ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8885/2021 от 23.08.2021 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело№2-8885/21

45RS0026-01-2021-014092-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2021г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Мельниковой Е.В.

при секретаре Квасковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воробьева В.И. к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Воробьев В.И. обратился в Курганский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании отказа незаконным.

В обоснование указал, что с 01.05.2017 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: «для строительства здания физкультурно-оздоровительного комплекса» (договору аренды -з от 27.10.2014).

В соответствии с действующими правилами землепользования и застройки города Кургана земельного участка с кадастровым номером расположен в зоне Ж2 «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» к основным видам разрешенного использования относятся: Обеспечение занятий спортом в помещениях (код 5.1.2.); Площадки для занятий спортом (код 5.1.З.); Оборудованные площадки для занятий спортом (код 5.1.4.).

В соответствии с выданной справкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 18.03.2020 указанные виды деятельности так же являются основными видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Вид разрешенного использования «для строительства здания физкультурно-оздоровительного комплекса» не предусматривает ни действующий Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540, ни действующие правила землепользования и застройки города Кургана, ни выданная 18.03.2020 Справка ИСОГД.

В соответствии с актуальными сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), в том числе открытого информационного ресурса – «Публичная кадастровая карта» земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеет разрешенное использование: обеспечение занятий спортом в помещениях; площадки для занятий спортом; оборудованные площадки для занятий спортом.

Указывает, что в июне 2021 г. обратился в Департамент архитектуры, строительства в земельных отношений Администрации города Кургана с требованием внести изменения в договор аренды -з от 27.10.2014, путем заключения дополнительного соглашения, содержащего актуальную и корректную информацию о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

12.07.2021 в заключении дополнительного соглашения (внесении изменений в договор аренды в части приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ) отказано, в связи с тем, что условия договора были согласованы сторонами при его заключении.

Указывает, что не просит менять условия Договора аренды от 27.10.2014, а хочет только привести в соответствие разрешенное использование земельного участка в договоре аренды существующему разрешенному использованию земельного участка по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, действующему Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540, Правилам землепользования и застройки города Кургана, и справке ИСОГД от 18.03.2020.

Просит признать решение Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от 12.07.2021 №№В-868а незаконным.

В судебное заседание административный истец Воробьев В.И. не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Жилинская К.В. на исковых требованиях настаивала, дала пояснения согласно административному иску.

Представитель Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана по доверенности Бояльский А.С. с требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, дал пояснения согласно письменным возражениям.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, 27.10.2014 между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и <данные изъяты> заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным с использованием: для строительства здания физкультурно-оздоровительного комплекса в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, местоположение: <адрес>. Срок аренды установлен на 3 года с момента подписания акта приема - передачи участка.

19.04.2017 <данные изъяты> и Воробьев В.И. заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды (о перенайме).

Выдано разрешение №RU45301000-86 Администрацией города Кургана, на строительство здания физкультурно-оздоровительного комплекса, общей площадью здания <данные изъяты> м2, количество этажей 2, строительный объем 8365,98 м3, в том числе подземной части – 2413,65 м3, вместимость 44 человека, площадь земельного участка <данные изъяты>, по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения неоднократно продлялся, в настоящее время разрешение продлено до 03.09.2021.

28.06.2021 Воробьев В.И. обратился в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением о внесении изменения в договор аренды -з от 27.10.2014, путем заключения дополнительного оглашения, содержащего актуальную и корректную информацию о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

12.07.2021 Воробьеву В.И. было отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в договор аренды, в связи с тем, что он с 01.05.2017 является арендатором земельного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов для строительства здания физкультурно-оздоровительного комплекса на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 20.10.2014 №658-р, а также с актом выбора земельного участка, кроме того, условия были согласованы при заключении договора.

В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.

Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте, который согласно пункту 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ является частью утверждаемых в муниципальном образовании правил землепользования и застройки.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в настоящее время в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412.

Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие положения: разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11); до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12); по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (часть 13).

Решением Курганской городской Думы от 12.12.2018 №203 утверждены Правила землепользования и застройки города Кургана.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от 12.12.2018 № 203, расположен в территориальной зоне Ж2 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами). Для данной территориальной зоны Правилами устанавливаются, в том числе виды разрешенного использования как обеспечение занятий спортом в помещениях; площадки для занятий спортом; оборудованные площадки для занятий спортом.

Кодом 5.1.2 по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 (далее - Классификатор), установлен вид разрешенного использования земельных участков под наименованием «обеспечение занятий спортом», описание которого предусматривает, в том числе, использование земельных участков под размещение спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях».

Вид разрешенного использования спорного земельного участка согласно сведениям ЕГРН – «обеспечение занятий спортом в помещениях; площадки для занятий спортом; оборудованные площадки для занятий спортом».

Суд учитывает, что в договоре аренды земельного участка №2406-з от 27.10.2014 на передачу в аренду земельного участка, указано «для строительства здания физкультурно-оздоровительного комплекса», что в принципе не свидетельствует об установлении иного, отличного от внесенных в ЕГРН сведений, вида разрешенного использования земельного участка, а лишь конкретизирует целевое использование (цель предоставления) земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Приняв на себя права и обязанности по указанному выше договору, Воробьев В.И. как арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с целями, определенными договором аренды.

С учетом содержания заявления Воробьева В.И. об изменении разрешенного использования земельного участка, в котором он просил изменить вид разрешенного использования с «для строительства здания физкультурно-оздоровительного комплекса» на иной вид разрешенного использования «обеспечение занятий спортом в помещениях; площадки для занятий спортом; оборудованные площадки для занятий спортом», суд считает, что административный истец обратился с заявлением об изменении условий гражданско-правового договора, порядок изменения которого регулируется гл. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Утверждение о том, что административный истец не просит внести изменения в договор аренды, а только просит привести в соответствие разрешенное использование земельного участка, подлежат отклонению.

Как следует из материалов дела, административный истец, обращаясь с заявлением «об изменении вида разрешенного использования земельного участка» по существу требовал изменить указанное в договоре аренды целевое назначение земельного участка, полагаю, что Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана обоснованно отказал в удовлетворении такого заявления.

На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения требования о признании решения, незаконным, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Воробьева В.И. к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании решения от 12.07.2021 №В-868а, незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья Курганского

городского суда Е.В. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 30.08.2021.

Дело№2-8885/21

45RS0026-01-2021-014092-20