Дело № 2-865/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2014 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Полещук З.Н.
при секретаре Маслове А.С.,
с участием представителя заявителя ФИО1, представителя должностного лица ДВРЦ МЧС России ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Община малочисленных народов Севера» «Усчан» о признании незаконными действий должностного лица Дальневосточного регионального центра МЧС России об отказе в удовлетворении заявления,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Община малочисленных народов Севера» «Усчан» (далее по тексту - ООО «ОМНС «Усчан») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа в удовлетворении своего заявления о признании незаконными действий ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Магаданской области» по снятию с регистрационного учета катера. В обоснование заявления указало, что <данные изъяты> является обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.167 УК РФ – уничтожении путем поджога группой лиц рыбоперерабатывающего завода ООО «ОМНС «Усчан», причинив потерпевшему ущерб на сумму свыше 100 млн. рублей. Постановлением Магаданского городского суда от 23.07.2013 года на имущество <данные изъяты> в том числе катер <данные изъяты> наложен арест. ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Магаданской области» дан ответ о том, что указанный катер снят с учета <данные изъяты> года. В дальнейшем было установлено, что действия по снятию катера с регистрационного учета были осуществлены инспектором на основании заявления <данные изъяты>, предоставленного ФИО3, а также договора купли-продажи от <данные изъяты> об отчуждении указанного катера в пользу ФИО3 <данные изъяты> содержится под стражей в связи с уголовным делом. С целью устранения выявленных нарушений заявитель обратился к руководителю Дальневосточного регионального центра МЧС России как вышестоящему должностному лицу, имеющему права и полномочия для устранения выявленных нарушений законодательства, однако полученный ответ не мотивирован и нарушает права и интересы заявителя.
Заявитель просил признать действия руководителя Дальневосточного регионального центра МЧС России об отказе в удовлетворении заявления ООО «ОМНС «Усчан» о признании незаконными действий ФКУ «Центр ГИМС МЧС России» о снятии с учета <данные изъяты> катера <данные изъяты> обязать указанное должностное лицо устранить нарушения действующего законодательства, признав незаконными действия ФКУ «Центр ГИМС МЧС России» по снятию с регистрационного учета <данные изъяты> катера <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ФИО1 уточнил, что заявителем обжалуются действия заместителя руководителя Дальневосточного регионального центра МЧС России, поскольку ответ на заявление подписан указанным должностным лицом.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 заявление поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
В судебном заседании представитель заместителя руководителя Дальневосточного регионального центра МЧС России ФИО2, представляющий также интересы Дальневосточного регионального центра МЧС России, действующий на основании доверенности, полагал заявление необоснованным, ссылаясь на отсутствие у Дальневосточного регионального центра МЧС России полномочий для контроля за деятельностью ФКУ «Центр ГИМС МЧС России» по данному вопросу.
В судебное заседание ФИО3, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не явился, представил письменный отзыв на заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем сообщил телефонограммой.
Выслушав представителей заявителя, должностного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.6 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС РФ от 1 октября 2004 г. N 458 региональный центр МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство спасательными воинскими формированиями МЧС России, подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями, центром управления в кризисных ситуациях регионального центра МЧС России и иными подразделениями и организациями МЧС России, подчиненными региональному центру МЧС России, а также главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Одной из основных функций регионального центра МЧС России является в соответствии с п.п.52 п. 4 Положения является государственный и технический надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.13 п.5 Положения начальнику регионального центра МЧС России подчинены спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения ФПС, поисково-спасательные подразделения, иные подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные региональному центру МЧС России, а также главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах полномочий регионального центра МЧС России. Начальник регионального центра МЧС России обеспечивает соблюдение законности в деятельности регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений, профессиональную подготовку их личного состава, организует контроль за выполнением ими законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России (ч.5 п.п.14 п.5 Положения).Судом установлено, что <данные изъяты> на имя руководителя Дальневосточного регионального центра МЧС России поступила жалоба ООО «ОМНС «Усчан» на незаконные действия Магаданского инспекторского отделения ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Магаданской области», с указанием на несогласие с действиями инспектора по снятию с регистрационного учета лодки-катера <данные изъяты>, принадлежавшего <данные изъяты>
Письмом от <данные изъяты> года в МЧС России по Магаданской области заместитель начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России <данные изъяты> просил провести проверку по фактам, изложенным в заявлении.
Распоряжением начальника главного управления МЧС России по Магаданской области назначена служебная проверка по указанному заявлению.
<данные изъяты> года в адрес начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России направлены материалы служебной проверки с заключением по ее результатам.
<данные изъяты> года заместителем начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России дан ответ об отсутствии нарушений в действиях инспекторского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Магаданской области».
Суд полагает, что заместителем начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России указанный ответ дан без достаточной проверки обстоятельств совершения действий по снятию с регистрации катера <данные изъяты>
Так, в соответствии с п.п.12 п.2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 500, физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов - государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации, документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно информации, содержащейся в материалах служебной проверки, регистрационные действия по снятию с учета катера совершены <данные изъяты> года на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>, т.е. за пределами двухнедельного срока.
В соответствии с п.п.18 п.2 Правил государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с ч.1 ст.185.1 ГК РФ доверенность на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно заключению по результатам служебной проверки начальник отдела ГИМС по Магаданской области в нарушение вышеприведенных норм не счел необходимым наличие нотариальной доверенности для совершения действий, связанных с государственной регистрацией катера, а заместитель начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России с указанным согласился, о чем указал в ответе ООО «ОМНС «Усчан» от <данные изъяты>.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответ заместителя начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России от <данные изъяты> является незаконным.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении на должностное лицо обязанности признать незаконными действия ФКУ «Центр ГИМС МЧС России» по снятию с регистрационного учета <данные изъяты> катера <данные изъяты>, поскольку судебное решение не может предрешать существо решения должностного лица, которое может быть принято по результатам рассмотрения заявления.
Доводы представителя Дальневосточного регионального центра МЧС России по Хабаровскому краю об отсутствии нарушений в действиях должного лица Дальневосточного регионального центра МЧС России по Хабаровскому краю и необходимости для заявителя обжаловать действия начальника главного управления МЧС России по Магаданской области, непосредственно проводившего проверку по заявлению, суд не принимает, поскольку последнее подчинено Дальневосточному региональному центру МЧС России по Хабаровскому краю, что прямо указано в Приложении № 2 к Приказу МЧС РФ от 1 октября 2004 г. N 458.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ООО «Община малочисленных народов Севера» «Усчан» удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ заместителя начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России от <данные изъяты>
Обязать руководителя Дальневосточного регионального центра МЧС России устранить нарушение прав ООО «ОМНС» «Усчан» путем проверки наличия оснований для отмены государственной регистрации катера <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Индустриального района города Хабаровска.
Судья Полещук З.Н.