ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-874/2021 от 27.12.2021 Кормиловского районного суда (Омская область)

55RS0016-01-2021-001699-37

Дело № 2-874/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка 27 декабря 2021 г.

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.

при помощнике судьи Чепилко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кормиловского отдела Межрайонного управления Министерства труда и социального развития <адрес> к ФИО1 о взыскании денежных средств

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о возврате денежных средств, полученных в виде государственной социальной помощи по ведению личного подсобного хозяйства. В обоснование иска указал, что между Межрайонным управлением Министерства труда и социального развития <адрес> и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи по ведению личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была перечислена сумма в размере 100 000 рублей. В ходе проверки исполнения ФИО1 условий контракта и мероприятий программы социальной адаптации был составлен акт о выявлении нарушений. В акте были отражены следующие нарушения: ФИО1 не зарегистрировалась как налогоплательщик на профессиональный доход, не подготовила сарай для содержания животных, не приобрела сельскохозяйственных животных. По результатам проверки ФИО1 предложено устранить нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, либо вернуть денежные средства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что денежные средства не возвращены, просил взыскать.

В судебном заседании представители истца ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали, суду пояснили, что летом ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в Министерство труда и социального развития с заявлением на получение государственной социальной помощи для развития личного подсобного хозяйства. Была составлена программа социальной адаптации с указанием мероприятий. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписала социальный контракт и программу социальной адаптации. ДД.ММ.ГГГГ ей были перечислены денежные средства в размере 100 000 рублей на реализацию мероприятий программы. Специалисты Министерства труда созванивались с ФИО1 предлагали помощь в реализации пунктов программы. В частности по регистрации в налоговом органе. ФИО1 от помощи отказалась, ответила, что самостоятельно зарегистрировалась в качестве плательщика налога на профессиональный доход. В ноябре 2021 специалистами Министерства труда была проведена проверка исполнения ФИО1 мероприятий программы и выявлены нарушения. Несмотря на получение средств сельскохозяйственные животные не приобретены. ФИО1 вручили требование об устранении нарушений или возвращении бюджетных средств, но она не устранила нарушения социального контракта и средства вернуть отказалась.

Ответчик - ФИО1, в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом. причины неявки не известны.

Суд, выслушав представителей истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1061-ОЗ «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан» порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, а также форма социального контракта устанавливаются <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 153-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на территории <адрес>» предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, предоставляется в виде денежной выплаты (ежемесячной и (или) единовременной), а также в виде натуральной помощи (жизненно необходимых товаров) в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству труда и социального развития <адрес> (далее - Министерство)

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам на ведение личного подсобного хозяйства.

Социальный контракт заключается между территориальным органом в лице его руководителя и заявителем на оказание государственной социальной помощи по ведению личного подсобного хозяйства - по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (на срок не более чем на 12 месяцев).

В целях реализации мероприятия, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 настоящего Порядка, денежная выплата выплачивается единовременно и определяется в размере фактической потребности денежных средств в объеме, требуемом для реализации программы социальной адаптации в целях развития личного подсобного хозяйства, но не более 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 10 Указанного Порядка для назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, гражданин представляет заявление в учреждение по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) по заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина.

Пунктом 19 Порядка установлено, что при наличии выраженного в заявлении согласия гражданина (совершеннолетних членов его семьи) на заключение социального контракта работник учреждения в течение 5 дней со дня обращения гражданина в учреждение:

1) проводит собеседование с гражданином, в ходе которого уточняет информацию о проблемах гражданина (его семьи), о его (ее) возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации;

2) заполняет лист собеседования по форме, утвержденной Министерством;

3) подготавливает проекты социального контракта и прилагаемой к нему программы социальной адаптации, предусматривающей обязательные для ее реализации мероприятия;

4) представляет заявление и документы, указанные в пунктах 10, 11 настоящего Порядка, а также документы, предусмотренные настоящим пунктом, в комиссию по оказанию государственной социальной помощи, создаваемую при территориальном органе (далее - комиссия).

В течение 3 дней со дня поступления в комиссию документов, предусмотренных подпунктом 4 пункта 19 настоящего Порядка, комиссия подготавливает заключение о необходимости или об отсутствии необходимости назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта и представляет его с поступившими в комиссию документами руководителю территориального органа.

Территориальный орган не позднее чем через 10 дней после обращения гражданина и представления им документов, предусмотренных пунктами 10, 11 настоящего Порядка, принимает решение о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи.

В соответствии с пунктом 26.1. Порядка основаниями для досрочного расторжения социального контракта являются невыполнение гражданином мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; невыполнение гражданином условий, предусмотренных социальным контрактом.

Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством труда и социального развития <адрес> и ФИО1 заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи по ведению личного подсобного хозяйства. Приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации. Согласно указанной программы на ФИО1 возлагалась обязанность встать на учет в налоговом органе и подготовить сарай для содержания сельскохозяйственных животных в срок до ДД.ММ.ГГГГ; приобрести корма и сельскохозяйственных животных в срок до ДД.ММ.ГГГГ и с начала ноября начать реализацию сельскохозяйственной продукции произведенной в личном подсобном хозяйстве. С этой целью ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были перечислены средства государственной социальной помощи в размере 100 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ФИО1 указанные мероприятия программы не реализовала, уважительных причин не представила.

В связи с тем, что ФИО1 получила денежные средства, но без уважительных причин не выполнила мероприятия социального контракта, в чем усматривается недобросовестность с ее стороны, суд находит требования истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, и судом принято решение об удовлетворении исковых требований, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3200 рублей в бюджет Кормиловского муниципального района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1 в пользу Кормиловского отдела Межрайонного управления Министерства труда и социального развития <адрес> денежные средства в размере 100 000 рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 3200 рублей в местный бюджет.

Решение Кормиловского районного суда <адрес> может быть обжаловано в Омский областной суд в течении месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья У.В. Бочарова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья У.В. Бочарова