ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-86/19УИД от 04.03.2019 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-86/2019 УИД: 66RS0060-01-2019-000035-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Беляевских П.Г.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеева А.Н.,

представителя ответчика - Администрации Шалинского городского округа по доверенности Сюкосева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Российской Федерации к Администрации Шалинского городского округа об обязании восстановить бюджетные средства, либо обеспечить выполнение оплаченных, но не выполненных работ по строительству многоквартирного жилого дома в <адрес>,

установил:

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Администрации Шалинского городского округа об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить бюджетные средства в сумме 228 922,84 руб. в федеральный бюджет, либо обеспечить выполнение оплаченных, но не выполненных работ по строительству многоквартирного жилого дома в <адрес>, б/н по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, принятых по акту формы № КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Свой иск прокурор мотивировал тем, что по результатам проведенной межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы в городе Первоуральске Министерства финансов Свердловской области выездной проверки целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, предоставленных Шалинскому городскому округу в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, за 2016-2017 годы, выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств на оплату фактически невыполненных работ, расходов на оплату работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией.

Так, Администрацией по результатам проведения электронного аукциона заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Передовые Технологии Строительства» на строительство многоквартирного жилого дома в <адрес>, б/н на условии «под ключ» (далее - Объект) на сумму 4 482 456,25 руб. Выполнение работ по контракту предусмотрено до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1.2. контракта от ДД.ММ.ГГГГ подрядчик должен разработать график производства работ с учетом разбивки работ на 4 этапа:

1 этап - разработка проектной документации; 2 этап - работы по монтажу фундамента; 3 этап - работы по возведению надземной части здания; 4 этап -отделочные работы, работы по устройству инженерных сетей и благоустройству придомовой территории.

Согласно техническому заданию (приложение к контракту) 1 этап -разработка проектной документации, включает:

-разработку проектной документации стадии «П» в объеме, необходимом для получения положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости Объекта. Согласование проектной документации с Заказчиком до ДД.ММ.ГГГГ; получение положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта строительства (сдача проектной документации, оплата стоимости проведения экспертизы, получение положительного заключения) до ДД.ММ.ГГГГ;

-разработку проектной документации стадии «Р» в объеме, необходимом для выполнения работ по строительству многоквартирного жилого дома.

Проверкой установлено, что Администрацией по акту формы № КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ приняты работы по: инженерным изысканиям по Объекту: разработке проектной документации (стадия «П») и получению положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости Объекта; проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Объекту; проверке по заявлению Заказчика достоверности определения сметной стоимости инвестиционного проекта, финансируемого полностью или частично за счет средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения по Объекту, на сумму 1 108 960,21 рублей.

Вместе с тем, подрядчиком фактически не получено заключение государственной экспертизы проекта стадии «П» и результатов инженерных изысканий, заключение достоверности определения сметной стоимости Объекта, кроме того, не выполнены работы по разработке проекта стадии «Р». Общая стоимость невыполненных работ составила 518 960,21 рублей.

Таким образом, Администрацией по акту формы № КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ неправомерно приняты невыполненные работы по: проведению государственной экспертизы проектной документации (стадия «П») и результатов инженерных изысканий; получению положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости Объекта, на сумму 518 960,21 руб.; необоснованно приняты работы по инженерным изысканиям по Объекту и разработке проекта (стадия «П»), который фактически не востребован и не использован на сумму 590 000,0 рублей.

Оплата произведена Администрацией на основании справки формы № КС-3 от ДД.ММ.ГГГГ представленной ООО «Передовые Технологии Строительства» за публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы, в сумме 1 108 960,21 руб., в том числе за счет: Фонда - 489 182,63 руб. (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ); субсидии из областного бюджета - 619 777,58 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, ).

В соответствии с пунктом 5.2.2. контракта от ДД.ММ.ГГГГ приемка каждого этапа работ осуществляется Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения технической документации. Подписанный сторонами акт сдачи-приемки является основанием для оплаты.

Администрацией экспертиза результатов выполненной работы 1 этапа исполнения контракта не проведена, приемка 1 этапа работ - разработка проектной документации осуществлена в нарушение соответствующих условий контракта: акт приема-передачи не составлен и не подписан, техническая документация (проектная документация стадии «Р») и положительные заключения экспертизы проектной документации и о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта) Администрацией не получены.

ООО «Передовые Технологии Строительства» направлено Администрации обращение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон, в связи с невозможностью получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, невозможностью прохождения экологической экспертизы, контракт от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут с даты подписания дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ без номера «О расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в <адрес>, б/н на условиях «под ключ»» (далее - дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ без номера).

После расторжения контракта разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома, УАГиЗ Администрации выдано ООО «Передовые Технологии Строительства».

В соответствии пунктом 4 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ без номера ООО «Передовые Технологии Строительства» обязуется вернуть денежные средства в размере 1 108 960,21 руб., оплаченные ранее Администрацией за проектные и инженерно-изыскательские работы до ДД.ММ.ГГГГ.

На момент окончания контрольных действий (ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства в сумме 1 108 960,21 руб., в том числе: средства Фонда - 489 182,63 руб.; субсидия из областного бюджета - 619 777,58 руб. ООО «Передовые Технологии Строительства» на счет Администрации не возвращены.

Исходя из вышеизложенного, в нарушение абзаца 4 статьи 162, пунктов 3, 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1, 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, пункта 2.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ-Ф, пункта 5.2.2. контракта от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией, без проведения приемки и экспертизы результатов выполненных работ, неправомерно приняты и оплачены фактически невыполненные работы по: проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Объекту; проверке по заявлению Заказчика достоверности определения сметной стоимости инвестиционного проекта, финансируемого полностью или частично за счет средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения по Объекту, на сумму 518 960,21 руб. (субсидии областного бюджета - 290 037,37 руб., средства Фонда - 228 922,84 рублей).

Субсидии областного бюджета в сумме 290 037,37 руб. возвращены Администрацией в бюджет Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению .

Администрация приняла бюджетное обязательство путем заключения перечисленного выше муниципального контракта, тем самым подтвердив обязанность оплатить подрядчикам выполненные работы на основании платежных и иных документов - актов формы КС-2 и справок формы КС-3, в соответствии с условиями контракта.

Заключив муниципальные контракты Администрация, в соответствии с их условиями, не принимала обязательств оплачивать подрядчикам не выполненные объемы работ.

Администрация Шалинского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Шалинского городского округа, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации Шалинского городского округа, принятого решением Думы Шалинского ГО от 19.06.2012 №31.

В соответствии п.3.5. данного Положения Администрация осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством, полномочия главного распорядителя бюджетных средств Шалинского городского округа в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета. Администрация должна обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, обеспечить соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В нарушении этого Администрацией Шалинского городского округа неправомерно использованы на оплату невыполненных работ бюджетные средства Федерального бюджета, что повлекло нарушение интересов Российской Федерации, муниципального образования «Шалинский городской округ».

В судебном заседании - представитель истца старший помощник прокурора Евстегнеев А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика - Администрации Шалинского городского округа Сюкосев А.В., в судебном заседании возражал против исковых требований, пояснил, что в настоящее время вступило в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области, которым полностью удовлетворены исковые требования Администрации к ООО «ПТС» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 108 960 руб. 21 коп. Полагает, что исковые требования обусловлены принятием судебных решений по указанным делам. Также считает, установленный в иске срок неразумным. Просит установить срок исполнения решения суда до 31.12.2019. Считает, что исковые требования в части выполнения работ являются объективно невыполнимыми, так как спорный объект введен в эксплуатацию.

Представитель истца в судебном заседании не возражал против установления срока исполнения решения суда не позднее пяти месяцев после вступления решения в законную силу.

Третьи лица: ООО «Передовые Технологии Строительства», Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания по делу, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, отзыв (возражения) на исковое заявление в адрес суда не направили, об уважительности причины неявки в суд не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие или отложении слушания по делу не просили. Суд, с учетом мнения сторон, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, определил дело рассмотреть при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Администрацией Шалинского городского округа заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Передовые технологии строительства» по результатам электронного аукциона на строительство многоквартирного жилого дома в <адрес>, б/н по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, который был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-20, 22).

Как установлено, межрайонным отделом контрольно-ревизионной заботы в городе Первоуральске Министерства финансов Свердловской области проведена проверка целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, предоставленных Шалинскому городскому округу в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, за 2016-2017 годы и иные периоды, в ходе которой выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств на оплату фактически невыполненных работ, расходов на оплату работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией (л.д.22-34).

Работы приняты по актам приемки выполненных работ формы КС-2, предъявлены к оплате и оплачены Администрацией платежными поручениями, то есть Администрацией без проведения приемки и экспертизы результатов выполненных работ, неправомерно приняты и оплачены фактически невыполненные работы по: проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Объекту; проверке по заявлению Заказчика достоверности определения сметной стоимости инвестиционного проекта, финансируемого полностью или частично за счет средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения по Объекту, на сумму 518 960,21 руб. (субсидии областного бюджета - 290 037,37 руб., средства Фонда - 228 922,84 рублей) (л.д.36).

Субсидии областного бюджета в сумме 290 037,37 руб. возвращены Администрацией в бюджет Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению (л.д.35).

Администрация Шалинского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Шалинского городского округа, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации Шалинского городского округа, принятого решением Думы Шалинского ГО от 19.06.2012 № 31.

В соответствии п. 3.5. данного Положения Администрация осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством полномочия главного распорядителя бюджетных средств Шалинского городского округа в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета.

Нарушения бюджетного законодательства явились следствием того, что Администрацией неправомерно использованы на оплату невыполненных работ бюджетные средства Федерального, областного и местного бюджетов.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе принимать устав муниципального образования, вносить в него изменения и дополнения, издавать муниципальные правовые акты, создавать муниципальные предприятия и учреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Из ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми - актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии со ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

В силу ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно ст. 743 настоящего Кодекса подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон, и в какой срок, должна предоставить соответствующую документацию.

Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

С учетом изложенного, требования истца суд счел подлежащими удовлетворению.

Срок восстановления бюджетных средств согласован сторонами и принят судом.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Российской Федерации к Администрации Шалинского городского округа об обязании восстановить бюджетные средства, либо обеспечить выполнение оплаченных, но не выполненных работ по строительству многоквартирного жилого дома в <адрес>, удовлетворить.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить бюджетные средства в сумме 228 922 (двести двадцать восемь тысяч девятьсот двадцать два) рубля 84 копейки в федеральный бюджет, либо обеспечить выполнение оплаченных, но не выполненных работ по строительству многоквартирного жилого дома в <адрес>, б/н по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, принятых по акту формы № КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 09.03.2019.

Председательствующий судья С.Н. Миронова