ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-872/2016 от 20.10.2016 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

№ 2-872/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Упорово 20 октября 2016 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьи Рушкиной О.В.,

при секретаре Коркиной Л.А.,

с участием представителя истца ФИО59, третьего лица ФИО16,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли; по встречному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Муниципальному образованию Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района о признании права собственности Российской Федерации на невостребованные земельные доли умерших лиц, в количестве 15 долей,

у с т а н о в и л:

Муниципальное образование Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района (далее истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску) обратилось в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее ТУ Росимущества в Тюменской области, ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску). Просит о прекращении права собственности участников общей долевой собственности бывшего ...ФИО1, ФИО25, ФИО2, ФИО3, ФИО29, ФИО34, ФИО4, ФИО39, ФИО26, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... квадратных метров из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ..., ... и признать право муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие на праве собственности указанным умершим лицам. Требования мотивированы тем, что вышеперечисленные умершие граждане получили право собственности на земельную долю в ... с определением размера доли каждого собственника ... гектара, которые не передали свои земельные доли в аренду и не распорядились ими иным образом в течение трёх и более лет подряд с момента приобретения прав на земельную долю и до настоящего времени, а, следовательно, и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Это обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению. Земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Упоровского и Скородумского сельских поселений Упоровского муниципального района. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ... земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв. м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: ..., ... Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... года ... следует, что вышеуказанные лица правообладателями не зарегистрированы, правопритязания на земельные доли в данном объекте отсутствуют. На основании соглашения о передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района и о передаче органами местного самоуправления муниципального района осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления сельского поселения от ..., полномочие по оформлению невостребованных земельных долей на территории ... сельских поселений передано Упоровскому муниципальному району. В п.8 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено право местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статье порядке невостребованными, в том числе те, которые по аналогии со ст.115 ГК РФ можно назвать выморочными. Администрацией Упоровского муниципального района был сформирован и опубликован в газете «Знамя правды» от ... список собственников земельных долей бывшего ... земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. С момента публикации в течение 90 дней от граждан, чьи доли могут быть признаны невостребованными в администрацию Упоровского муниципального района не поступило письменных возражений о том, что они и принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Общее собрание собственников земельных долей бывшего АО ... назначенное на ..., о чем было опубликовано в газете ... от ... и размещено на информационных стендах, протоколом общего собрания собственников земельных долей от ... было признано не состоявшимся. В соответствии с п.7 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решения по вопросу невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, вправе утвердить такой список самостоятельно. Постановлением администрации Упоровского муниципального района ... от ... список невостребованных земельных долей был утвержден. Истцом были приняты меры к розыску наследников. Так в ответе нотариуса нотариального округа ...ФИО58 от ... следует, что заведены наследственные дела после смерти ФИО29 (наследники отказались от наследства), ФИО10 (наследники фактически принявшие наследство: ФИО11, ФИО12, ФИО13 умер – ..., ФИО14 – умерла ...), ФИО21 (наследники принявшие наследство: ФИО15, ФИО16), ФИО6 (наследник принявший наследство – ФИО17), ФИО8 (наследник принявший наследство – ФИО18), однако на земельную долю свидетельства о праве на наследство не выдавалось. На умершего гражданина ФИО9 наследственное дело не заводилось, но имеется наследственное дело к умершей ФИО19, умершей ..., фактически принявшей наследство после смерти мужа ФИО9, но не оформившей своих наследственных прав. Наследником, принявшим наследство после смерти ФИО19 является ФИО20. На умерших граждан: ФИО1, ФИО2, ФИО25, ФИО3, ФИО34, ФИО4, ФИО39, ФИО5, ФИО7 наследственные дела не заводились и государственная регистрация права собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не проводилась. В соответствии с письмом администрации Упоровского муниципального района от ...... в архивном фонде имеется информация о завещании от имени ФИО21, оформленное в пользу ФИО15 Информация о наследниках других умерших граждан и их местонахождение в администрации Упоровского муниципального района отсутствует. Кто-либо из заинтересованных лиц в администрацию Упоровского муниципального района с заявлениями не обращались. Таким образом, с момента утверждения списка невостребованных земельных долей постановлением администрации Упоровского муниципального района земельные доли указанных умерших граждан, указанных в исковом заявлении, в силу закона являются невостребованными. Ссылаясь по правовому обоснованию требований на п. 2,8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. ст. 17,50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131, ст. ст. 12,39,56,67,167,173,194-198 ГПК РФ, истец просит:

прекратить право собственности участников общей долевой собственности бывшего ...ФИО1, ФИО25, ФИО22, ФИО3, ФИО29, ФИО34, ФИО4, ФИО39, ФИО26, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... квадратных метров из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ... и признать право муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие на праве собственности указанным умершим лицам.

... в Заводоуковский районный суд поступило встречное исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее истец по встречному иску, Территориальное управление) (л.д....). Требования мотивированы тем, что Территориальное управление считает, что заявленные Комитетом требования нарушают права и интересы Российской Федерации, в силу следующего. В соответствии с пунктом 4.1.4. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ......, территориальное управление принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации: представляет в Агентство в установленном порядке предложения о принятии в собственность Российской Федерации акций (долей, паев) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций. Из искового заявления Комитета имущественных отношений администрации Упоровского муниципального района следует, что в соответствии с постановлением Главы администрации ... от ...... «О перерегистрации земель ... в коллективно-совместную собственность передано всего ... га, в том числе пашня – ... га, сенокос – ... га, пастбище – ... га. Земельный участок с кадастровым номером ... находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Упоровского и Скородумского сельских поселений Упоровского муниципального района. Собственники 15 земельных долей, признанные невостребованными, умерли. Администрация в установленном порядке не сообщила в Территориальное управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области о наличии в районе выморочного имущества, в виде невостребованных долей. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Жилое помещение, указанное в абз. втором настоящего пункта включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (в данном случае невостребованные земельные доли).В силу п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля). Функции по осуществлению работы с выморочным имуществом (кроме жилых объектов) одновременно возложены и на Федеральную налоговую службу России, и на Росимущество. О том, что указанные земельные доли, имеются признаки выморочного имущества Территориальное управление, узнало только из искового заявления. Администрацией Упоровского муниципального района сведений о наличии невостребованных земельных долей в адрес Территориального управления не направлялись. Таким образом, данные невостребованные доли являются выморочными, и принимать в собственность указанное имущество должна Российская Федерация, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, а не Администрация Упоровского муниципального района сельского поселения Тюменской области. Ссылаясь по правовому обоснованию требований на ст. ст. 131,132,137.138.167 ГПК РФ, ст. 1151 ГК РФ, п.п. 5,50 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» истец просит:

признать право собственности Российской Федерации на невостребованные земельные доли умерших лиц, в количестве 15 долей , общей площадью ... га., сельскохозяйственных угодий на земельном участке с кадастровым номером ... расположенного на территории Упоровского и Скородумского сельских поселений Упоровского муниципального района.

Определением Заводоукоского районного суда от ... (л.д....) в соответствии со ст. ст. 131, 132, 138 ГПК РФ встречное исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Муниципальному образованию Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района о признании права собственности Российской Федерации на невостребованные земельные доли умерших лиц, в количестве 15 долей принято для совместного рассмотрения с первоначальным иском.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску муниципального образования Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района ФИО59, действующая на основании доверенности от ..., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, со встречным иском не согласна. Просила в удовлетворении встречного искового заявления отказать. Дополнительно суду пояснила, что в настоящем судебном заседании приобщила к материалам дела скриншот Интернет-страницы с официального сайта Администрации Упоровского муниципального района, в котором указан список собственников, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данные земельные доли до настоящего времени не востребованы. После официальной публикации информации о списке собственников, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными на официальном сайте и в местной газете, а также после подачи искового заявления, к ним никто не обращался.

Третье лицо ФИО16 в судебном заседании пояснил, что после смерти его матери ФИО26 прошло уже более 15 лет. Он не знал о наличии у нее земельной доли, документов никаких не находил. Не знал, что матери вообще выделялась земельная доля. Однако пояснил, что земельная доля была продана без оформления документов за 8 тыс. рублей.

Представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, третьи лица ФИО11, ФИО11, ФИО15, ФИО18, ФИО20, ФИО17 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д...). Из копии записи акта о смерти ... (л.д...) установлено, что третье лицо ФИО17 умерла ... Представитель Территориального агентства по управлению государственным имуществом в ... просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д....).

На основании ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ, с согласия представителя истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску, третьего лица суд рассматривает дело в отсутствии представителя ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску и третьих лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования муниципального образования Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района подлежат удовлетворению, а встречные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии со ст. 14, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В собственности муниципальных образований может находится: указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В собственности поселений могут находиться: земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

Согласно п.2, 3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным.

Положениями главы 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. С учётом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путём наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учётом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.

В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своём официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырёх месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Согласно ч.2, 3 ст.14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, размещения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В п.8 ст.12.1 указанного закона законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе те, которые по аналогии со ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.

В силу ч.1 ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок бывшего ... от ..., состоявшемся ... следует, что в администрацию Упоровского муниципального района на ... поступило заявление ФИО24 об исключении из списка невостребованных земельных долей без приложения правоустанавливающих документов. На общем собрании присутствовали 2 (два) участника общей долевой собственности (ФИО23 (свидетельство о государственной регистрации права от ... г., ФИО24 (свидетельство о государственной регистрации права от ..., владеющие 1 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, что составляет 0,1 % от общего числа собственников. Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок, в соответствии с требованиями Закона не является правомочным. Было принято решение в соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101 –ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федерального закона от 29.12.2010 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» считать собрание дольщиков не состоявшимся. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления вправе утвердить список невостребованных земель самостоятельно (л.д....).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГ регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области от ...... земельный участок площадью 55396943 квадратный метр из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: ... Сведения о регистрации прав имеются. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровый номер земельного участка ... (л.д....).

Из выписки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ...... следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется информация о правообладателях земельных долей объекта недвижимого имущества земельный участок кадастровый ..., площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ... указанные в исковом заявлении граждане правообладателями не зарегистрированы (л.д. ...).

В соответствии с Соглашением ... от ... о передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органами местного самоуправления муниципального района между Главой администрации Упоровского сельского поселения и главой администрации Упоровского муниципального района предметом Соглашения является передача органами местного самоуправления Упоровского сельского поселения осуществления полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления Упоровского муниципального района в том числе осуществление полномочий органа местного самоуправления поселения, предусмотренных статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (л.д....).

В соответствии с Соглашением ... от ... о передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органами местного самоуправления муниципального района между главой Скородумского сельского поселения и главой администрации Упоровского муниципального района предметом Соглашения является передача органами местного самоуправления ... сельского поселения осуществления полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления Упоровского муниципального района в том числе осуществление полномочий органа местного самоуправления поселения, предусмотренных статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (л.д....).

Согласно справок о смерти №... выданных отделом ЗАГС администрации Упоровского муниципального района по ......, по ... сельсовету Упоровского муниципального района, граждане, перечисленные в исковом заявлении значатся умершими (л.д....).

В газете ... от ... опубликован список собственников земельных долей бывшего ... земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В списке указаны лица, перечисленные в исковом заявлении (л.д. ...). В газете ... от ... Администрация Упоровского муниципального района уведомила участников общей долевой собственности бывшего ... о проведении общего собрания участников долевой собственности (л.д...

Согласно постановлению администрации Упоровского муниципального района ... от ..., на основании протокола общего собрания участников общей долевой собственности бывшего ... от ..., утвержден список невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения бывшего ... по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (л.д....

Из ответа нотариуса нотариального округа ... от ...... (л.д....) следует, что заведены наследственные дела после смерти следующих граждан: ФИО29 (наследники отказались от наследства), ФИО10 (наследники фактически принявшие наследство: ФИО11, ФИО12, ФИО13 умер – ..., ФИО14 – умерла ...), ФИО21 (наследники принявшие наследство: ФИО15, ФИО16), ФИО6 (наследник принявший наследство – ФИО17), ФИО8 (наследник принявший наследство – ФИО18), однако на земельную долю свидетельства о праве на наследство не выдавалось. На умершего гражданина ФИО9 наследственное дело не заводилось, но имеется наследственное дело к умершей ФИО19, умершей ..., фактически принявшей наследство после смерти мужа ФИО9, но не оформившей своих наследственных прав. Наследником, принявшим наследство после смерти ФИО19 является ФИО20. На умерших граждан: ФИО1, ФИО2, ФИО25, ФИО3, ФИО34, ФИО4, ФИО39, ФИО5, ФИО7 наследственные дела не заводились и государственная регистрация права собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не проводилась. В соответствии с письмом администрации Упоровского муниципального района от ...... в архивном фонде имеется информация о завещании от имени ФИО21, оформленное в пользу ФИО15 Информация о наследниках других умерших граждан и их местонахождение в администрации Упоровского муниципального района отсутствует (л.д....).

Согласно свидетельств на право собственности на землю выданных Упоровским райкомземом следует, что указанные в исковом заявлении граждане, кроме ФИО10, приобретают право в общей совместной собственности на землю ... общей площадью ... га с оценкой 300 и 305 баллогектара (...).

Из копии ответа на запрос из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ...... следует, что представить копию свидетельства на право собственности на землю на имя ФИО10 (свидетельство на право собственности на землю серия ......) не представляется возможным в связи с отсутствием в архиве второго экземпляра свидетельства (л.д....).

В соответствии с ответом на судебный запрос МП ОП МВД РФ «Заводоуковский» (дислокация ...) от ... (л.д....) на день смерти ФИО25 была зарегистрирована в ......; по ФИО2, ФИО3 данных нет; ФИО60 по адресу: ..., ..., ФИО34 по адресу: ...; ФИО4 по адресу: ..., ...ФИО39 по адресу: ...; ФИО21 по адресу: ..., ФИО47 по адресу: ...; ФИО7 по адресу: ..., с Скородум; ФИО8 по адресу: ...; ФИО9 по адресу: ...; ФИО10 по адресу: ...; ФИО1 по адресу: ..., ... (л.д....).

Из ответа администрации Упоровского муниципального района от ...... на судебный запрос (л.д....) следует, что согласно похозяйственного учета администрации Упоровского сельского поселения ФИО26, умершая ... на день смерти проживала одна по адресу: ... по остальным умершим гражданам информация отсутствует (л.д....).

В соответствии с ответами отдела ЗАГС администрации Упоровского муниципального района имеются сведения о заключении брака ФИО27 с ФИО28 (л.д...), сведения о рождении ФИО63 Германа, матерью которого является ФИО29 (л.д....ФИО30 (л.д.... матерью которого является ФИО29, сведения о рождении ФИО31, ФИО32 и ФИО33 (л.д....), отцом которого является ФИО34, сведения о заключении брака ФИО34 и ФИО35 (л.д.... сведения о заключении брака ФИО36 и ФИО37 (л.д.... сведения о рождении ФИО38, матерью которой указана ФИО39 (л.д.... сведения о заключении брака ФИО40 и ФИО41 (л.д.... сведения о рождении ФИО25 Валерия, матерью которого является ФИО25 (л.д....), сведения о заключении брака ФИО9 и ФИО42 (л.д.... сведения о рождении ФИО18, матерью которого указана ФИО43 (л.д.... сведения о рождении ФИО62ФИО40, матерью которого указана ФИО43 (л.д.... сведения о заключении брака ФИО6 и ФИО44 (л.д.... сведения о заключении брака ФИО5 и ФИО45 (л.д.... сведения о рождении ФИО46, отцом которого значится ФИО47 (л.д.... сведения о рождении Пеньгиной Надежды, ФИО48 и ФИО16, матерью которых значится ФИО26 (л.д....),

После смерти граждан: ФИО9, ФИО34, ФИО7, ФИО10 их земельные доли по договорам купли-продажи были проданы без оформления документов и сделки зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастре и картографии по Тюменской области, по иску прокурора Упоровского района Тюменской области решением Заводоуковского районного суда от ... данные сделки были признаны недействительными (л.д....)

Судом установлено, что лица указанные в исковом заявлении в течение трёх и более лет подряд не передали свою земельную долю в аренду и не распорядились ею иным образом а также не зарегистрировали права на земельную долю, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Вышеуказанные лица в установленном законом порядке, включены в список собственников земельных долей бывшего ... земельные доли которых признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

С 25 июля 2013 года действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (изменения внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 года №223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нём здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.

Порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В настоящее время такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определён.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанных невостребованных земельных долей нарушены не были.

Истцом и судом предприняты все меры по установлению наследников, согласно установленной ГК РФ очередности. Факт отсутствия наследников принявших наследство после смерти указанных лиц, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежащие ФИО1, ФИО25, ФИО49, ФИО3, ФИО29, ФИО34, ФИО4, ФИО39, ФИО26, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО43, ФИО9, ФИО10 земельные доли невостребованными при соблюдении установленной ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности, регулирующих спорные правоотношения.

Других доказательств, сторонами суду не представлено.

Суд отказывает в удовлетворении встречного искового заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о признании права собственности Российской Федерации на невостребованные земельные доли, умерших лиц в количестве 15 долей, поскольку ТУ Росимущества в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик по первоначальному иску истец по встречному иску - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Тюменской области.

Ссылка во встречном исковом заявлении на то, что спорные земельные доли должны перейти исключительно в собственность Российской Федерации, а не в собственность Муниципального образования Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района Тюменской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому является несостоятельной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 8 статьи 12.1 Федерального закона от ... №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст.14, 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131 (в редакции Федерального закона от ... №411-ФЗ), ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление муниципального образования Упоровский муниципальный район в лице Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Упоровского муниципального района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли удовлетворить.

Прекратить право собственности участников общей долевой собственности бывшего ...ФИО1, ФИО25, ФИО2, ФИО3, ФИО29, ФИО34, ФИО4, ФИО39, ФИО26, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... квадратных метров из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ... и признать право муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие на праве собственности указанным умершим лицам.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием - Упоровский муниципальный район на земельные доли, принадлежавшие на праве собственности указанным умершим гражданам: ФИО1, ФИО25, ФИО2, ФИО3, ФИО29, ФИО34, ФИО50, ФИО39, ФИО26, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... квадратных метров из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ...

В удовлетворении встречного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд Тюменской области.

Судья подпись О.В. Рушкина

Мотивированное решение составлено 25 октября 2016 года.