Дело № 2-874/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» апреля 2017 года город Орел
Заводской районный суд города Орла
в составе председательствующего судьи Сандуляк С.В.,
с участием представителя истца администрации г. Орла ФИО1, действующей на основании доверенности от (дата обезличена) года (номер обезличен)-д,
представителя ответчика УФССП России по Орловской области, третьего лица судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенностей от (дата обезличена)(номер обезличен) и от (дата обезличена),
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – ФИО5,
при секретаре судебного заседания Лютиковой И.А.
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску
Администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Орла обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований истец указал, что решением Советского районного суда г. Орла от 14.12.2015 года на администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить ФИО5 на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью по норме предоставления по договору найма специализированного жилого помещения. Апелляционным определением Орловского областного суда от 24.02.2016 года решение Советского районного суда г. Орла от 14.12.2015 года оставлено без изменения. Решение суда вступило в законную силу 24.02.2016 года.
06.04.2016 года Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП.
(дата обезличена) администрация г. Орла обратилась в Советский районный суда г. Орла с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которое было удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до (дата обезличена).
Определением от (дата обезличена) заявление об отсрочке от (дата обезличена) оставлено без удовлетворения.
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Бюджетом Орловской области на 2014 год на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот было предусмотрено финансирование в размере 40 177 600 рублей. На выделенные денежные средства администрацией г. Орла заключен муниципальный контракт на строительство 35 квартир для лиц данной категории по адресу: (адрес обезличен), согласно которому во исполнение 35 судебных решений в соответствии с постановлениями администрации г. Орла от (дата обезличена) предоставлены квартиры 35 лицам из числа детей-сирот.
В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств для Муниципального образования «Город Орёл» на 2015 год в размере 37 423 123 рубля администрацией города Орла заключены (дата обезличена) с МКУ «Управление капитального строительства г. Орла» муниципальный контракт участие в долевом строительстве жилья (номер обезличен) на строительство 1 квартиры по адресу: (адрес обезличен)а; (дата обезличена) с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья № 20 на строительство 27 квартир по адресу: (адрес обезличен), согласно которым во исполнение принятых в 2014 году 28 судебных решений Советского районного суда г. Орла администрацией г. Орла в мае 2016 года предоставлены 28 квартир лицам данной категории.
Выделенные МО «Город Орёл» в 2015 г. 37423123 рубля освоены должником на исполнение 28 решений суда за 2014 г., в связи с чем администрацией города Орла (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена) направлены в адрес Губернатора Орловской области обращения с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на исполнение переданных государственных полномочий, в том числе на исполнение решения суда по делу (номер обезличен) по иску ФИО4
27.01.2016 года доведены лимиты бюджетных средств на 2016 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот в размере 59 557 200 рублей. Согласно письму Департамента от (дата обезличена)(номер обезличен) за счет части этих денежных средств осуществлено погашение кредиторский задолженности по муниципальному контракту от (дата обезличена) с ОАО «Орелстрой» за закупку 27 квартир. На оставшиеся денежные средства в размере 34 459 656 рублей (дата обезличена) администрацией г. Орла заявлено о проведении электронного аукциона на определение поставщика для осуществления закупки 29 квартир по договору участия в долевом строительстве жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, который, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки, признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок от (дата обезличена).
(дата обезличена), (дата обезличена) повторно заявлено о проведении аукциона на закупку 40 квартир для данной категории лиц на денежные средства в размере 47 530 560 рублей, которые согласно протоколам от (дата обезличена) и (дата обезличена) так же признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них.
(дата обезличена) размешено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение 20 благоустроенных квартир в г. Орле для указанной категории лиц, который признан несостоявшимся.
(дата обезличена) и (дата обезличена) размещены аукционы на заключение муниципальных контрактов на приобретение поштучно 40 и 39 квартир жилых помещений на вторичном рынке для лиц данной категории, по результатам которых для данной категории лиц в 2016 г. закуплено 3 квартиры.
Законом Орловской области от 06.12.2016 года № 2054-ФЗ «Об областном бюджете на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов» на 2017 год для муниципального образования «Город Орел» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений. 17.02.2017 года до администрации г. Орла на 2017 год доведены лимиты бюджетных средств в размере 65 874 000 рублей, которых достаточно для закупки квартиры в 2017 году для ФИО5, поскольку в списке вынесенных Советским районным судом города Орла и не исполненных администрацией города Орла решений суда она значится под номером 40.
В целях освоения предусмотренных на 2017 год финансовых средств администрацией города Орла готовятся документы для проведения электронных торгов по приобретению жилых помещений для лиц данной категории, в том числе на исполнение решения суда по делу (номер обезличен) по иску ФИО5, в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных законом.
После проведения публичных процедур, заключения муниципального контракта и оформления прав муниципальной собственности на приобретенные квартиры жилые помещения во исполнение решений Советского районного суда г. Орла будут предоставлены лицам из числа детей-сирот, в том числе ФИО5
Указанные обстоятельства не позволили в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить решение суда от (дата обезличена) о предоставлении ФИО5 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Полагая, что администрацией г. Орла были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, истец просил суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от (дата обезличена) в размере 50 000 руб.
По ходатайству представителя ответчика УФССП России по Орловской области судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области ФИО2 и ФИО5
В судебном заседании представитель администрации г. Орла по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что администрацией предпринимаются все необходимые и возможные меры для исполнения решения Советского районного суда г. Орла от 14.12.2015 г. по иску ФИО5 Вместе с тем, поскольку приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", соблюдение предусмотренной указанным законом процедуры объективно исключает возможность предоставления взыскателю, в данном случае ФИО5, жилого помещения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Соответственно, исполнение решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок невозможно по независящим от администрации обстоятельствам.
Представитель ответчика УФССП России по Орловской области и одновременно третьего лица – судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области ФИО2– по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указывая, что те обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Орла, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Должником не было исполнено в установленный законом срок решение суда, ввиду чего в отношении него вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Истец не совершил своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Третье лицо ФИО5 при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования администрации города Орла подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 9 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Решением Советского районного суда г. Орла от 14 декабря 2015 г. по гражданскому делу (номер обезличен) по иску ФИО5 к администрации г. Орла на последнюю возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. № 727-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 07.07.2015 № 1815-ОЗ) (л.д. 10-12).
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена) решение Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Орла без удовлетворения (л.д. 13-15).
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области на основании исполнительного листа ФС (номер обезличен) от (дата обезличена), выданного Советским районным судом г. Орла, возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, предмет исполнения: Обязать администрацию г. Орла предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. № 727-ОЗ в отношении должника: администрации города Орла в пользу взыскателя: ФИО5 с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней (л.д. 17).
(дата обезличена) (в течение пяти дней после возбуждения исполнительного производства, то есть срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа) администрация г. Орла обратилась в Советский районный суд г. Орла с заявлением об отсрочке исполнения решения Советского районного суда г. Орла от 14.12.2015г. по иску ФИО5 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
Требования о предоставлении отсрочки мотивированы существованием объективных причин, препятствующих исполнению судебного акта в установленный срок, а именно, тем, что исполнение данного решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность, тогда как выделенных денежных средств из бюджета Орловской области недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме судебного акта. (л.д. 74-75).
(дата обезличена) определением Советского районного суда г. Орла администрации города Орла предоставлена отсрочка исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску ФИО5 к администрации г. Орла о предоставлении благоустроенного жилого помещения на срок до (дата обезличена) (л.д. 76-77).
Одновременно с обращением администрации г. Орла с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, вынесенного в пользу ФИО5, письмом (номер обезличен) от (дата обезличена) заместитель главы администрации г. Орла ФИО8 уведомил судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО2 о невозможности исполнить решение суда в установленный срок, в обоснование указывая, что в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств администрацией г. Орла заключены муниципальные контракты участия в долевом строительстве жилья во исполнение 28 судебных решений Советского районного суда г. Орла, принятых в 2014 году, решения 2015 года, в том числе решение от (дата обезличена) по иску ФИО5 в их число не вошли ввиду отсутствия достаточного финансирования. (дата обезличена) до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере 59 557 200 руб., в связи с чем администрацией г. Орла проводится процедура приобретения жилых помещений (объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав), которая является длительной и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных законом. (дата обезличена) администрацией г. Орла размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение 29 квартир (л.д. 46-47).
Впоследствии, в связи с невозможностью исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) по иску ФИО5 о предоставлении благоустроенного жилого помещения, администрация города Орла (дата обезличена) повторно обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении которого определением Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) было отказано. (л.д. 81-82).
(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, в связи с не исполнением должником администрацией города Орла исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП вынесено постановление в отношении администрации г. Орла о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. (л.д. 16).
В тот же день, (дата обезличена) постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 администрации г. Орла установлен новый срок исполнения требования исполнительного документа до (дата обезличена).
В силу п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Обращаясь с настоящим иском в суд, администрация г. Орла ссылалась на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием в том вины администрации города Орла, поскольку ею были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда от 14.12.2015 г. по иску ФИО5 не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия бюджетных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Орловской области, что, по мнению истца, является основанием для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
Проверяя обоснованность заявленных администрацией города Орла требований и доводов, на которых они основаны, суд полагает, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе ФС (номер обезличен) от (дата обезличена), выданном Советским районным судом г. Орла, предметом исполнения по которому является предоставление благоустроенного жилого помещения ФИО5
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что администрация города Орла как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2006 № 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа".
Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий администрацией города Орла осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 5 статьи 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 01 января 2014 года приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орёл» на 2015 год в размере 37 423 123 рубля администрацией города Орла во исполнение принятых в 2014 году судебных решений были предоставлены 28 квартир лицам из числа детей-сирот.
Тем самым, выделенные МО «Город Орёл» в 2015 году бюджетные средства были освоены на исполнение 28 судебных решений суда за 2014 год, в связи с чем администрацией города Орла (дата обезличена), (дата обезличена), то есть еще до вынесения Советским районным судом г. Орла решения о предоставлении благоустроенного жилого помещения ФИО5, были направлены обращения Губернатору Орловской области с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на исполнение переданных государственных полномочий, в том числе и на исполнение решения суда по делу по иску ФИО5
На 2016 г. до МО «Город Орёл» на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 59 557 200 рублей.
Согласно письму Департамента от (дата обезличена)(номер обезличен) за счет части этих денежных средств осуществлено погашение кредиторской задолженности по муниципальному контракту от (дата обезличена) с ОАО «Орелстрой» за закупку 27 квартир.
На оставшиеся денежные средства в размере 34 459 656 рублей (дата обезличена) администрацией города Орла заявлено о проведении электронного аукциона на определение поставщика для осуществления закупки 29 квартир по договору участия в долевом строительстве жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, который, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки, признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок от (дата обезличена)
(дата обезличена) и (дата обезличена) администрацией города Орла повторно заявлено о проведении аукционов на закупку 40 квартир для данной категории лиц на денежные средства в размере 47 530 560 рублей, которые согласно протоколам от (дата обезличена) и (дата обезличена) так же признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них.
(дата обезличена) администрацией города Орла размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение 20 благоустроенных квартир в г. Орле для указанной категории лиц, который также признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.
(дата обезличена) и (дата обезличена) размещены аукционы на заключение муниципальных контрактов на приобретение поштучно 40 и 39 жилых помещений на вторичном рынке жилья для лиц данной категории, по результатам которых для данной категории лиц в 2016 г. закуплено 3 квартиры.
В связи с увеличением количества нуждающихся в обеспечении жильем за счет вновь принятых на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за счет принятых судебных решений в интересах указанных граждан, главой администрации г. Орла ФИО6 (дата обезличена) было направлено в адрес Губернатора и Председателя Правительства Орловской области ФИО7 письмо с просьбой решить вопрос о выделении дополнительных средств на приобретение жилых помещений для указанных лиц, ссылаясь на то, что в марте 2016 года предусмотрено проведение электронного аукциона на приобретение 29 квартир. Все приобретенные жилые помещения будут предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых приняты судебные решения в 2014-2015 гг. Однако остаются не обеспеченные финансированием еще 24 судебных решения, в ступивших в законную силу, где в том числе указана ФИО5 (л.д. 21).
В рамках исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) по гражданскому делу (номер обезличен) по иску ФИО5 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения (дата обезличена) главой администрации г. Орла было вновь направлено письмо Губернатору и Председателю Правительства Орловской области, из которого следует, что Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла проведено 4 электронных аукциона по закупке жилых помещений, на которых предполагалась закупка 40 новых благоустроенных однокомнатных квартир. Объявленные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок. Однако, по состоянию на (дата обезличена) не исполнено 74 решения суда, вступивших в законную силу (2 решения принято в 2014 г., 45 – в 2015 г. и 27 – в 2016 г.), в том числе решение по иску ФИО5 Кроме этого, еще 90 лиц этой категории, состоящих на учете в администрации г. Орла, должны быть обеспечены жильем в 2016 году и в 2017 году приобретут право на предоставление специализированного жилого помещения еще 54 человека, в связи с чем администрация г.Орла просит решить вопрос о выделении денежных средств для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, приобретших на это право, и на исполнение судебных решений, принятых в их интересах. (л.д. 22-23).
Как установлено судом, в соответствии с законом Орловской области от 06.12.2016 N 2054-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" бюджетом Орловской области на 2017 г. для муниципального образования «Город Орёл» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. (дата обезличена) до администрации города Орла на 2017 г. доведены лимиты бюджетных средств в размере 65 874 000 рублей, которых достаточно для закупки квартиры в 2017 г. для ФИО5
В целях освоения предусмотренных на 2017 г. финансовых средств администрацией г. Орла готовятся документы для проведения электронных торгов по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот.
В настоящее время по итогам проведенного (дата обезличена) очередного электронного аукциона (дата обезличена) заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья с застройщиком – акционерным обществом «Управление капитальным строительством г. Орла» на строительство 5 квартир по адресу: (адрес обезличен).
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
На основании п. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно п. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (п. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно п. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения статьи 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный
5-дневный срок реально исполнить решение суда администрация г. Орла не могла вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования в необходимом объеме и тем, что администрация г. Орла не может влиять на объем выделяемого субъектом РФ финансирования администрации г. Орла для осуществления переданных государственных полномочий, а также необходимостью соблюдения порядка приобретения жилья, установленного Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», кроме того, администрация г. Орла своевременно принимала меры по надлежащему исполнению решения Советского районного суда г.Орла от (дата обезличена) по гражданскому делу (номер обезличен) по иску ФИО5 к администрации г. Орла о предоставлении благоустроенного жилого помещения, направляла обращения о выделении необходимых денежных средств задолго до возбуждения исполнительного производства, своевременно проводила конкурсные процедуры по приобретению жилого помещения.
При таких обстоятельствах требования администрации города Орла об освобождении от взыскания исполнительского сбора суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от (дата обезличена) в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 29 апреля 2017 г.
Судья С.В. Сандуляк