ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-888/2014 от 21.08.2014 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

     Дело № 2-888/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

     председательствующего Зайцевой О.Ю.,

     при секретаре Коробовой В.В.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

                                                                                                21 августа 2014 года

     гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Кемеровской области к Товариществу собственников жилья «Машиностроитель», Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Анжеро-Судженского городского округа о ликвидации,

     У С Т А Н О В И Л:

     Государственная жилищная инспекция Кемеровской области обратилась в суд с иском к ответчикам товариществу собственников жилья «Машиностроитель» (далее ТСЖ), Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Анжеро-Судженского городского округа (КУМИ) о ликвидации. Свои требования истец мотивирует тем, что в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 20 Жилищного кодекса РФ согласно плану проведения проверок на 2014 год в период с 26.03.2014 по 01.04.2014 Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области была проведена проверка деятельности ТСЖ «Машиностроитель». Данная проверка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

     1. При проверке по запросу ТСЖ «Машиностроитель» в инспекцию не предоставлены заявления собственников помещений в многоквартирных домах о вступлении в члены ТСЖ; реестр членов ТСЖ; решение общих собраний членов ТСЖ об избрании правления; решение правления об избрании председателя правления ТСЖ; технические паспорта жилых домов, находящихся в составе ТСЖ. Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Анжеро-Судженска от 15.01.2009 № 5 создано ТСЖ «Машиностроитель», утвержден устав ТСЖ. Согласно приложению к данному приказу общая площадь муниципальных жилых помещений составляла 2196,8 м2. Сведения об общей площади домов находящихся в составе ТСЖ не предоставлены. Функции по управлению многоквартирными домами фактически осуществляет управляющая организация - МП «Жилье».

     Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

     1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

     Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

     Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен ст. 44-48 ЖК РФ.

     Вывод: в нарушение ст. ст. 44-48, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственниками многоквартирных домов №№ 24, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35. 36, 37, 38,39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48. 50 по ул. 40 лет Октября, г. Анжеро-Судженск, общие собрания по выбору способа управления, созданию ТСЖ, утверждению устава ТСЖ не проводилось.

     2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества ч. 2 ст. 147 ЖК РФ. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества (ч. 3 ст. 147 ЖК РФ).

     Согласно ч. 1 ст. 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.

     В ТСЖ «Машиностроитель» члены правления, председатель правления, ревизионная комиссия ТСЖ не выбраны. Общие собрания членов ТСЖ по данным вопросам не проводились.

     Вывод: ТСЖ «Машиностроитель» в нарушение ч.ч. 2, 3 ст. 147, ч. 1 ст. 150 ЖК РФ не проведено избрание членов правления, председателя правления, ревизионной комиссии ТСЖ..,

     3. В соответствии с ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

     Вывод: членство в ТСЖ «Машиностроитель» собственников не подтверждено документально, заявления собственников отсутствуют в нарушение ч. 1 ст. 143 ЖК РФ.

     4. Согласно п. 9 ст. 138 ЖК РФ товарищества собственников жилья обязаны вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в ч. 2 ст.    20    настоящего кодекса.    В реестре должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество (ч. 4 ст. 143 ЖК РФ). ТСЖ не ведется реестр членов ТСЖ.

     Частью 3 ст. 135 ЖК РФ установлено: число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

     Вывод: в нарушение п. 9) ст. 138 ЖК РФ в ТСЖ «Машиностроитель» не ведется реестр членов ТСЖ.

     5. Согласно ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Сведения о количестве голосов, которыми обладают члены ТСЖ на момент проверки не предоставлены.

     При проверке соответствия Устава ТСЖ «Машиностроитель» требованиям законодательства выявлены нарушения обязательных требований, установленных ЖК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно:

     1) Пункт 4.6 Устава противоречит ч. 2 ст. 44, ч. 2 ст. 145 ЖК РФ. К компетенции общего собрания членов ТСЖ не относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме третьими лицами. Решение данного вопроса относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

     2) Пункты 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.17, 13.9 Устава не соответствуют ч. 1. ст. 37, ч. 1 ст. 36, ст. ст. 42, 48, 146 ЖК РФ. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. При этом норма ч. 1 ст. 37 ЖК РФ носит императивный характер и не может быть изменена соглашением участников долевой собственности, членов товарищества, уставом. Порядок определения доли не может быть установлен на общем собрании членов товарищества. Доля в праве общей собственности на общее имущество не может быть разной в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме.

     3) Пункт 13.10 Устава не соответствует ст.ст. 146,45-48 ЖК РФ. Проведение общего собрания по группам членов товарищества в зависимости от вида помещений, принадлежащих им в МКД не предусмотрено положениями ЖК РФ. Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений ( ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

     4) В пункте 4.14 Устава предусмотрена обязанность члена товарищества, осуществляющего «отчуждение помещения», «предоставить приобретателю следующие документы:

     - данные о наличии или отсутствии задолженности по оплате расходов по содержанию помещения и общего имущества;

     - сведения о залоге имущества;

     - сведения о страховании общего имущества в многоквартирном жилом доме;

     - данные действующего бюджета и финансового отчета товарищества;

     - сведения о любых известных капитальных затратах, которые товарищество собирается произвести в течение двух предстоящих лет, и сведения о любых сборах и накоплениях, которые могут возникнуть в связи с этими затратами.

     Кроме того, в дополнение к этим сведениям предоставляются копии устава товарищества и сведения о его обязательствах перед товариществом».

     Данный пункт Устава не соответствует ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 30, ст. 143.1 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ, незаконно возлагает не предусмотренные законом обязанности собственника помещения.

     5) Указанный в п. 4.15 Устава вопрос о принятии решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, не относится к компетенции общего собрания членов товарищества и не может решаться по соглашению сторон. Включение в Устав данного вопроса противоречит ч. 2 ст. 145, п. 2) ч. 2 ст. 44 ЖК РФ о компетенции общего собрания членов ТСЖ, общего собрания собственников помещений МКД.

     6) Пункт 7.4 Устава противоречит ч. 2 ст. 1, ч.1 ст. 30, ст. 48 ЖК РФ, ст. ст. 209, 253 ГК РФ. При этом формулировка, указанная в п. 7.4 Устава, допустима только для совместной собственности. В данный пункт следует добавить после слов «на праве общей» слово «совместной».

     7) Пункты 7.5, 7.9 Устава не соответствуют ч.ч. 1, 2 ст. 143 ЖК РФ. Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

     8) Раздел 9 «Обязанности товарищества» Устава не соответствует требованиям ст. 138 ЖК РФ, при этом не указаны обязательные п.п.9), 10) ст. 138 ЖК РФ.

     9) Указанная в пункте 11.1.12 Устава обязанность члена товарищества устранять за свой счет ущерб, нанесенный имуществу других собственников либо общему имуществу членов товарищества лицом, проживающим с ним совместно, а также любыми другими лицами, занимающими принадлежащие ему жилые и/или нежилые помещения в соответствии с договором найма, аренды противоречит ч. 1 ст. 1064 ГК РФ согласно, которой вред, причиненный личности пли имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

     10) Подпункт 13.11 Устава не соответствует ч. 1.1 ст. 146, ч.ч. 1, 2 ст. 48 ЖК РФ. Положения статей 45-48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов ТСЖ. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально. При этом утверждение доверенности председателем не требуется.

     11) Пункт 13.6 Устава, согласно которому внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе «членов товарищества, обладающих 10 % и более голосов от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию» «органа местного самоуправления» противоречит установленному ст. ст. 45-48, 146 ЖК РФ порядку и незаконно ограничивает права члена ТСЖ, установленные ЖК РФ. При этом, согласно ст. ст. 146, 45 (ч. 2) внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников помещений в МКД.

     12) Пункт 13.10 Устава противоречит ст.ст. 45-46, 146 ЖК РФ. Голосование по группам членов товарищества, проведение общего собрания по группам членов товарищества в зависимости от зада принадлежащих им помещений в многоквартирном доме, не предусмотрено положениями ЖК РФ. Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

     13) Пункт 13.12 Устава, согласно которому решение общего собрания принимается простым большинством голосов от общего числа голосов, которыми обладают присутствующие на общем собрании члены товарищества, не соответствует ч. 4 ст. 146 ЖК РФ. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

     14) Пункт 13.13 Устава противоречит ст. ст. 45-48, 146 ЖК РФ и незаконно ограничивают права таена ТСЖ, установленные ЖК РФ. Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ). 15) Указанный в пп. 13.15.3, 13.15.4, 13.15.7 п. 13.15 Устава вопрос о принятии решений о предоставлении сервитутов или иных прав пользования общим имуществом в многоквартирном ломе», «введение ограничений на использование общего имущества» не относится к компетенции евшего собрания членов товарищества. Включение в Устав данных вопросов противоречит ч. 2 гг. 145, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ о компетенции общего собрания членов ТСЖ, общего собрания собственников помещений МКД.

     16) В пункте 13.17 Устава неверно дана ссылка на пп. 13.15.3, 13.15.4 и 13.15.7 Устава. Данная ссылка противоречит ч. 4 ст. 146, ч. 2 ст. 145 ЖК РФ.

     17) В подпункте 14.6.10 п. 14.6 Устава вместо слова - «Список» следует указать слово «Реестр» в соответствии со ст. 138 ЖК РФ.

     18) Подпункт 13.15.12 п. 13.15 Устава не приведен в соответствие с требованиями ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой при заключении договора управления с управляющей организацией ТСЖ осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.

     19) Пункт 14.2 Устава, согласно которому полномочия правления Товарищества, срок действия которых истек, сохраняются еще три месяца, не соответствует ч. 2 ст. 147 ЖК РФ (не более чем два года).

     20) Пункты 14.3,16.2 Устава, в которых указано, что в состав правления, ревизионной комиссии, не могут входить супруги, родители, дети, внуки, братья, сестры (их супруги) членов правления Товарищества,    ограничивают    права    члена    ТСЖ,    установленные    ЖК    РФ.    Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

     21) Пункт 14.4 Устава не соответствует ст.ст. 44-48, 146 ЖК РФ. Жилищным законодательством не предусмотрены выборы членов правления ТСЖ «тайным голосованием».

     22) Раздел 17 «Уполномоченное лицо» Устава не соответствует положениям ст.ст. 45-48, 146-149 ЖКРФ.

     6. В соответствии с ч.1 ст. 141 ЖК РФ, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

     Согласно абз.2 ч.2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

     Порядок ликвидации установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).

     Согласно ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

     В ст. 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

     Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные ст. 21 Закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 настоящего Закона.

     Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

     Просит суд ликвидировать товарищество    собственников    жилья    «Машиностроитель» <...>; обязать осуществить ликвидацию товарищества собственников      жилья «Машиностроитель» учредителей юридического лица (Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Анжеро-Судженска).

         Представитель истца - Государственной жилищной инспекции Кемеровской области Дягилев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

             Представитель ответчика ТСЖ «Машиностроитель» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщал, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

             Представитель ответчика КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Климантов Г.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие. Исковые требования признает в полном объеме.

                   Представитель третьего лица Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Кемеровской области, в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

             Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя представителей ответчиков, представителя третьего лица МРИ ФНС России №9 по КО.

                    Выслушав представителя истца, изучив доводы иска, признание иска КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

                   Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов

 Согласно пункту 1 статьи 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

 В силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

 Пунктом 2 указанной статьи ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано:

 по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

 по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

 Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

 Порядок ликвидации установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-03 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

 Исходя из смысла положения части 3, 4 статьи 8 ФЗ от 04.06.2011 года N123-ФЗ «О введении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»… жилищные инспекции имеют право проверять и, в случае необходимости, обращаться в суд с заявлением об оспаривании решений о создании и ликвидации тех ТСЖ, которые были созданы с нарушением еще до принятия и вступления в законную силу данного закона.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании некоммерческой организации Товарищества собственников жилья «Машиностроитель» <...>, учредителем юридического лица указан Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Анжеро-Судженска (л.д.13,14, 15-20).

 В соответствии с Уставом ТСЖ «Машиностроитель», утвержденным приказом КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа <...>, Товарищество создано в целях управления комплексом недвижимого имущества (общего имущества) в многоквартирном доме (л.д.24-41).

 Ликвидация ТСЖ «Машиностроитель» может быть произведена, в том числе, по решению суда (п. 19.3.4 Устава).

 Из акта проверки Государственной жилищной инспекции Кемеровской области юридического лица <...> следует, что в отношении ТСЖ «Машиностроитель» установлены нарушения требований законодательства:

     в нарушение ст. ст. 44-48, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственниками многоквартирных домов №№ 24, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35. 36, 37, 38,39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48. 50 по ул. 40 лет Октября, г. Анжеро-Судженск, общие собрания по выбору способа управления, созданию ТСЖ, утверждению устава ТСЖ не проводилось.

     в нарушение ч.ч. 2, 3 ст. 147, ч. 1 ст. 150 ЖК РФ не проведено избрание членов правления, председателя правления, ревизионной комиссии ТСЖ..,

     членство в ТСЖ «Машиностроитель» собственников не подтверждено документально, заявления собственников отсутствуют в нарушение ч. 1 ст. 143 ЖК РФ.

     в нарушение п. 9) ст. 138 ЖК РФ в ТСЖ «Машиностроитель» не ведется реестр членов ТСЖ.

     При проверке соответствия Устава ТСЖ «Машиностроитель» требованиям законодательства выявлены нарушения обязательных требований, установленных ЖК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно:

     1) Пункт 4.6 Устава противоречит ч. 2 ст. 44, ч. 2 ст. 145 ЖК РФ. К компетенции общего собрания членов ТСЖ не относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме третьими лицами. Решение данного вопроса относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

     2) Пункты 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.17, 13.9 Устава не соответствуют ч. 1. ст. 37, ч. 1 ст. 36, ст. ст. 42, 48, 146 ЖК РФ. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. При этом норма ч. 1 ст. 37 ЖК РФ носит императивный характер и не может быть изменена соглашением участников долевой собственности, членов товарищества, уставом. Порядок определения доли не может быть установлен на общем собрании членов товарищества. Доля в праве общей собственности на общее имущество не может быть разной в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме.

     3) Пункт 13.10 Устава не соответствует ст.ст. 146,45-48 ЖК РФ. Проведение общего собрания по группам членов товарищества в зависимости от вида помещений, принадлежащих им в МКД не предусмотрено положениями ЖК РФ. Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений ( ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

     4) В пункте 4.14 Устава предусмотрена обязанность члена товарищества, осуществляющего «отчуждение помещения», «предоставить приобретателю следующие документы:

     - данные о наличии или отсутствии задолженности по оплате расходов по содержанию помещения и общего имущества;

     - сведения о залоге имущества;

     - сведения о страховании общего имущества в многоквартирном жилом доме;

     - данные действующего бюджета и финансового отчета товарищества;

     - сведения о любых известных капитальных затратах, которые товарищество собирается произвести в течение двух предстоящих лет, и сведения о любых сборах и накоплениях, которые могут возникнуть в связи с этими затратами.

     Кроме того, в дополнение к этим сведениям предоставляются копии устава товарищества и сведения о его обязательствах перед товариществом».

     Данный пункт Устава не соответствует ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 30, ст. 143.1 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ, незаконно возлагает не предусмотренные законом обязанности собственника помещения.

     5) Указанный в п. 4.15 Устава вопрос о принятии решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, не относится к компетенции общего собрания членов товарищества и не может решаться по соглашению сторон. Включение в Устав данного вопроса противоречит ч. 2 ст. 145, п. 2) ч. 2 ст. 44 ЖК РФ о компетенции общего собрания членов ТСЖ, общего собрания собственников помещений МКД.

     6) Пункт 7.4 Устава противоречит ч. 2 ст. 1, ч.1 ст. 30, ст. 48 ЖК РФ, ст. ст. 209, 253 ГК РФ. При этом формулировка, указанная в п. 7.4 Устава, допустима только для совместной собственности. В данный пункт следует добавить после слов «на праве общей» слово «совместной».

     7) Пункты 7.5, 7.9 Устава не соответствуют ч.ч. 1, 2 ст. 143 ЖК РФ. Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

     8) Раздел 9 «Обязанности товарищества» Устава не соответствует требованиям ст. 138 ЖК РФ, при этом не указаны обязательные п.п.9), 10) ст. 138 ЖК РФ.

     9) Указанная в пункте 11.1.12 Устава обязанность члена товарищества устранять за свой счет ущерб, нанесенный имуществу других собственников либо общему имуществу членов товарищества лицом, проживающим с ним совместно, а также любыми другими лицами, занимающими принадлежащие ему жилые и/или нежилые помещения в соответствии с договором найма, аренды противоречит ч. 1 ст. 1064 ГК РФ согласно, которой вред, причиненный личности пли имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

     10) Подпункт 13.11 Устава не соответствует ч. 1.1 ст. 146, ч.ч. 1, 2 ст. 48 ЖК РФ. Положения статей 45-48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов ТСЖ. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально. При этом утверждение доверенности председателем не требуется.

     11) Пункт 13.6 Устава, согласно которому внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе «членов товарищества, обладающих 10 % и более голосов от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию» «органа местного самоуправления» противоречит установленному ст. ст. 45-48, 146 ЖК РФ порядку и незаконно ограничивает права члена ТСЖ, установленные ЖК РФ. При этом, согласно ст. ст. 146, 45 (ч. 2) внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников помещений в МКД.

     12) Пункт 13.10 Устава противоречит ст.ст. 45-46, 146 ЖК РФ. Голосование по группам членов товарищества, проведение общего собрания по группам членов товарищества в зависимости от зада принадлежащих им помещений в многоквартирном доме, не предусмотрено положениями ЖК РФ. Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

     13) Пункт 13.12 Устава, согласно которому решение общего собрания принимается простым большинством голосов от общего числа голосов, которыми обладают присутствующие на общем собрании члены товарищества, не соответствует ч. 4 ст. 146 ЖК РФ. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

     14) Пункт 13.13 Устава противоречит ст. ст. 45-48, 146 ЖК РФ и незаконно ограничивают права таена ТСЖ, установленные ЖК РФ. Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ). 15) Указанный в пп. 13.15.3, 13.15.4, 13.15.7 п. 13.15 Устава вопрос о принятии решений о предоставлении сервитутов или иных прав пользования общим имуществом в многоквартирном ломе», «введение ограничений на использование общего имущества» не относится к компетенции евшего собрания членов товарищества. Включение в Устав данных вопросов противоречит ч. 2 гг. 145, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ о компетенции общего собрания членов ТСЖ, общего собрания собственников помещений МКД.

     16) В пункте 13.17 Устава неверно дана ссылка на пп. 13.15.3, 13.15.4 и 13.15.7 Устава. Данная ссылка противоречит ч. 4 ст. 146, ч. 2 ст. 145 ЖК РФ.

     17) В подпункте 14.6.10 п. 14.6 Устава вместо слова - «Список» следует указать слово «Реестр» в соответствии со ст. 138 ЖК РФ.

     18) Подпункт 13.15.12 п. 13.15 Устава не приведен в соответствие с требованиями ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой при заключении договора управления с управляющей организацией ТСЖ осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.

     19) Пункт 14.2 Устава, согласно которому полномочия правления Товарищества, срок действия которых истек, сохраняются еще три месяца, не соответствует ч. 2 ст. 147 ЖК РФ (не более чем два года).

     20) Пункты 14.3,16.2 Устава, в которых указано, что в состав правления, ревизионной комиссии, не могут входить супруги, родители, дети, внуки, братья, сестры (их супруги) членов правления Товарищества,    ограничивают    права    члена    ТСЖ,    установленные    ЖК    РФ.    Жилищное законодательство основано на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

     21) Пункт 14.4 Устава не соответствует ст.ст. 44-48, 146 ЖК РФ. Жилищным законодательством не предусмотрены выборы членов правления ТСЖ «тайным голосованием».

     22) Раздел 17 «Уполномоченное лицо» Устава не соответствует положениям ст.ст. 45-48, 146-149 ЖКРФ.

 Анализируя представленные истцом доказательства, нормы права, регулирующие изложенное, суд приходит к выводу, что факт наличия нарушений при создании и деятельности ТСЖ «Машиностроитель» установлен, при этом эти нарушения носят неустранимый характер, имеются достаточные основания для ликвидации ТСЖ «Машиностроитель».

 Согласно ч.3 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

 В соответствии с законом суд считает необходимым назначить ликвидатором ТСЖ «Машиностроитель» КУМИ Администрации Анжеро-Судженского городского округа, являющегося учредителем данной некоммерческой организации, возложив на него обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица ТСЖ «Машиностроитель» в соответствии с действующим законодательством, которая должна быть завершена в срок шесть месяцев. После завершения процедуры ликвидации ТСЖ «Машиностроитель» запись о ликвидации указанного ТСЖ должна быть внесена в единый государственный реестр юридических лиц.

 Суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

 Р Е Ш И Л :

         Исковые требования Государственной жилищной инспекции Кемеровской области к Товариществу собственников жилья «Машиностроитель», Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Анжеро-Судженского городского округа о ликвидации удовлетворить.

         Ликвидировать товарищество собственников жилья «Машиностроитель», <...>

             Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области, <...>, осуществить ликвидацию товарищества собственников жилья «Машиностроитель».

             На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

         Председательствующий: