ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-875/2022 от 21.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-875/2022

36RS0004-01-2021-008317-15

3.020-Гл.22 КАС РФ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2022 года г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Леденевой И.С.,

при секретаре Неклюдовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, заместителю руководителя департамента - начальнику отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. №,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. .

В обоснование заявленных требований указал, что 14.09.2021г. он обратился в Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов для осуществления любительской и спортивной охоты в общедоступных угодьях Воронежской области. В этот же день ФИО1 было отказано в выдаче разрешения, в связи с тем, что ФИО1 не представил сведения о добытых охотничьих ресурсах в сроки, предусмотренные ранее выданным разрешением.

Указанный отказ в выдаче разрешения ФИО1 считает незаконным и необоснованным в связи с тем, что Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014г. №379 содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения.

Кроме того, административный истец указывает на то обстоятельство, что ранее выданное разрешение 02 было сдано им в установленные сроки путем вложения его в ящик для писем, установленный у административного ответчика, впоследствии разрешение было утеряно административным ответчиком.

Административный истец просит признать незаконным отказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. .

Обязать должностных лиц Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области выдать в установленном законом порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов для осуществления любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях Воронежской области на имя ФИО1 на охоту на пушных животных 2021-2022г.

Определением суда от 25.01.2021г., вынесенном в протокольной форме к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен руководителю департамента - начальник отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира ФИО2

Административный истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области по доверенности ФИО4, заместитель руководителя департамента - начальник отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира ФИО2 против удовлетворения административного иска возражал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав показания свидетелей ФИО9, ФИО8, приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона N 209-ФЗ от 24 июля 2009 года "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотохозяйственном реестре.

Согласно ст. 7 указанного закона, охотничьи угодья подразделяются на: охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.

В силу ст. 14 названного закона, любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона N 209-ФЗ, право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц с момента выдачи разрешения на их добычу.

В силу ст. 30 названного Закона в разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются: 1) сведения об охотнике и охотничьем билете, предусмотренные подпунктами "а" и "ж" пункта 6 части 2 статьи 37 настоящего Федерального закона; 2) вид охоты, который предполагается осуществлять; 3) сведения о добываемых охотничьих ресурсах; 4) количество добываемых охотничьих ресурсов; 5) сроки охоты и места охоты.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях выдача охотнику разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 379 (далее - Порядок оформления и выдачи разрешений).

Пунктом 3 данного Порядка установлено положение, аналогичное закрепленному в части 1 статьи 31 названного выше Федерального закона.

Пунктами 13, 13.1 - 13.3 Порядка оформления и выдачи разрешений установлено, что при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления:

осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений;

оформляет разрешение и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении;

направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 названного Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 27.05.2021 №366, вступившим в законную силу с 01.09.2021г., пункт 17 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, дополнен подпунктом 17.12, регламентирующим, что решение об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов принимается в случае, если заявитель не направил сведения добытых охотничьих ресурсах в сроки, предусмотренные ранее выданным разрешением, по месту получения такого разрешения охотпользователю, в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение, выдавшие такое разрешение, при условии, что последний из указанных в нем сроков осуществления охоты истек не более, чем за один год до даты подачи заявления, в случаях, если разрешением предусмотрена необходимость направления таких сведений.

Как установлено, удом ФИО1 выдавалось разрешение на охоту 02 (летне-осенняя охота 2020г. на пернатую дичь). 14.09.2021г. ФИО1 обратился в Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов для осуществления любительской и спортивной охоты в общедоступных угодьях Воронежской области.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя административного ответчика, ФИО1 не представлены сведения о добытых охотничьих ресурсах по разрешению сер.02 (летне-осенняя охота 2020г).

Сам же административный истец, в подтверждение факта предоставления им сведений о добытых охотничьих ресурсах по разрешению сер.02 (летне-осенняя охота 2020г) сослался на показания свидетелей, которые должны были подтвердить, что ФИО1 вернул выданное ему разрешение сер.02 (летне-осенняя охота 2020г).

Однако, как показали допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9 и ФИО8, они действительно знакомы с ФИО1, вместе занимались охотой и свои разрешения на добычу охотничьих ресурсов за предыдущий период они предоставили в Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, которые были приняты без подтверждения их получения, однако когда предоставил ФИО1 свое разрешение на добычу охотничьих ресурсов сер.02 (летне-осенняя охота 2020г) и и каким способом свидетелям неизвестно.

Административный истец в судебном заседании давал противоречивые сведения о порядке предоставления разрешения на добычу охотничьих ресурсов в Департамент природных ресурсов – лично сотруднику либо путем опускания в размещенный почтовый ящик.

Достоверных доказательств, свидетельствующих о соблюдении ФИО1 требования о предоставлении сведений о добытых охотничьих ресурсах по разрешению сер.02 (летне-осенняя охота 2020г) административным истцом не представлено.

Доводы истца о том, что п.17.12 Порядка от 29.08.2014 №379 введен в действие с 01.09.2021 г., в связи с чем не имеет обратной силы, не может быть принят во внимание, поскольку как обоснованно отмечено представителем ответчика, обязанность по предоставлению сведений о добытых охотничьих ресурсах по выданному разрешению в уполномоченный орган была установлена и в момент выдачи соответствующего разрешения.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ определяет разрешение на добычу охотничьих ресурсов как документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов (пункт 16 статьи 1).

Согласно частям 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются документами строгой отчетности, имеют учетные серию и номер.

Содержание данного разрешения приведено в статье 30 указанного федерального закона и включает кроме прочих сведения о добываемых охотничьих ресурсах.

В соответствии с приложением N 5 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" охотник обязан направить сведения о добыче охотничьих ресурсов по месту получения разрешения в течение 20 дней после окончания последнего из сроков осуществления охоты, указанных в разрешении.

При этом, исходя из анализа названных выше норм, обязанность по представлению сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве возложена на лицо, получившее разрешение (в данном случае охотника), а соответствующие сведения подлежат направлению по месту получения разрешения (в данном случае в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя), выдавшего разрешение), что следует из буквального содержания формы бланка разрешения, утвержденной данным Приказом.

Доказательств исполнения обязанности по предоставлению сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в уполномоченный орган ФИО1 в судебном заседании не представлено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, заместителю руководителя департамента - начальнику отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. .

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, заместителю руководителя департамента - начальнику отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Леденева

Решение принято в окончательной форме 09.03.2022 г.