ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-86/18 от 13.07.2018 Чановского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Чаны ДД.ММ.ГГГГ

Чановский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Мищенко В.Д.,

при секретаре Тороповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Н.Н. к администрации <адрес> о предоставлении земельного участка в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л:

П.Н.Н. обратилась в суд с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ комиссия составила акт обследования и согласования площадки (земельного участка) для строительства и эксплуатации жилого дома в <адрес> с расположением участка строительства по <адрес>. Комиссией рекомендовано вынести кабель связи за границы земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ею получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером внесенным в государственный кадастр недвижимости. Местоположение земельного участка <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешительное использование для строительства и эксплуатации жилого дома, площадь <данные изъяты>

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный в к.<адрес> предоставлен П.Н.Н. в аренду сроком на три года.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ею заключен договор земельного участка из земель населенных пунктов местоположением <адрес> сроком на три года. Ограничений и обременений на земельный участок нет.

ДД.ММ.ГГГГ за нею зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка, на котором расположен ее дом, принадлежащий ей на праве собственности, в собственность и за плату.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине нахождения его в особо охраняемых природных территориях и в соответствии со ст.27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Земельный участок, расположенный во второй охранной санитарной зоне может быть предоставлен в аренду сроком на <данные изъяты>

Просит обязать администрацию <адрес> предоставить земельный участок общей площадью <данные изъяты> в собственность за плату.

В судебном заседании истец на своем заявлении настаивала, указав, что при предоставлении ей земельного участка в аренду под строительство жилого дома не было оговорено, что после строительства дома ей земельный участок будет предоставлен в аренду. Если бы ей это было известно, она не стала строить дом на арендованном земельном участке. Для строительства дома она продала принадлежащую ей квартиру, чем ухудшила свои жилищные условия. Считает, что нарушено ее конституционное право на землю. Ее дом расположен за пределами 2 охранной зоны, на том месте ранее была свалка и эти земли не могли быть охранной зоной озера. Ответчик не предоставил подлинных документов, подтверждающих, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий ей дом, относится к особо охраняемым землям.

Представитель ответчика не согласившись с иском П.Н.И. представил возражения на иск, указав, что курорты и их земли относятся к особо охраняемым природным территориям. Курорт Озеро Карачи расположен на территории <адрес> и отнесен к курортам республиканского значения. Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, которое действует в настоящее время, установлены границы и режим округов санитарной охраны курорта Озеро Карачи в <адрес>: 1 зона – зона строго режима, 2 зона округа – зона ограничений, 3 зона округа – зона наблюдений. Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрена необходимость статуса курортов, лечебно-оздоровительных местностей, установленных до введения этого закона в действие, а также пересмотра (изменения) границ и режима округов санаторной зоны. Ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Ст. 129 ГК РФ предусмотрено, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица другому в порядке универсального правопреемства или иным способом, если они не ограничены в обороте. Ч. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Ст. 28 ч. 2 ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества» земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации. На территории Озеро-Карачинского сельсовета полномочия по распоряжению землей не разграничены, в связи с чем полномочия по распоряжению землей остаются за администрацией <адрес> в силу ст. 3.3 п. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». На их запрос Департамент имущества и земельных отношений <адрес>, ссылаясь на действующее законодательство указал, что предоставление в частную собственность земельных участков независимо от того, в какую зону санитарной охраны они входят, не допускается. ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» « 252-ФЗ от 13.07.2015г. (ст. 2), который вступил в силу 01.01.2016г. исключил зоны с особыми условиями использования территорий из перечня объектов землеустройства. Сведения о границах охранных зон курорта Озеро Карачи отражены на картах генерального плана Озеро-Карачинского сельсовета <адрес>. Просят отказать в удовлетворении иска. В судебном заседании представители администрации <адрес> также просили отказать истцу в иске по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3.3 п. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На территории <адрес> полномочия по распоряжению землей не разграничены, в связи с чем эти полномочия относятся к компетенции администрации <адрес>.

В соответствии со ст. 96 ч. 3 Земельного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ст. 10 ч. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» курорты и их земли относятся к особо охраняемым природным территориям.

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об Утверждении Положений о курортах» курорт «Озеро Карачи» расположен на территории <адрес> и отнесен к курортам республиканского значения (РСФСР).

Согласно приложению к Постановлению Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы и режим округов санитарной охраны курорта Озеро Карачи в <адрес>: 1 зона - зона строго режима, 2 зона округа — зона ограничений, 3 зона округа - зона наблюдения.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» вступил в силу со дня его официального опубликования, при этом, указанным законом не предусмотрена необходимость определения статуса курортов, лечебно-оздоровительных местностей, установленных до введения этого закона в действие, а также, пересмотра (изменения) границ и режима округов санитарной охраны.

В соответствии со ст. 10 ч. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего федерального закона.

В соответствии со ст. 27 п. 5 п.п. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В соответствии со ст. 27 п. 2 аб. 2 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

В соответствии со ст. 15 ч. 2 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 28 п. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: <данные изъяты>.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, утвержденная постановлением главы администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ, составила акт обследования и согласования площадки (земельного участка) для строительства и эксплуатации жилого дома в <адрес> с расположением участка строительства по <адрес> - характеристика земельного участка - земли администрации <адрес>, на земельный участок оформить правоустанавливающие документы, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м. Комиссией рекомендовано вынести кабель связи за границы земельного участка.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес>, и П.Н.Н. в соответствии с постановлением администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ заключили договор, согласно которому администрацией <адрес> предоставила П.Н.Н. в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, местоположением: <адрес>, сроком на 3 года, площадью <данные изъяты> кв.м., ограничений и обременений на земельный участок нет.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> предоставлен для строительства и эксплуатации жилого дома, расположен по адресу <адрес>, кадастровый .

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, за П.Н.Н. зарегистрировано право собственности на здание - жилой дом, общей площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный во второй охранной санитарной зоне курорта Озеро-Карачи, по адресу: <адрес>, может быть предоставлен П.Н.Н., в соответствии с п.п. 17 п. 8 ст. 39.8, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в аренду, сроком до <данные изъяты>. Сумма годовой арендной платы, при этом, устанавливается в размере земельного налога.

Департамент имущества и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос главы администрации <адрес>, ссылаясь на действующее законодательство Российской Федерации, уведомил администрацию <адрес> об охранных санитарных зонах курорта Озеро-Карачи, сделав вывод о том, что предоставление в частную собственность земельных участков независимо от того, в какую зону санитарной (горно-санитарной) охраны они входят не допускается.

Решением сессии Совета депутатов Озеро-Карачинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план поселения <адрес><адрес>. В суд представлен был этот план, в котором указаны охранные зоны курорта Озеро Карачи.

Представитель ответчика Р.Е.В. показала, что границы и режим округов санитарной охраны курорта установлены на основании постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ. . Согласно приложению к данному Постановлению указываются координаты каждой точки, общая протяженность границы П зоны – <данные изъяты> метров. Земли населенного пункта Озеро-Карачи входят во П охранную зону. Истец по делу указала, что земельный участок предоставленный ей под строительство жилого дома не относятся к землям населенного пункта, ранее там была свалка. Представитель администрации <адрес> возражала против этого, указав, что под строительство жилья могут выделяться только земли населенных пунктов. Земли лесного фонда или земли сельхозназначения не могут выделяться под строительство жилья, истец необоснованно делает такие утверждения. Представитель ответчика Р.Е.В. показала, что охранные зоны они устанавливали на основании вышеуказанного постановления и приложения к нему.

Истец показала, что у ответчика не имеется утвержденной карты земель населенного пункта, с определением границ охранных зон. Данное утверждение опровергается постановлением Совета депутатов Озеро-Карачинского сельсовета об утверждении генерального плана населенного пункта Озеро-Карачи от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком представлены в суд карты фактического материала, а также обмер из публичной карты расстояния от озера до земельного участка, предоставленного истцу для строительства дома. Согласно которым от озера по данного участка составляет <данные изъяты> м, охранная зона в этой части от озера до границы П зоны составляет <данные изъяты>. Кадастровый инженер по их указанию составил карту охранных зон, основываясь на постановлении Совета Министров , его карта совпадает с публичной картой, которая представителем ответчика была составлена по координатам, указанным в данном постановлении. Подлинник карты находился на курорте Озеро Карачи, но в связи с тем, что курорт неоднократно менял собственников, руководства данная карта утеряна. Они отказывая в предоставлении в собственность земельного участка истцу в связи с тем, что земля эта находится в особо охраняемой зоне, руководствовались постановлением Сов. Мина РСФСР , которое действует, не отменено.

Истцом в суд представлена копия плана курорта <адрес>, составленная Алтайинвест, в которой П зона курорта имеет значительно меньшие размеры. Представитель ответчика Р.Е.В. показала, что данная карта разработана по заказу одного из бывших собственников курорта, данный план не соответствует зонам, указанным в постановлении Совета Министров РСФСР и не может быть принята во внимание судом.

Свидетель С.Т.Т., допрошенная судом по ходатайству истца показала, что в ДД.ММ.ГГГГ году работала гидрологом, контролировали участки и зоны курорта. В ДД.ММ.ГГГГ году специалистами из <адрес> определялись охранные зоны курорта. Она устанавливала столбики при определении этих зон. Карта у этих специалистов была. Границы 1 зоны определялась на расстоянии <данные изъяты> метров от берега, данная зона была санитарной и строительство в этой зоне запрещалось. Граница 2 зоны определялась на расстоянии <данные изъяты> метров от берега озера. В этой зоне разрешалось строительство домов, а строительство надворных построек запрещалась. Границы 3 зоны – 3 км от 2 зоны, в этой зоне разрешалось все. Земельный участок, на котором построен дом истца не относился ко 2 зоне, там была свалка.

Однако суд находит, что согласно показаниям данного свидетеля граница 2 охранной зоны находится на расстоянии 1500 метров от берега озера. Согласно публичной карте, представленной в суд ответчиком, спорный земельный участок расположен на расстоянии 1283 м от озера, в связи с чем не может находиться за пределами границ 2 охранной зоны курорта.

Свидетель Б.А.А. показал, что работает кадастровым инженером, является индивидуальным предпринимателем. На курорте Озеро Карачи есть 3 охранные зоны, которые не состоят на кадастровом учете, В связи с чем нет никаких ограничений в использовании данных земель. Согласно кадастровому паспорту это земли населенных пунктов, в связи с чем нет ограничений в предоставлении земельных участков в собственность граждан. Он не занимается предоставлением земельных участков гражданам, это право органов местного самоуправления. Когда он работал в Роснедвижимости, был проект охранных зон курорта. Не помнит, кем он был разработан и был не утвержден надлежащим образом. Было установлено 3 охранные зоны, в каждой из которых были ограничения в использовании, но это не означает ограничения в обороте, не знает разрешено ли там какое-либо строительство. Генплан разработан, но его нужно было внести в кадастровый учет, чтобы можно было им руководствоваться в работе. Разработан только проект. В плане определены охранные зоны, но они не ограничены в обороте, лишь ограничены в использовании, например свалку нельзя организовывать на этих землях.

Представитель ответчика Р.Е.В. на показания данного свидетеля указала, что охранные земли в соответствии с действующими нормами, на которые они ссылались в возражениях на иск, ограничены в обороте и не предоставляются в собственность, земли, расположенные в 1 и 2 зонах курорта относятся к особо охраняемым территориям.

Представитель истца В.А. показала, что ее доверителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка, однако другим жителям земля предоставлена в собственность. В подтверждение этого представила свидетельства о праве собственности на земельные участки Ф.С.Г. и Н.В.

Представитель ответчика Р.Е.В. указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году жителям к.<адрес> главой администрации ошибочно выданы были свидетельства о праве собственности на земельные участки. До ДД.ММ.ГГГГ года эти земельные участки продавались, передавались по наследству на основании выданных свидетельств о праве собственности на земельные участки. Их к участию в деле никто не привлекал, поэтому граждане и оформили в собственность земельные участки. При возникновении спора на земельные участки, они в настоящее время привлекаются к участию в делах, возражают против иска о признании права собственности на эти земельные участки и суд отказывает гражданам в исках. Решения суда обжалуются в областной суд, но все решения остаются в силе.

Истцом в суд представлены сведения из интернета о том, что в настоящее время курорт <адрес> таковым не является, его нет в перечне курортов. В подтверждении этого представила приложение 1 к приказу департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , в котором указан перечень памятников природы регионального значения, находящихся в ведении департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, в данном перечне курорт Озеро Карачи не указан.

Представитель ответчика на данное утверждение показала, что курорт Озеро Карачи является курортом федерального значения и не мог быть указан в данном перечне, в ведении департамента <адрес> он не может быть отнесен.

Истец в судебном заседании указал на то, что при выделении ей земельного участка под строительство жилого дома был заключен договор аренды на земельный участок сроком на 3 года. Ее никто не уведомлял, что в последующем данный земельный участок не будет ей предоставлен в собственности. Зная об этом, она не стала бы строить на земельном участке, который ей не будет предоставлен в собственность жилой дом.

Как видно из договора от ДД.ММ.ГГГГ администрацией района предоставлен в аренду под строительство жилого дома земельный участок. П. 1.1. данного договора предусмотрено, что ограничений и обременений на земельный участок нет. Согласно п. 4.1. данного договора арендатор имеет право использовать земельный участок в соответствии с разрешенным пользованием, на возведение строений в соответствии с правилами застройки и на продление настоящего договора. Договором не предусмотрено, что в последующем П.Н.Н. данный земельный участок будет предоставлен в собственность.

При таких обстоятельствах суд находит, что в иске о признании права собственности на земельный участок П.Н.Н. следует отказать, так как земельный участок, на который истец просит оформить право собственности, не может быть ей передан в собственность, так как расположен на территории особо охранной зоны, земли которых ограничены в обороте и не могут находиться в собственности граждан.

Определением Чановского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ при подаче иска в суд П.Н.Н. отсрочена уплата государственной пошлины до рассмотрения дела по существу. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пош8шлину в размере 4134 рубля 20 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать П.Н.Н. в иске к администрации <адрес> о предоставлении земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенного в курортном поселке <адрес> в собственность за плату.

Взыскать с П.Н.Н. государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Чановский районный суд всеми участниками процесса.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: В.Д.Мищенко.