ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8707/2021 от 11.03.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-016902-70 Дело № 2а-626/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

с участием представителя административного ответчика ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Османовой Х.А.к.,

рассмотрев 11 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Джаборова Толибджона Махмадсаидовича к ФКУ ИК-25 УФСИН по Республики Коми, ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

у с т а н о в и л :

Джаборов Т.М. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН по Республики Коми в котором просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, за причинение нравственных и физических страданий за ненадлежащее содержание в исправительном учреждении.

В обоснование заявленных требований указал, что с ** ** ** года отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. 29.07.2021 года во время этапирования из ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республики Коми в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми ему стало плохо, в связи с чем по прибытии в исправительное учреждение помещен в бокс №..., в которой отсутствовала кнопка вызова медицинского персонала, которая ему была необходима, так как у него сильно болела голова, из-за чего ему пришлось колотить в дверь чтобы вызвать персонал. Также в указанном боксе зарешечено окно, в связи с чем он не мог открыть его, чтобы подышать свежим воздухом, тогда как у него поднялось давление и было ощущение удушья. Все это причиняло ему нравственные страдания и переживания.

В ходе рассмотрения дела Джаборов Т.М. дополнил свои требования, просил взыскать 10 000 рублей за отсутствие в боксе №... горячего водоснабжения, а также ввиду того, что его не выводили на прогулку в локальный участок.

Определением суда от 12.10.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве 3 лица УФСИН России по Республике Коми.

Определением суда от 11.12.2021 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Определением суда от 31.01.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

В ходе рассмотрения дела Джаборов Т.М. на удовлетворении требований и дополнений к ним настаивал, по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика с иском не согласилась, по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениям к отзыву.

ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела представителя не направили.

Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 приведенного Постановления Пленума).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Джаборов Т.М. с ** ** ** года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

Согласно медицинской справке Медицинской части №... ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ** ** ** года произведен осмотр терапевта по прибытии из ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, где осужденный проходил стационарное лечение с диагнозом: ** ** **. При осмотре имелись жалобы на ** ** **, ** ** **. Согласно амбулаторной карте, сведений о нахождении осужденного Джаборова Т.М. в боксе №... нет.

Из справки ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми следует, что в медицинской части исправительного учреждения имеются три бокса, которые могут использоваться как медицинский изолятор, на период пандемии в целях предупреждения и недопущения распространения новой короновирусной инфекции, для разделения пребывающих в учреждение осужденных, боксы используются при необходимости как карантин для вновь прибывших осужденных.

Джаборов Т.М. по прибытии ** ** ** ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми помещен в карантинное отделение, бокс №....

В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика указала, что окно бокса №... оборудовано решеткой, что не противоречит Приказу Минюста России №279, при этом доступ к окну имеется, окно возможно открыть для проветривания, так же бокс оборудован притяжной вентиляцией.

В соответствии с пунктом 16 Приказа Минюста России от 04.09.2006 №279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» инженерные средства охраны и надзора применяются для создания условий по обеспечению установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждению и пресечению побегов, других преступлений и несанкционированных действий, а также выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений УИС.

Согласно п.п. 2 п. 20 указанных Наставлений, к сооружениям и конструкциям в специальных зданиях относятся, в том числе, оконные решетки.

П.п.10 п.20 установлено, что в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. В необходимых случаях на окнах устанавливаются устройства, препятствующие перебросам из камеры в камеру.

Из представленной копии фотоснимка бокса №... следует, что вопреки утверждению административного истца, доступ к окну имеется, форточку возможно открыть полностью, кроме того, в боксе имеется естественная вытяжка, что также подтверждается представленными фото.

В подтверждение факта наличия горячего водоснабжения в боксе №... представителем ответчика представлена справа ОКБИиХО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, согласно которой, в ** ** ** года с базы УФСИН поступили материалы для монтажа системы горячего водоснабжения на объектах учреждения. Поступившие материалы были использованы для монтажа трубопроводов горячего водоснабжения внутри помещений во всех общежитиях отрядов, карантина, столовой. Работы по монтажу системы горячего водоснабжения были завершены в ** ** ** года.

Также в судебное заседание от ** ** ** представила фотоматериалы, из которых следует, что раковина имеет два подвода воды, а также смеситель с двумя рожками. При этом представитель пояснил, что ранее представленные копии фотоматериалов ей были выданы отделом ОКБИиХО, которые по состоянию на ** ** ** являлись неактуальными.

Наличие горячего водоснабжения отражено и в ответе Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ** ** **, данном Джаборову Т.М. на его обращение, согласно которого, все общежития отрядов, карантина, камер ШИЗО и ПКТ обеспечены горячим водоснабжением.

Статьей 93 УИК РФ предусмотрено, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 настоящего Кодекса.

Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения. Прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч.2 ст.93 УИК РФ).

Из отзыва административного ответчика следует, что ввиду того, что Джаборов Т.М. до убытия в лечебное учреждение содержался в отряде №... СУОН, он не был лишен права воспользоваться изолированным локальным участком отряда №.... Прогулка производится ежедневно по желанию осужденных.

Из пояснений административного истца следует, что в бокс он был помещен ** ** ** года ночью, ** ** ** года после ужина был переведен в отряд, однако на прогулку, которая была положена ему с утра, его не выводили.

Учитывая, что прогулка осужденных производится в установленное начальником учреждения время, и носит добровольных характер, прихожу к выводу, что доказательств наличия препятствий в осуществлении прогулки именно стороной ответчика, не представлено.

Что касается отсутствия в боксе №... кнопки вызова медицинского персонала, суд находит данный довод несостоятельным, так как ни УИК РФ, ни Наставлениями, наличие данной кнопки в камерах временного содержания не предусмотрено.

Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не допущено каких-либо нарушений условий содержания Джаборова Т.М. в период его нахождения в боксе №..., как указано административным истцом в иске.

Материалами дела факт нарушения или неправомерного ограничения действиями административного ответчика прав административного истца, объем которых установлен УИК, не подтвержден.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку совокупности условий предусмотренной требованиями ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по делу не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований дл удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Джаборова Толибджона Махмадсаидовича к ФКУ ИК-25 УФСИН по Республики Коми, ФСИН России о признании ненадлежащими условия содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Койкова

Мотивированное решение изготовлено 11.04.2022 года.