выпиской из Реестра от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.№, л.д№).
Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении имущества на праве оперативного управления» с Приложением № 2 центральная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, закреплена на праве оперативного управления за муниципальным казенным унитарным предприятием «Тюленинское ЖКХ» (т. №, л.д. №).
С учетом вышеизложенного и положений пунктов 1 и 2 статьи 5-5 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. № 730 суд не принимает доводы прокурора Полесского района о том, что здание центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, не принято в муниципальную собственность.
Вместе с тем, согласно представленным суду прокуратурой Полесского района Уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ№ и № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об основных технических характеристиках и зарегистрированных правах (в том числе права муниципального образования) в отношении объекта недвижимости – здания, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> (т№, л.д.№).
Согласно п. 1 ст. 1 Устава муниципального образования «Полесский городской округ», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (Зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской обл. ДД.ММ.ГГГГ N №) (далее также – Устав), муниципальное образование "Полесский городской округ" Калининградской области (далее также - Полесский городской округ, городской округ) наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 18 октября 2016 года N 5 "Об объединении поселений, входящих в состав Полесского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории".
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 30 Устава администрация муниципального образования "Полесский городской округ" (далее также - администрация округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа.
Администрация округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством, имеет свою печать, угловой штамп, бланки и другие реквизиты (п. 2 ст. 30 Устава).
В соответствии с подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования "Полесский городской округ (в ред. Решения Совета депутатов Полесского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 203) к вопросам местного значения Полесского городского округа, в том числе, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальное казенное унитарное предприятие Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» переименовано в муниципальное казенное унитарное предприятие «Полесское жилищно-эксплуатационное управление» (МКУП «Полесское ЖЭУ»).
Согласно Уставу МКУП «Полесское ЖЭУ» (т. № л.д. №), утвержденному постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ МКУП «Полесское ЖЭУ» (Далее также: казенное предприятие, предприятие) является универсальным правопреемником муниципального казенного унитарного предприятия Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» (п.1.1.)
Казенное предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества. Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления (п. 1.2).
Учредителем и собственником имущества казенного предприятия является МО «Полесский городской округ». Полномочия собственника и учредителя казенного предприятия осуществляет администрация МО «Полесский городской округ» (п. 1.3).
Согласно Уставу (п. 1.5) и выписке из ЕГРЮЛ (т. № л.д.№) казенное предприятие является действующим юридическим лицом, юридический и фактический адрес предприятия: 238630, <...>.
Казенное предприятие несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами (п. 1.6).
Казенное предприятие является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами (п.1.7).
В силу п. 1.9 Казенное предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.10 Устава предусмотрено, что казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Муниципальное образование «Полесский городской округ» в установленном порядке при недостаточности имущества у казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Управление казенным предприятием осуществляется руководителем – директором. Директор назначается на должность и освобождается от неё собственником имущества казенного предприятия по распоряжению администрации (п. 5.1).
В силу п. 5.3 Устава Учредитель в отношении казенного предприятия принимает решение о создании казенного предприятия (под.1); определяет предмет, виды деятельности казенного предприятия (под.2); определяет порядок составления, утверждения и установление показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности Казенного предприятия (п.3).
Основной целью деятельности казенного предприятия является удовлетворение муниципальных нужд, общественных потребностей и извлечение прибыли (п. 2.3.).
В соответствии с п. 2.4. Устава для достижения поставленных целей предприятие вправе осуществлять, в том числе, следующие виды деятельности: распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); предоставление жилищно-коммунальных услуг населению; обеспечение бесперебойного водо-, и теплоснабжения; техническая эксплуатация, капитальный ремонт жилищного и нежилого фонда Полесского городского округа; выполнение ремонтно-строительных работ.
Предприятие зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Калининградской области с присвоением ИНН – № КПП – №, и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением ОГРН – № Для осуществления финансовой деятельности казенным предприятием используется расчетный счет № в Калининградском отделении № ПАО Сбербанк России.
Распоряжением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ директором МКУП «Полесское ЖЭУ» назначен ФИО1
Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ МКУП «Полесское ЖЭУ» определено в качестве одной из гарантирующих организаций, осуществляющих теплоснабжение на территории МО «Полесский городской округ» (т. №, л.д.№).
Котельная, теплотрасса и земельный участок <данные изъяты> на котором расположены здание котельной и теплотрасса, по адресу: <адрес>, находятся в муниципальной собственности МО «Полесский городской округ».
Котельная и теплотрасса закреплены за МКУП «Полесское ЖЭУ» на праве оперативного управления, что подтверждается соответственно выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (т№, л.д.№, №, л.д. №), выпиской из Реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.№, л.д.№); Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении муниципального имущества МО «Полесский городской округ» за МКУП «Полесское ЖЭУ» (с приложением) (т. №, л.д. №); Договором от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» (т. №, л.д. №); Актом (приложение к упомянутому выше договору от ДД.ММ.ГГГГ) приёма-передачи муниципального имущества, передаваемого от администрации МО «Полесский городской округ» в МКУП «Полесское ЖЭУ» на праве оперативного управления (т. №, л.д. №).
Согласно п. 7.3. договора «О закреплении (передаче) муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное имущество, указанное в приложении к договору, подлежит государственной регистрации в Управлении Росреестра по Калининградской области в установленном законом порядке за счет средства Предприятия (т. №, л.д. №).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, МКУП «Полесское ЖЭУ» эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляло, однако пункт 7.3. Договора от ДД.ММ.ГГГГ не исполнило, право оперативного управления в отношении данной котельной не зарегистрировало в установленном порядке в Управлении Росреестра по Калининградской области.
Также суд отмечает, что договоры о закреплении имущества на праве оперативного управления за МКУП «Полесское ЖЭУ» недействительными сделками не признавались, о применении последствий недействительности ничтожной сделки заявлено не было.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что специалистами отдела по государственному энергетическому надзору по Калининградской области Центрального, а затем Северо-Западного Управления Ростехнадзора неоднократно проводились проверки МКУП «Полесское ЖЭУ» по вопросам соблюдения требований, установленных техническими правилами и нормами, при эксплуатации Предприятием котельных, расположенных в <адрес> и в <адрес> в том числе соблюдения Предприятием Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам такой проверки Центральным управлением Ростехнадзора в адрес МКУП «Полесское ЖЭУ» было выдано Предписание № об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес> и в <адрес>), отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. № л.д. №).
Согласно Акту проверки Центрального управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному по результатам выездной внеплановой проверки исполнения требований об устранении нарушений, изложенных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ№, МКУП «Полесское ЖЭУ» на дату составления Акта проверки нарушения устранило частично (всего 87), не устранены 158 нарушений (т. №, л.д. №).
На основании Распоряжения Северо-Западного Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами отдела по государственному энергетическому надзору по Калининградской области в МКУП «Полесское ЖЭУ» была проведена внеплановая выездная проверка исполнения предприятием требований по устранению нарушений, допущенных при эксплуатации котельных, расположенных в <адрес>, а также в <адрес>, и которые были отражены в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ№ и Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№
Согласно Акту проверки Северо-Западного Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному по результатам выездной внеплановой проверки исполнения требований об устранении нарушений, изложенных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ№, срок для исполнения которых истек в 00:00 ДД.ММ.ГГГГ, МКУП «Полесское ЖЭУ» на дату составления Акта проверки нарушения устранило частично (всего 56). Не устранены 102 нарушения (т. №, л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки Северо-Западным управлением Ростехнадзора в адрес МКУП «Полесское ЖЭУ» было выдано Предписание № об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес> и в <адрес>), отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. № л.д. №).
Обязанность МКУП «Полесское ЖЭУ» по обеспечению надлежащего содержания и эксплуатации муниципальных котельных, устранению выявленных нарушений, вытекает из содержания Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, поскольку указанные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки.
Администрация МО «Полесский городской округ» согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в целях решения вопросов местного значения обладает полномочиями по организации теплоснабжения на территории городского округа.
Обязанность по устранению нарушений содержания и эксплуатации муниципальных котельных может быть возложена на администрацию МО «Полесский городской округ» только в том случае, если такая обязанность не исполняется и не может быть исполнена МКУП «Полесское ЖЭУ».
Судом установлено, что МКУП «Полесское ЖЭУ» определено в качестве одной из гарантирующих организаций, осуществляющих теплоснабжение на территории МО «Полесский городской округ». Основной целью деятельности казенного предприятия, согласно Уставу, является удовлетворение муниципальных нужд, общественных потребностей и извлечение прибыли (п. 2.3.). Для достижения поставленных целей предприятие вправе осуществлять в том числе следующие виды деятельности: распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); предоставление жилищно-коммунальных услуг населению; обеспечение бесперебойного водо-, и теплоснабжения; техническую эксплуатацию, капитальный ремонт жилищного и нежилого фонда Полесского городского округа; выполнение ремонтно-строительных работ (п. 2.4).
Все Предписания, в том числе Предписание № об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес> и в <адрес>), и отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, выдавались Центральным, затем Северо-Западным управлением Ростехнадзора в адрес МКУП «Полесское ЖЭУ», а не в адрес администрации МО «Полесский городской округ». Предписания никем, в том числе прокурором, оспорены не были.
В настоящее время возможность исполнения МКУП «Полесское ЖЭУ» обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации муниципальных котельных: в <адрес>) и в <адрес>), по устранению выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации этих котельных, не утрачена. Предприятие осуществляло и осуществляет свою хозяйственную деятельность, банкротом не является, получает доход от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о невозможности исполнения МКУП «Полесское ЖЭУ» обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации муниципальных котельных, устранению выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных в <адрес>), в <адрес>), и отраженных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ Северо-Западным управлением Ростехнадзора, прокурором не представлено, наличие чрезвычайной ситуации, при которой возможно возложение на администрацию обязанностей по устранению выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации котельных, в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворит частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер по осуществлению государственной регистрации муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости – котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования «Полесский городской округ» обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости – котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2019 г.
Судья подпись Л.А. Полилова