ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-880/2020МОТИВИ от 20.03.2020 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0024-01-2020-000198-83

Дело № 2-880/2020 Мотивированное решение

изготовлено 20.03.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 13 марта 2020 года

Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Аббасалиевой Р.Ю.,

с участием:

от административного истца директор Хохольков И.В., Васюра Е.В. по доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА,

заинтересованного лица Буренкова В.А.,

иные лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» к Государственной инспекции труда в Ярославской области о признании предписания незаконным,

установил:

На основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Ярославской области Синицыной Т.А. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР проведена проверка в отношении ГБУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» (далее по тексту – ГБУ ЯО ПСС ЯО). Сроки проведения проверки не более 20 рабочих дней, начало проверки ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, окончание – не позднее ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

По результатам проверки государственным инспектором труда (по охране труда) Катковой Д.В. составлен акт проверки от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и вынесено предписание от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, в соответствии с которым ГБУ ЯО ПСС ЯО обязано в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА:

- в соответствии со статьями 21, 135 Трудового кодекса РФ, ч.3 ст.5 Закона Ярославской области от 07.12.2004 №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» установить оплату труда Буренкову В.А., ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7, ФИО 8 не ниже оплаты труда, установленных работникам, сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, работающим на соответствующих должностях;

-в соответствии со статьями 99, 104, 152, 236 Трудового кодекса РФ произвести Буренкову В.А., ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5 оплату сверхурочной работы за 2019 г. с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

ГБУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» (далее по тексту – ГБУ ЯО ПСС ЯО) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Ярославской области о признании предписания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР незаконным и его отмене.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что на основании ч.3 ст. 5 Закона Ярославской области от 07.12.2004 №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» порядок установления размеров и условий оплаты труда работников противопожарной службы Ярославской области (включая надбавки и доплаты) определяется постановлением Правительства Ярославской области.

Размер и условия оплаты труда работников ГБУ ЯО ПСС ЯО установлены постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2016 №780-п «Об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» (вместе с «Положением об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области»). Установленный данным постановлением размер должностного оклада не позволяет довести уровень оплаты труда работников ГБУ ЯО ПСС ЯО до уровня оплаты труда работников федеральной противопожарной службы работающих на соответствующих должностях. Предписание трудовой инспекции нарушает права, свободы и законные интересы учреждения, создавая дополнительное финансовое бремя и незаконно возлагая обязанность по повышению уровня оплаты труда указанных в предписании работников не в соответствии с установленной постановлением Правительства системой оплаты труда.

Также отмечено, что финансирование ГБУ ЯО ПСС ЯО осуществляется за счет бюджетных средств Ярославской области, при этом главным распорядителем бюджетных средств учреждения является Департамент региональной безопасности Ярославской области. Учредитель самостоятельно в установленном порядке формирует и утверждает государственное задание для бюджетного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, и осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания. С целью исполнения требований Закона Ярославской области от 07.12.2004г. №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области», Департамент региональной безопасности Ярославской области неоднократно обращалось и продолжает обращаться к губернатору Ярославской области с просьбой о рассмотрении вопроса об увеличении оплаты труда работникам ГБУ ЯО ПСС ЯО и доведения ее до уровня оплаты труда работников федеральной противопожарной службы, работающих на соответствующих должностях. Последнее обращение было направлено губернатору Ярославской области ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Кроме того, в исковом заявлении указано, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

Предметом деятельности учреждения является выполнение работ (оказание услуг, исполнение государственных функций) в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Ярославской области в соответствии с действующим законодательством. Одним из основных видов деятельности учреждения является тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и спасение людей и имущества при пожарах, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

По причинам технологического характера работ (тушение пожаров и выполнение аварийно-спасательных работ), выполняемых работниками учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Трудового кодекса РФ в случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Коллективным договором ГБУ ЯО ПСС ЯО на 2018-2021 годы учетный период для суммированного учета рабочего времени таких работников установлен - год. По итогам 2019 года произведены подсчеты сверхурочной работы всех категорий работников учреждения, для которых установлен суммированный учет рабочего времени и, на основании приказа директора, произведена оплата сверхурочной работы.

По смыслу ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-Ф «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный инспектор труда Каткова Д.В.; а также заинтересованные лица: Правительство Ярославской области, Департамент региональной безопасности Ярославской области, Буренков В.А.

В судебном заседании представители административного истца ГБУ ЯО ПСС ЯО данные изъяты Хохольков И.В., (приказ о приеме на работу - л.д.150), Васюра Е.В. по доверенности (л.д.56) исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Административные ответчики Государственная инспекция труда в Ярославской области, государственный инспектор труда Каткова Д.В., заинтересованные лица Правительство Ярославской области, Департамент региональной безопасности Ярославской области в судебное заседание не явились и представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

От административного ответчика государственного инспектора труда (по охране труда) Катковой Д.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия (л.д.192). Письменный отзыв по предъявленным требованиям не представлен.

От Правительства Ярославской области поступил письменный отзыв на иск, согласно которому в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, при этом вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Оплата труда работников ГБУ ЯО ПСС ЯО осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2016 №780-п. Финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений Ярославской области, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений Ярославской области, осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Ярославской области от 20.12.2019 №80-з «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (л.д.70-71).

Заинтересованное лицо Буренков В.А. в судебном заседании ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА участвовал, против удовлетворения исковых требований возражал. Представил письменные возражения, указано, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обратился в Государственную инспекцию труда в Ярославской области с просьбой провести проверку ГБУ ЯО ПСС ЯО на предмет выполнения требований Закона Ярославской области от 07.12.2004 №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» в части касающейся оплаты труда работников учреждения и соответствия ее уровню оплаты труда сотрудников федеральной противопожарной службы, работающих на соответствующих должностях (пожарные, диспетчера пожарной связи, водители, командиры отделений, начальники караулов, начальники и заместители начальников пожарных частей), и в случае подтверждения нарушений требований вышеуказанного закона, обязать соответствующих должностных лиц, устранить выявленные нарушения. На основании Устава ГБУ ЯО ПСС ЯО руководитель бюджетного учреждения вправе распределить часть внебюджетных средств на увеличение оплаты труда работникам ГБУ ЯО ПСС ЯО с целью исполнения требований Закона Ярославской области от 07.12.2004 №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» По мнению заинтересованного лица, проверка ГБУ ЯО ПСС ЯО проведена в рамках законодательства Российской Федерации, по результатам проверки вынесено законное предписание об устранении выявленных нарушений (л.д.170-174).

Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы проверки Государственной инспекции труда в Ярославской области по обращению Буренкова В.А., суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Согласно п.13 Положения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда пользуются правами, предусмотренными статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

На основании ст.360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Из совокупного анализа указанных норм следует, что государственный инспектор труда имеет право, в случае обращения работника в государственную инспекцию труда с заявлением о нарушении работодателем его трудовых прав, проводить внеплановую проверку работодателя, по результатам которой, в случае выявления нарушений трудового законодательства, выдавать обязательные для работодателя предписания об устранении нарушения трудовых прав работника, в том числе, касающихся выплаты заработной платы.

Как установлено судом и подтверждается материалами проверки Государственной инспекции труда в Ярославской области, Буренков В.А. обратился в Государственную инспекцию труда Ярославской области с просьбой провести проверку ГБУ ЯО ПСС ЯО на предмет выполнения требований Закона Ярославской области от 07.12.2004 №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» в части касающейся оплаты труда работников учреждения и соответствия ее уровню оплаты труда сотрудников федеральной противопожарной службы, работающих на соответствующих должностях (пожарные, диспетчера пожарной связи, водители, командиры отделений, начальники караулов, начальники и заместители начальников пожарных частей), и в случае подтверждения нарушений требований вышеуказанного закона, обязать соответствующих должностных лиц, устранить выявленные нарушения (л.д.213).

Распоряжением государственной инспекции труда в Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР проведена проверка в отношении ГБУ ЯО ПСС ЯО (л.д.215-216).

По результатам проверки государственным инспектором труда (по охране труда) Катковой Д.В. составлен акт проверки от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.8-26) и вынесено предписание от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР (л.д.27-29).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-Ф «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

Согласно п.8.2 Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 №14, предписание об устранении выявленных нарушений должно быть выдано уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения обязательных требований в сфере труда. Предписание направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда.

Следует отметить, что исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Таким образом, исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Сопроводительное письмо от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о направлении акта от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и предписания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.217) доказательством соблюдения приведенных выше сроков признано быть не может. Материалами дела подтверждено, что предписание НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по сроку исполнения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было сдано в отделение почтовой связи ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается конвертом (л.д.152), получено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (четверг), о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (л.д.27).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из положений ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета; государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, при этом вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Действительно, согласно ч.3 ст. 5 Закона Ярославской области от 07.12.2004 №52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» устанавливаемые работникам противопожарной службы Ярославской области размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных работникам, сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, работающим на соответствующих должностях.

В тоже время абз. 2 ч.3 приведенной нормы закона установлено, что порядок установления размеров и условий оплаты труда работников противопожарной службы Ярославской области (включая надбавки и доплаты) определяется постановлением Правительства Ярославской области.

Положение об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», утв. постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2016 №780-п, определяет порядок и условия оплаты труда работников государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», а также порядок формирования фонда оплаты труда (далее - ФОТ) работников учреждения.

Финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений Ярославской области, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений Ярославской области, осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Ярославской области от 24.12.2018 №93-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (на момент проведения проверки); Законом Ярославской области от 20.12.2019 №80-з «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Как следует их письма Департамента региональной безопасности Ярославской области от 19.06.2019 в адрес Буренкова В.А., в соответствии с данным порядком годовой фонд оплаты труда рассчитывается исходя из установленной штатной численности подразделений и объема денежных средств, направляемых на выплату должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, что соответствует нормам, установленным федеральным и областным законодательством (л.д.181-182).

В Законе Ярославской области от 20.12.2019 №80-з «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждения предусмотрены в сумме 558,9 млн. руб., в том числе на оплату труда с начислениями 1502,5 штатных единицы работников 401,3 млн. руб. (л.д.168-169).

В соответствии с объяснениями административного истца финансирование фонда заработной платы на одного работника составляет 24 должностных оклада в год или 2 должностных оклада в месяц.

Ссылка заинтересованного лица на внебюджетный фонд, за счет которого возможно исполнение предписания в части установления оплаты труда Буренкову В.А., ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7, ФИО 8 не ниже оплаты труда, установленных работникам, сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, работающим на соответствующих должностях, судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с п.5.4 Устава ГБУ ЯО ПСС ЯО руководитель бюджетного учреждения решает вопросы оплаты труда работников бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством, является распорядителем финансов, имеет право первой подписи, обеспечивает расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Положением о порядке выполнения работ и оказания услуг на платной основе ГБУ ЯО ПСС ЯО, утв. приказом директора от 03.01.2017 №210/2, ГБУ ЯО ПСС ЯО на платной основе предоставляются заинтересованным в их получении физическим и юридическим лицам, в дополнение к работам и услугам, предоставляемым на бесплатной (безвозмездной) основе (пункт 1.2). Доходы от оказания платных услуг, оказываемых учреждением, поступают на внебюджетный лицевой счет учреждения, открытого для учета средств от приносящей доход деятельности. Исходя из п.1.14, средства, полученные от оказания платных услуг, согласно п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, направляются на возмещение расходов ГБУ по оказанию данных услуг по следующим направлениям: 10% на фонд оплаты труда ГБУ ЯО ПСС ЯО: на выплаты заработной платы работникам, выполняющим работы по платным услугам; взносы медицинского страхования, взносы в пенсионный фонд России (обязательные платежи); пополнение фонда социального страхования (ФСС), оплата подоходного налога (плательщиками НДФЛ), плата в иные внебюджетные фонды. 90% на содержание, развитие и укрепление технической базы ГБУ ЯО ПСС ЯО: оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата аренды имущества, оплата услуг по содержанию имущества, оплата прочих услуг (в части заключенных договоров по охране помещений, программного сопровождения и прочие); ремонт техники и оборудования; укрепление и развитие материально-технической базы ГБУ ЯО ПСС ЯО (поступление нефинансовых активов: приобретение основных средств, материальных запасов); оплата транспортных услуг; оплата прочих услуг; оплата командировочных расходов.

Таким образом, данным положением закреплено целевое использование средств, полученных от оказания платных услуг. Исходя из объяснений Буренкова В.А. он работы по платным услугам в 2019 г. не выполнял.

Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что возможность установления оплаты труда конкретным лицам (Буренкову В.А., ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7, ФИО 8) при общей штатной численности 1502,5 единиц работников, не ниже оплаты труда, установленных работникам, сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, работающим на соответствующих должностях, с учетом механизма финансирования ГБУ ЯО ПСС ЯО и особенностей формирования фонда оплаты труда, отсутствует. Данные обстоятельства при вынесении предписания государственным инспектором труда Катковой Д.В. учтены не были. Предписание в данной части не отвечает признаку исполнимости.

Что касается возложения на ГБУ ЯО ПСС ЯО обязанности в соответствии со ст.ст. 99, 104, 152, 236 Трудового кодекса РФ произвести Буренкову В.А., ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5 оплату сверхурочной работы за 2019 г. с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В соответствии с частью 2 ст. 104 Трудового кодекса РФ в случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Коллективным договором ГБУ ЯО ПСС ЯО на 2018-2021 годы от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в редакции дополнительного соглашения НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА предусмотрено, что учетный период для суммированного учета рабочего времени таких работников установлен - год.

В соответствии с приказом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР директора ГБУ ЯО ПСС ЯО об оплате сверхурочных работ такая выплата была произведена, что подтверждается справками о доходах и суммах налога физического лица и расчетными листками (л.д.86-147). Что же касается заявителя Буренкова В.А., то как следует из его объяснений, а также объяснений представителей административного истца, он воспользовался правом на отгул.

Данные обстоятельства государственным инспектором труда Катковой Д.В. при вынесении оспариваемого предписания учтены не были.

Поскольку собранными по делу доказательствами подтвержден факт соблюдения ГБУ ЯО ПСС ЯО трудового законодательства при оплате сверхурочных работ указанным лицам, пункт 2 предписания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем он подлежит отмене.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ГБУ ЯО ПСС ЯО.

Срок обращения в суд, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать предписание НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА государственной инспекции труда в Ярославской области, выданное государственному бюджетному учреждению Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Г. Сингатулина