Дело № 2-88/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бурла 26 марта 2015 года
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Климук,
с участием помощника прокурора Бурлинского района И.В.Меденцева,
при секретаре Ворониной Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурлинского района в интересах ФИО1 ФИО7 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <данные изъяты> района Алтайского края о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25%, обязании произвести перерасчет заработной платы, внесении изменений в трудовой договор,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 ФИО8 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25%, обязании произвести перерасчет заработной платы, внесении изменений в трудовой договор, указав, что прокуратурой <адрес> по обращению работников МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности учреждения. Установлено, что ФИО1 работает в МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа». Заработная плата ему начисляется исходя из районного коэффициента 20%, что определено трудовым договором. Проверкой установлено, что ФИО1 районный коэффициент в нарушение закона начислялся не на минимальный размер оплаты труда, до которого должна быть увеличена заработная плата работника, а включен в размер МРОТ (определено трудовым договором), что является недопустимым. Кроме того, проверкой установлено, что работодателем при начислении заработной платы ФИО1 применен районный коэффициент в размере 20%, то есть без учета требований Постановления Правительства Российской Федерации № от 27.12.1997, в соответствии е которым применяемый размер районного коэффициента при начислении заработной платы на территории <адрес> должен составлять 25 %. Просил суд признать право ФИО1 на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25% и с момента вступления решения суда в законную силу и на период действия постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях <адрес>», признать право ФИО1 на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% на начисленную заработную плату, обязать МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> произвести перерасчет заработной платы ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% на начисленную заработную плату за период с декабря 2014 года по дату вступления в силу решения суда, обязать МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> внести изменения в трудовой договор, заключенный с ФИО1 в части размера оплаты труда, изменив процент районного коэффициента на 25%.
Помощник прокурора Бурлинского района Меденцев И.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, сведения об его надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в деле имеются, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> в судебное заседание не явился, сведения об его надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в деле имеются, от ФИО2 поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.
Представитель третьего лица комитета по образованию администрации <адрес>, представитель третьего лица - комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях <адрес>» не содержит императивных предписаний, то есть не устанавливает обязательный для применения в расчете заработной платы районный коэффициент, носит рекомендательный характер. Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера и входит в состав заработной платы работника. По своему содержанию правовые предписания в рассматриваемом постановлении имеют диспозитивный характер, то есть их наличие создаёт правовые границы, в рамках которых субъект правоприменения полномочен совершить определенные действия (принять или не принимать правовой акт об увеличении районного коэффициента до 1,25) или наоборот воздержаться от их совершения. Указанное в полной мере согласуется с конституционной нормой об обязательности исполнения постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации), поскольку выбор одной из возможных моделей поведения, в том числе и в форме бездействия, свидетельствует о реализации диспозитивной нормы и исполнении правового акта, в котором эта норма содержится.
Определением суда с учетом мнений лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчика и представителей третьего лица согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав помощника прокурора <адрес> Меденцева И.В., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и содержащие сведения о фактах, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 состоит в трудовых отношениях с муниципальным бюджетным образовательным учреждением «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> по настоящее время, что подтверждено трудовым договором и копией трудовой книжки.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 129 настоящего Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Статьей 133 Трудового Кодекса РФ установлено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 146 и ст. 148 Трудового Кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.315 Трудового Кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах с особыми климатическими условиями неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Как установлено в судебном заседании, и следует из представленных в деле материалов, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается сведениями налогового органа и уставом.
В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
<адрес>ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за № 325/24 17 августа 1971г. было принято постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972г. № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Бурлинского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Бурлинского района. Расходы, согласно постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. районный коэффициент к заработной плате на территории Бурлинского района определен в размере 1,25.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное постановление подлежит применению как соответствующее нормам Трудового кодекса.
Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановление №1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края, о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска о применении районного коэффициента в размере 1,25, поскольку постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня. Следовательно, доводы представителя третьего лица об отсутствии регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, и подлежат удовлетворению исковые требования о признании права истца на получение заработной платы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Новоандревская основная общеобразовательная школа»» Бурлинского района Алтайского края с учетом районного коэффициента в размере 25% с момента вступления решения суда в законную силу и на период действия постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда составляет 5554 рубля в месяц, с 01 января 2015 года – 5965 рублей в месяц.
Региональным соглашением между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», заключенным 14 февраля 2013 года, размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики установлен в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Таким образом, исходя из приведенных выше норм действующего трудового законодательства, размер ежемесячной заработной платы в 2014 году истца должен быть не менее 6942,50 рублей, в том числе 5554 рубля - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, 1388,50 рублей – районный коэффициент 1,25, в 2015 году - 7456,25 рублей, в том числе 5 965 рублей - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, 1491, 25 рублей – районный коэффициент 1,25.
Размер же начисленной заработной платы истцу ФИО1 составляет менее установленного законом размера, что подтверждается объяснениями представителя ответчика и информацией, содержащейся в расчетно-платежных ведомостях.
В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ. Таким образом, размер должностного оклада истца не может быть ниже установленного федеральным законом на основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимального размера оплаты труда.
Учитывая приведенные выше нормы закона, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора в части признании права ФИО1 на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% на начисленную заработную плату с момента вступления решения суда в законную силу и на период действия постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях <адрес>», обязании МБОУ «<данные изъяты> ООШ» <адрес> произвести перерасчет заработной платы ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% на начисленную заработную плату за период с декабря 2014 года по дату вступления в силу решения суда.
В части исковых требований об обязании МБОУ «Новоандреевская ООШ» <адрес> внести изменения в трудовой договор, заключенный с ФИО1, изменив процент районного коэффициента на 25% надлежит отказать, исходя из следующего.
Согласно ст. 72 Трудового Кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Заработная плата и условия труда устанавливаются законом и нормативными правовыми актами, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, агентств и служб. Суд в силу своей компетенции вправе давать оценку действиям работодателя, но так как размер районного коэффициента устанавливается не работодателем, а органами государства, оснований для изменения трудового договора суд не находит.
В силу требований ст.56, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, положений Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> суд взыскивает недоначисленную и невыплаченную заработную плату истца с работодателя.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бурлинского района в интересах ФИО1 ФИО9 удовлетворить частично.
Признать право ФИО1 ФИО10 на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25% с момента вступления решения суда в законную силу и на период действия постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях <адрес>».
Признать право ФИО1 ФИО11 на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% на начисленную заработную плату,
Обязать МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> произвести перерасчет заработной платы ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% на начисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления в силу решения суда.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» <адрес> в доход бюджета муниципального образования - <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд Алтайского края в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Бурлинского районного суда
Алтайского края Е.Н. Климук
Мотивированное решение изготовлено 31.03.2015