ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8502/18 от 24.01.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-936/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2019 г. г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Барышевой Т.В.,

при секретаре Таневской Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Росгвардии по Камчатскому краю о признании огнестрельного оружия бесхозяйным, обращении его в собственность Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Росгвардии по Камчатскому краю (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о признании огнестрельного оружия: обрез охотничьего ружья <данные изъяты>, бесхозяйным по КУСП от ДД.ММ.ГГГГ и обращении его в собственность Российской Федерации для последующего уничтожения (утилизации).

В обоснование требований указало, что в комнате хранения оружия УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому находится указанное выше оружие. В соответствии с заключением по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Врио начальника УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому полковником полиции Г. установлен факт утраты материала проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанного оружия. В действиях сотрудников УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, отвечающих за хранение материалов проверок, поступающих по минованию надобности усматривается нарушение служебной дисциплины, однако ввиду увольнения последних из ОВД, по результатам служебной проверки принято решение ограничиться констатацией факта. Учитывая, что законные собственники указанного оружия отсутствуют, оно может быть признано бесхозяйным.

Управление Росгвардии по Камчатскому краю извещенное о дате, времени и месте рассмотрения заявления, согласно телефонограмме просило рассмотреть заявление в отсутствие их представителя.

Заинтересованные лица УВМД России по Камчатскому краю, ТУ Росимущества в Камчатском крае, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения заявления, просили рассмотреть заявление в отсутствие их представителя.

Заинтересованное лицо УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как предусмотрено ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 1 статьи 226 ГК РФ предусмотрено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (п.2 ст.226 ГК РФ).

В силу подп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в соответствии с заключением по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Врио начальника УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому полковником полиции Г. установлен факт утраты материала проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении огнестрельного оружия: обрез охотничьего ружья <данные изъяты>. В действиях сотрудников УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, отвечающих за хранение материалов проверок, поступающих по минованию надобности усматривается нарушение служебной дисциплины, однако ввиду увольнения последних из ОВД, по результатам служебной проверки принято решение ограничиться констатацией факта. В ходе служебной проверки предприняты все возможные меры по установлению сведений о принятых решениях по материалам и самих материалов вышеуказанных КУСП (л.д. 8-10).

Согласно сообщению Врио начальника УВД по г. Петропавловску-Камчатскому, обрез охотничьего ружья <данные изъяты> находится в комнате хранения оружия.

Оборот оружия в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии»), положения которого согласно его преамбуле, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона об оружии, изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случае ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.

В соответствие со ст. 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствие с вышеназванным Законом оружие – специфический предмет собственности, вещь ограниченная в обороте, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150–ФЗ «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 184 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере оборота оружия.

Пунктами 79, 82, 83 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 (ред. от 12 мая 2018 г.) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему") установлено, что оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.

Изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение.

Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

В силу особого статуса оружия как имущества, ограниченного в обороте, в случае признания его бесхозяйной движимой вещью, такое имущество подлежит обращению в доход государства.

Учитывая положения вышеперечисленных правовых норм, принимая во внимание то, что оружие - обрез охотничьего ружья <данные изъяты> хранится в комнате хранения оружия УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому по КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, законные собственники этого оружия и боеприпасов отсутствуют, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания последнего бесхозяйной движимой вещью и обращения его в собственность Российской Федерации, в связи с чем требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Управления Росгвардии по Камчатскому краю удовлетворить.

Признать бесхозяйным хранящиеся в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому огнестрельное оружие: обрез охотничьего ружья <данные изъяты> по КУСП от ДД.ММ.ГГГГ

Обратить в собственность Российской Федерации огнестрельное оружие: обрез охотничьего ружья <данные изъяты> по КУСП от ДД.ММ.ГГГГ для последующего уничтожения (утилизации).

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 января 2019 г.

Председательствующий Т.В. Барышева

Оригинал решения находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края № 2-936/2019