ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-891/2016 от 18.05.2016 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

2-891-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нерюнгри 18 мая 2016 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Боргеевой Н.А., при секретаре Хабировой Н.Г., с участием представителя ответчика ФИО1 по доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) ФИО2 по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нерюнгри к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в зеленой зоне,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Нерюнгри обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» об обязании принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов в зеленой зоне, указав, что прокуратурой г. Нерюнгри совместно с Нерюнгринским комитетом охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории муниципального образования «Нерюнгринский район». Проведенной проверкой было установлено, что в лесной зоне Нерюнгринского района в окрестностях г. Нерюнгри имеется наличие несанкционированных свалок:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Администрация муниципального образования «Нерюнгринский район» не организовывает сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, не производит очистку, рекультивацию земель района загрязненных несанкционированными свалками, не разрабатывает мероприятия, не принимает меры по уменьшению, пресечению, недопущению к несанкционированному складированию отходов, образованных в Нерюнгринском районе, на территории земель района. В связи с чем, прокурор г. Нерюнгри просит суд обязать администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» в течение сорока пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, в лесной зоне Нерюнгринского района в окрестностях г. Нерюнгри путем перемещения бытовых промышленных отходов на специализированный полигон для утилизации.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 заявила ходатайство об объявлении перерыва в связи с необходимостью изучения материалов дела, но после перерыва в судебном заседании, объявленного по ее ходатайству, в зал судебного заседания не явилась. В связи с чем, рассмотрение дела по существу было продолжено без участия помощника прокурора <адрес>.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала свои доводы, изложенные в письменном отзыве, просит в удовлетворении иска прокурору <адрес> отказать.

Так, из письменного отзыва на исковое заявление представителя <адрес>ной администрации следует, что всоответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-03 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, полномочия городского округа, не входящего в состав муниципального района, будут аналогичными полномочиям муниципального района, в том числе полномочиям муниципального образования «<адрес>». Федеральным законом № 131-ФЭ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления района и городского округа (п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16). Таким образом, правовой коридор по вопросам, рассматриваемых в рамках указанных полномочий органов местного самоуправления района и городского округа, будут аналогичным. Постановлением Конституционного суда РФ от 13.10.2015 №26-П суд признал пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. Таким образом, при рассмотрении данного спора подлежит применению Постановление Конституционного суда РФ от 13.10.2015 №26-П.

Несанкционированные свалки находятся на территории лесного фонда в границах муниципального образования «<адрес>» Республики Саха (Якутия), но при этом территориальное деление в границах государства носит разные виды собственности, и, как следствие, разные виды полномочий, обязательств и ответственности. Согласно примечанию к п. 7.8. «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», если не установлен собственник, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В соответствии со ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 11 ЗК РФ предусматривает, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Нормами Лесного кодекса РФ (ст. 84) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления только в отношении земель лесного фонда, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, органы местного самоуправления района владеют, распоряжаются и управляют землями лесного фонда, находящимися в муниципальной собственности.

Исходя из вышеизложенного, в отношении территорий, на которых расположены несанкционированные свалки, у ответчика отсутствуют полномочия, а следовательно, и какие - либо обязательства и ответственность. Ответчик не уполномочен предпринимать какие - либо меры по предотвращению или ликвидации несанкционированных свалок, в том числе направлять бюджетные средства.

Таким образом, предъявление прокуратурой г. Нерюнгри требований об обязании муниципального образования «Нерюнгринский район» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, нарушает права муниципального образования «Нерюнгринский район».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона 131-ФЭ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления района относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Так, с целью реализации возможности утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Нерюнгринского района были отведены земельные участки под полигоны и предоставлены в аренду специализированному предприятию муниципальному унитарному предприятию «Переработчик», деятельностью которого является вывоз и переработка ТБО и промышленных отходов на своих полигонах, сортировка и переработка вторичного сырья. Таким образом, ответчик полномочия в области утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Нерюнгринского района исполняет в полном объеме.

Прокуратура г. Нерюнгри в своем исковом заявлении сослалась на пп. 3.1, 3.2. СанПина 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». При этом настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Несанкционированные свалки не расположены в границах населенных мест.

В исковом заявлении имеется ссылка на п. 9 ст. 15 ФЗ № 131-Ф3, который регламентирует полномочия органов местного самоуправления района по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. То есть, деятельность по охране окружающей среды предусмотрена не только в отношении органом местного самоуправления района, но и разных субъектов правоотношений. Статья 72 Конституции РФ предусмотрено, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 6 Закона PC (Я) от 23.04.2009 688-3 № 267-IV «Об отходах производства и потребления на территории PC (Я)», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов; Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Таким образом, в полномочия органов местного самоуправления района не входят обязанности по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов. Полномочия муниципального района в области охраны окружающей среды ограничиваются территорией, на которой органы местного самоуправления района обладают соответствующими полномочиями. Спорный земельный участок таковым не является. Спорный участок располагается на территории лесного фонда (федеральная собственность).

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного Кодекса РФ.

К санитарно-оздоровительным видам мероприятий относится, в частности, очистка лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиационного. Очистка леса от захламления производится с учетом требований Закона «О санитарно-эпидемиологической безопасности населения» (ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.), которым предусмотрены полномочия только Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, видно, что между образовавшейся свалкой и исполнением (либо не надлежащим исполнением) своих полномочий муниципальным образованием «Нерюнгринский район» отсутствует причинно-следственная связь. В результате чего, требования Прокуратуры г. Нерюнгри не обоснованны, а потому в удовлетворении исковых требований Прокуратуре г. Нерюнгри следует отказать в полном объеме (т.2 л.д.12-16).

Представитель Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) ФИО6, действующий на основании доверенности, пояснил, что он, являясь сотрудником Министерства охраны природы, что он актировал факт нахождения указанных свалок, предоставил их в прокуратуру <адрес>.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Кроме того, по ходатайству представителя ответчика к материалам дела приобщено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №13-П от 26 апреля 2016 года, согласно которому Конституционным Судом РФ была рассмотрена жалоба администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данные нормы закона признаны Конституционным Судом РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования - не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

Согласно п.18 ч. 1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 14 ч.1 ст.15 этого закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что Неюнгринским комитетом охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), при участии помощника прокурора г. Нерюнгри составлены акты обследования территорий несанкционированных свалок на территории муниципального образования «Нерюнгринский район» с составлением план-схем мест расположения свалок с фотографиями к актам от ДД.ММ.ГГГГ (три акта), от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (три акта). При этом определены общая площадь загрязнения и засорения земель, средний объем бытовых отходов и мусора.

Согласно ответу Комитета земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ н. четыре точки расположения:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

С данными тремя позициями не согласно муниципальное образование «<адрес>» и в судебном заседании представитель ответчика на схемах на листах дел 87-89 тома 1 указала, что несанкционированные свалки находятся наземлях лесного фонда.

Данные пояснения подтверждаются: - актом обследования территории (т.1 л.д.54), план-схемой обследуемой территории (акватории) (л.д.55), фотографией (л.д.56), которые соответствуют схеме на листе дела 88, на которых видна несанкционированная свалка на обочине - на территории лесного фонда;

- актом обследования территории (т.1 л.д.44), план-схемой обследуемой территории (акватории) (л.д.45), фотографией (л.д.46), которые соответствуют схеме на листе дела 89, на которых видна несанкционированная свалка на обочине - на территории лесного фонда;

- актом обследования территории (т.1 л.д.24), план-схемой обследуемой территории (акватории) (л.д.25), фотографией (л.д.26), которые соответствуют схеме на листе дела 87, на которых видна несанкционированная свалка на обочине - на территории лесного фонда.

Согласно ст. 84 Лесного Кодекса РФ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления только в отношении земель лесного фонда, находящихся в муниципальной собственности.

Исходя из вышеизложенного видно, что в отношении территорий, на которых расположены несанкционированные свалки, у ответчика отсутствуют полномочия, а следовательно и какие - либо обязательства и ответственность.

В соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, и на органы местного самоуправления муниципального района не может быть возложена обязанность по их ликвидации за счет средств местного бюджета без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> об обязании администрации муниципального образования «<адрес>» принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в зеленой зоне отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться через 5 дней со дня окончания разбирательства дела.

Судья:

Мотивированное решение составлено судом 23 мая 2016 года.